Поэтика и проблематика пьесы М. Горького «на дне». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэтика и проблематика пьесы М. Горького «на дне».



Практическое занятие № 1

Поэтика и проблематика пьесы М. Горького «На дне».

 

1. Сценическая судьба и динамика интерпретаций пьесы Горького «На дне» в ХХ веке.

2. Поэтика названия драмы. Разные уровни прочтения символики дна.

3. Спор о человеке как основа драматического конфликта пьесы.

4. Особенности системы персонажей. Функции образа луки в сюжетной динамике пьесы.

5. Особенности жанровой формы «На дне» как «полифонической драмы» (А. Б. Удодов). Многолинейность сюжета и многоуровневость художественной структуры полифонической драмы.

6. Особенности авторской позиции в смысловой структуре пьесы.

7. Соотношение диалогических слоев в композиции пьесы (Дома найти по тексту примеры 4-х видов диалога):

- сценический диалог;

- скрытый, внутренний;

- «большой»;

- метадиалог.

Литература.

1. Горький М. На дне (любое издание).

2. Анненский И.Ф. Драма «На дне» // Анненский И. Книги отражений. М., 1979.

3. Удодов А.Б. Пьеса М. Горького «На дне»: художественная структура и авторская концепция человека. Воронеж, 1989.

Дополнительная литература

1. Бабичева Ю.В. Эволюция жанров русской драмы XIX – начала ХХ века. Вологда, 1982.

2. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX- XX веков. М., 1990.

 

Практическое занятие № 2

Эволюция русского реализма на рубеже XIX – XX вв.

В творчестве А. Куприна и Л. Андреева.

1. Своеобразие психологического реализма А.И. Куприна. Черты традиционности и новаторства (влияние художественного мира Л.Н Толстого и идей психоанализа). Повесть «Поединок» и традиции русской классической прозы. Типология героев в произведениях писателя, интерес к социально-психологической проблематике. Эволюция темы вечной любви в творчестве А. Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь»). Категория таинственного и особенности образной системы в рассказах и повестях писателя, функции символа в его произведениях.

2. Эволюция художественного метода Л. Андреева. Особенности модернистской синтеза реалистической и модернистской поэтики в его произведениях. Влияние на художественный мир Андреева поэтики экспрессионизма. Сквозные образы-символы (стена, тьма и пр.) в прозе Л. Андреева («Стена»). Предвосхищение идей европейского экзистенциализма в мироощущении и творчестве писателя, влияние этих идей на концепцию человека в его рассказах и повестях. («Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского»).

Литература.

1. Куприн А.И. Олеся. Поединок. Гамбринус. В цирке. Изумруд. Гранатовый браслет. Штабс-капитан Рыбников. Река жизни. Суламифь. Звезда Соломона.

2. Андреев Л. Стена. Жизнь Василия Фивейского. Иуда Искариот.

3. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX – ХХ вв. М., 1990.

4. История русской литературы. ХХ век: в 2-х ч. Ч. 1 / Под ред. В. В. Агеносова. – М., 2007. – С. 88 – 104 (о Куприне); 122 – 132 (об Андрееве).

5. Татаринов А. В. Леонид Андреев // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). Ч. II. М., 2001. С. 286 – 339.

Дополнительная литература

1. Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX – начала ХХ в. М., 1993. С. 98 – 127, 189 – 214.

2. Келдыш В.А. Повесть Л. Андреева «Жизнь Василия Фивейского» и духовные искания времени // Русская литература. 1998. № 1. С. 35 – 43.

Практическое занятие № 3

Поэтика рассказов И.А. Бунина 1910 – 1940-х гг.

(Господин из Сан-Франциско. Чистый понедельник)

1. Особенности воплощения темы человеческого существования в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Поэтика названия и система персонажей (Какие из персонажей наделены именем, а какие нет? Почему?). Мотивы путешествия и жизненных удовольствий. Сюжетный и тематический смысл события смерти в рассказе. Система символических образов (пароход «Атлантида», Старый и Новый Свет, Новый человек со старым сердцем и др.) в общем смысловом поле рассказа.

2. Воплощение бунинской художественной концепции любви в рассказе «Чистый понедельник». Поэтика названия и особенности хронотопа. Роль реминисценций из «Жития о Петре и Февронии Муромских» в сюжете и организации системы персонажей рассказа. Синтез тем любви и судьбы России в смысловой организации произведения.

Литература:

1. Сливицкая О. В. Чувство смерти в мире Бунина // Русская литература. 2002. №1. С. 64 –79.

2. Сливицкая О. В. Сюжетное и описательное в новеллистике И.А. Бунина // Русская литература. 1991. №1. С.89 – 110.

3. Долгополов Л. К. Рассказ «Чистый понедельник» в системе творчества И. Бунина эмигрантского периода // Долгополов Л.К. На рубеже веков. Л., 1985. С. 319 – 344.

