Тема 2. 2. Международное налоговое право. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 2. Международное налоговое право.



 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Дайте определение понятиям «налоговый иммунитет» и «налоговая юрисдикция».

2. Изучите одно из действующих двусторонних соглашений заключенных РФ об избежании двойного налогообложения и определите основные принципы устранения двойного налогообложения (принцип территориальности, принцип резидентства). Составьте конспект.

 

II. План семинарского занятия

1. Понятие налогового права Европейского Сообщества. Источники налогового права ЕС: учредительные договоры, нормативные акты вторичного права, решения Суда ЕС.

2. Международное двойное налогообложение и основные методы его устранения.

3. Налоговые системы различных стран (страна по выбору студента).

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

При подготовке к первому вопросу семинарского занятия необходимо ознакомиться с учебным материалом, изложенным в главе 26 учебника «Европейское право», в которой авторы подробно рассматривают понятие налогового права ЕС, а также правовой механизм регулирования налогов в Европейском сообществе. В указанном учебнике приводится подробный анализ источников налогового права ЕС, особый интерес вызывают решения Суда ЕС, которые являются обязательными и имеют значении прецедента. Что касается правового регулирования механизма налогов в ЕС, то он во многом определяется сложившимися подходами к проведению интеграционной по­литики и выбором наиболее эффективных правовых средств достижения целей, установленных в учредительных договорах. Соответственно, правовой механизм регулирования налогов в ЕС представляет собой совокупность правовых средств, выбор ко­торых определяется целями налоговой политики и соотноше­нием налоговых полномочий институтов ЕС и государств-чле­нов. В основе налоговой политики лежит принцип гармонизации. В основе соотношения полномочий институтов ЕС и госу­дарств-членов лежит принцип субсидиарности.

Так же является целесообразным изучение учебного материала по данной теме в учебнике Г.В.Петровой, которая отмечает отличия в научных подходах к определению налогового права ЕС. Анализируя процесс гармонизации налоговых норм государств ЕС, автор приходит к выводу, что налоговое право ЕС представляет собой не только совокупность налоговых положений учредительных договоров и нормативно-правовых актов, принятых институтами ЕС, общих принципов европейского права, применяемых к налоговым отношениям, и решений Суда ЕС по налоговым вопросам, но включает в себя и национальное налоговое право.

При подготовке ко второму вопросу семинарского занятия и выполнении задания для самостоятельной работы необходимо уяснить следующее, что доходы, извлекаемые в одной стране и затем переводимые в другую (предпринимательские прибыли, дивиденды, проценты, роялти и т.д.), обычно облагаются налогами в обеих странах в соответствии с их законодательством. Если налогообложение таких доходов не координируется налоговыми властями обеих стран, может возникнуть «избыточное» по сравнению с национальными законами (двойное) налогообложение.

Международное двойное налогообложение - это обложение сопоставимыми налогами в двух государствах (или более) одного налогоплательщика в отношении одного объекта за один и тот же период времени, в результате чего возникают идентичность налогового платежа, тождественность объекта налогообложения, субъекта налогообложения и сроков уплаты налогов.

Двойное (т.е. излишнее) налогообложение сдерживает деловую активность предпринимателя и способствует повышению цен на товары и услуги, а также может привести к нежелательным изменениям в перемещении капиталов из одной страны в другую и общему снижению эффективности использования капиталов.

Осложнения с двойным налогообложением связаны с тем, что многие государства в своей налоговой политике стали применять прогрессивные налоговые ставки, т.е. повышение размера налога в зависимости от увеличения объекта обложения. Применение прогрессивных налоговых ставок обычно объясняется требованиями «налоговой справедливости» и имеет своей целью обложение по более высоким ставкам получателей особо высоких доходов или собственников капитала в особенно крупных размерах (по налогам на сделки прогрессия ставок применяется крайне редко). Поэтому прогрессивные ставки характерны только для налогов с общей суммы доходов или имущества налогоплательщика, т.е. конкретно для подоходных налогов, для на­логов на состояния (на общую сумму имущества) и для налогов на дары и наследства. Естественно, что при применении прогрессивных налоговых ставок в состав налогооблагаемых доходов (имущества) необходимо включать и доходы, получаемые за рубежом (имущество, находящееся за рубежом). И налогоплательщики с иностранными доходами (имуществом) получат преимущество перед налогоплательщиками, которые все свои доходы получают (имеют имущество) только внутри своей страны.

