Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическая география и регионалистика↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная цель дисциплины – сформировать у студентов комплекс знаний по территориально отраслевой структуре хозяйства и пространственных различий реализации социально- экономических процессов. Задачи дисциплины – научить студентов: - анализировать условия и факторы размещения территориальных социально-экономических систем; - выявлять на конкретных примерах факторы и объяснять причины неравномерного размещения по территории населения, отдельных отраслей хозяйства; - определять по статистическим материалам показатели, характеризующие уровень развития экономически отдельных территорий и страны в целом. Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют сформировать наиболее оптимальный комплекс знаний будущего специалиста в основных направлениях его профессиональной деятельности в сфере экономической географии и регионалистики.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Экономическая география и регионалистика» студент должен: · знать: - объекты, предметы, цели и задачи дисциплины; - содержание и понятия «экономической географии и регионалистики»; - основные этапы экономико-географических и региональных исследований; - закономерности и принципы размещения производства и населения; - основные теории экономического районирования; - особенности административно-территориального и национально-государственного устройства. · уметь: - выделять экономико-географические объекты из окружающей среды; - планировать свою деятельность по изучению дисциплины; - систематизировать и дифференцировать факты, явления, объекты, системы и задачи в сфере экономический географии и регионалистики, самостоятельно формулируя основания для их классификации; - выбирать способы, методы, приемы и средства для решения задач экономической географии и регионалистики; - прогнозировать, планировать развитие событий и ситуаций в сфере экономической географии и регионалистики; - предполагать и моделировать изменения состояния систем и элементов экономической географии и регионалистики. · получить навыки: - в определении и оценивании признаков, параметров и характеристик различных структур, систем и их элементов в сфере экономической географии и регионалистики; - в выборе способов и приемов для решения задач экономической географии и регионалистики; - в применении различных методов, приемов и средств для решения задач экономической географии и регионалистики.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Введение Экономическая география в системе географических наук. Понятие о системе географических наук. Общая экономическая география. Региональная экономическая география (регионалистика). Пограничные (стыковые) научные дисциплины. Основные категории и понятие экономической географии и регионалистики. Традиционные и новые методы исследований, источники знаний.
Тема 2. Политическая и экономическая дифференциации мира Политическая карта мира (ПКМ) как картографическое отображение современного политического деления мира и источник для изучения политико-географических аспектов. Главные элементы ПКМ. Формирование ПКМ. Типология стран современного мира по уровню социально-экономического развития. Количественные и качественные изменения на политической карте на разных этапах ее формирования. Распад СССР и мировой социалистической системы. Современное геополитическое положение России. Типология государств по уровню экономического и социального развития. Высокоразвитые станы, их характерные черты. Развитые и развивающиеся страны: критерии и параметры. Страны переходного типа, их реформирование, общие и отличительные особенности. Экономические и политические союзы стран мира. Концепции «биполярного» и «многополюсного» мира. Современные «полюса»: США, Западная Европа, Япония. Место России на политической карте мира, ее концепция «евразийства» во внешней политике страны. Практическое занятие: Определение и оценивание признаков, характеристика основных понятий (регион, район, территория, экономическое понятие региона).
Тема 3. Общественное разделение труда и мирохозяйственные связи. Глобальные проблемы человечества. Общественное разделение труда: основные понятия и формы. Международное географическое разделение труда. Специализация государств в системе мирового хозяйства, факторы ее определяющие. Россия в системе мирового хозяйства. Экономическая интеграция на мирохозяйственном и региональном уровнях. Важнейшие экономические и интеграционные союзы государств. Содружество независимых государств /СНГ/, его значение для бывших республик СССР. Формы международных экономических связей. Классификация глобальных проблем. Пространственные проявления глобальных проблем. Практическое занятие: Выделение глобальных проблем человечества и перспективы их разрешения.
Тема 4. Условия и факторы размещения производства и населения Размещение производства как пространственная форма его развития. Условия и факторы размещения производства и населения. Общественно-исторические условия, влияющие на характер и способы размещения производства и населения. Экономические факторы и условия: уровень развития экономики, технико-экономические и организационно-экономические факторы, материально-техническая база. Природные условия и ресурсы, экологические факторы. Население и трудовые ресурсы, социальные и демографические факторы. Наука и научно-технический прогресс, их влияние на размещение производства и региональное развитие. Практическое занятие: Характеристика регионов России по состоянию размещения производств.
