Эволюция русского реализма на рубеже XIX – XX вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция русского реализма на рубеже XIX – XX вв.



В творчестве А. Куприна и Л. Андреева.

1. Своеобразие психологического реализма А.И. Куприна. Черты традиционности и новаторства (влияние художественного мира Л.Н Толстого и идей психоанализа). Повесть «Поединок» и традиции русской классической прозы. Типология героев в произведениях писателя, интерес к социально-психологической проблематике. Эволюция темы вечной любви в творчестве А. Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь»). Категория таинственного и особенности образной системы в рассказах и повестях писателя, функции символа в его произведениях.

2. Эволюция художественного метода Л. Андреева. Особенности модернистской синтеза реалистической и модернистской поэтики в его произведениях. Влияние на художественный мир Андреева поэтики экспрессионизма. Сквозные образы-символы (стена, тьма и пр.) в прозе Л. Андреева («Стена»). Предвосхищение идей европейского экзистенциализма в мироощущении и творчестве писателя, влияние этих идей на концепцию человека в его рассказах и повестях. («Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского»).

Литература.

1. Куприн А.И. Олеся. Поединок. Гамбринус. В цирке. Изумруд. Гранатовый браслет. Штабс-капитан Рыбников. Река жизни. Суламифь. Звезда Соломона.

2. Андреев Л. Стена. Жизнь Василия Фивейского. Иуда Искариот.

3. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX – ХХ вв. М., 1990.

4. История русской литературы. ХХ век: в 2-х ч. Ч. 1 / Под ред. В. В. Агеносова. – М., 2007. – С. 88 – 104 (о Куприне); 122 – 132 (об Андрееве).

5. Татаринов А. В. Леонид Андреев // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). Ч. II. М., 2001. С. 286 – 339.

Дополнительная литература

1. Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX – начала ХХ в. М., 1993. С. 98 – 127, 189 – 214.

2. Келдыш В.А. Повесть Л. Андреева «Жизнь Василия Фивейского» и духовные искания времени // Русская литература. 1998. № 1. С. 35 – 43.

Практическое занятие № 3

Поэтика рассказов И.А. Бунина 1910 – 1940-х гг.

(Господин из Сан-Франциско. Чистый понедельник)

1. Особенности воплощения темы человеческого существования в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Поэтика названия и система персонажей (Какие из персонажей наделены именем, а какие нет? Почему?). Мотивы путешествия и жизненных удовольствий. Сюжетный и тематический смысл события смерти в рассказе. Система символических образов (пароход «Атлантида», Старый и Новый Свет, Новый человек со старым сердцем и др.) в общем смысловом поле рассказа.

2. Воплощение бунинской художественной концепции любви в рассказе «Чистый понедельник». Поэтика названия и особенности хронотопа. Роль реминисценций из «Жития о Петре и Февронии Муромских» в сюжете и организации системы персонажей рассказа. Синтез тем любви и судьбы России в смысловой организации произведения.

Литература:

1. Сливицкая О. В. Чувство смерти в мире Бунина // Русская литература. 2002. №1. С. 64 –79.

2. Сливицкая О. В. Сюжетное и описательное в новеллистике И.А. Бунина // Русская литература. 1991. №1. С.89 – 110.

3. Долгополов Л. К. Рассказ «Чистый понедельник» в системе творчества И. Бунина эмигрантского периода // Долгополов Л.К. На рубеже веков. Л., 1985. С. 319 – 344.

4. Марулло Т. Г. «Если ты встретишь Будду…» Заметки о прозе И. Бунина. Екатеринбург, 2000. – С. 113 – 138 (Гл. 4. Внутреннее «я» предпринимателя: «Господин из Сан-Франциско»).

Дополнительная литература

1. Смирнова Л. А. И. А. Бунин. Жизнь и творчество. М.,1991. С.146 – 188.

2. История русской литературы. ХХ век: в 2-х ч. Ч. 1 / Под ред. В. В. Агеносова. – М., 2007. – С. 106 – 113.

 

Практическое занятие № 4

Творчество И. Анненского.

 

1. Место И. Анненского в контексте культуры «серебряного века»: черты символизма и импрессионизма в его творческом методе, связь с «золотым веком» русской поэзии.

2. Поэтика сборника И. Анненского «Тихие песни» (1904). Основные темы и мотивы, жанровый состав, особенности лирического «Я».

3. «Кипарисовый ларец» (1910) И. Анненского. Поэтика названия. Структура сборника, трехчастность композиции. Специфика циклической формы «трилистника».

4. Особенности драматургии И. Анненского. Особенности драматического конфликта и жанровое своеобразие его вакхической драмы «Фамира-кифарэд» (1906), связь с традициями Еврипида.

Литература.

1. Анненский И.Ф. Стихотворения и трагедии / Вступ. ст., сост., подгот. текста, примеч. А.В. Федорова. Л., 1990. (Б-ка поэта. Большая серия); или: Анненский И.Ф. Стихотворения. Трагедия. Переводы / Сост., предисл., примеч., биогр. хроника В.П. Смирнова. М., 2000. (Б-ка классической поэзии).

2. Беренштейн Е.П. «Просветленная страданьем красота»: Поэтический мир Иннокентия Анненского // Литература в школе. 1992. № 3/4. С. 14 – 22.

3. Гинзбург Л.Я. «Вещный мир» // Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974. С. 330 – 353.

4. Колобаева Л.А. Феномен Анненского // Русская словесность. 1996. № 2. С. 35 – 40.

5. Тростников М.В. Сквозные мотивы лирики И. Анненского // Изв. АН СССР. Сер. Литературы и языка. Т. 50. 1991. № 4. С. 328 – 337.

6. Тюпа В.И., Мешкова Г.А., Курбатова Н.В. Архитектоника циклизации (о «Трилистниках» И. Анненского) // Исторические пути и формы художественной циклизации в поэзии и прозе. Кемерово, 1992. С. 104 – 125.

Дополнительная литература

1. Корецкая И. Импрессионизм в символистской поэзии и эстетике // Корецкая И. Над страницами русской поэзии и прозы начала века. М., 1995. С. 199 – 252.

2. Богомолов Н.А. «Кипарисовый ларец» и его автор // Богомолов Н.А. Русская литература первой трети ХХ века. Портреты. Проблемы. Разыскания. Томск, 1999. С. 33 – 51.

3. Гитин В.Е. «Интенсивный метод» в поэзии Анненского (поэтика вариантов: два «пушкинских» стихотворения в «Тихих песнях») // Русская литература. 1997. № 4. С. 34 – 53.

4. Цифровой архив Анненского // http://annensky.lib.ru

 

Практическое занятие № 5 (вариант 1)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.223.5.218 (0.007 с.)