Национальная система стандартизации РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальная система стандартизации РФ



НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ РФ

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

В связи с вступлением в силу закона «О техническом регулировании» в России с 1993 г. функционирует национальная система стандартизации. Главная ее цель - содействие методами стандартизации обеспечению динамичного и пропорционального развития всех отраслей промышленности и услуг.

Законодательную и нормативно-правовую основу проведения работ в области стандартизации и связанных с ней областей деятельности (метрология, сертификация) с 1993 г. составляли Законы Российской Федерации: «О защите прав потребителей»; «О стандартизации»; «О сертификации продукции и услуг»; «Об обеспечении единства измерений». В конце 2002 г. был принят новый Федеральный закон «О техническом регулировании», который вступил в силу в 2003 г. С его введением Законы РФ «О стандартизации» и «О сертификации продукции услуг» утратили силу с середины 2003 г. Законы Российской Федерации «О защите прав потребителей» и «Об обеспечении единства измерений» действуют по настоящее время.

Введение Закона «О техническом регулировании» направлено на реформирование системы технического регулирования, в том числе стандартизации и обеспечения качества, и вызвано развитием рыночных отношений в обществе. Техническое регулирование - это правовое регулирование отношений в области установления, применения и использования обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Одна из главных идей закона заключается в том, что обязательные требования, содержащиеся сегодня в нормативных актах, в том числе и в национальных стандартах, вносятся в область технического законодательства — в федеральные законы (технические регламенты). Создается двухуровневая структура нормативных и нормтивно-правовых документов: технический регламент, содержащий обязательные требования, и стандарты, содержащие гармонизированные с техническим регламентом добровольные нормы и правила.

Таким образом, вводится новый нормативно-правовой документ — технический регламент, который будет приниматься как федеральный закон или постановление Правительства Российской Федерации, а в исключительных случаях как указ Президента России.

В качестве основы для разработки проектов технических регламентов могут полностью или частично использоваться международные и национальные стандарты.

В РФ действуют два вида технических регламентов: общие технические и специальные.

Общие технические регламенты принимаются по вопросам безопасности эксплуатации и утилизации машин и оборудования, эксплуатации зданий, строений, сооружений, безопасности использования прилегающих к ним территорий, пожарной безопасности; биологической, экологической, ядерной и радиационной безопасности; электромагнитной совместимости. Примером проекта общего технического регламента — федерального закона (ФЗ) — является проект «О безопасности машин и оборудования».

Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции и производствам, которые не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов или степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.

Положения стандартов применяют государственные органы управления, субъекты хозяйственной деятельности, научно-технические, инженерные общества и другие общественные организации, в том числе ТК по стандартизации.

В комплекс стандартов ГСС РФ входят следующие основные нормативные документы:

– ГОСТ Р 1.0—92. Государственная система стандартизации в Российской Федерации. Основные положения»;

– ГОСТ Р 1.2—92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки Государственных стандартов;

– ГОСТ Р 1.4—93 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения;

– ГОСТ Р 1.5—2002. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

– ГОСТ Р 1.8—2002. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов.

– ГОСТ Р 1.9—2002. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок маркировки продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам.

– ИСО/МЭК 2. Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности;

– ПР 50-688-92. Временное типовое положение о техническом комитетет по стандартизации;

– Р 50-605-79-93. Рекомендации по разработке положения о службе стандартизации предпрития;

– ПР 50-734-93 Порядок разработки ОК ТЭСИ;

– ПР 50-718-94 Правила заполнения и представления каталожных листов продукции;

– Р 50,1.004-95. Порядок подготовки в Госстандарте России межгосударственных стандартов для принятия в РФ.

НД, действующие на территории РФ.

Нормативный документ по стандартизации — это документ, устанавливающий правила, принципы, нормы, характеристики, касающиеся объектов стандартизации, различных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу пользователей.

НД по стандартизации применяются государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации, использования, хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг, при разработке технической документации (конструкторской, технологической, проектной), в том числе ТУ, каталожных листов на поставляемую продукцию.

К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории РФ, согласно ГСС РФ относятся стандарты, технические регламенты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, а также нормы, правила и рекомендации по стандартизации.

Нормативным документы по стандартизации (в соответствии с Законом о техническом регулировании).:

  1. Национальные стандарты
  2. Правила по стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
  3. Применяемые в установленном порядке классификации, ОКТЭСИ.
  4. Стандарты организаций.

