Функция предоставления широкого доступа к информации и знаниям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функция предоставления широкого доступа к информации и знаниям



Данная функция называлась ранее функцией обслуживания читателей. Сегодня она понимается как предоставление пользователю широкого доступа к уникальному национальному и мировому богатству, что является основной целью библиотеки.

В настоящее время форма ее реализации значительно трансформировалась. В последние годы в РГБ произошли значительные изменения, способствующие общедоступности и открытости ее фонда. Во-первых, были открыты спецхраны, во-вторых, библиотека открыла двери всем гражданам России, начиная с 18-летнего возраста, в – третьих, грандиозные масштабы технологических преобразований сделали библиотеку по-настоящему доступной.

Огромные ресурсы национальных библиотек долгое время использовались в очень ограниченном масштабе, хотя и декларировалась их общедоступность. Пропускная способность помещений библиотеки слишком мала по сравнению с объемом имеющихся в ней фондов.

Необходимость ограничения пользователей диктовалась также интересами сохранности уникальных коллекций национальных библиотек. Лишь с внедрением новых технологий две противоречащие друг другу функции – сохранность фонда и широкий доступ к ним - начинают приходить к согласию. Пожалуй, наибольшие успехи РГБ наблюдаются именно в сфере обслуживания пользователей.

Масштабы их видны в показателях одного дня:

В день РГБ обслуживает 4,2 тысячи пользователей в здании библиотеки, 8,3 тысячи обращаются к web-сайтам РГБ, в том числе 5,0 тысяч - к сайту «Электронная библиотека диссертаций». Выдача документов из фондов РГБ в читальных залах и по МБА составляет 35,3 тысячи учетных единиц фонда в день.[21]

Число обращений в библиотеку в год составляет 4,3 миллиона, в том числе непосредственно в читальных залах РГБ бывает 1,2 миллиона посещений, к WEB-сайтам РГБ обращаются 3,0 млн. раз. Посещения массовых мероприятий составляю около 600 тыс. в год.

Об успехах обслуживания говорят также цифры выдачи документов из фондов РГБ в читальные залы и внешнему заказчику. В 2002 году выдано 6,5 млн. изданий, в 2005 году - 7, 5 млн., в 2007 году - 9,2 млн., в 2009 году – 10, 2 млн.

С каждым годом увеличивается количество читальных залов, обслуживающих читателей. Если в 1999 году насчитывалось 20 читальных залов, в 2000 году - 22, в 2004 году – 26, в 2005 – 36, в настоящее время – 37 читальных залов и 20 Интернет-киосков.

Функция обслуживания читателей в Национальной библиотеке, предполагавшая чтение фолиантов, книжных редкостей, изменилась даже чисто внешне. Другим стал характер работы читателей в читальных залах, вместо чтения большую часть времени занимает работа с компьютером, во всех залах имеется выход в Интернет. В начале XXI века РГБ стала одним из ведущих учреждений страны в развитии информационных технологий, которые интенсивно внедрялись в процесс обслуживания пользователей.

В 1998 году открыты онлайновый доступ к электронному каталогу и официальная веб-страница библиотеки в Интернете, начала функционировать электронная почта. В 1999 году был открыт Интернет-зал. В 2000 – зал автоматизированного обслуживания отдела справочно-библиографического обслуживания, в 2003 году создан Центр автоматизированной записи читателей. В последующие годы открыты залы электронного каталога, зал Интернет и электронных документов, Центра правовой информации, Центра деловой информации.

Многие структуры используют формы и методы центров научной информации, продолжая традиции Центра информации по культуре и искусству, созданного как органа ГСНТИ, который также активно развивает свою работу и сегодня.

Обслуживание читателей постоянно совершенствуется, вводятся новые виды услуг, связанных с использованием новых информационных технологий. Большой популярностью у посетителей сайта РГБ пользуется виртуальная справочная служба, которая круглосуточно принимает вопросы читателей, предоставляя самую разную информацию. С февраля 2010 года введено онлайн-продление литературы, выданной в читальные залы отдела обслуживания. Теперь можно дополнительно продлить срок хранения заказанных книг, заполнив соответствующую форму на сайте РГБ и дождавшись электронного письма с подтверждением заявки. Начала развиваться услуга проверки диссертаций на плагиат по текстам диссертаций, имеющихся в фонде РГБ.

Инновационной формой обслуживания пользователей страны фондами Российской государственной библиотеки стали читальные залы «Электронной библиотеки диссертаций» РГБ, которые многие называют виртуальными читальными залами. Однако эти залы совершенно реальны, как правило, они открыты при крупных библиотеках, являясь своеобразными филиалами РГБ, оснащены компьютерами, выходом в Интернет. Уже в 2004 году на территории России действовало около 50 подобных читальных залов. Новая форма стала активно развиваться, и в 2005 году читальных залов диссертаций становится уже 144; в 2006 году - 202; в 2007 - 289; в 2008 – 330. В настоящее время читальные залы электронной библиотеки диссертаций РГБ, открыты по всей стране и даже за рубежом (в 10 странах СНГ). На начало 2010 года общее их количество составило 337.

Еще одно преимущество, которое почувствовали пользователи – выход в международные базы данных. Доля электронных ресурсов удаленного доступа в структуре поступлений увеличивается, и в части иностранной периодики уже преобладает[22].

Новые технологии сняли многие ограничения состава читателей РГБ, которые была вынуждена накладывать библиотека, т.к. обслуживала большое количество иногородних читателей. Уже в 1996-1997 годах библиотека «отказалась от своего элитного права обслуживать только научных сотрудников и открыла двери всем желающим».[23] Снятие многих ограничений расширило диапазон читательской аудитории РГБ, позволило сделать национальную библиотеку более демократичной.

Межбиблиотечный абонемент осуществляется все больше в форме электронной доставки документа. Предположение Н.И. Тюлиной об отмирании роли НБ как центра межбиблиотечного абонемента пока не подтверждается. Отечественный книгообмен осуществляется с 606 абонентами, книговыдача на 01.01.2010 составила 19,8 тыс. экз. Интересно, что Международный книгообмен превосходит отечественный, по итогам 2009 года он осуществлялся с 930 партнерами из 92 стран, которым выдано 34,2 тыс. документов.

Таким образом, функция библиотечного обслуживания в РГБ приобретает совершенно новые черты. Внедряются новые технологии, развиваются формы информационного обслуживания, совершенствуются сервисы, увеличивается объем предлагаемых информационных ресурсов, обеспечивается выход в мировое информационное пространство, налажено дистанционного обслуживание удаленного пользователя. Очевидно, что Библиотека в своей деятельности ориентирована на предоставление открытого доступа к информации и знаниям. Именно обеспечение открытого доступа пользователей к электронным ресурсам является отличительной чертой деятельности современной библиотеки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.004 с.)