Экономическая география и регионалистика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая география и регионалистика



 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основная цель дисциплины – сформировать у студентов комплекс знаний по территориально отраслевой структуре хозяйства и пространственных различий реализации социально- экономических процессов.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- анализировать условия и факторы размещения территориальных социально-экономических систем;

- выявлять на конкретных примерах факторы и объяснять причины неравномерного размещения по территории населения, отдельных отраслей хозяйства;

- определять по статистическим материалам показатели, характеризующие уровень развития экономически отдельных территорий и страны в целом.

Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют сформировать наиболее оптимальный комплекс знаний будущего специалиста в основных направлениях его профессиональной деятельности в сфере экономической географии и регионалистики.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Экономическая география и регионалистика» студент должен:

· знать:

- объекты, предметы, цели и задачи дисциплины;

- содержание и понятия «экономической географии и регионалистики»;

- основные этапы экономико-географических и региональных исследований;

- закономерности и принципы размещения производства и населения;

- основные теории экономического районирования;

- особенности административно-территориального и национально-государственного устройства.

· уметь:

- выделять экономико-географические объекты из окружающей среды;

- планировать свою деятельность по изучению дисциплины;

- систематизировать и дифференцировать факты, явления, объекты, системы и задачи в сфере экономический географии и регионалистики, самостоятельно формулируя основания для их классификации;

- выбирать способы, методы, приемы и средства для решения задач экономической географии и регионалистики;

- прогнозировать, планировать развитие событий и ситуаций в сфере экономической географии и регионалистики;

- предполагать и моделировать изменения состояния систем и элементов экономической географии и регионалистики.

· получить навыки:

- в определении и оценивании признаков, параметров и характеристик различных структур, систем и их элементов в сфере экономической географии и регионалистики;

- в выборе способов и приемов для решения задач экономической географии и регионалистики;

- в применении различных методов, приемов и средств для решения задач экономической географии и регионалистики.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Введение   - - -    
2. Политическая и экономическая дифференциации мира   -   -    
3. Общественное разделение труда и мирохозяйственные связи. Глобальные проблемы человечества   -   -    
4. Условия и факторы размещения производства и населения   -   -    
5. Закономерности и принципы размещения производства   -   -    
6. Зарубежные и отечественные концепции размещения производства, расселения людей и развития регионов   -   -    
7. Природные условия и ресурсы РФ, проблемы рационального природопользования   -   -    
8. Динамика, структура, размещение населения и трудовых ресурсов России   -   -    
9. Структура народнохозяйственного комплекса России и проблемы его развития   -   -    
10. Промышленность и промышленные комплексы   -   -    
11. Сельское хозяйство и агропромышленный сектор   -   -    
12. Транспортный комплекс   -   -    
13. Отрасли экономики социального значения, сфера услуг   -   -    
14. Основы теории экономического районирования   -   -    
15. Типологическая характеристика экономических районов России   -   -    
16. Проблемы административно-территориального устройства российской федерации   -   -    
  Всего:   -   -    
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - -   -
Для заочной формы обучения
  Всего:   -   -    
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: -     -

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Введение

Экономическая география в системе географических наук. Понятие о системе географических наук. Общая экономическая география. Региональная экономическая география (регионалистика). Пограничные (стыковые) научные дисциплины. Основные категории и понятие экономической географии и регионалистики. Традиционные и новые методы исследований, источники знаний.

 

Тема 2. Политическая и экономическая дифференциации мира

Политическая карта мира (ПКМ) как картографическое отображение современного политического деления мира и источник для изучения политико-географических аспектов. Главные элементы ПКМ. Формирование ПКМ. Типология стран современного мира по уровню социально-экономического развития. Количественные и качественные изменения на политической карте на разных этапах ее формирования. Распад СССР и мировой социалистической системы. Современное геополитическое положение России. Типология государств по уровню экономического и социального развития. Высокоразвитые станы, их характерные черты. Развитые и развивающиеся страны: критерии и параметры. Страны переходного типа, их реформирование, общие и отличительные особенности. Экономические и политические союзы стран мира. Концепции «биполярного» и «многополюсного» мира. Современные «полюса»: США, Западная Европа, Япония. Место России на политической карте мира, ее концепция «евразийства» во внешней политике страны.