4. Марулло Т. Г. «Если ты встретишь Будду…» Заметки о прозе И. Бунина. Екатеринбург, 2000. – С. 113 – 138 (Гл. 4. Внутреннее «я» предпринимателя: «Господин из Сан-Франциско»).

Дополнительная литература

1. Смирнова Л. А. И. А. Бунин. Жизнь и творчество. М.,1991. С.146 – 188.

2. История русской литературы. ХХ век: в 2-х ч. Ч. 1 / Под ред. В. В. Агеносова. – М., 2007. – С. 106 – 113.

 

Практическое занятие № 4

Творчество И. Анненского.

 

1. Место И. Анненского в контексте культуры «серебряного века»: черты символизма и импрессионизма в его творческом методе, связь с «золотым веком» русской поэзии.

2. Поэтика сборника И. Анненского «Тихие песни» (1904). Основные темы и мотивы, жанровый состав, особенности лирического «Я».

3. «Кипарисовый ларец» (1910) И. Анненского. Поэтика названия. Структура сборника, трехчастность композиции. Специфика циклической формы «трилистника».

4. Особенности драматургии И. Анненского. Особенности драматического конфликта и жанровое своеобразие его вакхической драмы «Фамира-кифарэд» (1906), связь с традициями Еврипида.

Литература.

1. Анненский И.Ф. Стихотворения и трагедии / Вступ. ст., сост., подгот. текста, примеч. А.В. Федорова. Л., 1990. (Б-ка поэта. Большая серия); или: Анненский И.Ф. Стихотворения. Трагедия. Переводы / Сост., предисл., примеч., биогр. хроника В.П. Смирнова. М., 2000. (Б-ка классической поэзии).

2. Беренштейн Е.П. «Просветленная страданьем красота»: Поэтический мир Иннокентия Анненского // Литература в школе. 1992. № 3/4. С. 14 – 22.

3. Гинзбург Л.Я. «Вещный мир» // Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974. С. 330 – 353.

4. Колобаева Л.А. Феномен Анненского // Русская словесность. 1996. № 2. С. 35 – 40.

5. Тростников М.В. Сквозные мотивы лирики И. Анненского // Изв. АН СССР. Сер. Литературы и языка. Т. 50. 1991. № 4. С. 328 – 337.

6. Тюпа В.И., Мешкова Г.А., Курбатова Н.В. Архитектоника циклизации (о «Трилистниках» И. Анненского) // Исторические пути и формы художественной циклизации в поэзии и прозе. Кемерово, 1992. С. 104 – 125.

Дополнительная литература

1. Корецкая И. Импрессионизм в символистской поэзии и эстетике // Корецкая И. Над страницами русской поэзии и прозы начала века. М., 1995. С. 199 – 252.

2. Богомолов Н.А. «Кипарисовый ларец» и его автор // Богомолов Н.А. Русская литература первой трети ХХ века. Портреты. Проблемы. Разыскания. Томск, 1999. С. 33 – 51.

3. Гитин В.Е. «Интенсивный метод» в поэзии Анненского (поэтика вариантов: два «пушкинских» стихотворения в «Тихих песнях») // Русская литература. 1997. № 4. С. 34 – 53.

4. Цифровой архив Анненского // http://annensky.lib.ru

 

Практическое занятие № 5 (вариант 1)

Практическое занятие № 6

Практическое занятие № 7

Коллоквиум

Ф. Ницше и В. Соловьев.

1. Миф Ф. Ницше об аполлоническом и диониссийском началах в искусстве как основа модернистской эстетики. («Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру»).

2. Миф о сверхчеловеке в творчестве Ф. Ницше. («Антихристианин. Опыт критики христианства»).

3. Учение В. Соловьева о Богочеловечестве, Вечной Женственности, явленной как София и Душа мира, и мистическая трактовка половой любви. («Смысл любви»).

4. Эстетическая утопия В. Соловьева. Смысл искусства в мировом процессе как достижении Царства Божьего. Концепция теургии. («Общий смысл искусства», «Красота в природе»).

5. Неоплатонические идеи о двуединой природе мира в философской системе В. Соловьева как источник формирования теории символа. («Жизненная драма Платона»: Гл. XХI – ХХХ).

6. Философия всеединства и русская мессианская идея в трудах В. Соловьева («Три силы», «Русская идея»).

 

Литература.

1. Ницше Ф. «Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру», «Антихристианин. Опыт критики христианства». (Читать по изданию: Ницше Ф. Сочинения: В 2-х т. М., 1990; или любому др.).

2. Соловьев В. «Смысл любви», «Общий смысл искусства», «Красота в природе», «Жизненная драма Платона», «Три силы», «Русская идея». (Читать по любому изданию).

3. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма. Проблема жизнетворчества. Воронеж, 1991. С. 6 – 45. (Ч. I. Философские источники русского модернизма (Вл. Соловьев и Фр. Ницше).

4. Данилевский Р.Ю. Русский образ Фридриха Ницше. (Предыстория и начало формирования). // На рубеже XIX и ХХ веков. Л., 1991. С. 5 – 43.