Подавляющее большинство стран, претендующих тем или иным образом на обложение налогами зарубежной деятельности своих граждан, одновременно предусматривают и соответствующие меры, чтобы смягчить или полностью устранить возникающее для них в результате такой практики двойное налогообложение. Для них выход видится в одном – уменьшить свои налоговые претензии.

Для смягчения (или устранения) эффекта двойного налогообложения, как правило, используют методы устранения двойного налогообложения.

Применяют как односторонние меры избежания двойного налогообложения, связанные с нормами внутреннего налогового законодательства, так и многосторонние меры, реализуемые с помощью соответствующих международных соглашений и конвенций.

 

Методы устранения международного двойного налогообложения приведены на рис. 1.

Рис. 1. Методы устранения двойного налогообложения

Применение вышеуказанных методов нашло свое отражение в заключенных Российской Федерацией соглашениях об избежании двойного налогообложения со многими государствами.

В настоящее время действует свыше 70 международных соглашений (конвенций, договоров). Наряду с соглашениями, заключенными Правительством Российской Федерации, продолжают действовать соглашения, заключенные правительством СССР.

Действующие международные соглашения России об избежании двойного налогообложения доходов и имущества существенно различаются по целому ряду вопросов, в том числе в отдельных соглашениях нередко используются особые понятия и термины.

Помимо общих международных соглашений об устранении двойного налогообложения действует ряд специальных двусторонних соглашений, главным образом по устранению двойного налогообложения в сфере международных (морских и воздушных) перевозок, заключенных правительством СССР. Такие соглашения заключены с Алжирской Народно-Демократической Республикой (от 11.06.88 года), Аргентинской Республикой (от 30.03.1979 года), Греческой Республикой (от 27.01.76 года), Иракской Республикой (от 26.09.74 года), Ирландией (от 17.12.1986 года), Французской Республикой (от 04.03.70 года).

Россия является членом Женевских дипломатических и консульских конвенций, а также многосторонней Конвенции об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения (Мадрид, 13 декабря 1979 года).

Самостоятельную группу составляют двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества Российской Федерации со странами – членами СНГ: Соглашение с Азербайджанской Республикой (от 03.07.97 года), Соглашение с Республикой Беларусь (от 21.04.95 года), Соглашение с Республикой Узбекистан (от 02.03.94 года; ратифицировано 24.04.95 года), с Украиной (от 08.02.95 года).

Таким образом, при ответе на вопрос семинарского занятия студентам необходимо раскрыть сущность каждого из вышеприведенных методов на примере конкретных соглашений и конвенций об избежании двойного налогообложения, список которых приведен в рекомендуемой литературе.

По третьему вопросу семинарского занятия необходимо раскрыть элементы налоговой системы выбранной страны с учетом конституционного устройства данного государства (федерация, конфедерация, унитарное государство), охарактеризовать основные налоги, взимаемые на территории страны, а также распределение их между бюджетами различных уровней, и раскрыть функции и полномочия органов власти, осуществляющих деятельность в налоговой сфере.

 

IV. Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные принципы международного налогового права?

2. Каковы основные виды международных налоговых правоотношений?

3. Назовите основные виды налогов ЕС.

4. В чем заключается применение принципа субсидиарности в европейском налоговом праве?

5. Назовите основные причины возникновения международного двойного налогообложения.

6. Каковы основные особенности налогообложения федеративных государств?

7. Каковы основные особенности налогообложения конфедеративных государств?

8. Каковы основные особенности налогообложения унитарных государств?

V. Рекомендуемая литература

Нормативные правовые акты:

1. Конвенция между Правительством РФ и Правительством Австрийской Республики от 13.04.2000 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" // Собрание законодательства РФ. - 2003 г. -N 5. - Ст. 381.

2. Конвенция между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 15.02.1994 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества" // Собрание законодательства РФ. – 1999 г. -N 27. -Ст. 3188.

