Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Поиск

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Глобализация общественных процессов.

2. Проблемы экономического роста и модернизации.

3. Революции и реформы.

Литература:

1. Захаревич, А. В. История Отечества: учебник / А. В. Захаревич. – М.: Дашков и К, 2006.

2. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М.: Норма, 2004.

3. Олейников, Д. И. История России с 1801 по 1917 г. Курс лекций: учеб. пособие / Д. И. Олейников. – М.: Дрофа, 2005.

 

Тема 5. Россия в начале ХХ века

Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Экономические реформы Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Политические партии России: генезис, классификация, программа, тактика. Новый этап в развитии внутренней торговли и обслуживания населения. Место и роль России в мировой экономике и торговле, в системе экономических отношений.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Индустриальная модернизация России.

2. Российские реформы в начале ХХ века.

3. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Литература:

1. Кириллов, В. В. Отечественная история в схемах и таблицах / В. В. Кириллов. – М.: Эксмо, 2004.

2. Олейников, Д. И. История России с 1801 по 1917 г. Курс лекций: учеб. пособие / Д. И. Олейников. – М.: Дрофа, 2005.

3. Сенин, А. С. История российской государственности: учебник / А. С. Сенин. – М.: Владос, 2003.

 

Тема 6. Россия в условиях I мировой войны и общенационального кризиса.

Революция 1917 года. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-ые годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-ые годы. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Результаты индустриализации и коллективизации. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. Сталинизм как общественное явление и проявление его во всех областях социального бытия: от экономики до быта.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Первая мировая война и общенациональный кризис

2. Революция 1917 года

3. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия.

4. Социально-экономическое развитие страны в 20-30-ые гг. НЭП.

5. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-30-ые гг. Внешняя политика

6. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизма.

Литература:

1. Барсенков, А. С. История России 1917-2004г.: учеб. пособие / А. С. Барсенков. – М.: Аспект-Пресс, 2005.

2. Новейшая история России 1914-2002г.: учеб. пособие / под ред. М. В. Ходякова. – М.: Юрайт, 2004.

3. Основы курса истории России / под ред. А. С. Орлова. – М.: Простор, 2005.

 

Тема 7. СССР в Великой Отечественной войне и послевоенный период

Мировое сообщество накануне войны. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Основные периоды Великой Отечественной войны. Итоги и уроки второй мировой войны. Ядерная опасность и глобальная стратегия сохранения мира. Социально-экономическое развитие СССР, восстановление народного хозяйства, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика в послевоенные годы. Коммунистическая партия и её роль в послевоенном развитии СССР. Холодная война. Результаты глобального противостояния двух мировых систем: социалистической и капиталистической. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и её влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. СССР в Великой Отечественной войне ее национально-освободительный характер.

2. Победа советского народа в войне, ее цена, уроки.

3. Восстановление разрушенного народного хозяйства и переход к довоенной внутренней политике.

4. Причины и истоки «Холодной войны».

Литература:

1. Барсенков, А. С. История России 1917-2004г.: учеб. пособие / А. С. Барсенков. – М.: Аспект-Пресс, 2005.

2. Великая Отечественная Война 1941-45г.: справочное пособие. – М.: Дрофа, 2005.

3. Кулешов, С. В. Россия в системе мировой цивилизации: учеб. пособие / С. В. Кулешов, А. Н. Медушевский. – М.: Русский мир, 2001.

 

Тема 8. Советский Союз в 1985-1991гг

Несостоятельность социалистической экономики. Перестройка: надежды и реальность. Попытки осуществления политических и экономических реформ. Попытки реформирования социализма. Деятельность КПСС в условиях перестройки. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Последствия Беловежских соглашений для страны. Октябрьские события 1993 года. Противоречивый характер оценки событий октября 1993 года в общественном сознании.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Советский Союз в 1985-1991гг.: нарастание кризисных явлений.

2. Перестройка. Политика государственного переворота 1991 г. и ее провал.

3. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Литература:

1. История предпринимательства в России. От средневековья до середины XIX в. / Отв. ред. А. В. Семенова. – М.: РОССПЭН, 2000.

