Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные концепции рекреалогии.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Антропоцентрированные концепции. 2. Экономоцентрированные концепции.
1. Антропоцентрированные концепции.
Антропоцентрированные концепции связаны с деятельностью человека. В развитии науки концепция занимает крайнее место, под ней понимается руководящая идея какого-либо явления.
концепция à учение à наука
Основу антропоцентрированной концепции составляет гуманоцентрированная, которая ориентированна на потребности человека. ¨ Медико-биологическая концепция Организация отдыха, физического развития, спортивные и лечебно-профилактические мероприятия. ¨ Психологическая концепция Организация умственного отдыха и поднятие тонуса интеллекта. ¨ Социологическая концепция ¨ Социокультурная концепция Эти направления объединяет самоценность личности, состояние наиболее полного физического, социального и духовного благополучия. ¨ Концепции, влияющие на ориентацию туризма: ¨ Социокультурологические концепции Их особенностью является восприятие свободного времени, как сферы образования и социальной культуры, а также гражданских качеств. - расширение кругозора с помощью особых форм познания - межнациональный обмен духовными ценностями, как средство осознания единства человечества, единства его целей - пропаганда культурно-исторического наследия.
2. Экономоцентрированные концепции.
В экономоцентрированных концепциях человек рассматривается с точки зрения побуждения и влияния на окружение. ¨ политэкономическая концепция - простое воспроизводство рабочей силы - расширенное воспроизводство рабочей силы ¨ техноэкономическая концепция - наличие рекреационных потребностей рассматривается как побуждение для организации одной из отраслей непроизводственной сферы народного хозяйства ¨ натуроцентрированная концепция - рекреационная деятельность приобрела, все черты хозяйственной деятельности и оказывает существенное воздействие на природу.
Деятельностная концепция
1. Рекреационные потребности. 2. Рекреационная деятельность. 3. Рекреационное время. 4. Рекреационное пространство. 5. Взаимосвязь рекреационного времени и пространства.
Деятельностная концепция определяется направлениями, в которых рассматриваются занятия в свободное от работы и не приложенных занятий время. Рекреационная деятельность рассматривается как особый вид социальной деятельности – неотъемлемая часть образа жизни. Объектом рекреалогии является человек. Предметом исследования в деятельностной концепции является свободное от неприложенных занятий время.
1. Рекреационные потребности.
Потребность – это испытуемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития. Любые потребности проявляются в форме мотивов поведения: 1) познавательная деятельность 2) практическая деятельность Потребности бывают: - осознанными - мало осознанными (т.е. влечение)
Потребности /! \ /! \ индивидуальные (личные) рекреационные групповые / \ материальные духовные / \ / \ познавательные эстетические
Основу личных рекреационных потребностей составляет: - потребность в успехе - потребность в удовлетворении любопытства - потребность в сочувствии - психологически-сексуальные потребности - потребность в самоуважении - потребность в самовыражении - потребность в самоутверждении - потребность в увеличении объема и разнообразия впечатлений (т.е. познавательные потребности)
Рекреационные потребности: - потребность в восстановлении физических, моральных сил. - потребность в развитии всех качеств, которые были заложены воспитанием. - потребность в формировании и развитии духовных качеств. Формы выражения рекреационных потребностей: 1. Восстановление и сохранение здоровья людей (миграция).
Необходимо проводить компенсационно-профилактические мероприятия, направленные на ослабление отрицательных последствий интенсификации жизни. Потребность предупреждения отрицательных последствий обусловлена: - в образе жизни - в ускорении темпов жизни - стрессовыми ситуациями - гиподинамией - состоянием отчужденности Необходимо также производить гашение последствий отрицательных изменений в окружающей среде.
2. Потребность в экологических стимулах.
Необходимо отчуждение от социальных групп, от различных видов деятельности, от повседневности.
3. Потребности сопереживания и долга – стремление отдавать, делиться с другими, опекать и т.д.
4. Культурно-этнические потребности.
- ритуальные - религиозные - народные Танцы, игры, застолья и т.д.
5. Мода и стиль.
Рекреационные потребности сопровождаются бытовыми потребностями, например необходимостью приобретения чего-либо, экономическими потребностями, например дополнительный заработок. Вообще не существует «чистых» потребностей. Они всегда связаны друг с другом. Также как любая рекреационная культура связана с воспитанием. Соединения рекреационных потребностей обуславливает актуальность формирования рекреационной культуры: - влияние - семья - общество.
