Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дайте философский анализ следующих высказываний о свободе.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
а) «Свобода означает отсутствие сопротивления (под сопротивлением я разумею внешние препятствия для движения)... Из употребления слов "свобода воли" можно сделать заключение не о свободе воли, желания или склонности, а лишь о свободе человека, которая состоит в том, что он не встречает препятствий к совершению того, к чему влекут его воля, желания и склонности» (Т. Гоббс). б) «Свобода приходит в мир вместе с человеком... Она есть бытие человека... Индивид полность.ю и всегда свободен» (Ж. П. Сартр). в) «Свобода - это самовыражение личности; выражение ее духовных, эмоциональных и чувственных способностей» (Э. Фромм). г) «Свобода есть познанная необходимость» (Б. Спиноза). 4.10 Прочитайте следующие отрывки и ответьте на вопросы: 4.10.1 Диоген Лаэртский о Сократе: «Часто он говаривал, глядя на множество рыночных товаров: Сколько же есть вещей, без которых можно жить!» Или: «Он говорил, что лучше всего ешь тогда, когда не думаешь о закуске, и лучше всего пьешь, когда не ждешь другого питья; чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам». Если бы эти слова Сократа были произнесены однажды и не были подхвачены-повторены впоследствии многими людьми, то их можно было бы рассматривать лишь как житейские благоглупости. Но они были сказаны со значением и с расчетом на аудиторию. В этих словах не просто начало идеализма, противопоставления духа материи. В них — опасная жизненная философия, философия аскетизма, нищеты, пренебрежения к материальному, природному, естественному. А главное, в них попытка отрицания естественного стремления человека (как живого существа) к большему-лучшему. Живое по определению стремится к расширению, к повышению качества и количества жизни — во всех отношениях! И человек, как часть живой природы, никогда не удовлетворится достигнутым. Он, в сущности, и живет в этих «качелях»: удовлетворения — неудовлетворения, ограничения — выхода за пределы. Кто перестал стремиться к большему-лучшему — тот остановился в развитии-становлении, стал стариком по духу и, более того, живым мертвецом.
Вопросы: а) Почему человек как часть живой природы никогда не удовлетворён достигнутым? Много ли человеку нужно? б) Почему философия аскетизма, равно как и гедонизма, является опасной жизненной философией?
4.10.2 Диоген говорил, что когда он видит правителей, врачей или философов, то ему кажется, будто человек — самое разумное из живых существ, но когда он встречает снотолкователей, прорицателей или людей, которые им верят, а также тех, кто чванится славой или богатством, то ему кажется, будто ничего не может быть глупее человека.
Вопросы: На чём основывался Диоген Синопский, говоря о двойственности человеческой природы – разумности и глупости? Приведите свои примеры подобной двойственности.
4.11 Как соотносятся гений и злодейство, могут ли гении быть злыми? А. С. Пушкин был, безусловно, прав, когда утверждал, что гений и злодейство — «две вещи несовместные». В самом деле, что такое гений? Это творческая, а значит, созидательная, конструктивная способность. Злодейство же, любое злодейство — это, безусловно, разрушительное, деструктивное деяние. Гений не разрушает, а созидает. Зло не созидает, а разрушает. Не случайно то, что литературные образы-символы зла — гетевский Мефистофель и лермонтовский Демон — несли с собой смерть и разрушение. В частности, Мефистофель погубил Маргариту вместе с ее ребенком, а Демон — Тамару.
Вопросы: Согласны ли вы с позицией А.С. Пушкина? Аргументируйте свой ответ. 4.12 Известно такое высказывание Сократа: нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Мое возражение: нет ничего плохого в том, чтобы есть ради того, чтобы есть, и жить отчасти для того, чтобы есть. В этом высказывании Сократа — начало идеализма и холизма. Получается, целое важнее части; часть однозначно должна подчиняться целому. (Целое — жизнь, часть — питание). С таким пониманием жизни можно далеко уйти. Любая часть целого (если это действительно часть, а не ничтожная частичка) «живет» относительно самостоятельной, относительно независимой от целого жизнью и влияет на целое не меньше, чем целое на нее. Если говорить о питании, то совершенно очевидно, что эта «часть» жизни живет своей «жизнью», относительно независимой от жизни вообще. Существует культура питания, существуют радости, изощрения и изыски питания, существует целый мир питания, почти такой же сложный, как и сама жизнь.
Вопросы: а) Поясните слова Сократа, почему культура питания является сложным феноменом в ходе развития человечества? в) Почему высказывания Сократа можно считать началом идеализма и холизма?
4.13 На Первом Российском философском конгрессе (1997 г.) в заключительной речи на секции по культуре профессор М. С. Каган сказал: «Завершая работу секции я Вам расскажу философский анекдот: У фермера, разводившего кур, начался падеж. Ветеринары не могли его остановить. Посоветовали ему обратиться к мудрому раввину. Раввин спросил: «А чем вы кормите их?» Фермер сказал — пшеном. «Тогда, — сказал ребе, — поливайте пшено постным маслом и посыпайте солью». На следующий день фермер пришел к ребе и говорит: «Еще 50 кур сдохли». «Тогда, — сказал ребе, — изменим их питание — не пшено, а рис, и поливайте молоком и посыпайте перцем». На следующий день фермер снова пришел и говорит: «Ребе, еще 50 кур сдохли». «Тогда, — говорит ребе, — перейдите на кормление их хлебным мякишем и посыпайте его сахаром». Еще через день фермер пришел к раввину и говорит: «Сдохли последние куры...» «Как жалко, — сказал ребе. — Ведь у меня еще столько идей!»
Вопросы:
а) Какой философский смысл заложен в этом анекдоте? Обратите внимание на то, что анекдот был рассказан на секции по культуре. б) Поясните понятия культурной экспансии и культурного империализма.
4.15 Прочитайте шуточное стихотворение А.Н. Чанышева «О Канте» и ответьте на вопросы:
Был когда-то я юным студентом: Не блистая особым талантом, Я провел свои лучшие годы, Подыхая от скуки над Кантом. Я хотел бы начать все сначала: Не полез бы тогда я в науку, Уходил бы я в синее море От пропахшего рыбой причала.
Вопросы: а) Можно ли эти шуточные стихи А.Н. Чанышева понимать как стихи о смысле жизни? б) Какая философская проблема кроется за этими шуточными строками?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 1297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.69.58 (0.007 с.) |