В настоящее время в РФ действуют следующие НД по стандартизации:

  1. Технические регламенты;
  2. Государственные стандарты РФ ГОСТ Р
  3. Региональный стандарт (ГОСТ, СТ СЭВ
  4. Межгосударственные стандарты
  5. Международные стандарты, применяемые в установленном порядке (ИСО, МЭК, ИСО/МЭК)
  6. Правила, нормы, рекомендации по стандартизации (ПР, Р)
  7. ОКТЭИ
  8. ОСТ
  9. СТП, СТО
  10. Т У

До настоящего времени действуют стандарты ССР, если они не противоречат законодательству РФ.

Технические регламент. По закону «О техническом регулировании» ТР применяются в целях:

– защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

– охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

– предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

В РФ действуют общие и специальные технические регламенты. Требования общего технического обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Требования специального ТР учитываются технологические и иные особенности видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

 

Разработка и применение ТУ

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ -это документ, устанавливающий технические требования, которым должна удовлетворять продукция, процесс услуга.

В России технические условия принимаются на уровне предприятия.

Технические условия являются техническим (но не нормативным!) документом. Однако, технические условия, на которые делается ссылка в договорах на поставляемую продукцию, применяются как нормативный документ.

Общие правила построения, изложения, оформления, согласования и утверждения технических условий установлены в ГОСТ 2.114-95 «ЕСКД. Технические условия». В этом стандарте установлено, что технические условия разрабатываются по решению разработчика, изготовителя или по требованию заказчика (потребителя продукции) и являются неотъемлемой частью комплекта технической документации на продукцию, а при отсутствии документации должны содержать полный комплекс требований к продукции, ее изготовлению, контролю и приемке.

В условиях реформирования российской экономики существенно возросла восстребованность технических условий. Наиболее широко технические условия в качестве НД применяются в рамках договорных отношений между товаропроизводителями и потребителями. Такая форма использования технических условий полностью соответствует зарубежной практике: аналогичный техническим условиям документ – техническая спецификация разрабатывается изготовителем и по согласованию с потребителем применяется как неотъемлемая часть контракта с фирмой-потребителем.

Для особо опасных видов (групп) продукции и вновь разрабатываемой потенциально опасной продукции необходимо:

· в технические условия включать основные требования по безопасности и методов их контроля,

· согласовывать технические условия с органами государственного надзора,

· регистрировать технические условия в ЦСМ,

· проверять соблюдение требований технических условий у производителя и в торговле органами госконтроля и надзора.

 

 

Виды стандартов

Разрабатывают стандарты следующих видов в соответствии с ГОСТ Р 1.0-2004.

- стандарты на продукцию;

- стандарты на процессы (работы) производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;

- стандарты на услуги;

- стандарты основополагающие (организационно-методические и общетехнические);

- стандарты на термины и определения;

- стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Национальный стандарт применяют добровольно, после чего все его требования становятся обязательными для соблюдения (ГОСТ Р 1.0-2004, пункт 6.2).

«Вид стандарта» определяет содержание стандарта в зависимости от его назначения:

Основополагающие стандарты разрабатываются в целях обеспечения взаимопонимания, единства подходов и взаимосвязи деятельности науки, техники и производства. Основополагающие стандарты устанавливают также принципы, требования, правила и нормы. Основополагающие стандарты могут устанавливать научно-техническую терминологию, широко используемую в науке, технике, производстве.

Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования либо к конкретному виду продукции (услуги), либо к группам однородной продукции (услуг). Применяются две разновидности этого вида стандартов:

- стандарты общих технических условий, которые содержат общие требования к группам однородной продукции (услуг) (ГОСТ ОТУ, ГОСТ Р ОТУ);

- стандарты ТУ (ГОСТ ТУ, ГОСТ Р ТУ).

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ РФ

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

В связи с вступлением в силу закона «О техническом регулировании» в России с 1993 г. функционирует национальная система стандартизации. Главная ее цель - содействие методами стандартизации обеспечению динамичного и пропорционального развития всех отраслей промышленности и услуг.

Законодательную и нормативно-правовую основу проведения работ в области стандартизации и связанных с ней областей деятельности (метрология, сертификация) с 1993 г. составляли Законы Российской Федерации: «О защите прав потребителей»; «О стандартизации»; «О сертификации продукции и услуг»; «Об обеспечении единства измерений». В конце 2002 г. был принят новый Федеральный закон «О техническом регулировании», который вступил в силу в 2003 г. С его введением Законы РФ «О стандартизации» и «О сертификации продукции услуг» утратили силу с середины 2003 г. Законы Российской Федерации «О защите прав потребителей» и «Об обеспечении единства измерений» действуют по настоящее время.