Тема 5. Зарубежные и отечественные концепции размещения производства, расселения людей и развития регионов Значение концепций, созданных западными учеными. Модель «изолированного государства» И.Г. Тюнена. «Штандортная теория» А. Вебера. Теория «центральных мест» В. Критсаллера. «Региональный анализ» У. Изарда. Концепции «полюсов роста» и «распространения нововведений». Отечественные концепции регионального развития и размещения производства: территориально-производственных комплексов (ТПК), плановой организации экономических районов, централизованного и директивного планирования размещения производства и др. Практическое занятие: Преимущества и недостатки модели «изолированного государства» И.Г. Тюнена, «Штандортной теории» А. Вебера, теории «центральных мест» В. Критсаллера, концепции «полюсов роста» и «распространения нововведений».
Тема 6. Природные условия и ресурсы РФ, проблемы рационального природопользования Природно-географическая среда как общее условие жизнедеятельности человека и развития производства. Понятие о природных условиях и природных ресурсах. Классификация ресурсов по исчерпаемости и возобновимости, по происхождению. Понятие о природно-ресурсном потенциале территории и природно-ресурсных циклах. Экологизация производства и ее основные направления. Экономические методы защиты среды от загрязнений. Виды загрязнений и меры по их предотвращению или снижению. Практическое занятие: Охарактеризовать влияние природных ресурсов на социально-экономическое развитие региона. Составить схему природно-ресурсного потенциала Северо-Западного федерального округа. Составить классификацию регионов Северо-Западного федерального округа по степени благоприятности природных условий.
Тема 7. Динамика, структура, размещение населения и трудовых ресурсов России Динамика населения. Понятие о демографической, социальной, этнической и конфессиональной структуре населения. Трудовые ресурсы и экономически активное население. Размещение населения по территории и факторы его определяющие. Урбанизация населения: ее сущность, количественные и качественные характеристики. Связь между естественным, механическим движением и демографической структурой населения. Сферы и отрасли экономики, тяготеющие к сложившемуся расселению. Разные типы территориальных общностей: государственные и административно- территориальные, этнические, конфессиональные, сельско-городские и др. Города и городские агломерации России. Сельское расселение, его особенности по регионам севера, средней полосы и юга. Районы с наиболее высокой безработицей, экономические и социальные проблемы ее снижения. Практическое занятие: Проанализировать проявление общероссийских демографических тенденций в регионах мира. Составить схему классификации регионов Северо-Западного федерального округа по численности городского населения. Сопоставить плотность населения регионов Северо-Западного федерального округа со степенью благоприятности природных условий.
Тема 8. Структура народнохозяйственного комплекса в России и проблемы его развития Территория и границы Российской Федерации: исторические этапы формирования. Понятие о едином народнохозяйственном комплексе страны и формирующих его связях: производственных и социальных, межрайонных и внутрирайонных. Социально-экономическое развитие российского государства: место в мировой экономике и СНГ, оценка жизненного уровня населения, основные направления формирования общества. Понятие отраслевой структуры экономики. Деление народного хозяйства на сферы и отрасли. Понятие о межотраслевых комплексах и формирующих связях в разных комплексах. Понятие о территориальной структуре экономики. Понятие о территориальных сочетаниях, системах и комплексах. Неравномерность в развитиях регионов страны и факторы ее обуславливающие. Развитие многоукладной экономики. Использование опыта передовых государств по развитию новых технологий, техническому перевооружению предприятий, подготовке и переподготовке кадров. Практическое занятие: Составление классификации факторов размещения хозяйства и характеристика изменений значения факторов во времени. Дать определение понятиям «территориальная структура», «отраслевая структура». Составить схему отраслевой структуры хозяйства по назначению выпускаемой продукции.
Тема 9. Промышленность и промышленные комплексы Межотраслевые и территориальные промышленные комплексы. Структурные сдвиги в промышленности страны и их причины. Топливно-энергетический комплекс; отрасли топливной промышленности и электроэнергетики, их размещение, проблемы развития. Топливно-энергетические базы и центры страны. Металлургический комплекс: состав отраслей, сырьевая база, размещение важнейших отраслей черной и цветной металлургии по районам и крупнейшим центрам. Машиностроительный комплекс: отрасли машиностроения, факторы размещения, районы и центры основных отраслей. Химический комплекс: первичные и вторичные сырьевые ресурсы химии, размещение основных производств в соответствии с условиями, наиболее благоприятными для их развития. Лесопромышленный комплекс: сырьевая база и ее размещение, размещение разных типов предприятий. Размещение предприятий легкой и пищевой промышленности страны. Территориальные промышленные комплексы: состав элементов, комплексообразующие связи. Формы территориальной организации промышленности: районообразующая и градообразующая роль различных предприятий и отраслей промышленности. Практическое занятие: Определить главные центры отрасли, выявить районы их снабжения сырьем и районы сбыта готовой продукции.