3. Соглашение между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.1996 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" // Собрание законодательства РФ. 1998 г. - N 8. - Ст. 913.

4. Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Греческой Республики от 26.06.2000 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал" // Собрание законодательства РФ. - 2008 г. - N 9. - Ст. 820.

5. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Канады от 05.10.1995 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" // Собрание законодательства РФ. - 1997 г. - N 25. - Ст. 2805.

6. Договор между РФ и США от 17.06.1992 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" // Собрание законодательства РФ. - 1999 г. -N 16. - Ст. 1938.

7. Конвенция между Правительством РФ и Правительством Французской Республики от 26.11.1996 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество" // Собрание законодательства РФ. -1999 г. - N 21. - Ст. 2527.

8. Конвенция между Правительством РФ и Правительством Чешской Республики от 17.11.1995 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" // Собрание законодательства РФ. -1998 г. - N 4. - Ст. 431.

9. Соглашение между РФ и Швейцарской Конфедерацией от 15.11.1995 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" // Собрание законодательства РФ. -1997 г. - N 23. -Ст. 2666.

10. Конвенция между Правительством СССР и Правительством Японии от 18.01.1986 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы" // Сборник международных договоров Российской Федерации по устранению двойного налогообложения.- М.: СПАРК. - 1995. - С. 401 - 415.

11. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 03.07.1997 // Собрание законодательства РФ. - 2000 г. - N 20. - Ст. 2105.

12. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 // Собрание законодательства РФ. - 1997 г. - N 7. - Ст. 809.

13. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 02.03.1994 // Собрание законодательства РФ. - 1996 г. -N 13. -Ст. 1225.

14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов от 08.02.1995 // Собрание законодательства РФ. -2001 г. - N 9. - Ст. 787.

Основная литература:

1. Петрова, Г. В. Международное финансовое право: учебник для вузов / Г.В. Петрова. - М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2009.

2. Энтин, Л. М. Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека: учебник для вузов / отв. ред. Л. М. Энтин. - М.: Норма, 2007.

Дополнительная литература:

1. Шумилов, В.М. Международное финансовое право: учебник / В.М.Шумилов – М.: Международные отношения, 2005.

2. Ларютина, И.А. Основы международного налогового права / И.А.Ларютина // Актуальные проблемы юриспруденции: сб.научн.тр. №3. – Владимир, 2002.

3. Козырин, А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики / А.Н.Козырин. – М.,1993.

Тема 2.3. Международное банковское право.

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Дайте определения следующим понятиям: сеньораж, фидуциарные деньги, фиатные деньги, венчурный капитал.

2. Составьте краткий конспект по теме: Базельский комитет по банковскому надзору – основные задачи и цели деятельности.

 

II. План семинарского занятия

1. Источники международного банковского права. Источники банковского права ЕС.

2. Инструменты денежно-кредитной политики и операции Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ).

3. Банковские системы различных стран (страна по выбору студента).

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

Внешним проявлением неоднородного, комплексного характера международного банковского права (МБП) выступает наличие разных по своей природе источников права, формирующих данную правовую систему. Источник права выступает как форма выражения правовых норм. Для международного банковского права характерны такие источники как: международные договоры, международные обычаи, внутригосударственное законодательство, а в рамках ЕС – учредительные договоры, акты изданные институтами ЕС, прецеденты судебных органов ЕС.

Международные договоры представляют собой соглашения государств относительно содержания договорных норм и признания таких норм в качестве юридически обязательных для государств – участников договора. Государства – участники могут выполнять свои международные обязательства путем прямой инкорпорации международного договора в свое внутреннее право или же путем издания отдельных внутригосударственных актов на его основе. На современном этапе в международном банковском праве решающую роль играют международные договоры, которые позволяют создать унифицированные нормы международного банковского права не только коллизионно-правового, но и материально-правового характера. Тем самым создаются предпосылки для единообразия правоприменительной практики, и как следствие развитие банковских финансовых отношений между государствами. К международным договорам относятся: Римский договор 1957г., в котором заложены основы ликвидации всех преград на пути свободного передвижения людей, товаров, услуг, капитала и создания Европейского экономического сообщества; Маастрихтский договор 1992г., в котором заложены основы по урегулированию денежной и политической систем европейских стран, в т.ч. ответственность за денежно- кредитную политику Евросоюза была возложена на Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ), в составе Европейского центрального банка (ЕЦБ), также в договоре были одобрены пять критериев, которым должны удовлетворять страны, вступающие в Европейский валютный союз; Нью-Йоркская конвенция ООН 1995г. «О независимых гарантиях и резервных аккредитивах», Нью-Йоркская конвенция ООН 1988г. «О международных переводных и международных простых векселях».

