Тема 5 аксиология как учение о ценностях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5 аксиология как учение о ценностях



 

5.1 В известной книге Р.Брэдбери «451° по Фаренгейту» описана ситуация охоты на книги, которые специальная служба обнаруживает у обитателей города будущего, функционирующего на основе телевизионной культуры. Специальные пожарные команды сжигают книги вместе с домами их читателей и хранителей. Продолжая, по аналогии, эту мрачную картину, вообразите, что из библиотек всего мира изъяты и уничтожены все книги философского содержания, а из всех научных и художественных изданий начисто вымараны абзацы и даже строчки, несущие философский смысл.

 

Вопросы:

а)Как вы полагаете, что произойдет с духовной жизнью такого общества? Что случится с системой высшего образования? Какие еще изменения произойдут в системе воспитания?

б) Сможет ли общество, пережившее подобную духовную катастрофу, быстро оправиться от ее последствий?

в) Возможен ли в принципе отказ современного общества от усилий философской духовной деятельности? Как соотносится эта деятельность с системой современных средств массовой информации, с информационной культурой и различными моделями виртуальной реальности, порождаемые современной электронной техникой? Сохранится ли философия к концу XXI в.?

Попытайтесь развернуто аргументировать ваши ответы.

 

5.2 Прочитайте фрагмент работы М.Б. Туровского и ответьте на вопросы:

«…Культура являет собой личностный аспект истории. Такое личностное понимание истории необходимо предполагает решающую роль самосознания человека не только в его определении себя как делателя истории, но и как единственной планетарной силы, упорядочивающей мир, в котором он живет.

Столь высокая степень рефлексии дается мучительным многовековым трудом поколений, но зато и выступает могучим двигателем прогресса. Как свидетельствует история, сила человеческой рефлексии на культуру есть базисная производительная сила человечества. Воплощаясь в развитии знания, она несравнимо ускоряет исторический прогресс. Но ведь рефлексия на культуру и есть философия. Порождаемая культурным развитием, она тем более оказывается условием, направляющим культуру в будущее, что воздействие философии осуществляется как воспитание человеческого разума. А в конечном счете только такое воздействие в состоянии разрешить вышеуказанный конфликт избыточности индивида с давлением на него общественного отчуждения. Действительно, только сам человек может взять на себя ту задачу самоограничения, без которой он неизбежно оказывается во власти отчуждения. А выполнение этой задачи и есть собственно назначение философии. Так что именно философия как воспитатель призвана стать направляющей силой развития культуры, целью которого является обеспечение свободы личности или ее способностью взять на себя полноту ответственности за дальнейшую успешную историю человечества».

Туровский М.Б. Философские основания культурологии. М., 1997. - С. 32-33.

 

Вопросы:

а) По каким основным направлениям, на ваш взгляд, философия влияет на культурное становление образованной и нравственно-чуткой личности?

б) Каким образом активность и творческая содержательность человеческой мысли связаны с сокровищницей материального и духовно-культурного богатства человечества?

5.3 У Аристотеля представление о ценности носит противоречивый характер. Ценность у него представляет собой одну из разновидностей блага: «из благ одни относятся к ценностям (timia), другие к хвалимым (epaineta) вещам, третья – к возможностям (dynameis). Ценным я называю благо божественное, самое лучшее, например, душу, ум, то, что изначально первопринцип и тому подобное. Причем ценимое – это почитаемое, и именно такого рода вещи у всех в чести. Добродетель тоже ценность. Хвалимое благо – это те же добродетели в той мере, в какой согласные с ними действия вызывают похвалу. Блага – возможности – это власть, богатство, сила, красота. Добродетельный человек сумеет воспользоваться ими для добра, дурной – для зла, потому такие блага и называют возможностями» («Большая этика»).

По мере усложнения форм человеческого общежития менялись и мировоззренческие представления о ценностях: от «смысла», «значимости» до «оценки» (в английском и немецком языках «ценность» выражается тем же словом, что и экономическое понятие «стоимость») и до идеи всеобщего блага.

Сейчас чаще всего говорят о существовании трех форм ценности:

1) ценность как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. К такого рода ценностям можно отнести общечеловеческие (справедливость, истина, красота) и конкретно-исторические (патриархат, равенство, демократия);

2) ценность как воплощение материальной и духовной культуры, включая и человеческие поступки (то есть конкретных предметных проявлений общественных ценностных идеалов - этических, эстетических, политических, правовых и пр.);

3) ценности социальные, преломляясь через личный жизненный опыт, жизненный выбор, закрепляются в психологической структуре личности как ценности личностные, активно влияющие на ее поведение.

 

Вопросы:

а) Выявите противоречия во взглядах Аристотеля на природу ценностей.

б) Определите различия в представлениях о ценностях у Аристотеля и в современном обществе.

5.4 В ходе жизни у каждого человека формируется индивидуальная, специфическая иерархия ценностей, служащих связующем звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности. Весьма содержательным представляется определение ценности, сформулированное видным русским философом XX в. Николаем Онуфриевичем Лосским (1870-1965): «Ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка».

 

Вопросы и задания:

а) Дайте свое определение понятия ценность.

б) Какой смысл вы в него вкладываете?

в) Предложите свою иерархию ценностей и аргументируйте свою позицию.

 

5.5 Моральный поступок – это особый род действия, включающий в себя следующие компоненты: нравственный мотив, т.е. то нравственное чувство, которое побудило нас к действию; цель поступка, т.е. предвосхищение в уме результата действия; собственно поведение человека; конечный результат (он может соответствовать цели, а может – нет).\

 

Задания:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 615; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.008 с.)