Характеристика структурных компонентов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика структурных компонентов



Семинар 1

Тема. Общая характеристика деятельности преподавателя учреждения профессионального образования

Вопросы для обсуждения

  1. Структура профессионально-педагогической деятельности преподавателя учреждения профессионального образования.
  2. Функции профессионально-педагогической деятельности преподавателя.
  3. Содержание профессионально-педагогической деятельности преподавателя.

Рекомендуемая литература

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Модэк, 2003. – 480 с.
  2. Энциклопедия профессионального образования: В 3т. / Под науч. ред. С.Я. Батышева. – М.: РАО: Ассоциация «Профессиональное образование», 1998 (1 т.), 1999 (2, 3 тт.) (Фрагмент прилагается)

Задания

  1. На основе изучения ист. 1, С. 420 – 424, ист. 2, С. 398. выделите и охарактеризуйте структурные компоненты деятельности преподавателя учреждения профессионального образования. Данные представьте в таблице.

Характеристика структурных компонентов

Профессионально-педагогической деятельности преподавателя

Структурный компонент деятельности Характеристика
     

2. На основе изучения ист. 1, С. 425 – 431, ист. 2, С. 398

    • определите понятие о функции деятельности;
    • изучите подходы к классификации функций педагогической деятельности;
    • охарактеризуйте функции профессионально-педагогической деятельности преподавателя. Данные представьте в таблице.

Функции профессионально-педагогической деятельности преподавателя

Функция Содержание
   

3. На основе изучения ист. 1, С. 431 – 440

    • определите понятие о профессионально-педагогической деятельности;
    • выделите предмет профессионально-педагогической деятельности;
    • перечислите результаты профессионально-педагогической деятельности;
    • охарактеризуйте основные компоненты содержания профессионально-педагогической деятельности преподавателя.

Семинар 2

Тема. Студент как субъект обучения

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие об учении как деятельности.
  2. Соотношение учения и преподавания в разных видах обучения.
  3. Понятие об учении в контексте деятельностного подхода.

Рекомендуемая литература

  1. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: ВЛАДОС (любое издание)
  2. Педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: РАО (любое издание)
  3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб пособие для студентов педвузов. – М.: Академия, 2003. – 304 с. (фрагмент прилагается)

Задания

  1. На основе изучения ист. 1, 2 охарактеризовать учение как деятельность по плану: 1) предмет учения; 2) функции учения; 3) условия учения.
  2. На основе изучения ист. 1, 2 описать соотношение учения и преподавания в разных видах обучения. Данные представить в форме таблицы

 

Вид обучения. Общая характеристика Деятельность преподавателя Деятельность учащегося
Репродуктивное обучение (объяснительно-иллюстративное)    
Проблемное обучение    
Программированное обучение    

 

Проследить взаимосвязь деятельности преподавателя и учащихся. Объяснить характер деятельности преподавателя и учащихся, исходя из характеристик вида обучения.

  1. На основе изучения ист. 3 раскрыть следующие вопросы: 1) общая идея поэтапного формирования действий; 2) характеристика и функции этапов формирования действий; 3) условия применения метода формирования действий в профессиональном образовании.

Семинар 3

Тема. Содержание профессионального образования

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о Государственном стандарте профессионального образования. Характеристика основных разделов Государственного стандарта профессионального образования.

2. Понятие об учебном плане профессионального образования.

3. Понятие об учебной программе профессионального образования.

Рекомендуемая литература

1. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – 368 с.

2. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений СПО. – М.: Мастерство, 2001.

3. Государственный образовательный стандарт профессионального образования (среднее и/ или высшее профессиональное образование)

4. Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования – Классификатора специальностей среднего профессионального образования: Приказ Министерство образования Российской Федерации от 02.07.2001 N 2572 // Среднее профессиональное образование: Сб. нормативных документов. – М.: Книга сервис, 2002. (Фрагмент прилагается)

5. Энциклопедия профессионального образования: В 3т. / Под науч. ред. С.Я. Батышева. – М.: РАО: Ассоциация «Профессиональное образование», 1998 (1 т.), 1999 (2, 3 тт.) (Фрагмент прилагается)

Задания

1. Проанализируйте структуру Государственного образовательного стандарта профессионального образования. Выявите содержание каждого структурного компонента этого документа.

2. Охарактеризуйте следующие составляющие образовательного стандарта: стандарт уровня образования, стандарт содержания, стандарт качества образования (подготовки). Определите, в каких разделах документа отражены составляющие образовательного стандарта.

3. Опишите структуру профессионального образования.

4. Изучите общие требования к основным профессиональным образовательным программам профессионального образования.