2. История России: учеб.-метод. пособие к семинарским занятиям / под ред. Г. Н. Сердюкова. – М.: ИКЦ МарТ, 2004.

3. История России: в 2 т. / под ред. М. М. Шумилова, С. П. Рябикина. – СПб.: Нева-Олма-Пресс, 2000.

 

Тема 9. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.)

Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Необходимость Экономических реформ. Экономическая повседневность элиты, среднего класса, молодёжи, других социальных групп постсоветский период. Культура в современной России: проблемы и перспективы. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации.

2. Культура в постсоциалистической России.

3. Внешняя политика России в новой геополитической ситуации.

Литература:

1. Барсенков, А. С. История России. 1917-2004г.: учеб. пособие / А. С. Барсенков. – М.: Аспект-Пресс, 2005.

2. История России: в 2 т. / под ред. М. М. Шумилова, С. П. Рябикина. – СПб.: Нева-Олма-Пресс, 2000.

3. Новейшая история России 1914-2002г.: учеб. пособие / под ред. М. В. Ходякова. – М.: Юрайт, 2004.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

– изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; повторение и углублённое изучение лекционное материала;

– подготовку к семинарским занятиям;

– выполнение реферативной работы;

– подготовку к экзамену.


ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

- опрос на семинарских занятиях;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

- экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. История как наука.

2. Догосударственный период в истории России.

3. Образование Древнерусского государства.

4. Принятие христианства на Руси.

5. Государственный и социально-экономический строй Древней Руси в период расцвета.

6. Русские земли в условиях феодальной раздробленности.

7. Культура Древней (домонгольской) Руси.

8. Монгольское нашествие на русские земли и его последствия.

9. Социально-политические изменения в русских землях в ХIII-XV вв.

10. Роль Московского княжества в возрождении русской государственности.

11. Иван III и создание русского централизованного государства.

12. Реформы и контрреформы Ивана Грозного.

13. Внешняя политика России в XVI веке.

14. Социально-политический кризис Московского государства в начале XVII в.

15. Социально-экономическое развитие России в XVII в. Закрепощение крестьянства.

16. Внешняя политика Московского царства в XVII в.

17. Культура Московского царства в XVI-XVII вв.

18. Петровские реформы.

19. Россия после Петра I (1725-1762).

20. Россия при Екатерине II.

21. Культура России во второй половине XVIII в.

22. Реформы Александра I.Деятельность М.М Сперанского.

23. Николаевская Россия: от восстания декабристов к крымской катастрофе.

24. Отмена крепостного права в России: проблемы аграрного развития страны.

25. Либеральные реформы Александра II.

26. Экономическое развитие в пореформенной России.

27. Общественное движение в России в пореформенный период.

28. Золотой век русской культуры.

29. Внешняя политика России во второй половине XIX века.

30. Экономическое развитие России в конце XIX –начале XX в.

31. Политические партии в России: генезис, программа, тактика.

32. Первая русская революция 1905-1907 гг.

33. Государственный строй Российской империи после первой русской революции. Российский парламентаризм.

34. Россия в первой мировой войне.

35. Февральская революция. Образование двоевластия.

36. Октябрьская революция 1917 г.

37. Культура «серебряного века».

38. Гражданская война в России и интервенция, их результаты и последствия.

39. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП.

40. Формирование однопартийного политического режима.

41. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы.

42. Внешняя политика СССР в 20-30 гг.

43. Форсированное строительство социализма в СССР.

44. Формирование и особенности тоталитарного режима в СССР.

45. Основные периоды ВОВ.

46. Итоги и уроки второй мировой войны.

47. Социально-экономическое развитие СССР в послевоенный период.

48. Общественно-политическая жизнь, культура в послевоенные годы 1945-1953.

49. Внешняя политика в послевоенный период. «Холодная война».

50. Преобразования в области экономики и управления.(1953-1964гг).

51. Общественно-политическая жизнь в СССР(1953-1964гг).

52. Внешняя политика СССР в 60-80 гг.

53. 80-е годы. Необходимость перестройки всех сфер общественной жизни.

54. Социально-экономическое развитие СССР в 1964-1985гг.