Международные обычаи отличаются от договоров тем, что носят неписаный характер. Нормативное содержание обычая формируется в практике на протяжении длительного времени и выступает как доказательство «всеобщей практики». Наряду с нормативным содержанием формируется и элемент юридической обязательности, которая выступает как молчаливое признание за ним юридической силы. Сложность природы международного обычая заключается в том, что определить четкую временную границу признания и его юридически обязательным можно только эмпирическим путем. Это находит отражение в правоприменительной практике: в решениях международных судебных и арбитражных органов, в резолюциях международных организаций. Документы выступают в качестве подтверждения существования международного обычая в целом или наличия его отдельных элементов. Международные обычаи были реализованы в таких документах как: Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов в редакции 1993г., Унифицированные правила по инкассо в редакции 1995г., унифицированные правило по договорным гарантиям 1978г., Унифицированные правила для гарантий по требованию 1992г.

Внутригосударственное законодательство играет существенную роль в формировании норм международного банковского права. При подготовке к семинарскому занятию необходимо на примере любой страны по выбору студента привести примеры указанного законодательства.

В последнее время все более существенное влияние приобретает такой источник международного банковского права, как нормативно-правовые акты международных организаций на территории их государств-участников. Примером такой организации является Европейский Союз. Органы ЕС наделены правом принимать акты, носящие юридически обязательный характер для государств - членов ЕС. Совокупность таких актов, регулирующих банковскую деятельность в рамках ЕС, получила название европейского банковского законодательства. При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить главу 27 «Банковское право ЕС» учебника «Европейское право» (под ред. Л.М.Энтина) в которой содержатся характеристика источников банковского права ЕС, а также принципов и методов регулирования банковской деятельности.

При подготовке ко второму вопросу семинарского занятия необходимо иметь в виду, что Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) – это международная банковская система, состоящая из наднационального Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Национальных центральных банков (НЦБ) государств – членов Европейского Экономического Сообщества. Существование этой системы является неотъемлемой частью процесса образования Европейского экономического и валютного союза.

В Уставе ЕСЦБ (статьи с 17 по 24) определены инструменты денежной политики и операции, осуществление которых позволит системе решить возложенные на нее задачи. Основные инструменты денежной политики ЕСЦБ: проведение операций на открытом рынке, регулирование дисконтной ставки путем проведения депозитно-ссудных сделок и установление минимальных резервных требований для кредитных институтов.
Основной объект регулирования при проведении этих операций – ликвидность кредитных учреждений, которая непосредственно влияет на спрос и предложение денег в экономике, тем самым существенно воздействуя на темпы инфляции.

Одинаковые для всех стран – участников «зоны евро» условия проведения этих операций дают информацию участникам денежного рынка об основных направлениях денежно-кредитной политики Европейского экономического и валютного союза и обеспечивают ее единство. К операциям ЕЭВС допускаются кредитные учреждения, отвечающие следующим квалификационным требованиям: устойчивость, эффективное управление, широкие операционные возможности. В список кредитных институтов, которые должны выполнять минимальные резервные требования, входят более 8 тысяч кредитных организаций Еврозоны, причем свыше 4 тысяч из них имеют доступ к депозитно-ссудным операциям, а около 3 тысяч участвуют в операциях по рефинансированию. Проведение операций на открытом рынке играет важную роль в денежно-кредитной политике ЕСЦБ с целью влияния на величину процентной ставки, управления общей ликвидностью денежного рынка и прогнозирования возможных трудностей в проведении денежной политики. Для проведения операций на открытом рынке в распоряжении ЕСЦБ находятся четыре финансовых инструмента. Самым важным из них являются операции по рефинансированию, применяемые на основе соответствующих соглашений о перепродаже кредитов или заложенных займов. ЕСЦБ может также осуществлять эмиссию долговых сертификатов, операции по обмену иностранной валюты и привлечение депозитов на ограниченный срок. Возможно также проведение операций на основе стандартных тендеров, срочных тендеров или двусторонних процедур. В зависимости от цели, повторяемости и принимаемых шагов, операции на открытом рынке, осуществляемые ЕСЦБ, можно подразделить на четыре основные категории:

