Другие группы пользователей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Другие группы пользователей.



Кроме индивидуальных характеристик пользователей, будет, пожалуй, полезно рассмотреть в качестве клиентов и организации, которые национальным библиотекам придется обслуживать: школы, колледжи, бизнес, библиотеки и профессиональные ассоциации. Многие из этих организаций будут обеспечивать все более важные каналы доступа к собраниям и услугам национальной библиотеки Шотландии значительно большему числу людей, чем смогло бы когда-либо посетить библиотеку. Например, ключевой ролью национальных библиотек станет обеспечение доступа к цифровым ресурсам специалистам по электронному обучению для использования в школьных проектах и национальной образовательной программе. Национальная библиотека Шотландии, как и другие учреждения культуры Шотландии, уже передает свои цифровые ресурсы в Glow[59] - Интернет-ресурс для шотландских школ, предоставляемый порталом «Учащаяся и обучающая Шотландия» (Learning & Teaching Scotland). Развивающееся направление работы библиотеки с учебными заведениями предполагает услуги по хранению материалов, в особенности для малых и средних учреждений, которым необходимо хранить и обеспечивать доступ к ценным электронным данным, таким, например, как результаты исследования. Более того, поскольку университетские библиотеки продолжат обрабатывать избыточные массивы печатных материалов, национальные библиотеки сыграют ключевую роль в оказании помощи в организации и хранении «научного резерва» печатных материалов, что гарантирует сохранность публикаций. Британская инициатива в этом отношении представлена организацией UK Research Reserve (UKRR)[60] на уровне Великобритании, а также Общим академическим хранилищем Шотландии (CASS – Collaborative Academic Store for Scotland). В настоящей ситуации (которая, вероятно, сохранится и в дальнейшем) следует отметить, что многие пользователи Национальной библиотеки Шотландии не являются индивидуальными пользователями; чаще используется понятие «коллективные пользователи», иначе говоря, группы индивидуальных пользователей, имеющие общие интересы и динамичную информационную потребность. Национальные библиотеки должны быть в курсе этой потребности и удовлетворять ее так же, как и потребность индивидуальных пользователей.

Конкуренция.

Еще в 2000 г. было замечено, что мы движемся от экономики, построенной «на пропускной способности систем - к экономике, основанной на возможностях привлечения внимания» (23, р. 3)[61]. Поскольку количество материалов в электронной форме продолжает увеличиваться, достигнуть и поддерживать внимание пользователя становится все труднее. Национальные библиотеки «малых умных стран» станут (и уже стали) всего лишь игроками на переполненной рыночной площади. Конкуренция будет исходить в особенности от других провайдеров информации в коммерческом секторе, от больших национальных и научных библиотек, которые связаны со всем миром.

У национальных библиотек «малых умных стран» не хватит ресурсов (человеческих, финансовых и других), чтобы конкурировать как с большими научными библиотеками мира, так и, еще в большей степени, с коммерческими глобальными информационными службами, предоставляющими коммерчески заинтересованные и ориентированные на клиента сервисы (сегодня характерный пример такой службы – это система Google). У многих конкурентов – как у коммерческих, так и у некоммерческих - будет значительно больший бюджет, профессиональные маркетинговые возможности и предпочтения пользователей в связи с простотой доступа и использования.

Как отмечено выше, мы можем ожидать, что большинство печатных материалов будет доступно в цифровом виде, причем это будут материалы либо созданные в цифровой форме, либо оцифрованные. Но важно заметить, что оцифровку печатных материалов будут осуществлять не только национальные библиотеки. Коммерческие компании станут основными двигателями этих работ. Если Академия Google [62] имеет все «под щелчком мыши», то будет ли клиент в будущем иметь желание и нужду использовать национальную библиотеку для своего поиска? Сегодняшние исследования, в частности, показывают, что 70 % исследователей постоянно обращаются к Google за научными данными (7, р. 11). Весьма откровенный комментарий оного из респондентов исследований Шотландского информационного агентства вполне точно отразил эту проблему: «Я нахожусь в одной из самых больших библиотек мира, но если я хочу что-нибудь узнать, то ищу это в Google» (56, р. 69).

Однако, помимо угрозы появления конкурентов, альтернативный источник информации может также предоставить возможности для сотрудничества. Издатели, возможно, захотят организовать доступ к уникальным собраниям национальных библиотек, если это потребуется. В собраниях Национальной библиотеки Шотландии имеется множество уникальных материалов. Разумеется, имеются собрания рукописей, которые уникальны по определению. Но наши собрания содержат также уникальные (или очень редкие) книги, карты, ноты, а после того, как Шотландский архив кинематографии влился в библиотеку, то и фильмы. В настоящее время в библиотеке изучается вопрос о создании Национального шотландского архива звукозаписей. Значительная часть этого уникального материала пока недостаточно хорошо описана и имеет определенный коммерческий потенциал. Выводы, сделанные JISC[63] /SCONUL[64] из исследований о будущем систем управления библиотеками, утверждают, что «библиотеки должны выявить свои уникальные объекты, имеющие коммерческое значение, и предоставить доступ к ним: найти основные пункты интеграции в корпоративных системах и исключить возможное дублирование; рассматривая всю сеть. Необходимо учесть, что некоторая часть работы будет лучше выполнена где-то еще» (2, р. 27).

К счастью, национальные библиотеки имеют уникальные коммерческие объекты - свои собрания, как правило, включающие множество очень редких предметов и являющиеся самым широким, глубоким и полным отражением культуры страны.

Более того, библиотечный материал с коммерческим потенциалом (такой, как изображения, запрашиваемые пользователем, или ресурсы по генеалогии) представляет все больший интерес для бизнеса, который ставит своей целью разработку сервиса, исследующего данный материал, имеющий рыночный спрос. Для библиотек конкуренция с подобным сервисом может показаться трудной, и они пытаются сами разработать бизнес-модель, например, лицензирование использования оригинального материала для коммерческих, образовательных и индивидуальных нужд.

Национальные библиотеки находятся в выигрышной позиции, чтобы поддерживать свою востребованность сегодня и создать основу для востребованности в будущем, так как имеют преимущество получения обязательного экземпляра и исторические собрания. Нет, однако, сомнения, что они могут столкнуться с конкуренцией по привлекательности и востребованности и должны будут искать новые пути для реализации своего потенциала, часто в союзе с появившимися партнерами, при ориентации на клиента, стараясь предоставить последнему как можно больший выбор возможностей. Одна из трудностей Национальной библиотеки Шотландии – необходимость развивать продуктивные связи с другими организациями (как общественными, так и частными), которые являются потенциальными конкурентами и в тоже время потенциальными партнерами по сотрудничеству.

Политические влияния.

Можно ожидать, что в течение ближайших двадцати лет правительства останутся основными источниками финансирования национальных библиотек, если считать, что последние, по определению экономистов, являются примерами «общественного блага». Если правительства платят библиотекам, чего же они хотят взамен?

В целом правительства хотят, чтобы библиотеки:

· отвечали политическим приоритетам (например, пропагандировали престиж национальной культуры и наследия, привлекали туристов, поддерживали образование / повышение квалификации, экономические приоритеты);

· снижали свои расходы (например, получали бы больше денег из негосударственных источников при реформе общественного сектора).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.83.223 (0.007 с.)