Практическое занятие:

Определение и оценивание признаков, характеристика основных понятий (регион, район, территория, экономическое понятие региона).

 

Тема 3. Общественное разделение труда и мирохозяйственные связи. Глобальные проблемы человечества.

Общественное разделение труда: основные понятия и формы. Международное географическое разделение труда. Специализация государств в системе мирового хозяйства, факторы ее определяющие. Россия в системе мирового хозяйства. Экономическая интеграция на мирохозяйственном и региональном уровнях. Важнейшие экономические и интеграционные союзы государств. Содружество независимых государств /СНГ/, его значение для бывших республик СССР. Формы международных экономических связей. Классификация глобальных проблем. Пространственные проявления глобальных проблем.

Практическое занятие:

Выделение глобальных проблем человечества и перспективы их разрешения.

 

Тема 4. Условия и факторы размещения производства и населения

Размещение производства как пространственная форма его развития. Условия и факторы размещения производства и населения. Общественно-исторические условия, влияющие на характер и способы размещения производства и населения. Экономические факторы и условия: уровень развития экономики, технико-экономические и организационно-экономические факторы, материально-техническая база. Природные условия и ресурсы, экологические факторы. Население и трудовые ресурсы, социальные и демографические факторы. Наука и научно-технический прогресс, их влияние на размещение производства и региональное развитие.

Практическое занятие:

Характеристика регионов России по состоянию размещения производств.

 

Тема 5. Зарубежные и отечественные концепции размещения производства, расселения людей и развития регионов

Значение концепций, созданных западными учеными. Модель «изолированного государства» И.Г. Тюнена. «Штандортная теория» А. Вебера. Теория «центральных мест» В. Критсаллера. «Региональный анализ» У. Изарда. Концепции «полюсов роста» и «распространения нововведений». Отечественные концепции регионального развития и размещения производства: территориально-производственных комплексов (ТПК), плановой организации экономических районов, централизованного и директивного планирования размещения производства и др.

Практическое занятие:

Преимущества и недостатки модели «изолированного государства» И.Г. Тюнена, «Штандортной теории» А. Вебера, теории «центральных мест» В. Критсаллера, концепции «полюсов роста» и «распространения нововведений».

 

Тема 6. Природные условия и ресурсы РФ, проблемы рационального природопользования

Природно-географическая среда как общее условие жизнедеятельности человека и развития производства. Понятие о природных условиях и природных ресурсах. Классификация ресурсов по исчерпаемости и возобновимости, по происхождению. Понятие о природно-ресурсном потенциале территории и природно-ресурсных циклах. Экологизация производства и ее основные направления. Экономические методы защиты среды от загрязнений. Виды загрязнений и меры по их предотвращению или снижению.

Практическое занятие:

Охарактеризовать влияние природных ресурсов на социально-экономическое развитие региона. Составить схему природно-ресурсного потенциала Северо-Западного федерального округа. Составить классификацию регионов Северо-Западного федерального округа по степени благоприятности природных условий.

 

Тема 7. Динамика, структура, размещение населения и трудовых ресурсов России

Динамика населения. Понятие о демографической, социальной, этнической и конфессиональной структуре населения. Трудовые ресурсы и экономически активное население. Размещение населения по территории и факторы его определяющие. Урбанизация населения: ее сущность, количественные и качественные характеристики. Связь между естественным, механическим движением и демографической структурой населения. Сферы и отрасли экономики, тяготеющие к сложившемуся расселению. Разные типы территориальных общностей: государственные и административно- территориальные, этнические, конфессиональные, сельско-городские и др. Города и городские агломерации России. Сельское расселение, его особенности по регионам севера, средней полосы и юга. Районы с наиболее высокой безработицей, экономические и социальные проблемы ее снижения.