2.Рекреационная деятельность.
Рекреационная деятельность обладает как общими для любых видов человеческой деятельности, так и своими специфическими чертами. Рекреационная деятельность – это одна из обязательных сфер освоения и познания человеком окружающего мира и самого себя. Рекреационная деятельность выступает как сфера соприкосновения, взаимообмена общечеловеческой и национальной, городской и сельской культур, а также как смена среды, рода занятий и поведения.
Таким образом, личные, групповые потребности выступают для общества и его социальных институтов, как побудители к действию по: - изучению закономерностей удовлетворения рекреационных потребностей - познанию закономерностей удовлетворения рекреационных потребностей - поиску адекватных средств и мест для удовлетворения рекреационных потребностей - установлению трудовых ресурсов, которые позволяют осваивать эти рекреационные потребности - формированию привлекательных условий и средств. Таким образом, возникает отрасль отдыха. Если получится организация удовлетворения основных потребностей, то тут же получится организация вспомогательных потребностей, т.к. все потребности взаимосвязаны. Рекреационная деятельность, как отдыхающих, так и организаторов отдыха представляет собой процесс организации пространства и времени, то есть как деятельность создающая/созидающая, организующая, придающая некоторую упорядоченность. Для рекреационной деятельности типичны упорядоченность и одновременно периодичность. Они обусловлены как природными ритмами и циклами (суточными, сезонными, космическими), так и цикличностью (с чередованием труда и быта) социально-бытовой деятельности отдыхающих и общества (в частности организаторов отдыха). Поскольку чаще всего время и место формирования потребностей в рекреационной деятельности, и их реализации не совпадают, деятельность в целом носит циклический характер. Циклом называют конечный путь, начальные и конечные узлы которого совпадают. Узлами при этом выступают моменты смены деятельности по времени и месту трудовой деятельности, свободного времени, неприложенных занятий. Циклы – одна из характерных форм организованности. Среди циклов различают формы: 1) временные (смена времен года, суток) 2) пространственные (место отдыха) 3) пространственно-временные/единые (курорты; т.е. отдых в одних и тех же местах) 4) технологические (соревнования; т.е. связанные с какой-либо целью) Целесообразно говорить о характерных или естественных циклах (закономерности природы – день и ночь): 5) нормативные/регламентированные циклы Рекреационную деятельность можно представить как некоторую последовательность различных форм использования и создания свойств пространства (перемещения в пространстве), таким образом, рекреационная деятельность формирует рекреационное пространство. Простейший ограниченный некоторым отрезком времени акт рекреационного использования свойств пространства называют рекреационным занятием. Множество занятий в пределах нормативного отрезка нерабочего времени называют циклом занятий. По величине нормирующего отрезка времени различают следующие циклы: - суточный - недельный - отпускной/годовой - жизненный
3. Рекреационное время.
Говоря о деятельной концепции нельзя не вспомнить о рекреационном времени. Традиционно в качестве важнейших форм социального времени выделяют рабочее и нерабочее время. Рабочее время – время производства материальных и духовных благ в процессе общественно необходимого труда. Нерабочее время включает в себя: - затраты связанные с перемещением к месту работы и обратно, производство материальных благ. - затраты на домашний труд и самообслуживание - удовлетворение различных физических потребностей - свободное время (чем больше свободного времени, тем более высоко развито общество) - время бесцельного время провождения - рекреационное время Свободное время представляет собой часть нерабочего времени остающуюся у человека за вычетом неопределенных и неприложенных затрат. С точки зрения туризма, в свободное время не входит: - сон - уход за детьми - занятие домашним хозяйством Чрезвычайно важным моментом при анализе свободного времени является определение его роли и места в жизни общества и образе жизни. Так как представление о свободном времени является диалектичным, необходимо иметь понятие о том, что нужно компенсировать с более высоким показателем, чтобы оптимально увеличить полезный уровень. Рекреационное время – это часть социального времени личности, социальной группы используемая: - для сохранения человека - для восстановления человека - для развития физического и духовного здоровья человека - для интеллектуального совершенствования человека Право личности на развитие и самоутверждение, как носителя определенных культурных ценностей, понимание необходимости сохранения и передачи последующим поколениям всего накопленного ранее духовного и интеллектуального богатства – все это является обоснованием для определения истинной ценности времени человека на протяжении всего его жизненного цикла. Только на основе этого подхода может быть оценена социальная значимость рекреационного времени на протяжении всей жизни человека, включая детство и старость. Соотношение рекреационного времени с другими категориями социального времени по мере развития общества меняется. Характеристики и свойства рекреационного времени: - иерархичность - квантовость - функциональность - изменчивость
Иерархичность обусловлена разномасштабностью отрезков свободного времени в социальном времени. В рамках жизненных периодов формируется структура социального времени, т.е. определенный ритм в чередовании рабочего и нерабочего времени, свободного и рекреационного времени, и их величины или порции. Существуют суточные, недельные, годовые, жизненные периоды иерархичности.