Тема 10. Сельское хозяйство и агропромышленный сектор Сущность и направления агропромышленной интеграции. Значение агропромышленного комплекса (АПК), его состав: сельское хозяйство, перерабатывающие предприятия, вспомогательные и обслуживающие отрасли. Новые тенденции и проблемы развития АПК: организация фермерских хозяйств, создание полноценной инфраструктуры, размещение перерабатывающих мощностей и хранилищ непосредственно «на поле», проблемы инвестирования в АПК, повышения продуктивности сельского хозяйства, снижения потерь и сохранения качества продукции на всех стадиях переработки и реализации сырья и готовой продукции. Экстенсивный и интенсивный типы ведения сельского хозяйства. Размещение отраслей растениеводства и животноводства: районы производства зерна, технических культур, мясомолочных продуктов. Проблемы продовольственного и сырьевого снабжения России. Практическое занятие: Составление схемы агропромышленного комплекса России.
Тема 11. Транспортный комплекс Роль транспорта в развитии экономических и социальных связей, в ускорении оборачиваемости народнохозяйственных средств и ресурсов. Значение для регионов транспортной инфраструктуры. Показатели работы транспорта: объем и расстояние перевозок, грузо – и пассажирооборот, скорость и надежность доставки грузов и пассажиров, себестоимость перевозок и капиталоемкость по видам транспорта. Транспортная сеть страны: этапы формирования, региональные различия в развитии транспортных сетей и значимости разных видов транспорта. Транспортные магистрали, транспортные узлы в составе и вокруг крупнейших городов и агломераций. Проблемы транспортного строительства, реконструкции дорог, формирования подвижного состава. Практическое занятие: Составление схемы транспортного комплекса СЗФО и указание основных проблем развития отрасли.
Тема 12. Отрасли экономики социально назначения, сфера услуг Взаимосвязь экономического и социального развития общества. Социальные проблемы в условиях реформирования общества. Необходимость всех отраслей социального назначения при оценке качества жизни и уровня благосостояния народа. Развитие и размещение сферы обслуживания, социальной инфраструктуры. Особенности территориальной организации сферы услуг в зависимости от вида услуг, частоты спроса и доступности центров обслуживания населения. Уровень развития отраслей, производящих потребительские, продовольственные и промышленные товары. Стоимостные показатели реализации потребительских товаров и платных услуг. Необходимость их корректирования в соответствии с региональными различиями в паритетах покупательной способности населения, в уровнях цен на потребляемые товары и услуги. Новые тенденции в размещении производства потребительских товаров в связи с частной коммерческой деятельностью, приватизацией малых и средних предприятий, конверсией в оборонной промышленности, диверсификацией услуг. Проблемы повышения уровня развития, сферы услуг и социальной инфраструктуры. Практическое занятие: Определить тенденции в размещении производства потребительских товаров в связи с частной коммерческой деятельностью, приватизацией малых и средних предприятий, конверсией в оборонной промышленности, диверсификацией услуг.
Тема 13. Основы теории экономического районирования Экономический район (регион) как интегральная территориальная система, объединяющая разные функциональные, отраслевые и территориальные части. Объективный характер образования районов в условиях территориального разделения труда и интегрирования производства. Условия и факторы районообразования. Понятие о ресурсном потенциале региона. Региональный социально-экономический анализ. Системные свойства районов. Понятие о специализации и комплексности районной экономики. Выявление отраслей специализации района и оценка эффективности их развития. Значение обслуживающих (вспомогательных и пополняющих) отраслей и производств района. Типы районов по особенностям регионального воспроизведенного процесса: узкоспециализированные с ограниченной структурой экономики, комплексного типа и диверсифицированной экономикой, «автаркические» районы. Территориально-структурный анализ района: территориальные элементы, районоорганизующие центры разного уровня, внутрирайонные производственно-экономические и социально-экономические связи. Проблемы и направления комплексного развития районов. Практическое занятие: Обозначить проблемы и направления комплексного развития районов.
Тема 14. Типологическая характеристикаэкономических районов России Понятие о макрорегионах страны: экономические зоны и крупные экономические районы. Сравнительный анализ районов Запада и Востока страны. Экономические районы Северо-западной зоны страны. Рассматриваемые общие и отличительные черты характеристики районов: экономико-географическое положение, ресурсный потенциал, исторические особенности формирования, уровни экономического и социального развития, отраслевая и территориальная структуры, отрасли специализации и промышленности, важнейшие экономические центры и узлы, агломерации, имеющиеся новые ТПК, проблемы перспективного развития районов. Практическое занятие: Определение роли Северо-Западного экономического региона в социально-экономическом развитии страны.