55. СССР в 1985-1991 гг. «Перестройка».

56. Распад СССР. Беловежские соглашения (декабрь 1991г).

57. Октябрьские события 1993 г. их характер и последствия.

58. Социально-экономические реформы в России (1992-2006гг).

59. Внешняя политика постсоветской России.

60. Культурная и духовная жизнь страны в конце XX –начале XXI века.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Захаревич, А. В. История Отечества: учебник / А. В. Захаревич. – М.: Дашков и К, 2006.

2. История России: (IX – XX вв.): учебник / под ред. А. К. Дворниченко. – М.: Гардарики, 2003.

3. История России: учебник / под ред. М. Н. Зуева, А. А Чернобаева. – М.: Высшая школа, 2004.

4. Кузнецов, И. Н. Отечественная история: учебник / И. Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К, 2004.

5. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М.: Норма, 2004.

Дополнительная:

1. Артемов, В. В. История: учебник / В. В. Артемов. – М.: Академия, 2004.

2. Барсенков, А. С. История России 1917-2004г.: учеб. пособие / А. С. Барсенков. – М.: Аспект-Пресс, 2005.

3. Великая Отечественная Война 1941-45г.: справочное пособие. – М.: Дрофа, 2005.

4. Кириллов, В. В. Отечественная история в схемах и таблицах / В. В. Кириллов. – М.: Эксмо, 2004.

5. Новейшая история России 1914-2002г.: учеб. пособие / под ред. М. В. Ходякова. – М.: Юрайт, 2004.

6. Олейников, Д. И. История России с 1801 по 1917 г. Курс лекций: учеб. пособие / Д. И. Олейников. – М.: Дрофа, 2005.

7. Основы курса истории России / под ред. А. С. Орлова. – М.: Простор, 2005.

8. Островский, В. П. История России. XX в.: учебник / В. П. Островский. – М.: Дрофа, 2004.

9. Платова, Е.Э. Отечественная история: метод. указ. по изучению курса / Е. Э. Платова, В. В. Фортунатов. – СПб.: СПбГУСЭ, 2006.

10. Семин, В. П. История Отечества: учеб. пособие / В. П. Семин. – М.: Академический проект, 2005.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, плакаты, видео и аудиоматериалы.

 

ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

На базе учебной дисциплины разработаны и внедрены инновационные методы: круглые столы по темам: «Российская империя на пути к модернизации и конституционной монархии», «Россия в ХХ веке: власть, общество, реформы»; деловые игры: «1917 год: альтернатива экономического и политического развития страны. Новые подходы и концепции»; «Россия в системе международных отношений конец ХХ начало ХI вв».

 

Составители: д.и.н., проф. Е.Э. Платова, ст. преподаватель Е.Р. Гутина кафедры «Истории и политологии», к.и.н., доц. Г.И. Большакова кафедры Выборгского филиала

Рецензент: д.и.н., проф. кафедры «Истории и политологии» В.В. Фортунатов

 

 

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающих фундаментальными знаниями в области психологии и педагогики, формирование основ общепедагогической и психологической культуры будущего менеджера.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- общим закономерностям психологической и педагогической наук;

- анализировать особенности психического мира личности;

- основным методам психологической и педагогической науки;

- основам теоретической и практической деятельности в области педагогики.

Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют сформировать наиболее оптимальный комплекс знаний по психологии и педагогике будущего специалиста в его профессиональной деятельности.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Психология и педагогика» студент должен:

· знать:

- базовые категории, предмет и объект наук психологии и педагогики;

- закономерности изучаемых явлений;

- основные концепции педагогики и психологии;

- теоретические и экспериментальные методы научных исследований;

- роль и значение психологии и педагогики в человеческой практике;

· уметь:

- организовать и выполнить элементы научных исследований в области психологии и педагогики;

- внедрять психологические и педагогические знания в практическую область деятельности своей специальности;

- использовать данные психологии и педагогики для самосовершенствования личности;

- строить собственную программу педагогических действий;

