Тема 1.2. Понятие и сущность международного финансового права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.2. Понятие и сущность международного финансового права.



 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Дайте краткий анализ теоретических подходов к доктрине международного финансового права.

Составьте конспект.

 

II. План семинарского занятия

1. Методы правового регулирования в международном финансовом праве.

2. Основные виды международных финансовых отношений, регулируемых нормами и принципами международного финансового права.

3. Система российской науки международного финансового права.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

Ученые – юристы в сфере международного финансового права в основном придерживаются той точки зрения, что предметом международного финансового права являются международные финансовые отношения, но не вся совокупность этих отношений, а только их часть.

Доктор юридических наук, профессор В.М.Шумилов указывает, что международным финансовым правом регулируются следующие группы отношений:

- отношения между государствами, международными организация­ми no поводу трансграничного движения финансовых ре­сурсов;

- отношения между публичными лицами по поводу внутренних правовых режимов, в рамках которых вращаются финансовые ресурсы и взаимодействуют между собой частные операторы (и приравненные к ним, т.е., например, государства, которые со­вершают те же действия и преследуют в международной финан­совой системе те же цели, что и частные операторы).

Имеется в виду, что трансграничное движение финансовых ресур­сов так или иначе обслуживает международную торговую систему и международную инвестиционную систему, но в то же время пред­ставляет собой самостоятельное явление.

Примерами конкретных правоотношений, которые находятся в сфере регулирования посредством международного финансового права, могут быть правоотноше­ния, касающиеся:

- бюджетных дефицитов / профицитов;

- форм международных расчетов;

- состояния платежного баланса;

- соотношения валют и принципов формирования валютного курса;

- предоставления кредитов;

- условий погашения или реструктуризации государственного долга;

- условий оказания финансовой помощи;

- надзора за деятельностью коммерческих банков;

- общих подходов к борьбе с отмыванием денег, полученных преступным путем;

- изменения или унификации внутреннего законодательства по вопросам финансовой проблематики.

Г.В.Петрова выдвигает теорию, что вопрос о природе международного финансового права следует решать, прежде всего, с учетом характера регулируемых им отношений, которые можно понимать в широком и узком смысле.

В широком смысле международное финансовое право представляет собой совокупность норм международной и национальной принадлежности, регулирующих финансовые операции любого рода, при условии, что эти финансовые операции выходят за преде­лы правовой системы одного государства. Исходя из такого понимания получается, что международное финансовое право охватывает самые разно­родные правоотношения, как публичные, так и частные.

В узком смысле международное финансовое право означает совокупность норм, кото­рые регулируют организацию международных финансовых отношений, главным образом оборота мировых финансов. При таком подходе клиринговые операции международной валютно-расчетной системы будут являться нормами меж­дународного частного права, а нормы, например, между­народного банковского и страхового надзора, финансово­го мониторинга будут являться нормами международного публичного права.

К разряду дискуссионных в науке международного финансового права и финансового права относятся вопросы о юридической природе и грани­цах финансовых правоотношений, то есть финансовых от­ношений, урегулированных правом. Одни ученые считают, что публичные финансы и финансовые правоотношения воз­никают в сфере государственного и корпоративного управ­ления при распределении и перераспределении финансо­вых ресурсов на торговые и инвестиционные цели. Другие рассматривают финансы и финансовые правоотношения как смешанную категорию публичного и частного интереса, включая в состав финансов все виды денежного обращения, в том числе денежные отношения на стадиях обмена.

Доктрина публичного права исходит из определения меж­дународных финансовых правоотношений как сугубо власт­ных, управленческих и организационных, оставляя на по­следнем плане их имущественный характер. Тем самым она придерживается точки зрения, что мировые финансы опо­средуют только перераспределительные отношения (нало­говые, контрольные). Современная доктрина международного финансового права расши­ряет сферу международных финансовых правоотношений, показывая, что контроль за распределением мировых фи­нансов на уровне публичных и частных субъектов (расче­ты, рынок финансовых услуг, валютный рынок, кредитные отношения и др.) имеет прямое влияние на перераспреде­ление финансов через правовой механизм регулирования международного финансового оборота.

