Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научное познание (эпистиология).
Научная рациональность. Познавательная деятельность человека сформировалась задолго до возникновения науки, как специфического способа духовно-практического освоения действительности. Познавательный (когнитивный) элемент включен органически и во все вне научные способы духовной деятельности человека (религиозное, нравственное познание). Сама философия как специфический вид познавательной деятельности не совпадает полностью с наукой. Однако, если в других формах духовной деятельности когнитивная компонента является одной из составляющих процесса освоения мира, то в науке эта когнитивная компонента является основной и доминирующей подчиняющей себе все другие стороны духовной деятельности, поэтому особенности именно познавательной деятельности выступают в науке более рельефно и их изучение позволяет составить более полную картину познавательной деятельности человека в целом. Специфика научного познания наиболее полно и точно выражается в понятии научной рациональности. В самом общем виде рациональность есть постоянная апелляция к доводам разума, максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений, при принятии решении, касающихся судьбы познавательных рассуждений (утверждений). Рационализм противостоит с одной стороны эмпиризму, с другой сенсуализму. Различие между этими направлениями состоит в понимании основного источника познания. Для рационализма основным источником является разум, для эмпиризма – чувственный опыт, для сенсуализма - чувственные познавательные способности. Предпосылками научной рациональности (это связано с особенностями научного познания) является: 1)понятийная деятельность (освоение мира в понятиях, что позволяет науке выполнять основные познавательные функции (описание, объяснение и предсказание явлений определенной предметной области)) 2)доказательность 3)системность В основе доказательности и системности лежит логическая взаимозависимость научных понятий и суждений. 2) и 3), те качества, которые отличают научное познание от обыкновенного. В истории философии можно выделить ряд этапов в развитии представлений о научной рациональности: 1. Дедуктивистская модель научной рациональности, начиная с античности до начала нового времени. В этой модели научное знание выступает как дедуктивистская упорядоченная система положений в основе, которой лежат общие предпосылки, и все остальные положения выводились из этих общих посылок дедуктивным путем. Эвклид, Аристотель, Декарт.
2. Индуктивистская модель научной рациональности появилась с развития экспериментальных наук. Доминировала 17-19 века. Родоначальник Френсис Бэкон. В этой модели определяющим фактором обоснованности научного знания выступают опыт, факты, полученные в ходе наблюдения и эксперимента, а функции логики состоят лишь в установлении логикой зависимости положений разной общности от фактов. Во второй половине 19 века становится ясно, что индуктивистская логика не имеет надежного обоснования, и поэтому выводы, полученные на ее основе, не имеют вполне доказательного значения. 3. Критический рационализм. Сначала 20 века. Одним из главным идеологом был К. Поппер. Рациональность рассматривается как критическое отношение к результатам научных исследований с одной стороны, научное знание гипотетично – с другой. Оно подвержено ошибкам, которые в процессе научного познания должны элиминироваться (удаляться). «Метод догадок и опровержений». На практике оказался настолько жестким и упрощенным, что ни один реально работающий ученый ни смог по-настоящему следовать этому методу. 4.Вторая половина 20 века. Связан с работами Т.Кун, Лакатос, Файерабенда. Контуры этого понимания все более обозначаются и как одно из возможных определений научной рациональности предположено следующее. Научная рациональность характеризуется апелляцией к доводам разума и опыта, логической и методической упорядоченностью научного мышления, регулятивным воздействием на научное познание идеалов, норм, стандартов, заложенных в научной парадигме и имеющей частично историческую и культурную обусловленность. В научном познании имеет место и иррациональная компонента, иррациональный элемент есть во всех видах деятельности человека, и наука не исключение, но для науки доминирует рациональное начало (интуиция), творческое озарение (иррациональное).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.005 с.) |