Практическое занятие:

Проанализировать проявление общероссийских демографических тенденций в регионах мира. Составить схему классификации регионов Северо-Западного федерального округа по численности городского населения. Сопоставить плотность населения регионов Северо-Западного федерального округа со степенью благоприятности природных условий.

 

Тема 8. Структура народнохозяйственного комплекса в России и проблемы его развития

Территория и границы Российской Федерации: исторические этапы формирования. Понятие о едином народнохозяйственном комплексе страны и формирующих его связях: производственных и социальных, межрайонных и внутрирайонных. Социально-экономическое развитие российского государства: место в мировой экономике и СНГ, оценка жизненного уровня населения, основные направления формирования общества. Понятие отраслевой структуры экономики. Деление народного хозяйства на сферы и отрасли. Понятие о межотраслевых комплексах и формирующих связях в разных комплексах. Понятие о территориальной структуре экономики. Понятие о территориальных сочетаниях, системах и комплексах. Неравномерность в развитиях регионов страны и факторы ее обуславливающие. Развитие многоукладной экономики. Использование опыта передовых государств по развитию новых технологий, техническому перевооружению предприятий, подготовке и переподготовке кадров.

Практическое занятие:

Составление классификации факторов размещения хозяйства и характеристика изменений значения факторов во времени. Дать определение понятиям «территориальная структура», «отраслевая структура». Составить схему отраслевой структуры хозяйства по назначению выпускаемой продукции.

 

Тема 9. Промышленность и промышленные комплексы

Межотраслевые и территориальные промышленные комплексы. Структурные сдвиги в промышленности страны и их причины. Топливно-энергетический комплекс; отрасли топливной промышленности и электроэнергетики, их размещение, проблемы развития. Топливно-энергетические базы и центры страны. Металлургический комплекс: состав отраслей, сырьевая база, размещение важнейших отраслей черной и цветной металлургии по районам и крупнейшим центрам. Машиностроительный комплекс: отрасли машиностроения, факторы размещения, районы и центры основных отраслей. Химический комплекс: первичные и вторичные сырьевые ресурсы химии, размещение основных производств в соответствии с условиями, наиболее благоприятными для их развития. Лесопромышленный комплекс: сырьевая база и ее размещение, размещение разных типов предприятий. Размещение предприятий легкой и пищевой промышленности страны. Территориальные промышленные комплексы: состав элементов, комплексообразующие связи. Формы территориальной организации промышленности: районообразующая и градообразующая роль различных предприятий и отраслей промышленности.

Практическое занятие:

Определить главные центры отрасли, выявить районы их снабжения сырьем и районы сбыта готовой продукции.

 

Тема 10. Сельское хозяйство и агропромышленный сектор

Сущность и направления агропромышленной интеграции. Значение агропромышленного комплекса (АПК), его состав: сельское хозяйство, перерабатывающие предприятия, вспомогательные и обслуживающие отрасли. Новые тенденции и проблемы развития АПК: организация фермерских хозяйств, создание полноценной инфраструктуры, размещение перерабатывающих мощностей и хранилищ непосредственно «на поле», проблемы инвестирования в АПК, повышения продуктивности сельского хозяйства, снижения потерь и сохранения качества продукции на всех стадиях переработки и реализации сырья и готовой продукции. Экстенсивный и интенсивный типы ведения сельского хозяйства. Размещение отраслей растениеводства и животноводства: районы производства зерна, технических культур, мясомолочных продуктов. Проблемы продовольственного и сырьевого снабжения России.

Практическое занятие:

Составление схемы агропромышленного комплекса России.

 

Тема 11. Транспортный комплекс

Роль транспорта в развитии экономических и социальных связей, в ускорении оборачиваемости народнохозяйственных средств и ресурсов. Значение для регионов транспортной инфраструктуры. Показатели работы транспорта: объем и расстояние перевозок, грузо – и пассажирооборот, скорость и надежность доставки грузов и пассажиров, себестоимость перевозок и капиталоемкость по видам транспорта. Транспортная сеть страны: этапы формирования, региональные различия в развитии транспортных сетей и значимости разных видов транспорта. Транспортные магистрали, транспортные узлы в составе и вокруг крупнейших городов и агломераций. Проблемы транспортного строительства, реконструкции дорог, формирования подвижного состава.