· получить навыки психологического и педагогического анализа социально-педагогической ситуации.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
Психология
Раздел 1. Введение в психологию
1. Введение. Предмет психологии, ее задачи и методы.   - - -    
2. Психология человека. Сознание.   - -      
Раздел 2. Основные познавательные психические процессы
3. Ощущение, восприятие, воображение.   - -      
4. Мышление и речь.   - -      
5. Внимание и память.   - -      
Раздел 3. Психология и личность
6. Личность.   - -      
7. Эмоции и мотивации.   - -      
8. Деятельность и общение.   - -      
9. Психология малых групп.   - -      
Педагогика
Раздел 1. Теоретико-методологические основы педагогики
10. Предмет педагогики, ее задачи и методы.   - - -    
11. Педагогика в системе наук.   - -      
Раздел 2. Теория ценности педагогического процесса
12. Педагогический процесс как система и целостное явление.   - -      
13. Обучение в целостном педагогическом процессе.   - -      
14. Воспитание в целостном педагогическом процессе   - -      
15. Общие формы организации учебной деятельности   - -      
16. Методы осуществления целостного педагогического процесса.   - -      
Раздел 3. Основы управления педагогическим процессом
17. Сущность и принципы управления педагогическими системами.   - -      
18. Семья как специфическая педагогическая система.   - -      
  Всего:   - -      
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -  
Для заочной формы обучения
  Всего:   - -      
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -  

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

ПСИХОЛОГИЯ

 

Раздел 1. Введение в психологию

Введение

Предмет и содержание учебной дисциплины. Общая характеристика программы изучения курса, ее структура и содержание. Роль и место психологии и педагогики в социально-гуманитарном образовании. Значение учебного курса для подготовки высококвалифицированных специалистов.

 

Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы

Психология как наука. Предмет и объект психологии. Явления, которые изучает психология. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Основные психические процессы, свойства, состояния. Основные отрасли психологии. Общая психология и предмет ее изучения. Специальные отрасли психологии. Методы психологии. Наблюдение (внешнее, внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное, стороннее), опрос (устный, письменный, свободный, стандартизированный), тесты (тест-опросник, тест-задание, проективный тест), эксперимент (естественный, лабораторный), моделирование. Связь психологии с другими науками (историей, социологией, философией, педагогикой). Место психологии в системе наук.

 

Тема 2. Психика человека. Сознание.

Понятие психики. Особенности психического отражения. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Психика и организм. Роль нервной системы в развитии психики. Объективная и субъективная (психическая) реальность. Структура психики. Психические образы, состояния, явления. Мозг и психика. Связь психических явлений с деятельностью головного мозга. Сознание как форма отражения человеком действительности. Основные функции психики. Основные характеристики сознания (активность, интенциональность, способность к рефлексии, самонаблюдению, мотивационно-ценностный характер сознания). Структура сознания. Бессознательное и его структура. Соотношение сознания и бессознательного. Механизмы психологической защиты (рационализация, вытеснение, замещение, проекция, отрицание, реактивные образования, регрессия).

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и объект психологии. Изменение предмета психологии с древнейших времен до наших дней.

2. Явления, которые изучает психология. Психические процессы и состояния.

3. Основные отрасли психологии (можно предложить обучающимся сделать доклады, в которых будут подробно рассмотрены различные отрасли психологии).

4. Методы психологии.

5. Психика человека и ее развитие. Психика и организм. Особенности психического отражения.

6. Сознание и его основные характеристики.

7. Структура сознания.

8. Бессознательное и его структура. Основные психологические защиты.

Литература:

1. Гримак, Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности / Л. П. Гримак. – М.: Гардарики, 2004.

2. Немов, Р. С. Психология: учебник: в 3 кн / Р. С. Немов. – М.: Высшая школа, 2004.

3. Психология и педагогика: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003.

4. Практическая психология: учебник / под ред. М. К. Тутушкиной. – СПб.: Питер, 2004.

5. Розум, С. И. Психология: учеб. пособие / С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2004.

 

Раздел 2. Основные познавательные психические процессы.

Тема 3. Ощущение, восприятие, воображение.