5. Изучите общие нормативы учебной нагрузки обучающегося образовательного учреждения профессионального образования.

6. Опишите перечень специальностей профессионального образования и общие требования к нему.

7. Изучив рекомендуемые источники, раскройте понятие об учебном плане профессионального образования.

8. Изучите типологию учебных планов, охарактеризуйте каждый из типов учебных планов. Данные представьте в таблице.

Характеристика учебных планов разных типов

Тип Определение понятия Назначение Утверждение
Базисный учебный план      
Типовой учебный план      
Рабочий учебный план      

1. Опишите разделы учебного плана профессионального образования.

2. Составьте характеристику блоков учебных дисциплин в учебном плане.

3. Изучив рекомендуемые источники, раскройте понятие об учебной программе профессионального образования.

4. Охарактеризуйте структурные компоненты учебной программы. Данные представьте в таблице.

Семинар 4

Тема. Методы профессионального образования

(теоретическая подготовка, практическая подготовка)

Вопросы для обсуждения

  1. Методы обучения: понятие, подходы к классификации.
  2. Характеристика основных методов теоретической подготовки.
  3. Характеристика основных методов практической подготовки.
  4. Основания для выбора методов обучения.
  5. Трудности в использовании методов обучения.

Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. (Библиотека)
  2. Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы общей и профессиональной педагогики: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. Г.П. Скамницкой. – М.: Гардарики, 2005. (Фрагмент прилагается)
  3. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений СПО. – М.: Мастерство, 2001.

Дополнительная литература

4. Аргунова Т.Г. Методика объяснения нового материала: Методические рекомендации для педагогических работников средних учебных заведений. – М.: Профессионал, 2000. – 14 с. (Фрагмент прилагается)

  1. Портнов М.Л. Уроки начинающего учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 96 с.

Задания

  1. Раскройте понятие о методах обучения по плану: 1) определение понятия; 2) место в процессе обучения; 3) назначение; 4) структура (ист. 1, С. 68 – 70, ист. 2, С. 178). Изучите подходы к классификации методов обучения (ист. 1, С. 70 – 74; ист. 2, С. 178 – 187).
  2. На основе изучения рекомендуемой литературы познакомьтесь с методами теоретической подготовки в профессиональном образовании. Соотнесите методы обучения с этапами. Составьте характеристику основных методов теоретической подготовки в соответствии с классом методов и местом в учебном процессе по плану: 1) название метода; 2) определение понятие о методе; 3) требования и условия применения. Данные представьте в таблице (ист. 2, С. 179 – 185; ист. 3, С. 99 – 105; ист. 5).

Характеристика методов теоретической подготовки

Этап обучения Классы методов
Информационно-развивающие Проблемно-поисковые
Формирование новых знаний    
Совершенствование знаний    
Закрепление знаний    
Обобщение и систематизация знаний    
  1. На основе изучения рекомендуемой литературы познакомьтесь с методами теоретической подготовки в профессиональном образовании. Составьте характеристику основных методов практической подготовки в соответствии с направленностью (направленные на формирование учебных и профессиональных умений и навыков). Данные представьте в таблице (ист. 2, С. 182 – 187; ист. 3, С. 106 – 115).

Характеристика методов практической подготовки

Направленность
Учебные Профессиональные
   

4. Выделите основания для выбора методов обучения, составьте алгоритм выбора методов обучения (ист. 1, С. 74; ист. 3, С. 128 – 132).

  1. На основе изучения ист. 4, выделите основные ошибки, которые допускают преподаватели в процессе применения различных методов обучения

Семинар 5

Тема. Формы организации учебного процесса в профессиональных учебных заведениях

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о формах организации обучения. Подходы к классификации.

2. Характеристика аудиторных форм организации обучения в профессиональном учебном заведении.

3. Характеристика внеаудиторных форм организации обучения в профессиональном учебном заведении.

Рекомендуемая литература

  1. В.И. Загвязинский. Теория обучения: современная интерпретация: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2001.
  2. Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы общей и профессиональной педагогики: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. Г.П. Скамницкой. – М.: Гардарики, 2005. (Фрагмент прилагается)
  3. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – 368 с.
  4. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений СПО. – М.: Мастерство, 2001.

Задания

1. Используя рекомендуемые источники, раскройте понятие о формах организации обучения по плану: 1) определение понятия, 2) место организационных форм в педагогическом процессе (ист. 2, С. 197; ист. 4, С. 151).

2. Рассмотрите следующие подходы к классификации форм организации обучения:

- по способу организации взаимодействия преподавателя и студентов (фронтальная, групповая, индивидуальная)

- по месту в учебном процессе (аудиторная, внеаудиторная)

- по конструкции учебного процесса (лекция, семинар и т.д.) (ист. 2, С. 198; ист. 4, С. 151 – 152).