Главные операции рефинансирования играют центральную роль в регулировании процентных ставок, управлении объемом ликвидности на рынке и разъяснении смысла проводимой ЕЦБ кредитно-денежной политики. Именно эти операции обеспечивают основную часть рефинансирования частного сектора. Отличительные черты главных операций рефинансирования состоят в следующем:

-«работают» лишь в одном направлении, в сторону передачи частному сектору дополнительных ликвидных средств;

-проводятся регулярно, каждую неделю;

-имеют обычно срок погашения, составляющий две недели;

-операции осуществляются децентрализовано, через Национальные центральные банки;

-доступ к ним предоставляется на основе стандартных тендеров;

-все контрагенты, отвечающие общим критериям участия в тендерах, могут представлять заявки на участие в них;

-в качестве залога принимаются активы как первой так и второй категории.

Долговременные операции рефинансирования призваны обеспечить требуемый уровень рефинансирования долгосрочных операций. Они не служат средством регулирования процентных ставок и предоставляются на основе текущих рыночных ставок, поэтому обычно проводятся тендеры на основе варьируемых процентных ставок. Лишь при исключительных обстоятельствах ЕСЦБ может проводить тендеры на основе фиксированных процентных ставок. Используя эти операции, ЕСЦБ не намерен оказывать какое-либо давление на денежный рынок, и будет выступать как обычный получатель ссудного процента. Объем этих операций ограничен и относительно невелик.
Отличительные черты долговременных операций рефинансирования:

-служат средством предоставления ликвидности;

-проводятся регулярно, каждый месяц;

-имеют обычно срок погашения, составляющий три месяца;

-осуществляются децентрализовано, через Национальные центральные банки;

-проводятся на основе стандартных тендеров;

-все контрагенты, отвечающие общим критериям участия в тендерах, могут подавать заявки на участие в них;

-в качестве залога, в принципе, могут приниматься активы и первой, и второй категорий. Однако с согласия Совета Управляющих ЕЦБ Национальные центральные банки имеют право накладывать определенные ограничения, касающиеся как размера, так и состава залога.

Обратные операции проводятся с использованием инструмента обратных трансакций (путем проведения дополнительных обратных сделок, продажи и покупки активов на условиях простых форвардных сделок), кроме того, ЕСЦБ может принимать вклады и проводить валютные операции «своп». Цель данных операций – оказать воздействие на положение с ликвидностью на рынке и процентные ставки, в частности, чтобы сгладить влияние неожиданных изменений в объеме ликвидности на рынке на процентные ставки. Потенциальная важность быстрых действий обусловливает стремление ЕСЦБ сохранить высокую степень гибкости в выборе процедур и конкретных форм данного типа операций. Обратные операции имеют следующие особенности:

-могут применяться как для предоставления, так и для изъятия ликвидных средств;

-могут быть как регулярными, так и не регулярными;

-имеют срок погашения априори, который не регламентируется;

-операции, имеющие целью предоставление ликвидности, обычно проводятся на основе быстрых тендеров, хотя при этом не исключена и возможность применения двусторонних процедур;

-операции, имеющие целью поглощение ликвидности, как правило, проводятся через двусторонние процедуры;

-обычно осуществляются децентрализованно, через Национальные центральные банки (при исключительных обстоятельствах Совет Управляющих ЕЦБ может принять решение о проведении двусторонних обменных операций непосредственно ЕЦБ);

-ЕСЦБ может отобрать ограниченное число контрагентов для проведения данного типа операций;

-в качестве залога принимаются активы как первой, так и второй категории.