Восприятие. Свойства восприятия (целостность, предметность, обобщенность, константность, осмысленность, избирательность). Виды восприятия (внешненаправленные, внутренненаправленные), формы восприятия (времени, движений, пространства), актуальные, неактуальные и ошибочные (иллюзорные) восприятия. Восприятие и представление. Характеристики представлений (модальность, интенсивность, фрагментарность, неустойчивость, обобщенность).

Воображение. Виды воображения (активное, пассивное, творческое активное, воссоздающее активное, преднамеренное пассивное, непреднамеренное пассивное). Формы воображения (мечты, грезы, галлюцинации, сновидения). Приемы и способы воображения (агглютинация, акцентирование, гиперболизация, схематизация, типизация). Функции воображения. Связь воображенияс творчеством.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика протекания познавательных процессов.

2. Ощущение: классификация ощущений, их основные характеристики.

3. Восприятие: свойства, виды, формы. Восприятие и представление. Характеристики представлений.

4. Воображение: виды, формы, приемы и функции воображения. Связь воображения с творчеством.

Литература:

1. Веккер, Л. М. Психические процессы: в 3 т. / Л. М. Веккер. – СПб.: Питер, 2004.

2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. – М.: Высшая школа, 2003.

3. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Наука, 2003.

4. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. – М.: Гардарики, 2004.

5. Немов, Р. С. Психология: учебник: в 3 кн. / Р. С. Немов. – М.: Высшая школа, 2004.

6. Психология и педагогика: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003.

7. Розум, С. И. Психология: учеб. пособие / С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2004.

 

Тема 4. Мышление и речь

Определение мышления. Стадии становления мышления (допонятийное и понятийное мышление). Формы мышления (понятие, суждение, умозаключение). Методы мышления (индукция, дедукция, аналогия). Операции мышления (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация, систематизация (классификация)). Типы мышления (наглядно-образное, предметно-действенное, словесно-логическое). Виды словесно-логического (понятийного) мышления: теоретическое, практическое, аналитическое (логическое), реалистическое, аутистическое, продуктивное, репродуктивное, непроизвольное, произвольное. Качества мышления (самостоятельность, инициативность, оригинальность, глубина, широта, быстрота, пытливость, критичность). Интеллект. Методы измерения интеллекта. Конвергентное и дивергентное мышление. Мышление и речь.

Речь и язык. Функции речи. Характеристики речи. Речь как основное средство общения. Виды речи.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Мышление: его типы, формы, операции

2. Виды мышления. Качества мышления.

3. Мышление и речь.

4. Речь и язык.

5. Виды речи. Функции речи.

Литература:

1. Белянин, В. П. Основы психолингвистической диагностики: модели мира в литературе / В. П. Белянин. – М.: Просвещение, 2004.

2. Введение в психологию / под ред. А. В.Петровского. – М.: Наука, 2003.

3. Веккер, Л. М. Психические процессы: в 2 т. / Л. М. Веккер. – СПб.: Питер, 2004.

4. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. – М.: Наука, 2003.

5. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи. – М.: Гардарики, 2004.

6. Ивин, А. А. Искусство правильно мыслить / А. А. Ивин. – М.: Прогресс, 2003.

7. Немов, Р. С. Психология: учебник: в 3 кн. / Р. С. Немов – М.: Высшая школа, 2004.

8. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М.: Гардарики, 2003.

9. Психология и педагогика: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003.

10. Розум, С. И. Психология / С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2004.

 

Тема 5. Внимание и память

Внимание как психический процесс. Основные свойства внимания (устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объем). Виды внимания (природное, социально обусловленное, непосредственное, опосредованное, непроизвольное, произвольное, чувственное, интеллектуальное). Функции внимания (отбор значимых воздействий и игнорирование побочных, удержание и сохранение образов определенного содержания, регуляция и контроль за протеканием деятельности). Теории внимания (Т. Рибо, А. Ухтомского, П.Гальперина).

Память. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание). Теории памяти (физическая, химическая, физиологическая, информационно-кибернетическая, ассоциативная, теория деятельности). Характеристика основных процессов памяти. Виды памяти (словесно-логическая, образная, двигательная, эмоциональная). Формы памяти (мгновенная (сенсорная), кратковременная, долговременная). Законы памяти. Мнемические процессы. Приемы управления памятью (мнемоника).