Тема 15. Проблемы административно-территориального устройства Российской Федерации Значение административно-территориального устройства страны как формы организации территориальных систем и жизнедеятельности населения. Негативные последствия национально-государственного раздробления страны, появившиеся при переходе бывшего СССР и РСФСР на этап обновления общества. Современное федеративное устройство России и его характерные особенности: национально-территориальный принцип устройства, договорной характер отношений в федерации, неравноправие регионов-субъектов. Типы регионов-субъектов Российской Федерации и их сравнительный анализ. Значение правильного установления состава и границ объектов территориального управления и самоуправления. Иерархическая структура и организация административно-территориальных единиц: федеральный, региональный и местный (муниципальный) уровни управления и самоуправления. Недостатки существующего административно-территориального устройства Российского государства. Модели перспективного территориально устройства с учетом соблюдения экономического (социально-экономического) принципа и необходимости укрепления макрорегиональной организации общества. Практическое занятие: Построение иерархической структуры и организации административно-территориальных единиц: федерального, регионального и местного уровней.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает: - самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; повторение и углубленное изучение лекционного материала; - решение практических задач и подготовку к практическим занятиям; - выполнение исследовательских проектов; - подготовку к зачету.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (для студентов заочного обучения)
1. Этапы экономико-географических и региональных исследований. 2. Экономические и политические союзы стран мира. 3. Общественное разделение труда. 4. Формы международных экономических связей. 5. Основные понятия и классификация глобальных проблем. 6. Глобальная экология. 7. Размещение производства как пространственная форма его развития. 8. Условия и факторы размещения производительных сил и населения. 9. Научно-технический прогресс и его влияние на региональное развитие. 10. Основные принципы размещения производства. 11. Основные концепции размещения производства, расселения людей и развития регионов. 12. Природно-географическая среда как общее условие жизнедеятельности человека. 13. Экологизация производства и ее основные направления. 14. Литосфера и хозяйство. 15. Проблемы комплексного использования полезных ископаемых. 16. Гидросфера и хозяйство. 17. Факторы, определяющие размещение населения по территории. 18. Системы расселения и территориальные общности людей. 19. Демографическая структура населения России и ее особенности в разных районах. 20. Городские и сельские агломерации России. 21. Народнохозяйственный комплекс России и его развитие. 22. Отраслевая структура экономики. 23. Территориальная структура экономики. 24. Топливно-энергетический комплекс России. 25. Металлургический комплекс России. 26. Машиностроительный комплекс России. 27. Химический комплекс России. 28. Лесопромышленный комплекс России. 29. Территориальные промышленные комплексы. 30. Сельское хозяйство и агропромышленный сектор. 31. Сельское хозяйство как базовая отрасль. 32. Основные сельскохозяйственные и агропромышленные базы страны. 33. Роль транспорта в развитии экономических и социальных связей. 34. Транспортная сеть страны. 35. Взаимосвязь экономического и социального развития общества. 36. Развитие и размещение социальной инфраструктуры. 37. Экономический район (регион) как интегральная территориальная система. 38. Региональный социально-экономический анализ района. 39. Территориально-структурный анализ района. 40. Типологическая характеристика экономических районов России. 41. Типология крупных районов и регионов-субъектов Российской Федерации. 42. Современное административно-территориальное устройство России и его характерные особенности. 43. Региональная политика государства на современном этапе. 44. Агроклиматические ресурсы страны. 45. Динамика, структура и размещение населения и трудовых ресурсов.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль: – опрос на практических занятиях; – защита контрольных работ; – рубежный контроль. 2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия: – зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом. 3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная: 1. Вавилова, Е. В. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие / Е. В. Вавилова. – М.: Гардарики, 2005. 2. Козьева, И. А. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие / И. А. Козьева. – М.: КноРус, 2005. 3. Лопатников, Д. Л. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие / Д. Л. Лопатников. – М.: Гардарики, 2006. Дополнительная: 1. Желтиков, В. П. Экономическая география: учеб. пособие / В. П. Желтиков. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. 2. Скопин, А. Ю. Экономическая география России: учебник / А. Ю. Скопин. – М.: Проспект, 2006. 3. Экономическая география России: учебник / под ред. М. В. Видяпина, М. В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2006. Периодические издания: 1. Региональная экономика: теория и практика: журнал.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные материалы (наборы плакатов и таблиц, карты), видео и аудиоматериалы.
Составитель: к.г.н., доц. кафедры «Государственное и муниципальное управление» Д.О. Гольм. Рецензент: к.э.н., доц. кафедры «Государственное и муниципальное управление» О.Л. Ким.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.155.149 (0.015 с.) |