Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные свойства пространства и времени.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Они вытекают из их характеристик как форм существования материи. Основные свойства пространства: 1.Протяженность – способность материальных тел существовать одно возле другого. 2.Однородность – отсутствие в нем каких-то единых точек 3.Изотропность – равноправность всех возможных направлений. Основные свойства времени: 1.Длительность – способность материальных тел существовать одно после другого. 2.Одномерность – означает, что время движется от настоящего к будущему. 3.Однородность времени – равноправие всех его элементов. Причем протяженность и длительность не просто свойства, а это сущности. Проявление пространства и времени специфично в микромире (природе, обществе т.д.). В этой связи можно выделить физическое пространство и время, психологическое, социальное, астрономическое. Пример: психологическое время связано с восприятием времени отдельным человеком. Для философии в осмыслении интересе вопрос о соотношении времени и вечности. Бердяев: Время разбивается на прошлое, настоящее и будущее и если подумать об этих 3-х частях, то оказывается, что их попросту нет. Настоящее – бесконечно малое мгновение, когда прошлого уже нет, а будущего еще нет. Оно как бы не обладает реальностью. Прошлое призрачно его уже нет. А будущее, его еще нет. Таким образом, получается, что нить разорвана на 3 части и реального времени как бы нет. В мире действует истинное время, в котором нет разрыва между прошлым, настоящим и будущим. Это время, т.е. существует в разуме человека, а не феноменально. Материя и дух – предел противоположности. Понятие материи. Понятие материи не достижимо человеку априори (вне опыта).Не с него как с понятия начинается формирование мировоззрения человека, и решено не в каждом индивидуальном мировоззрении оно имеется. Но если оно есть, то выступает, прежде всего, результатом самой мироосмысленности. Материя как понятие – это, прежде всего результат внутреличностного осмысления мира и его личности. Вопрос о сущности понятия материи затрагивает основы любого более или менее развитого, а тем более, философского мировоззрения и его обнаруживание при множественности индивидуальных мировоззрений на мир не может инициировать и множественности трактовок понятия материи. Вместе с ним философский плюрализм не исключает единства по каким-то важнейшим параметрам. Определений и понятий материи действительно множество. И можно составить их перечень. В нем окажется не один десяток определений, которые могут быть пригодны в тех или иных познавательных ситуациях. И главной сложность заключается в том, какое из них взять в качестве исходного. Многие современные философы считают, что в качестве исходного определения понятие материи - объективная реальность, существующая независимо от человека и отображаемая им. Приведенное определение материи максимально философично, поскольку оно характеризует материю через основной вопрос мировоззрения, а не через понятие вещества или набора его свойств, как это часто имело место в прошлом. При этом, определение материи через понятие вещества не отвергается полностью. Оно может и должно быть включено в ряд других, дополнить их, но все-таки главным должно оставаться философское определение. В приведенном определении понятия материи утрирует понятие сознания. Однако, в философской литературе при рассмотрении понятия материи содержание понятия сознания поясняется редко. В результате не используются многие возможности для представления о материи, наполнение ее мировоззренческого смысла. Одно из наиболее распространенных трактовок к понятию сущности сознания на сегодня может быть принято следующее: Сознание – высшее, свойственное только человеку и связанное с речью, головным мозгом, заключающееся в обобщенном целенаправленном и оценочном отображении действительности, в предварительном мысленном построении действии и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Данное определение относится к сознанию человека как индивида и на большее не претендует. Помимо индивидуального сознания современная наука выделяет общественное сознание. Кроме того, современная наука допускает существование форм инопланетного сознания. В настоящее время перед философией стоит активная задача дальнейшей разработки понятия сознания в его обобщенном виде, и на этой основе дальнейшего развития понятия материи. Затрагивая основной вопрос мировоззрения, иногда при соотношении материи и сознания понятие сознания наделяется понятием мышления. Это не совсем корректно. При рассмотрении, сознание не тождественно мышлению, поскольку помимо рационального познания, сознание включает в себя чувственное отражение действительности, а также совокупность человеческих эмоций и переживаний. Поэтому более точно соотносить материю с психикой (включает сознание и бессознание) или материю можно соотносить с философским понятием духа. На философскую проблему духа в нашей отечественной философии на многие десятилетия было наложено табу. Сейчас началось возвращение к забытому. В русской философии вызывает интерес начало 20 века. Бердяев К.А. «Дух имеет многие признаки, в том числе такие, которые рациональным путем нельзя удалить. Вследствие такой сложности духа как особенного феномена бытия, его определение в понятиях затруднительно. Дух не есть видимая вещь. Дух совсем не есть вещь среди вещей. Дух рассматривается в субъекте, а не в объекте. Дух есть иное, высшее качество существования, нежели существование душевное и телесное. Трехчленное понимание человека как существа духовного, душевного, интересного, имеет вечный смысл и должно быть сохранено. Это не означает, что в человеке есть духовная природа наряду с природой телесной и душевной. Это значит, что тело и душа человека могут выступить в ином порядке духовного существования, что человек может перейти из порядка природы в устройство смысла, из порядка разбора и вражды в порядок любви и объединения. Дух – есть божественный элемент в личности». Даль В. «Дух – бестелесное существо, обитатель невещественного и существующего мира, бесплатный житель недоступного поля духовного мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе высшую искру божества, ум, волю или же стремление к небесному». Радлов Э. «Дух означает начало, противоположность телу. А в противоположности душе дух означает высшие душевные способности разума. Такое понимание духа мы находим в русской философии начала прошлого века, которое дошло до нас в неизменном виде». Однако вернемся к пониманию материи. Приведенное в начале определение материи, которое часть называют гносеологическим определением, предполагает абсолютную противоположность материи и сознания. В гносеологическом плане материя и сознание выступают как абсолютные противоположности. 3 аспекта противоположности: 1)В гносеологических образах (чувственных и понятийных) нет самих материальных предметов, нет ни грамма вещественности от этих объектов. Гносеологические образы – особенный мир, субъективная реальность. 2)В сознании формируются модели, подлежащие опредмечиванию (материализации).Благодаря творческой природе сознания создаются идеологические образы не имеющие прямых аналогов в материальной действительности. 3)Состоит в зависимости индивидуального сознания от материального бытия, реалистическая конечность, смертность индивидуального сознания, и в этом отношении его полная противоположность материальному бытию. Вторая сторона определения материи это антологическая сторона. С антологической стороны материя есть субстанция. Следует признать, что в современной философии нет однозначного подхода к пониманию субстанции. Поскольку это не является нашей темой рассмотрения, поэтому, не погружаясь глубоко в эту проблему, отметим, что более целесообразно употреблять термин субстанции, прежде всего в общекатегоричном значении, связанным с противоположностью материализма и идеализма. Материализм исходит из понимания материи как единственной существующей субстанцией. Материя как субстанция не сотворима, неуничтожима, она вечна и бесконечна.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.224 (0.007 с.) |