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Внимание: характеристика, виды, свойства

2. Основные функции внимания. Теории внимания.

3. Память. Основные процессы памяти. Теории памяти.

4. Виды памяти. Формы памяти.

5. Законы памяти. Приемы управления памятью.

Литература:

1. Введение в психологию / под ред. А. В. Петровского. – М.: Наука, 2003.

2. Веккер, Л. М. Психические процессы: в 3 т. / Л. М. Веккер. – СПб.: Питер, 2004.

3. Клацки, Р. Память человека: структура и процессы / Р. Клацки. – М.: Гардарики, 2004.

4. Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. / Р. С. Немов. – М.: Высшая школа, 2004.

5. Психология и педагогика: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003.

6. Розум, С. И. Психология: учеб. пособие / С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2004.

 

Раздел 3. Психология и личность.

Тема 6. Личность

Определение личности в психологии. Соотношение понятий «субъект», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность». Этапы исследования личности; различные подходы. Психология личности. Структура личности. Социализация личности. Механизмы и стадии социализации.

Способности, задатки, индивидуальные различия людей. Темперамент. Типы и свойства темперамента. Характер. Типология характеров (по Э. Кречмеру, Э. Фромму, У. Шелдону). Акцентуации характера (по К. Леонгарду, А.Е. Личко). Формирование характера.

Воля и ее основные признаки. Теории воли. Волевая регуляция поведения. Развитие воли.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие личности. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность».

2. Этапы исследования личности. Различные подходы к личности.

3. Социализация личности: понятие, механизмы и стадии.

4. Способности, задатки и индивидуальные различия людей.

5. Темперамент: типы и свойства.

6. Характер. Типология характеров. Акцентуации.

7. Воля и ее основные признаки.

8. Теории воли. Волевая регуляция поведения.

Литература:

1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – М.: Наука, 2004.

2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Высшая школа, 2002.

3. Левитов, Н. Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. – М.: Гардарики, 2003.

4. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – М.: Академия, 2003.

5. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Прогресс, 2002.

6. Мерлин, В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание / В. С. Мерлин. – Пермь: Пермское книжное изд-во, 2002.

7. Немов, Р. С. Психология: учебник: в 3 кн. / Р. С. Немов – М.: Высшая школа, 2004.

8. Психология и педагогика: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003.

9. Розум, С. И. Психология: учеб. пособие / С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2004.

 


Тема 7. Эмоции и мотивации

Определениеэмоций. Структура эмоций (импрессивный компонент (субъективное переживание) и экспрессивный компонент (непроизвольные реакции организма). Формы эмоций (эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения). Аффект. Стресс и его структура. Чувства. Функции эмоций (побуждения, подкрепления, предвосхищения, функция дифференцирующей и синтезирующей основы образа, функция мобилизации органов действия, организующая, коммуникативная функция). Классификация эмоций.

Определение мотивации. Потребность. Виды потребностей (биологические, социальные, познавательные). Мотив. Связь между эмоциями и мотивацией (эмоции сигнализируют о потребности и свидетельствуют о ценности объекта в связи с его способностью удовлетворить потребность).

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Эмоции. Структура эмоций.

2. Формы эмоций. Аффект, стресс, чувства. Отличие чувств от эмоций.

3. Функции эмоций. Классификация эмоций.

4. Структура мотивации.

5. Потребности и их виды.

6. Связь между эмоциями и мотивацией.

Литература:

1. Введение в психологию / под ред. А. В. Петровского. – М.: Наука, 2003.

2. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. – М.: Наука, 2003.

3. Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. – М.: Академия, 2003.

4. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006.

5. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2004.

6. Немов, Р. С. Психология: учебник: в 3 кн. / Р. С. Немов. – М.: Высшая школа, 2004.

7. Психология и педагогика: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003.

8. Розум, С. И. Психология: учеб. пособие / С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2004.

 

Тема 8. Деятельность и общение.

Категория деятельности в психологии. Развитие человеческой деятельности.

