№ / Дата
|
Тема
|
Количество
часов
|
Репертуар
| Цели, задачи,
ключевые знания,
музыкальные термины
|
1.
|
Введение
Музыкальный образ
Музыка эпического характера
|
|
Опера «Война и мир» С.С.Прокофьев
- Вальс
- Ария Кутузова
«Дороги» А.Новиков
| Освоение новой темы на знакомой музыке оперы С.Прокофьева. Эпический стиль творчества. История создания оперы «Война и мир» по роману Л.Н.Толстого и песни «Дороги». Введение понятия музыкального образа. Анализ образов оперы. Представление о трёхчастной форме в музыке. Определение образа песни – воспоминание о событиях В.О.войны. Количество интонаций и грани одного образа – единство формы и содержания.
Образ, интонация, эпос, опера, ария, песня, вальс
|
2.
|
Драматические образы в музыке Ф.П.Шуберта
|
|
«Дороги» А.Новиков
«Лесной царь» Ф.Шуберт
| Жизнь и творчество Ф.Шуберта. Вокальная и инструментальная музыка. Сравнение характеров, определение образов произведений, определение интонаций маршевости, певучести. Выразительность и изобразительность в музыке, элементы музыкальной речи, развитие музыки. Формирование эмоционального восприятия.
Песня, баллада, драма, вокальный цикл, мелодия
|
3.
|
Образы борьбы и страдания в музыке А.Н.Скрябина
|
|
«Дороги» А.Новиков
«Прелюдия №4» А.Н.Скрябин
«Этюд № 12» А.Н.Скрябин
| Жизнь и творчество А.Н.Скрябина. Показать целостность выражения музыкальной мысли при развитии в одночастной форме. Контраст образов и влияние времени композитора на характер музыки. Настроение эпохи в творчестве А.Скрябина. Инструментальная музыка.
Прелюдия, этюд, пьеса, виртуоз, элементы музыкальной речи.
|
4.
|
Образы тишины в музыке С.В.Рахманинова
|
|
«Милый мой, хоровод» р.н.п.
«Островок» С.В.Рахманинов
«Весенние воды» С.В.Рахманинов
| Жизнь и творчество С.В.Рахманинова, песенная природа музыки. Анализ и сравнение образов произведений. Представление о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания. Особенности русских народных песен. Вариация и одночастная форма. Картины природы в музыке. Средства выразительности и изобразительности. Вокальная музыка. Солист и хор. Разновидности голоса - диапазон.
Песня, гимн, кантилена, распев, а капелла, многоголосие, хоровод, вариация, романс.
|
5.
|
Образы борьбы и победы в музыке Л.В.Бетховена
|
|
Симфония №5 – 3 часть Л.В.Бетховен
Увертюра «Эгмонт» Л.В.Бетховен
| Творчество и особенности стиля Л.В.Бетховена. История создания увертюры. Определение построения увертюры, характера и количества образов. Определение единого образа героя из разнохарактерных образов целого произведения: столкновение, борьба, победа. Крупные жанры.
|
6.
7.
|
Образ танца в музыке М.Равеля
|
|
«Милый мой, хоровод» р.н.п.
«Болеро» М.Равель
«Песня туристов» К.Молчанов
| Жизнь и творчество М.Равеля, обращение к народным истокам. История создания симфонической картины. Роль ритма и связь с другими элементами музыкального языка. Разбор средств выразительности. Определение неизменности звучания мелодии, ритма, темпа при грандиозном развитии динамики и оркестрового звучания. Значение вариационной формы при развитии самостоятельного образа. Симфоническая картина, кульминация, инструменты симфонического оркестра, вариация, испанский танец, импрессионизм, элементы музыкальной речи.
|
8.
|
Картины народной жизни в музыке Ф.Листа
|
|
«Рапсодия №2» Ф.Лист
- Для фортепиано
- Для оркестра
| Жизнь и творчество Ф.Листа – основоположника классической музыки в Венгрии. Обращение к народным мелодиям, история создания «Венгерских рапсодий». Инструментальная музыка. Определение характера, образов, формы построения рапсодии. Роль ритма, регистра, темпа, динамики для передачи яркого образа. Сравнение звучания рапсодии в переложении для фортепиано и для оркестра. Возможности фортепиано при имитации звучания народных инструментов, тембровое богатство оркестра.
Виртуоз, рапсод, рапсодия, обработки, фантазии, вариация, песня, пляска.
|
9.
|
Закрепление
|
|
Материал четверти
Музыкальная викторина
Кроссворд «Музыкальный язык»
| Определение произведений, характера, формы, образа, принадлежности. Анализ и сравнение средств выразительности музыки. Закрепление особенностей стиля композитора. Определение влияния жизненных событий на характер и образ произведений, зависимости характера музыки и образа от личности композитора, стиля и эпохи, от музыкального языка. Интеграция искусств. Понимание важности и сущности музыки как отражения жизни, её явлений и событий, природы, внутреннего мира человека.
Вокально-хоровая работа: солист - группа - хор.
|