Хотя международное перераспределение финансов и их обмен отражают разные виды движения финансовых средств, международный финансовый надзор за соблюдением норм международного финансового права единый. Поэтому с точки зрения единства международ­ной финансовой дисциплины и контроля логично относить разные по характеру денежные отношения, возникающие на разных стадиях оборота мировых финансов, к междуна­родным финансовым правоотношениям. Разные виды меж­дународных финансовых отношений, выраженные в различ­ных экономических формах (ценные бумаги, инвестиции, валютные операции, налоги, страховые выплаты, кредиты, расчеты) с позиций международного финансового права являются объектом международ­ного финансового мониторинга.

Г.В.Петрова относит к предмету регулирования международного финансового права следующие основные виды международных финансовых отношений:

- международные денежные обязательства, возника­ющие при передаче одним государством другому де­нежных средств с целью пополнения его валютных резервов и обеспечения стабильности национальной денежной системы;

- международные кредитные отношения, возника­ющие при международном передвижении опреде­ленной стоимости на условиях возврата и уплаты процентов;

- международные валютно-расчетные отношения, осуществляемые государствами для поддержания на определенном уровне курсового соотношения их валют для организации системы валютного оборо­та и расчетов между ними;

- международные налоговые отношения, формирую­щиеся между государствами для организации меро­приятий, направленных на регулирование порядка налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов;

- международные страховые отношения, обеспечива­ющие условия страхования коммерческих и финан­совых рисков и подкрепленные мерами внутригосу­дарственного обязательного страхования с созданием публичных фондов возмещения страховых выплат (на­пример, страхование иностранных инвестиций); международные долговые отношения по погашению внешних долгов государств друг перед другом и ор­ганизации международного рынка долгов; международные отношения по взаимной помощи го­сударств в предотвращении легализации незаконно полученных доходов.

Как было указано ранее, В.М.Шумилов к предмету международного финансового права относит и внутренние правовые режимы. В своем учебнике он отмечает, что в между­народных финансовых отношениях одним из главных препятствий в установлении и развитии сотрудничества между государствами и частными лицами этих государств может стать внутреннее право, национальные правовые режимы.

Как показывает практика, на состояние правопорядка в международных финансовых системах, в частности, влияют:

- степень открытости внутренних (национальных) финансовых систем, отражаемая внутренним правом; другими словами, высота «административно-финансовых границ», препятствующих про­никновению иностранного элемента;

- правовой статус банков, бирж, других операторов, который установлен в государствах;

- правовой статус национальных и иностранных валют, прочих финансовых инструментов.

Очевидно, что именно эти и подобного рода вопросы могут стать и становятся сферой концентрации межгосударственных и частных интересов, прежде всего они должны выноситься и выносятся на совместное регулирование.

Однако очевидно и другое: только часть сталкивающихся интере­сов удается состыковать, и поэтому только часть этих вопросов под­падает пока под международно-правовое регулирование в рамках международного финансового права.

Задача международного финансового права - создать между­народно-правовой режим трансграничного движения финансов, сов­мещения национальных финансовых систем, в том числе путем унификации внутренних правовых режимов.

Наиболее дискуссионным вопросом в науке международного финансового права является вопрос о ее принадлежности.

Предметом обсуждения является вопрос, следует ли рассматривать международное финансовое право как отрасль международного публичного права, или оно представляет собой комплексную отрасль, включающую нормы международного публичного права и нормы международного частного права.

Петрова Г.В. придерживается той точки зрения, что международное финансовое право является самостоятельной отраслью права.

Шумилов В.М. считает, что международное финансовое право является подотраслью международного экономического права. Свою позицию он обосновывает тем, что меж­дународное финансовое право обладает признаками системности. Оно представляет собой комплекс международно-правовых норм, объединенных единством и взаимосвязями, внутренней организаци­ей, состоящей из различных компонентов, - норм, институтов и суб­институтов.