Квантовость это отпускное время, «уик-эндовое», время и отрезки времени, выделяемые на рекреацию в течение будничного дня. Кванты в нерабочее время – 45 часов недельный период – 2 дня годовой период – 18-48 рабочих дней
Анализируя иерархичность и квантовость времени, необходимо учитывать и то, что существует два вида рекреационного времени – режимное и характерное. Режимное время определяется, прежде всего, социально – экономическими возможностями общества и сложившимися стереотипами поведения населения. Характерное время индивидуальное или групповое, обуславливается потребностями людей, особенностями их физиологии и психической организации, условий деятельности.
Функциональность рекреационного времени, всевозможные различные функции присущие различным видам деятельности.
Изменчивость рекреационного времени связана с исторической изменчивостью и функциональной вариацией.
4. Рекреационное пространство.
Рекреационное пространство – это часть социального пространства, используемого для осуществления рекреационной деятельности. Рекреационное пространство бывает реальное, материальное и ментальное, виртуальное. Соответственно можно говорить о рекреационном пространстве человека, группы, региона, страны, государства. Пространство формируется как отдыхающими, так и организаторами отдыха. Рекреационное пространство рассматривают с точки зрения функциональности, организованности, соответствия этого пространства желаниям людей.
Свойства рекреационного пространства: - многомерность - организованность - избирательность
Рекреационное пространство многомерно, что обусловлено: 1) разнообразием иерархических уровней субъектов деятельности 2) социально – культурной дифференцированностью отдыхающих 3) соотношениями между потребностями и возможностями их реализации 4) функциональными типами деятельности 5) природными, экономическими и техноорганизационными условиями осуществления деятельности. Многомерность пространства растёт с возвышением и расширением потребностей отдыхающих и умножением функций рекреационных образований. Организованность рекреационного пространства проявляется в наличии некоторой упорядоченности рекреационных мест, их дифференциации и локализации, дискретности обусловленной наличием нормированных и характерных пространств разного масштаба.
Элементы деятельности по организации рекреационного пространства: 1) освоение - оценка - охват, захват и присвоение рекреационного пространства 2) конструирование/комбинирование 3) рекомбинация 4) «изобретение» - нахождение принципиально нового занятия пространства 5) выбор места для реализации функции 6) подбор функций для данного места 7) расширение функций места
5. Взаимосвязь рекреационного времени и пространства.
Существует взаимосвязь между рекреационным пространством и рекреационным временем. Данная взаимосвязь проявляется в их дискретности, квантовости – наличии участков, ареалов рекреационной деятельности, ориентированных на отдых в течении дискретных, компактных отрезков рекреационного времени. Различным видам режимного времени (отпуск, уик-энд, рекреационное время рабочего дня), как и жизненному периоду, соответствуют соразмерные рекреационные пространства. Эта сопряженность обусловлена, прежде всего, объёмами свободного времени и возможностями отдыхающих выделить из него время на преодоление расстояний (транспортные передвижения).
ISMA
Курс лекций по предмету Рекреалогия
Выполнили студентки Группы 613 Пахомова Ольга Копылова Елена
Рига 2003
Антропоэкологическая концепция. 1. Сущность / основа концепции. 2. Структура сред человеческой деятельности. 3. Миграции изменения сред. 4. Реакция индивидуума на изменения сред (адаптация). Сущность концепции. Основу концепции составляет представление о важной роли окружающей среды в жизни человека / общества, в создании условий для наиболее полного физического, духовного и социального благополучия. С учётом сопоставления и противопоставления трудовой и рекреационной деятельности особое место занимает смена сред.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.35.129 (0.009 с.) |