№ / Дата
|
Тема
|
Количество
часов
|
Репертуар
| Цели, задачи,
ключевые знания,
музыкальные термины
|
1.
|
Введение
Типы образов
|
|
«Школьный корабль» Г.Струве
Увертюра из оперы М.Глинки
«Руслан и Людмила»
| Повторить типы образов, выделить их сходства и различия. Формировать представления о музыкальной драматургии. Жизнь и творчество М.Глинки, Г.Струве. Особенности построения увертюры: экспозиция, разработка, реприза, кода
Драма, драматизм, драматургия.
|
2.
|
Жизнь музыкальных образов в одном произведении.
М.И.Глинка.
Образы света и радости жизни
|
|
«Школьный корабль» Г.Струве
Увертюра из оперы М.Глинки
«Руслан и Людмила»
| Пронаблюдать развитие музыкальных образов увертюры и их взаимосвязь в музыкальной драматургии – сопоставление образов. Анализ средств выразительности, основных интонаций. История создания оперы. Построение схемы звучания главных тем с их характеристикой – эмоциональным описанием.
|
3.
|
Образы борьбы, скорби и страдания
|
|
«Сегодня умер Руставели» фрагмент из оратории «По следам Руставели» О.Тактакишвили
| Знакомство с жизнью и творчеством Руставели. Определение образов и драматургии оратории, формы построения. Идея создания оратории. Эпическая тема в музыке. Повтор особенностей народной музыки Грузии. Анализ средств выразительности при передаче образов героя и Родины: лад, регистр, тембр, темп.
Оратория, песнопения, хор, солист, бас, орган, симфонический оркестр.
|
4.
5.
|
Столкновение образов
добра и зла.
Противоборство в музыке Л.В.Бетховена
|
|
Увертюра «Эгмонт» Л.В.Бетховен
Увертюра «Руслан и Людмила» М.Глинка
«Бухенвальдский набат» В.Мурадели
| Определение произведения и принадлежности без предварительного названия. Закрепление особенностей творчества Л.Бетховена. Основная идея создания увертюры. Пронаблюдать главные темы-образы и выражение основного конфликта между ними. Анализ и сравнение увертюр «Эгмонт» и «Руслан и Людмила». Общее – жанр, построение; различие – образы, драматургия. Творчество В.Мурадели, история создания песни
Определение драматургии и построения песни – призыва, предостережения, напоминания. Вокально-хоровая работа
|
6.
7.
|
Драматургия контрастных сопоставлений в музыке А.Эшпая и Ф.Листа
|
|
«Венгерские напевы» А.Эшпай
«Рапсодия №2» Ф.Лист
«День Победы» Д.Тухманов, В.Харитонов
«Бухенвальдский набат» В.Мурадели
| Знакомство с жизнью и творчеством А.Эшпая. Значение фольклора в творчестве композиторов. Определение образов венгерской песенности в советской музыке. Идея создания рапсодии, сопоставление контрастных образов в музыкальной драматургии. Закрепление особенностей творчества Ф.Листа. Сравнение произведений А.Эшпая и Ф.Листа, нахождение общего и различного. История рождения песни «День Победы». Вокально-хоровая работа.
Рапсод, рапсодия, напевы, вариадия, ритм, темп.
|
8.
9.
|
Камерная музыка ЭГрига.
Сонатная форма.
Контраст и взаимовлияние музыкальных образов.
|
|
«Утро» Э.Григ
«Соната для виолончели и фортепиано» 1часть Э.Григ
| Жизнь и творчество Э.Грига – основателя норвежской классической музыки. Определение принадлежности по ранее изученным произведениям. Закрепление представлений о сонатной форме, истории её возникновения. Знакомство с камерной музыкой, сравнение с симфонической музыкой. Определение образов, формы, драматургии сонаты – сопоставление, контраст 2 образов и совместное развитие. Построение схемы звучания главных тем. Определение воздействия музыки на слушателей
Соната, сонатная форма, камерная музыка, полифония, каденция.
|
10.
|
Закрепление
«Сонатная форма»
|
|
Кроссворд «Сонатная форма»
Музыкальная викторина
«Эгмонт» Л.Бетховен
«Руслан и Людмила» М.Глинка
«Соната для виолончели и фортепиано» 1часть Э.Григ
| Закрепление и углубление понятия сонатной формы, как формы, обладающей наибольшими возможностями для отражения сложных и многосторонних жизненных процессов, человеческих характеров, развития чувств человека, для выражения драматических конфликтов, глубоких размышлений и обобщений. Осмысление разнообразия сонатной формы и произведений, созданных в этой форме. Определение произведений, принадлежности, образов и построения; сравнение драматургии произведений. Определение зависимости построения драматургии от содержания, музыки, личности и стиля композитора.
Вокально-хоровая работа над интонацией, артикуляцией, точностью и выразительностью. Работа с солистами, по группам, хором.
Сонатная форма, соната, пьеса, песня, гимн, увертюра, экспозиция, разработка, реприза.
|