Практическое занятие:

Составление схемы транспортного комплекса СЗФО и указание основных проблем развития отрасли.

 

Тема 12. Отрасли экономики социально назначения, сфера услуг

Взаимосвязь экономического и социального развития общества. Социальные проблемы в условиях реформирования общества. Необходимость всех отраслей социального назначения при оценке качества жизни и уровня благосостояния народа. Развитие и размещение сферы обслуживания, социальной инфраструктуры. Особенности территориальной организации сферы услуг в зависимости от вида услуг, частоты спроса и доступности центров обслуживания населения. Уровень развития отраслей, производящих потребительские, продовольственные и промышленные товары. Стоимостные показатели реализации потребительских товаров и платных услуг. Необходимость их корректирования в соответствии с региональными различиями в паритетах покупательной способности населения, в уровнях цен на потребляемые товары и услуги. Новые тенденции в размещении производства потребительских товаров в связи с частной коммерческой деятельностью, приватизацией малых и средних предприятий, конверсией в оборонной промышленности, диверсификацией услуг. Проблемы повышения уровня развития, сферы услуг и социальной инфраструктуры.

Практическое занятие:

Определить тенденции в размещении производства потребительских товаров в связи с частной коммерческой деятельностью, приватизацией малых и средних предприятий, конверсией в оборонной промышленности, диверсификацией услуг.

 

Тема 13. Основы теории экономического районирования

Экономический район (регион) как интегральная территориальная система, объединяющая разные функциональные, отраслевые и территориальные части. Объективный характер образования районов в условиях территориального разделения труда и интегрирования производства. Условия и факторы районообразования. Понятие о ресурсном потенциале региона. Региональный социально-экономический анализ. Системные свойства районов. Понятие о специализации и комплексности районной экономики. Выявление отраслей специализации района и оценка эффективности их развития. Значение обслуживающих (вспомогательных и пополняющих) отраслей и производств района. Типы районов по особенностям регионального воспроизведенного процесса: узкоспециализированные с ограниченной структурой экономики, комплексного типа и диверсифицированной экономикой, «автаркические» районы. Территориально-структурный анализ района: территориальные элементы, районоорганизующие центры разного уровня, внутрирайонные производственно-экономические и социально-экономические связи. Проблемы и направления комплексного развития районов.

Практическое занятие:

Обозначить проблемы и направления комплексного развития районов.

 

Тема 14. Типологическая характеристикаэкономических районов России

Понятие о макрорегионах страны: экономические зоны и крупные экономические районы. Сравнительный анализ районов Запада и Востока страны. Экономические районы Северо-западной зоны страны. Рассматриваемые общие и отличительные черты характеристики районов: экономико-географическое положение, ресурсный потенциал, исторические особенности формирования, уровни экономического и социального развития, отраслевая и территориальная структуры, отрасли специализации и промышленности, важнейшие экономические центры и узлы, агломерации, имеющиеся новые ТПК, проблемы перспективного развития районов.

Практическое занятие:

Определение роли Северо-Западного экономического региона в социально-экономическом развитии страны.

 

Тема 15. Проблемы административно-территориального устройства Российской Федерации

Значение административно-территориального устройства страны как формы организации территориальных систем и жизнедеятельности населения. Негативные последствия национально-государственного раздробления страны, появившиеся при переходе бывшего СССР и РСФСР на этап обновления общества. Современное федеративное устройство России и его характерные особенности: национально-территориальный принцип устройства, договорной характер отношений в федерации, неравноправие регионов-субъектов. Типы регионов-субъектов Российской Федерации и их сравнительный анализ. Значение правильного установления состава и границ объектов территориального управления и самоуправления. Иерархическая структура и организация административно-территориальных единиц: федеральный, региональный и местный (муниципальный) уровни управления и самоуправления. Недостатки существующего административно-территориального устройства Российского государства. Модели перспективного территориально устройства с учетом соблюдения экономического (социально-экономического) принципа и необходимости укрепления макрорегиональной организации общества.