Виды деятельности (общение, игра, труд). Макроструктура деятельности. Внутренняя структура деятельности (потребность, мотив, цель (результат). Психическая регуляция поведения и деятельности. Деятельность и способности. Умения, навыки, привычки. Психика, поведение и деятельность.

Общение как вид психической деятельности. Определение общения. Взаимосвязь общения и деятельности. Компоненты общения (когнитивный, эмоционально-мотивационный, поведенческий). Цели общения (биологическое и социальное общение). Средства общения (способы передачи информации). Виды общения (материальное, кондиционное, когнитивное, мотивационное, деятельностное). Вербальное общение. Диалогичность общения. Невербальное общение.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика понятия «деятельность». Виды деятельности.

2. Структура деятельности. Взаимосвязь деятельности и психических процессов.

3. Деятельность и способности.

4. Общение и его связь с деятельностью. Компоненты общения.

5. Цели и средства общения. Виды общения.

6. Общение как взаимодействие. Типы взаимодействия.

7. Механизмы понимания и восприятия людьми друг друга в процессе общения

8. Конфликт. Виды конфликтов.

9. Стили разрешения конфликтов.

Литература:

1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник / Г. М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2004.

2. Буева, Л. П. Деятельность и общение / Л. П. Буева.. – М.: Дело, 2005.

3. Введение в психологию / под ред. А. В. Петровского. – М.: Наука, 2003.

4. Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А. Б. Добрович. – М.: Академия, 2003.

5. Каган, М. С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. – М.: Гардарики, 2004.

6. Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев. – М.: Аспект-Пресс, 2004.

7. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Прогресс, 2005.

8. Немов, Р. С. Психология: учебник: в 3 кн. / Р. С. Немов. – М.: Высшая школа, 2004.

9. Розум, С. И. Психология: учеб. пособие / С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2004.

10. Соснин, В. А. Как стать хозяином положения. Анатомия эффективного общения / В. А. Соснин, П. А. Лунев. – М.: Гардарики, 2003.

 

Тема 9. Психология малых групп.

Понятие «малая группа». Характеристика малой группы. Виды малых групп (реальные, условные, формальные, неформальные, референтные, антиреферентные). Специфика коллектива как малой группы.

Феноменология малых групп как описание основных явлений, которые для них характерны. Структура внутригрупповых отношений. Позиция. Статус. Внутренняя установка. Роль. Композиция группы. Система межличностных связей (каналов коммуникации): фронтальная, радиальная, иерархическая, цепная, круговая, полная. Нормы и ценности группы. Управление группой. Лидерство и его стили (авторитарный, демократический, либеральный). Межличностные отношения (официальные, неофициальные, деловые, личные, рациональные, эмоциональные, руководство, подчинение). Межгрупповые отношения и взаимодействия. Эффективность групповой деятельности. Критерии эффективности групповой деятельности (образовательный, профессиональный, воспитательный). Величина группы и эффективность групповой деятельности.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика малой группы. Виды малых групп.

2. Структура внутригрупповых отношений.

3. Композиция группы. Нормы и ценности группы.

4. Управление группой. Лидерство и его стили.

5. Межличностные отношения в группе.

6. Эффективность групповой деятельности. Критерии эффективности.

Литература:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник / Г. М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2004.

2. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. – М.: Прогресс, 2004.

3. Кричевский, Р.Л. Психология малой группы / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубровская. – М.: Высшая школа, 2004.

4. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер-Пресс, 2004.

5. Немов, Р. С. Психология: учебник: в 3 кн. / Р. С. Немов. – М.: Высшая школа, 2004.

6. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. – М.: Высшая школа, 2003.

7. Робер, М. А. Психология индивида и группы / М. А. Робер, Ф. Тильман. – М.: Аспект-пресс, 2004.

8. Социальная психология и этика делового общения. – М.: Наука, 2005.

9. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – СПб.: Питер-Пресс, 2003.

 

ПЕДАГОГИКА

 

Раздел 1. Теоретико–методологические основы педагогики

Тема 10. Предмет педагогики, ее задачи и методы

Педагогика к



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.191 (0.015 с.)