Взаимосвязанность структурных элементов превращает международное финансовое право в це­лостное правовое явление, в часть международного права, а точнее - в подотрасль международного права. Международное финансовое право отвечает выработанным критериям, необ­ходимым для выделения международно-правовой подотрасли.

Вместе с некоторыми другими подотраслями, (международным торговым правом, международным инвестиционным правом и т.п.) и институтами/субинститутами международное финансовое право входит в международно-правовую отрасль - международное экономическое право.

Иванова Е.Е. представитель Государственного университета - Высшей Школы Экономики считает, что международное финансовое право является «производной», т.е. отраслью (подотраслью) международного публичного права.

Исходя из изложенных подходов к определению круга правоотношений регулируемых нормами международного финансового права, необходимо детально изучить учебный материал, указанный в основной и дополнительной литературе по данной теме.

Что касается проблематики методов правового регулирования – в российской международно-правовой литературе она недостаточно разработана. В.М.Шумилов выделяет следующие методы: централизованного и децентрализованного регулирования; координации и субординации целей и интересов сторон; жесткого и мягкого регулирования; регулирование посредством транснационального наднационального права. Для подготовки к семинарскому занятию по этому вопросу является целесообразным изучение соответствующих разделов основной и дополнительной литературы.

IV. Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается специфика норма международного финансового права?

2. В чем состоит отличие международного финансового права от других отраслей российского права?

3. Охарактеризуйте особенности норм международного финансового права.

4. Какие виды унификации норм международного финансового права имеют место в современном мире?

5. Назовите методы международного финансового права.

6. В чем заключается влияние международного правового режима на характер и содержание внутригосударственных правовых режимов.

7. Назовите основные методы международных финансовых правоотношений.

V. Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Петрова, Г. В. Международное финансовое право: учебник для вузов / Г.В. Петрова. - М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2009.

2. Энтин, Л. М. Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека: учебник для вузов / отв. ред. Л. М. Энтин. - М.: Норма, 2007.

Дополнительная литература:

1. Шумилов, В.М. Международное финансовое право: учебник / В.М.Шумилов – М.: Международные отношения, 2005.

2. Иванова, Е. Е. Международное финансовое право: понятие, предмет, система / Е. Е. Иванова // Международное публичное и частное право. - 2004. -№1.

3. Сафина, О. А. Некоторые проблемы становления международного финансового права / О. А. Сафина // Московский журнал международного права. – 2005. - №1.

 

 

Тема 1.3. Источники международного финансового права.

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучите статьи Маастрихтского договора и определите основные положения, регулирующие порядок создания экономического и валютного союза, а также основные показатели необходимые для вступления страны в Европейский валютный союз (требования к уровню инфляции, объему государственного долга и дефицита бюджета, предел колебания долгосрочных процентных ставок и валютных курсов).

Составьте краткий конспект.

 

II. План семинарского занятия

1. Обычаи делового оборота: понятие, признаки, условия и правила их применения в международном финансовом праве.

2. Источники бюджетного права Европейского сообщества. Учредительные договоры и нормативные акты вторичного права.

3. Акты международных организаций и конференций – как источник международного финансового права.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на следующее, что источниками международного финансового права являются главным образом международные договоры и международные обычаи. Международные договоры могут заключаться на межгосударственном, межправительственном и межведомственном уровнях. В международном финансовом праве также различаются договоры двухсторонние и многосторонние.

Многосторонние договоры заключаются группой стран, и тем самым создается универсальный международно-правовой режим отношений для лиц, имеющих соответствующую государственную принадлежность.

Двусторонние договоры заключаются в основном с целью реализации международно сотрудничества в какой-либо конкретной области финансовых правоотношений.

