МОДУЛЬ 2. Правовое регулирование отдельных институтов международного финансового права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МОДУЛЬ 2. Правовое регулирование отдельных институтов международного финансового права.



Тема 2.1. Международное бюджетное право и бюджетный процесс.

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Дайте понятие следующим терминам: аннуитет, казначейские обязательства.

2. Изучите рекомендуемую литературу и определите основные принципы формирования бюджета Европейского Союза. Охарактеризуйте каждый принцип. Составьте конспект.

 

II. План семинарского занятия

1. Расходы бюджета Европейского Союза и их роль в развитии и углублении европейской интеграции.

2. Государственный долг зарубежных стран: источники образования и структура. Внешний и внутренний долг. Расходы бюджета на обслуживание государственного долга.

3. Бюджетные системы различных стран (по выбору студента).

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

При подготовке к первому вопросу семинарского занятия следует обратить внимание на то, что на сегодняшний день расходная часть бюджета ЕС разделена на шесть разделов по числу институтов Сообщества: Парламент (раздел I), Совет (раздел II), Комиссия (раздел III), Суд (раздел IV), Палата аудиторов (раздел V), Экономический и Социальный Комитет и Комитет регионов (раздел VI). Средства, внесенные в разделы I, II, IV, V и VI предназначены исключительно для покрытия административных расходов институтов ЕС, а расходы раздела III (Комиссия) разделены на две части А и В. Средства, внесенные в часть А, предназначены для финансирования административных расходов Комиссии (включая расходы на оплату персонала, содержание зданий, оборудования, на публикацию официальных изданий, финансирование делегаций Сообщества). Часть В включает в себя все остальные расходы, которые отражают основные статьи расходов бюджета ЕС, а именно: расходы на проведение единой сельскохозяйственной политики (включая все соответствующие мероприятия, расходы на программу выведения земель из оборота, финансовую помощь фермерам), расходы на проведение мероприятий по достижению социального и экономического сплочения, расходы на проведение внутренней политики (включая расходы на НИОКР и развитие трансевропейских сетей (транспорта, телекоммуникаций, энергетики с целью развития межграничных связей между национальными системами), расходы на внешние действия (операции ЕС).

Одним из основных направлений интеграционной политики ЕС является проведение единой сельскохозяйственной политики, которая включает в себя увеличение производства продовольствия, сокращение разрыва в доходах городского и сельского населения, достижение стабильности внутренних рынков сельскохозяйственных товаров, обеспечение населения продовольствием по разумным ценам.

Другим важным направление расходов бюджета ЕС является проведение региональной и социальной политики, направленной на оптимизацию экономической ситуации в различных регионах Сообщества. При рассмотрении этого направления деятельности ЕС необходимо иметь ввиду, что по мере углубления интеграционных процессов диспропорция в отдельных европейски странах усиливалась, т.к. наиболее конкурентноспособные регионы более активно осваивали преимущества интеграции. Задачами расходования денежных средств по этому направлению является содействие развитию и социальному выравниванию отстающих регионов Сообщества, борьба с безработицей и помощь в трудоустройстве молодежи, повышение квалификации и переподготовке кадров. Содействие развитию сельских районов.

Также средства бюджета ЕС расходуются на программы по обеспечению безопасности ядерной энергетики и защиты окружающей среды, а также исследования и прогнозы в области энергетики, обеспечение безопасности при транспортировке радиоактивных материалов, поддержку использования возобновляемых энергоресурсов.

С учетом изложенных основных направление расходования средств бюджета ЕС, необходимо раскрыть их роль в содействии процессов интеграции стран-членов ЕС, а также экономическим и институциональным реформам внутри этих стран.

При подготовке ко второму вопросу семинарского занятия необходимо иметь в виду, что структура бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, уровнем развития бюджетных систем, но и характером административной системы и структурными особенностями экономики.

Расходная часть бюджета характеризует направления и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов. В ряде зарубежных стран с развитой экономикой значительное место в расходных статьях бюджетов приходится на расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего долга. Традиционно, к странам с развитой экономикой относят страны «Большой восьмерки», объемы государственного долга которых характеризуются следующими показателями (по данным на июнь 2009г.): США – 13 450 трлн.долл, Великобритания – 9 088 трлн.долл, Германия – 5 208 трлн.долл, Франция – 5 021 трлн.долл, Нидерланды – 3 733 трлн.долл, Испания – 2 410 трлн.долл, Япония -2 132 трлн.долл.

При подготовке к данному вопросу необходимо на примере одной из стран определить источники образования государственного долга, показать динамику увеличения (снижения) дефицита бюджета страны, определить структуру государственного долга, соотношение величины государственного долга к ВВП страны, законодательные ограничения по верхнему пределу государственного долга, а так же определить долю расходов бюджета на обслуживание государственного долга по отношению к общему показателю расходов к доходной части бюджета. При определении структуры внешнего долга страны, на наш взгляд является интересной информация о странах – кредиторах, в том числе и РФ. Так, например, самыми крупными кредиторами США являются Китай и Япония, а задолженность США перед РФ по данным на июль 2009 года составляла 118,0 млрд.долларов США.

Бюджетные системы США, Германии, Франции, Великобритании, Европейского Союза и Японии подробно рассмотрены в учебнике «Международное финансовое право» В.М.Шумилова и при подготовке к третьему вопросу семинарского занятия необходимо ознакомиться с данным учебным материалом.

 

IV. Вопросы для самоконтроля

1. Какими факторами обусловлено бюджетное устройство различных стран?

2. Назовите основные характеристики бюджетных систем унитарных и федеративных государств.

3. Назовите состав государственного бюджета Великобритании, Италии, Франции, Японии.

4. Каковы основные принципы бюджетных систем зарубежных стран?

5. Каковы особенности бюджетных систем федеративных государств?

6. Какие органы государственной власти разрабатывают и утверждают проекты бюджетов в США, Великобритании, Канаде, Германии, Франции?

7. Что означает понятие «бюджетная инициатива»?

8. В каких странах установлены ограничения бюджетных прав парламентов и в чем они проявляются?

9. Какие документы регламентируют правовую основу бюджетной системы ЕС?

 

V. Рекомендуемая литература

Нормативные правовые акты:

1. Единый европейский акт. Договор о Европейском союзе / М.: Право, 1994. - С. 45 - 246.

Основная литература:

1. Петрова, Г. В. Международное финансовое право: учебник для вузов / Г.В. Петрова. - М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2009.

2. Энтин, Л. М. Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека: учебник для вузов / отв. ред. Л. М. Энтин. - М.: Норма, 2007.

 

Дополнительная литература:

1. Шумилов, В.М. Международное финансовое право: учебник / В.М.Шумилов – М.: Международные отношения, 2005.

2. Капустин, А.Я. Европейский Союз: интеграция и право / А.Я.Капустин -М., 2000.

3. Шарапова, О.А. Бюджет и бюджетный процесс в Европейском союзе // Реформы и право. - 2009. - N 4. - С. 48 - 56.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.006 с.)