Введение Закона «О техническом регулировании» направлено на реформирование системы технического регулирования, в том числе стандартизации и обеспечения качества, и вызвано развитием рыночных отношений в обществе. Техническое регулирование - это правовое регулирование отношений в области установления, применения и использования обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Одна из главных идей закона заключается в том, что обязательные требования, содержащиеся сегодня в нормативных актах, в том числе и в национальных стандартах, вносятся в область технического законодательства — в федеральные законы (технические регламенты). Создается двухуровневая структура нормативных и нормтивно-правовых документов: технический регламент, содержащий обязательные требования, и стандарты, содержащие гармонизированные с техническим регламентом добровольные нормы и правила.

Таким образом, вводится новый нормативно-правовой документ — технический регламент, который будет приниматься как федеральный закон или постановление Правительства Российской Федерации, а в исключительных случаях как указ Президента России.

В качестве основы для разработки проектов технических регламентов могут полностью или частично использоваться международные и национальные стандарты.

В РФ действуют два вида технических регламентов: общие технические и специальные.

Общие технические регламенты принимаются по вопросам безопасности эксплуатации и утилизации машин и оборудования, эксплуатации зданий, строений, сооружений, безопасности использования прилегающих к ним территорий, пожарной безопасности; биологической, экологической, ядерной и радиационной безопасности; электромагнитной совместимости. Примером проекта общего технического регламента — федерального закона (ФЗ) — является проект «О безопасности машин и оборудования».

Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции и производствам, которые не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов или степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.

Положения стандартов применяют государственные органы управления, субъекты хозяйственной деятельности, научно-технические, инженерные общества и другие общественные организации, в том числе ТК по стандартизации.

В комплекс стандартов ГСС РФ входят следующие основные нормативные документы:

– ГОСТ Р 1.0—92. Государственная система стандартизации в Российской Федерации. Основные положения»;

– ГОСТ Р 1.2—92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки Государственных стандартов;

– ГОСТ Р 1.4—93 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения;

– ГОСТ Р 1.5—2002. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

– ГОСТ Р 1.8—2002. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов.

– ГОСТ Р 1.9—2002. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок маркировки продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам.

– ИСО/МЭК 2. Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности;

– ПР 50-688-92. Временное типовое положение о техническом комитетет по стандартизации;

– Р 50-605-79-93. Рекомендации по разработке положения о службе стандартизации предпрития;

– ПР 50-734-93 Порядок разработки ОК ТЭСИ;

– ПР 50-718-94 Правила заполнения и представления каталожных листов продукции;

– Р 50,1.004-95. Порядок подготовки в Госстандарте России межгосударственных стандартов для принятия в РФ.

НД, действующие на территории РФ.

Нормативный документ по стандартизации — это документ, устанавливающий правила, принципы, нормы, характеристики, касающиеся объектов стандартизации, различных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу пользователей.

НД по стандартизации применяются государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации, использования, хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг, при разработке технической документации (конструкторской, технологической, проектной), в том числе ТУ, каталожных листов на поставляемую продукцию.

К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории РФ, согласно ГСС РФ относятся стандарты, технические регламенты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, а также нормы, правила и рекомендации по стандартизации.

Нормативным документы по стандартизации (в соответствии с Законом о техническом регулировании).:

  1. Национальные стандарты
  2. Правила по стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
  3. Применяемые в установленном порядке классификации, ОКТЭСИ.
  4. Стандарты организаций.

В настоящее время в РФ действуют следующие НД по стандартизации:

  1. Технические регламенты;
  2. Государственные стандарты РФ ГОСТ Р
  3. Региональный стандарт (ГОСТ, СТ СЭВ
  4. Межгосударственные стандарты
  5. Международные стандарты, применяемые в установленном порядке (ИСО, МЭК, ИСО/МЭК)
  6. Правила, нормы, рекомендации по стандартизации (ПР, Р)
  7. ОКТЭИ
  8. ОСТ
  9. СТП, СТО
  10. Т У

До настоящего времени действуют стандарты ССР, если они не противоречат законодательству РФ.

Технические регламент. По закону «О техническом регулировании» ТР применяются в целях:

– защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

– охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

– предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

В РФ действуют общие и специальные технические регламенты. Требования общего технического обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Требования специального ТР учитываются технологические и иные особенности видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.211.2 (0.101 с.)