Необходимым условием изучения данной темы и подготовки к семинарскому занятию, а также выполнению заданий для самостоятельной работы является ознакомление с основополагающими многосторонними договорами, которые приведены в списке нормативно-правовой литературы к данной теме. Основное внимание необходимо уделить изучению Маастрихтского договора который определил введение евро как единой валюты – стран Еврозоны, порядок эмиссии евро, создание и функционирование системы Европейского центрального банка и системы национальных центральных банков государств – членов ЕС, а также основные финансово-экономические критерии, выполнение которых является необходимым условием вступления страны в Европейский валютный союз.

К договорным источникам международного финансового права относятся также учредительные (уставные) соглашения международных экономических организаций, в частности Бреттон-Вудские соглашения, на основе которых были созданы международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития.

При изучении данной темы необходимо иметь в виду, что некоторые ученые, в частности Г.В.Петрова рассматривает нормы национального финансового права (банковское, налоговое, бюджетное, валютное и др.) в качестве источников международного финансового права. Обосновывая свою позицию, Г.В.Петрова подчеркивает, что односторонние акты госу­дарств в сфере регулирования международных финан­совых отношений нередко играют определяющую роль. Международное финансовое право признает доминирующую роль финансового за­конодательства наиболее передовых государств (США, Великобритании, Швеции и др.), которые располагают властью и действуют в качестве международных «нало­говых, банковских, страховых законодателей» и контро­леров через международные организации, находящиеся под их контролем (например, МВФ, МФК, МБРР, ЕБРР, МАГИ, МАСН и др.). Подтверждением является периодиче­ское проведение экономических саммитов стран «Группы восьми», включающих такие влиятельные страны, как Канада, США, Франция, Великобритания, Италия, Япония, ФРГ и Россия.

Особенности национального правового регулирования международных финансовых отношений могут находить за­крепление как в общих нормативных правовых актах типа ГК РФ, так и в специальных законах. Так, в ряде стран (на­пример, Австрии, Германии, Швейцарии) были приняты специальные законы по вопросам международного частно­го права (затрагивающие и финансовые аспекты), что не ис­ключало применения к международным финансовым отно­шениям общих и иных специальных законов.

Однако В.М.Шумилов в своем учебнике «Международное финансовое право» считает, что «в качестве источника международного финансового права внутригосударственные нормативные акты признать нельзя» Такая позиция несостоятельна ни с теоретической, ни с прикладной точки зрения». В обоснование своей позиции В.М.Шумилов ссылается на то, что внутригосударственные нормативные акты, согласно доктрине международного права не являлись и не являются источниками международного права и, соответственно, международного финансового права».

Также к источникам международного финансового права Г.В.Петрова относит судебную практику и доктрину, однако в учебнике указанные источники международного финансового права не рассмотрены.

С учетом изложенного, студентам при подготовке к семинарскому занятию необходимо ознакомиться и проанализировать рекомендуемые нормативно-правовые акты, основную и дополнительную литературу. При подготовке ко второму вопросу семинарского занятия необходимо изучить учебный материал, изложенный в учебнике «Европейское право» Энтин Л.М

 

 

IV. Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные виды договоров, которые заключаются и применяются в международном финансовом праве.

2. Назовите основные источники правового регулирования Европейской валютной системы.

3. Какова роль директив руководящих институтов ЕС – как источников международного финансового права?

4. В чем состоят правовые различия между регламентами, директивами и решениями, принимаемыми институтами ЕС?

5. Назовите основные соглашения по вопросам международных расчетных правоотношений.

6. Назовите основные международные договоры России по финансовым вопросам.

7. Какова роль обычаев и обыкновений, судебной практики в регулировании финансовых правоотношений?

V. Рекомендуемая литература

Нормативные правовые акты:

1. Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор) (Подписан в г. Маастрихте 07.02.1992)// Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

2. Договор о Международном валютном фонде (заключен в июле 1944 года в г. Бреттон-Вудс (США, штат Нью-Хэмпшир) // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

3. Венская конвенция о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969г.) // ВВС СССР. - 1986. - №37. - Ст.772

4. Хартия экономических прав и обязанностей государств (12.12.1974г.) // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

5. Договор, учреждающий Европейское сообщество (Риме,1957) // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

6. Хартия основных прав Европейского Союза (Ницца,2000г.) // Московский журнал международного права. -2003. -N 2. -С. 302 - 314.

7. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (Корфу, 1994) // Собрание законодательства РФ. - 1998. -№ 16. - Ст. 1802.

8. Совместная Конвенция Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам 1988г. // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

9. Соглашение между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия от 29.05.1996 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» // Собр. законодательства РФ. - 1998. - № 8. - Ст. 913.

10. Решение Совета глав государств СНГ «О Меморандуме Совета глав государств Содружества Независимых Государств «Основные направления интеграционного развития Содружества Независимых Государств» и Перспективном плане интеграционного развития Содружества Независимых Государств» 1994г. // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. -1994. - № 3(16). - С. 22 - 40.

11. Соглашение между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере 1999г. // Бюллетень международных договоров. -2001. - № 7. - С. 12 - 17.

12. Соглашение о создании Платежного союза государств-участников Содружества Независимых Государств (Москва, 1994) // Собр. законодательства РФ. - 1997. - № 39. - Ст. 4467.

13. Решение Экономического совета СНГ «О Межгосударственном совете руководителей высших органов финансового контроля государств-участников Содружества Независимых Государств» (Москва,2005) // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

14. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС/GATS) (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

15. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 10 января 2000 года (Принята в г. Нью-Йорке 09.12.1999 Резолюцией 54/109 на 76-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Собрание законодательства РФ. - 2003 г. -№12. - Ст. 1059.

16. Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли - продажи товаров (Заключена в г. Вене 11.04.1980) // Вестник ВАС РФ. - 1994. -№ 1. - С. 64 - 88.

17. Унифицированные Правила по инкассо 1996 года (Публикация Международной торговой палаты N 522) // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

18. Унифицированные правила и обычаи для документарных аккре­дитивов 1993 года (Публикация Международной торговой палаты № 500) // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

Основная литература:

1. Петрова, Г. В. Международное финансовое право: учебник для вузов / Г.В. Петрова. - М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2009.

2. Энтин, Л. М. Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека: учебник для вузов / отв. ред. Л. М. Энтин. - М.: Норма, 2007.

Дополнительная литература:

1. Шумилов, В.М. Международное финансовое право: учебник / В.М.Шумилов – М.: Международные отношения, 2005.

 

Тема 1.4. Субъекты и объекты международного финансового права.

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Дайте определение следующему понятию: «Американская депозитарная расписка – АДР». Опишите механизм действия данной ценной бумаги.

2. Выберите одну из международных финансовых организаций (см. рекомендации) и составьте конспект, в котором отразите цель создания этой организации, принципы и основные направления деятельности, а также органы управления этой организации.

 

II. План семинарского занятия

1. Государства как субъекты международного финансового права.

2. Транснациональные корпорации (ТНК) как субъекты международного финансового права.

3. Понятие и виды объектов международного финансового права. Ценные бумаги как объект международно-правового регулирования в мировой финансовой деятельности.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

При подготовке к семинарскому занятию по этой теме необходимо иметь в виду следующее, что понятие субъектов международного финансового права принципиально отличается от понятия субъекта финансового права в национальном зако­нодательстве. В международном финансового праве к ним относятся суверенные государ­ства, международные финансовые организации (МФО), транснациональные корпорации (ТНК), саморегулируемые международные ассо­циации, группы и союзы по интересам, частные лица.

Такая точка зрения не бесспорна, поскольку в россий­ской доктрине до сих пор однозначно не решен вопрос об отнесении международного финансового права к публичной или частной отрасли между­народного и национального права. Следовательно, межнациональные объединения капитала, частные субъек­ты ассоциативного и иного типа не признаются многими учеными субъектами международного финансового права.