5. Коренева М.Ю. Д.С. Мережковский и немецкая культура (Ницше и Гете. Притяжение и отталкивание) // Там же. С. 44 – 76.

6. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. Жизнь и творчество. // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 474 – 492.

7. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. С. 92 – 153. (Гл. VIII. Владимир Соловьев).

8. Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. С. 63 – 218.

 

Список художественной литературы по символизму и реализму рубежа XIX – XX веков (первый семестр, ОФ, 4 курс)

1. Андреев Л. Петька на даче. Ангелочек. Большой шлем. Рассказ о Сергее Петровиче. Мысль. Бездна. Тьма. Стена. Красный смех. Жизнь Василия Фивейского. Рассказ о семи повешенных. Губернатор. Иуда Искариот. Дневник Сатаны. Пьесы: Жизнь человека. Анатэма.

2. Анненский И. Тихие песни. Кипарисовый ларец. Фамира-кифарэд.

3. Бальмонт К. Будем как солнце. Горящие здания. Только любовь.

4. Белый А. Золото в лазури. Пепел. Петербург.

5. Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. Нечаянная Радость. Земля в снегу. Ночные часы. Поэмы: Соловьиный сад. Скифы. Возмездие. Двенадцать. Драмы: Балаганчик. Незнакомка. Роза и Крест.

6. Брюсов В. Juvenilia. Me eum esse. Tertia vigilia. Urbi et Orbi. Все напевы. Любой из поздних сборников на выбор (В такие дни. Миг. Дали. Mea). Огненный ангел.

7. Бунин И. На хуторе. Антоновские яблоки. Сосны. Судохол. Деревня. Сверчок. Захар Воробьев. Веселый двор. Ночной разговор. Худая трава. Чаша жизни. Братья. Господин из Сан-Франциско. Легкое дыхание. Сны Чанга. Старуха. Косцы. Лапти. Русак. Книга. Митина любовь. Солнечный удар. Марья. Журавли. Летний день. Сокол. Паломница. Жизнь Арсеньева. Цикл «Темные аллеи». Окаянные дни. Лирика: Листопад. Детство. Вечер. Собака. Могила в скале. Святогор. Слово. В горах. Кобылица. Последний шмель. Одиночество и др.

8. Волошин М. Стихотворения на выбор. (Любой из циклов). Путями Каина.

9. Гиппиус З. Н. Стихотворения (на выбор).

10. Горький М. Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. Мальва. Городок Окуров. Детство. В людях. Цикл «По Руси». На дне.

11. Иванов Вяч. Стихотворения (на выбор любой из циклов).

12. Куприн А. Олеся. Поединок. Гамбринус. В цирке. Изумруд. Гранатовый браслет. Штабс-капитан Рыбников. Река жизни. Суламифь. Звезда Соломона.

13. Мережковский Д. Христос и Антихрист (один из романов трилогии на выбор). Лирика.

14. Ремизов А. Крестовые сестры.

15. Соловьев В. Стихотворения. Смысл любви. Красота в природе. Общий смысл искусств.

16. Сологуб Ф. Лирика. Мелкий бес.

 

Учебники по курсу

1. История русской литературы ХХ век. В 2-х ч. / Под ред. В. В. Агеносова. Ч. I. М., 2007.

2. Русская литература ХХ века. Школы, направления, методы творческой работы. М., 2002.

3. История русской литературы конца XIX начала ХХ века. В 2-х т. Т. 2 / Под ред. В. А. Келдыша. М., 2007

Практическое занятие № 1

Поэтика и проблематика пьесы М. Горького «На дне».

 

1. Сценическая судьба и динамика интерпретаций пьесы Горького «На дне» в ХХ веке.

2. Поэтика названия драмы. Разные уровни прочтения символики дна.

3. Спор о человеке как основа драматического конфликта пьесы.

4. Особенности системы персонажей. Функции образа луки в сюжетной динамике пьесы.

5. Особенности жанровой формы «На дне» как «полифонической драмы» (А. Б. Удодов). Многолинейность сюжета и многоуровневость художественной структуры полифонической драмы.

6. Особенности авторской позиции в смысловой структуре пьесы.

7. Соотношение диалогических слоев в композиции пьесы (Дома найти по тексту примеры 4-х видов диалога):

- сценический диалог;

- скрытый, внутренний;

- «большой»;

- метадиалог.

Литература.

1. Горький М. На дне (любое издание).

2. Анненский И.Ф. Драма «На дне» // Анненский И. Книги отражений. М., 1979.

3. Удодов А.Б. Пьеса М. Горького «На дне»: художественная структура и авторская концепция человека. Воронеж, 1989.

Дополнительная литература

1. Бабичева Ю.В. Эволюция жанров русской драмы XIX – начала ХХ века. Вологда, 1982.

2. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX- XX веков. М., 1990.

 

Практическое занятие № 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 685; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.028 с.)