Структурные обратные операции относятся к прерогативе ЕСЦБ и осуществляются путем эмиссии долговых сертификатов, обратных сделок, покупки и продажи активов на условиях простого форварда. Эти операции проводятся на открытом рынке с целью корректировки структурного положения ЕСЦБ в отношении частного сектора. Они характеризуются следующими моментами:

-осуществляются с целью предоставления ликвидности;

-проводятся регулярно или не регулярно;

-имеют срок погашения, который априори не регламентируется;

-проводятся на основе стандартных тендеров;

-осуществляются децентрализованно, через Национальные центральные банки;

-все контрагенты, отвечающие общим критериям, могут подавать заявки на участие в данном типе операций;

-в качестве залога принимаются активы как первой, так и второй категории.

Активы первого класса включают рыночные долговые инструменты, удовлетворяющие общим критериям надежности, установленным ЕЦБ для всей «зоны евро». Активы второго класса – это рыночные и нерыночные долговые инструменты, ценные бумаги и нерыночные финансовые инструменты, критерии надежности которых устанавливаются Национальными центральными банками в соответствии с требованиями ЕЦБ.
С точки зрения надежности при проведении денежной политики различий между инструментами обоих классов нет (за исключением того, что активы второго класса не используются ЕЭВС в простых форвардных сделках). Основная часть активов (75%), используемых в операциях ЕЭВС, представлена правительственными ценными бумагами; на ценные бумаги, выпущенные кредитными учреждениями, приходится 18%, корпоративным сектором – 4%; оставшиеся 3% выпущены национальными центральными банками.
Ставка по первой основной операции рефинансирования была установлена в 3%. В настоящее время (с 11 октября 2000г.) эта величина составляет 4,75%.
Специфические черты имеют и депозитно-ссудные операции ЕСЦБ, которые играют важную роль в регулировании ликвидности банковских институтов. ЕСЦБ предлагает два постоянно действующих вида операций:

-«дополнительные кредитные операции», позволяющие кредитным институтам привлечь предельный кредит овернайт НЦБ с целью достижения необходимого уровня дневной ликвидности против залога собственных активов с заранее установленной процентной ставкой (процентная ставка в этом случае будет максимально возможной для данного рынка однодневных кредитов);

-«депозитные операции», дающие возможность банковским институтам размещать на счетах НЦБ депозиты овернайт с начислением процентов по заранее установленной процентной ставке (следует отметить, что заработать на этом удастся немного – процентная ставка опустится до отметки, минимально возможной для данного рынка).

Данные операции следует рассматривать во взаимосвязи, как единую систему, посредством которой кредитные учреждения могут пополнять свою ликвидность или, напротив, уменьшать ее в краткосрочном плане на условиях овернайт.

Депозитно-ссудные операции ЕЦБ проводятся по инициативе банковских институтов. При проведении антиинфляционной политики ЕСЦБ опирается и на такой инструмент, как минимальные резервные требования к кредитным учреждениям. Эти требования выполняют две взаимосвязанные функции: стабилизации процентных ставок денежного рынка и оказания влияния на структуру ликвидности банковской системы. Механизм минимальных резервных требований оставляет значительные возможности для регулирования ликвидной позиции банков рыночными методами на ежедневной основе, позволяет проводить краткосрочные арбитражные операции и поддерживать необходимый уровень прибыльности. Это достигается тем, что резервные требования ЕСЦБ к кредитным учреждениям должны быть выполнены исходя из средней за месяц, а не ежедневной позиции. При этом соответствующий месяц начинается с 24-го календарного дня каждого месяца и заканчивается на 23-й день следующего месяца.
Система минимальных резервных требований, функционирующая в странах «зоны евро», опирается на следующие принципы:

Во-первых, резервные требования применяются ко всем кредитным институтам.

Во-вторых, резервное требование к каждому конкретному кредитному институту устанавливается путем применения резервной ставки (в настоящее время – 2%) к обязательствам в формах: 1) депозитов овернайт; 2) депозитов с согласованными сроками погашения или погашаемых при уведомлении со сроком до двух лет; 3) аналогичных в смысле срока погашения долговых ценных бумаг; 4) ценных бумаг денежного рынка.