Международное финансовое право основано на унификации и гармонизации фи­нансово-правовых понятий государств с различными правовыми системами. Многообразие подходов в оценке статуса субъекта международного права привело к тому, что в тео­рии международного финансового права существуют несколько противоположных взглядов. Их различие вызвано тем, что в науке и на практике по-разному понимается значение принципа унификации норм международного частного и публичного права. Часть ученых настаивают на необходимости унификации колли­зионных норм, другие же отстаивают идею унификации материально-правовых норм в международно-правовом регулировании имущественного (финансового) оборота. Мнение о том, что государства должны принимать толь­ко коллизионные нормы, т.е. нормы, указывающие на то, право какого государства должно быть применено к конкретному правоотношению международного характера, представляется ограниченным для современного мирово­го правопорядка. Унификация материально-правовых норм основана на том, что различные государства устанавлива­ют единообразные материально-правовые нормы, посколь­ку единообразие правового регулирования в этом случае устранит противоречия между правовыми системами от­дельных государств.

Однако, несмотря на такие существенные различия в подходах к определению понятия субъектов международного финансового права, в качестве субъектов признаются государства и правосубъектные международные финансовые организации.

Государства обладают как универсальной междуна­родной правосубъектностью в области международного финансово-правового нормотворчества, так и гражданско-правовой правосубъектностью участвовать в гражданско-правовых отношениях с иностранными физическими или юридическими лицами. Особенностью государств явля­ется при этом то, что они могут заключать сделки в сфе­ре финансового оборота, не будучи сами юридическими лицами.

Важнейшей составной частью статуса субъекта меж­дународного права в международном финансовом праве является институт иммунитета государства, а также, в ограниченной мере, и межгосудар­ственных организаций.

При выполнении задания для самостоятельной работы и подготовке ко второму вопросу семинарского занятия, связанных с международными финансовыми организациями как субъектами международного финансового права необходимо иметь в виду, что в современных условиях сложилось три типа международных финансовых организаций (МФО), под­разделяемых по соотношению компетенции, перераспреде­ляемой между государством и международными финансовыми организациями:

-межправительственные финансовые организации, осуществляющие координационные функции;

-международные финансовые организации, выполняющие отдельные наднациональные функции;

-полностью наднациональные.

К первой категории МФО (межправительственные фи­нансовые организации, осуществляющие координацион­ные функции) относятся:

- Группа Всемирного банка (Всемирный Банк, Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международное агентство развития (MAP), Международная финансовая корпорация (МФК)) как многостороннее кредитное учрежде­ние, состоящее из шести тесно связанных между собой организаций, входящих в систему ООН, общей це­лью которых является оказание финансовой помощи развивающимся странам за счет развитых стран;

- Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк расчетов (МБР). К указанной категории относятся: Международная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Ко второй категории МФО (международные финансо­вые организации, выполняющие отдельные наднациональ­ные функции) относятся:

- региональные банки и фонды развития;

- финансовые организации (институты) интеграцион­ных сообществ (центральные банки, ассоциации бан­ков, советы по координации кредитных рынков);

- финансовые организации (институты), созданные группами ТНК (международные инвестиционные фонды, страховые компании, клиринговые центры, мировые депозитарии и др.). К данной категории относятся: Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ), Общество международных межбанковских финансовых телекоммуникаций (SWIFT), Северный инвестиционный банк, Карибский инвестиционный фонд, Межамериканская инвестиционная корпорация, Западноафриканская клиринговая палата, Межгосударственный банк СНГ, Международная торговая палата (МТП), Европейский инвестиционный фонд.

К третьей категории МФО (полностью наднациональные международные финансовые организации) относятся:

-международные финансовые органы, созданные по межправительственным соглашениям с участием фи­нансовых органов государств;

-международные финансовые центры по контролю за расчетами и фондовыми рынками. Например, к названной категории относятся – Базельский комитет по банковскому надзору, Международная ассоциация страховых надзоров (МАСН), Межгосударственный экономический комитет (МЭК).