Практическое занятие:

Построение иерархической структуры и организации административно-территориальных единиц: федерального, регионального и местного уровней.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; повторение и углубленное изучение лекционного материала;

- решение практических задач и подготовку к практическим занятиям;

- выполнение исследовательских проектов;

- подготовку к зачету.

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(для студентов заочного обучения)

 

1. Этапы экономико-географических и региональных исследований.

2. Экономические и политические союзы стран мира.

3. Общественное разделение труда.

4. Формы международных экономических связей.

5. Основные понятия и классификация глобальных проблем.

6. Глобальная экология.

7. Размещение производства как пространственная форма его развития.

8. Условия и факторы размещения производительных сил и населения.

9. Научно-технический прогресс и его влияние на региональное развитие.

10. Основные принципы размещения производства.

11. Основные концепции размещения производства, расселения людей и развития регионов.

12. Природно-географическая среда как общее условие жизнедеятельности человека.

13. Экологизация производства и ее основные направления.

14. Литосфера и хозяйство.

15. Проблемы комплексного использования полезных ископаемых.

16. Гидросфера и хозяйство.

17. Факторы, определяющие размещение населения по территории.

18. Системы расселения и территориальные общности людей.

19. Демографическая структура населения России и ее особенности в разных районах.

20. Городские и сельские агломерации России.

21. Народнохозяйственный комплекс России и его развитие.

22. Отраслевая структура экономики.

23. Территориальная структура экономики.

24. Топливно-энергетический комплекс России.

25. Металлургический комплекс России.

26. Машиностроительный комплекс России.

27. Химический комплекс России.

28. Лесопромышленный комплекс России.

29. Территориальные промышленные комплексы.

30. Сельское хозяйство и агропромышленный сектор.

31. Сельское хозяйство как базовая отрасль.

32. Основные сельскохозяйственные и агропромышленные базы страны.

33. Роль транспорта в развитии экономических и социальных связей.

34. Транспортная сеть страны.

35. Взаимосвязь экономического и социального развития общества.

36. Развитие и размещение социальной инфраструктуры.

37. Экономический район (регион) как интегральная территориальная система.

38. Региональный социально-экономический анализ района.

39. Территориально-структурный анализ района.

40. Типологическая характеристика экономических районов России.

41. Типология крупных районов и регионов-субъектов Российской Федерации.

42. Современное административно-территориальное устройство России и его характерные особенности.

43. Региональная политика государства на современном этапе.

44. Агроклиматические ресурсы страны.

45. Динамика, структура и размещение населения и трудовых ресурсов.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

– опрос на практических занятиях;

– защита контрольных работ;

– рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

– зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Вавилова, Е. В. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие / Е. В. Вавилова. – М.: Гардарики, 2005.

2. Козьева, И. А. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие / И. А. Козьева. – М.: КноРус, 2005.

3. Лопатников, Д. Л. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие / Д. Л. Лопатников. – М.: Гардарики, 2006.

Дополнительная:

1. Желтиков, В. П. Экономическая география: учеб. пособие / В. П. Желтиков. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

2. Скопин, А. Ю. Экономическая география России: учебник / А. Ю. Скопин. – М.: Проспект, 2006.

3. Экономическая география России: учебник / под ред. М. В. Видяпина, М. В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2006.

Периодические издания:

1. Региональная экономика: теория и практика: журнал.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные материалы (наборы плакатов и таблиц, карты), видео и аудиоматериалы.

 

Составитель: к.г.н., доц. кафедры «Государственное и муниципальное управление» Д.О. Гольм.

Рецензент: к.э.н., доц. кафедры «Государственное и муниципальное управление» О.Л. Ким.

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.122 с.)