В-третьих, при установлении суммы резервных требований предусмотрен следующий порядок расчетов. Если кредитное учреждение не в состоянии представить подтверждение по сумме обязательств в форме долговых ценных бумаг со сроком до двух лет и ценных бумаг денежного рынка, разрешается применять стандартный расчет исходя из 10% от суммы вышеуказанных обязательств. При исчислении конечного резервного требования каждый кредитный институт может сделать вычет из полученного по закону результата в размере 100 тысяч евро. На хранящиеся на счетах ЕСЦБ обязательные резервы начисляются проценты на уровне средней ставки для основных операций по рефинансированию, - т. е. в соответствии с рыночными условиями.

В-четвертых, кредитный институт вправе обратиться к Национальному центральному банку страны – члена ЕСЦБ, для которой он является резидентом, за разрешением выполнять резервные требования через посредника.

Проведение ЕСЦБ комплексной антиинфляционной политики позволило обеспечить стабильность цен при переходе к единой валюте. С января по май 1999г. в государствах «зоны евро» темп роста цен на потребительские товары составлял 1% в годовой исчислении, тогда как в США – 2,1%, в Канаде – 1,5%, а в среднем для группы индустриальных стран – 1,2%. Существенное повышение роли операций с ценными бумагами в рамках системы, особенно их активное использование в качестве обеспечения, свидетельствует о том, что при проведении операций первостепенное внимание уделяется надежности. Это создает психологический климат уверенности на денежном и финансовом рынках, что объективно снижает инфляционные ожидания в экономике.

При подготовке к третьему вопросу семинарского занятия необходимо раскрыть состав банковской системы страны, уделив особое внимание правовому положению, целям, функциям и полномочиям центрального (национального) банка государства.

 

IV. Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные характеристики правового положения и статуса центральных (национальных) банков США, Англии, Японии?

2. Дайте определение системы правовых институтов международного банковского права.

3. Назовите состав банковской системы США, Германии, Великобритании, Франции, Японии.

4. Дайте понятие Европейской системы центральных банков (ЕС ЦБ).

5. Назовите основные органы управления ЕС ЦБ.

6. Каковы основные цели и принципы деятельности органов управления ЕС ЦБ.

7. В чем заключается сущность интеграционного регулирования проведения расчетных операций на едином внутреннем рынке ЕС?

8. Дайте понятие клиринговой системы и клиринговой операции.

9. Какими международными нормативно-правовыми актами регулируется порядок проведения клиринговых, кредитных, расчетных и операций с ценными бумагами в рамках ЕС?

 

V. Рекомендуемая литература

Нормативные правовые акты:

1. Договор о Европейском Союзе (Вместе с Протоколом об уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка) (Подписан в г. Маастрихте 07.02.1992) / Единый европейский акт. Договор о Европейском союзе.- М.: Право, 1994. -С. 45 - 246.

2. Рамочное соглашение между Российской Федерацией и Европейским инвестиционным банком, регулирующее деятельность Банка в Российской Федерации // Собр. законодательства РФ. - 2006. - № 8. - Ст. 856.

3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Северным инвестиционным банком о финансовом сотрудничестве // Собр. законодательства РФ. - 2000. - № 5. - Ст. 465.

Основная литература:

1. Петрова, Г. В. Международное финансовое право: учебник для вузов / Г.В. Петрова. - М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2009.

2. Энтин, Л. М. Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека: учебник для вузов / отв. ред. Л. М. Энтин. - М.: Норма, 2007.

Дополнительная литература:

1. Шумилов, В.М. Международное финансовое право: учебник / В.М.Шумилов – М.: Международные отношения, 2005.

2. Иванов, А.Н. Платежные услуги американских банков / А.Н.Иванов // Деньги и кредит. – 1997. - №9.

3. Ефимова, Л.Г. Банковские сделки / Л.Г.Ефимова. – М., 2005.

4. Вишневский, А.А. Банковское право Англии / А.А.Вишневский. – М., 2000.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.211.141 (0.11 с.)