Принимая во внимание сложившееся многообразие международных финансовых организаций, при подготовке к семинарскому занятию является целесообразным изучить одну из категорий международных финансовых организаций и, выделив конкретную организацию (по выбору студента), осветить динамику развития основных направлений деятельности этой организации, цели, задачи, правовые основы и нормы деятельности, а также основные органы управления.

При изучении данного вопроса представляет интерес роль параорганизаций и групп интересов в финансовой системе, которые практически задают линию развития международной финансовой системы на которой эта система функционирует. К ним относятся группы «Большой восьмерки» (Б-8), «Большой двадцатки» (Б-20), Парижский и Лондонский клубы кредиторов.

По третьему вопросу семинарского занятия – понятию и видам объектов международного финансового права необходимо отметить, что в настоящее время сложилась достаточно сложная ситуация с определением объектов международного финансового права. Так, в учебнике доктора юридических наук, профессора В.Н.Шумилова «Международное финансовое право» вообще отсутствует раздел посвященный объектам международного финансового права, а Г.В.Петрова в аналогичном учебнике отмечает, что выявляя разные точки зрения на объекты финансового права и международного финансового права, следует отметить, что сама система курса фи­нансового права во многом основана на противоречивых посылах, когда одни и те же термины наполняются различ­ным пониманием в зависимости от рассматриваемого института и не выдерживается научная чистота формулируе­мых определений.

Противоречие возникает, прежде всего, с определением круга денежных фондов и финансовых отношений, относя­щихся к области финансового права.

На настоящий момент в российском финансовом пра­ве, в международном финансовом праве и в доктрине права вообще отсутствует легальное определение понятий «финансы», «мировые финансы».

Изначально финансы являются категорией экономиче­ской, и именно понятие финансов как экономической катего­рии во многом предопределяет взгляд на финансовое право. Однако, в современной экономической науке, как и в пра­вовой, в отношении мировых финансов также существует терминологическая путаница, приводящая к противоречи­ям в основных концепциях различных научных школ.

Современная международная экономическая, финансовая и юридическая наука, признавая объективное суще­ствование и разнообразие финансовых отношений в миро­вой системе, до сих пор не дает четких, адекватных реалиям сегодняшней действительности ответов на вопросы о сущности, функциях мировых финансов, о том, какие имен­но отношения можно классифицировать как финансовые и международные финансовые.

Тем не менее, несмотря на сложность данного вопроса к объектам международного финансового права можно отнести мировые финансы и ценные бумаги, к которым в контексте мирового имущественного оборота относятся имущественные права, которые могут быть объектом международных расчетов, купли-продажи, обмена, залога, хранения, поручительства, долевого инвестирования и других гражданско-правовых сделок.

 

IV. Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоят отличия понятия субъекта финансового права в национальном законодательстве от понятия субъектов международного финансового права?

2. В чем проявляется правосубъектность публичных субъектов международного финансового права?

3. Дайте определение понятию и назовите основные признаки транснациональных корпораций (ТНК) – как субъектов международного финансового права.

4. Что означают международные финансовые институты в системе субъектов международного финансового права?

5. Каково юридическое значение понятия «мировые финансы» применительно к системе международных правоотношений?

V. Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Петрова, Г. В. Международное финансовое право: учебник для вузов / Г.В. Петрова. - М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2009.

2. Энтин, Л. М. Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека: учебник для вузов / отв. ред. Л. М. Энтин. - М.: Норма, 2007.

Дополнительная литература:

1. Шумилов, В.М. Международное финансовое право: учебник / В.М.Шумилов – М.: Международные отношения, 2005.

2. Герчикова, И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности / И.Н.Герчикова. – М.: Издательство АО «Консалтбанкир»,2000.

3. Зенкин, И.В. Всемирная торговая организация в схемах / И.В.Зенкин. – М., 2003.

4. Бобин, М.В. Межгосударственные финансово-экономические организации Европы: правовые аспекты учреждения и деятельности / М.В.Бобин. – М.,2001.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.79.169 (0.166 с.)