3. Составьте характеристику аудиторных форм организации обучения. Данные представьте в таблице.

Характеристика аудиторных форм организации обучения

Форма организации обучения Признаки
Конструкция Способ организации взаимодействия Кол-во участни- ков Продолжи- тельность Структура Средство включения в УП
Урок Ист. 2, С. 199 Ист. 4, С. 155 – 161        
Лекция Ист. 4, С. 161 – 163 Ист. 1, С. 144 – 154        
Семинар Ист. 4, С. 163 – 167 Ист. 1, С. 160 – 168        
Практическое занятие Ист. 4,С. 170 – 173        
Лабораторное занятие Ист. 4, С. 170        
Консультация Ист. 4,С. 169        
Конференция Ист. 4, С. 168      

4. Составьте характеристику внеаудиторных форм организации обучения. Данные представьте в таблице.

Характеристика внеаудиторных форм организации обучения

Форма организации обучения Описание
Конструкция Способ организации взаимодействия Кол-во участни- ков Продолжи- тельность Структура Средство включения в УП
Самостоятельная работа Ист. 4, С. 183 – 186 Ист. 1,С. 154 – 159        
Экскурсия Ист. 4, С. 167 – 168        
Курсовое проектирование Ист. 4, С. 173 – 176        
Практика Ист. 4, С. 176 – 181        

Семинар 6

Тема. Средства обучения в профессиональном образовании

Вопросы для обсуждения

  1. Средства обучения: понятие, назначение.
  2. Педагогические возможности средств обучения.
  3. Условия применения средств обучения.

Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы общей и профессиональной педагогики: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. Г.П. Скамницкой. – М.: Гардарики, 2005. (Фрагмент прилагается)
  2. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений СПО. – М.: Мастерство, 2001.

Задания

  1. Раскройте понятие о средствах обучения по плану: 1) определение понятия; 2) место в процессе обучения; 3) назначение (ист. 1, С. 188; ист. 2, С. 132 – 133). Сделайте вывод о том, при каких условиях предмет может являться средством обучения.
  2. На основе изучения рекомендуемой литературы кратко охарактеризуйте средства обучения. Выделите группы задач, для решения которых используют средства обучения различных видов (ист.1, С. 189 – 196, ист. 2, С. 137 – 148). Сделайте вывод о функциях средств обучения различных видов. Данные представьте в таблице.

Семинар 7

Тема. Контроль над результатами профессионального образования

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие о контроле над результатами профессионального образования.
  2. Виды контроля над результатами профессионального образования.
  3. Методы контроля над результатами профессионального образования.
  4. Формы организации контроля в средних специальных учебных заведениях.

Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы общей и профессиональной педагогики: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. Г.П. Скамницкой. – М.: Гардарики, 2005. (Фрагмент прилагается)
  2. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений СПО. – М.: Мастерство, 2001.
  3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001.

Задания

  1. На основе изучения рекомендуемой литературы раскройте понятие о контроле по плану: 1) определение понятия «контроль над результатами профессионального образования»; 2) функции контроля; 3) содержание контроля (ист. 1, С. 233 – 235; ист. 2, С. 215 – 217; ист. 3, С. 171 – 173).
  2. Изучите соотношение понятий, связанных с контролем над результатами профессионального образования (ист. 3, С. 171). Результаты представьте в форме схемы.
  3. Определите, по какому признаку принято выделять виды контроля. Охарактеризуйте виды контроля (ист. 1, С. 236 – 237; ист. 2, С. 217 – 219; ист. 3, С. 174). Данные представьте в таблице.

Семинар 1

Тема. Общая характеристика деятельности преподавателя учреждения профессионального образования

Вопросы для обсуждения

  1. Структура профессионально-педагогической деятельности преподавателя учреждения профессионального образования.
  2. Функции профессионально-педагогической деятельности преподавателя.
  3. Содержание профессионально-педагогической деятельности преподавателя.

Рекомендуемая литература

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Модэк, 2003. – 480 с.
  2. Энциклопедия профессионального образования: В 3т. / Под науч. ред. С.Я. Батышева. – М.: РАО: Ассоциация «Профессиональное образование», 1998 (1 т.), 1999 (2, 3 тт.) (Фрагмент прилагается)

Задания

  1. На основе изучения ист. 1, С. 420 – 424, ист. 2, С. 398. выделите и охарактеризуйте структурные компоненты деятельности преподавателя учреждения профессионального образования. Данные представьте в таблице.

Характеристика структурных компонентов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.045 с.)