Поэзия и драматургия А. Блока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэзия и драматургия А. Блока



1. Философской-эстетический миф о Вечноженственном начале в поэзии А. Блока и символ Незнакомки, его реализация в лирике и драматургии поэта. Соотношение лирического сюжета стихотворения «Незнакомка» с сюжетом монодрамы «Незнакомка». Роль эпиграфов из Достоевского в смысловой организации пьесы. Особенности драматургического конфликта и системы персонажей.

2. Осмысление исторического пути России и роль символистской историософской антиномии Христа и Антихриста в поэме А. Блока «Двенадцать». Поэтика заглавия. Особенности композиции. Роль хорового начала в структуре поэмы. Символ стихии в поэме Блока и «метельный миф» русской литературы. Основные герои и особенности сюжета поэмы.

Литература.

1. Блок А. «Незнакомка» (стихотворение и драма), «Двенадцать» читать по любому изданию научного типа.

2. Лотман Ю. М. Блок и народная культура города // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. С. 653 – 669.

3. Максимов Д. О мифопоэтическом начале в лирике А. Блока // Максимов Д. Русские поэты начала ХХ века. Л., 1986. С. 199 – 239.

4. Минц З. Г. Лирика Блока периода первой русской революции; Об одном способе образования новых значений слов в произведении искусства (ироническое и поэтическое в стихотворении Ал. Блока «Незнакомка») // Минц З. Г. Поэтика Александра Блока. СПб., 1999. С. 56 – 59; 532 – 539.

5. Минц З. Г. Образы природных стихий в русской литературе (Пушкин – Достоевский – Блок) // Минц З. Г. Александр Блок и русские писатели. СПб., 2000. С. 337 – 342.

Дополнительная литература.

1. Родина Т.А. А. Блок и русский театр начала ХХ века. М., 1972.

2. Рощина О.С. Об эстетической природе поэмы А. Блока «Двенадцать» // Молодая филология. Новосибирск, 1996. С. 18 – 29.

3. Федоров А.В. Театр А. Блока и драматургия его времени. Л., 1972.

 

Коллоквиум

Философско-эстетическая основа русского символизма.

Ф. Ницше и В. Соловьев.

1. Миф Ф. Ницше об аполлоническом и диониссийском началах в искусстве как основа модернистской эстетики. («Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру»).

2. Миф о сверхчеловеке в творчестве Ф. Ницше. («Антихристианин. Опыт критики христианства»).

3. Учение В. Соловьева о Богочеловечестве, Вечной Женственности, явленной как София и Душа мира, и мистическая трактовка половой любви. («Смысл любви»).

4. Эстетическая утопия В. Соловьева. Смысл искусства в мировом процессе как достижении Царства Божьего. Концепция теургии. («Общий смысл искусства», «Красота в природе»).

5. Неоплатонические идеи о двуединой природе мира в философской системе В. Соловьева как источник формирования теории символа. («Жизненная драма Платона»: Гл. XХI – ХХХ).

6. Философия всеединства и русская мессианская идея в трудах В. Соловьева («Три силы», «Русская идея»).

 

Литература.

1. Ницше Ф. «Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру», «Антихристианин. Опыт критики христианства». (Читать по изданию: Ницше Ф. Сочинения: В 2-х т. М., 1990; или любому др.).

2. Соловьев В. «Смысл любви», «Общий смысл искусства», «Красота в природе», «Жизненная драма Платона», «Три силы», «Русская идея». (Читать по любому изданию).

3. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма. Проблема жизнетворчества. Воронеж, 1991. С. 6 – 45. (Ч. I. Философские источники русского модернизма (Вл. Соловьев и Фр. Ницше).

4. Данилевский Р.Ю. Русский образ Фридриха Ницше. (Предыстория и начало формирования). // На рубеже XIX и ХХ веков. Л., 1991. С. 5 – 43.

5. Коренева М.Ю. Д.С. Мережковский и немецкая культура (Ницше и Гете. Притяжение и отталкивание) // Там же. С. 44 – 76.

6. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. Жизнь и творчество. // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 474 – 492.

7. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. С. 92 – 153. (Гл. VIII. Владимир Соловьев).

8. Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. С. 63 – 218.

 

Список художественной литературы по символизму и реализму рубежа XIX – XX веков (первый семестр, ОФ, 4 курс)

1. Андреев Л. Петька на даче. Ангелочек. Большой шлем. Рассказ о Сергее Петровиче. Мысль. Бездна. Тьма. Стена. Красный смех. Жизнь Василия Фивейского. Рассказ о семи повешенных. Губернатор. Иуда Искариот. Дневник Сатаны. Пьесы: Жизнь человека. Анатэма.

2. Анненский И. Тихие песни. Кипарисовый ларец. Фамира-кифарэд.

3. Бальмонт К. Будем как солнце. Горящие здания. Только любовь.

4. Белый А. Золото в лазури. Пепел. Петербург.

5. Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. Нечаянная Радость. Земля в снегу. Ночные часы. Поэмы: Соловьиный сад. Скифы. Возмездие. Двенадцать. Драмы: Балаганчик. Незнакомка. Роза и Крест.

6. Брюсов В. Juvenilia. Me eum esse. Tertia vigilia. Urbi et Orbi. Все напевы. Любой из поздних сборников на выбор (В такие дни. Миг. Дали. Mea). Огненный ангел.

7. Бунин И. На хуторе. Антоновские яблоки. Сосны. Судохол. Деревня. Сверчок. Захар Воробьев. Веселый двор. Ночной разговор. Худая трава. Чаша жизни. Братья. Господин из Сан-Франциско. Легкое дыхание. Сны Чанга. Старуха. Косцы. Лапти. Русак. Книга. Митина любовь. Солнечный удар. Марья. Журавли. Летний день. Сокол. Паломница. Жизнь Арсеньева. Цикл «Темные аллеи». Окаянные дни. Лирика: Листопад. Детство. Вечер. Собака. Могила в скале. Святогор. Слово. В горах. Кобылица. Последний шмель. Одиночество и др.

8. Волошин М. Стихотворения на выбор. (Любой из циклов). Путями Каина.

9. Гиппиус З. Н. Стихотворения (на выбор).

10. Горький М. Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. Мальва. Городок Окуров. Детство. В людях. Цикл «По Руси». На дне.

11. Иванов Вяч. Стихотворения (на выбор любой из циклов).

12. Куприн А. Олеся. Поединок. Гамбринус. В цирке. Изумруд. Гранатовый браслет. Штабс-капитан Рыбников. Река жизни. Суламифь. Звезда Соломона.

13. Мережковский Д. Христос и Антихрист (один из романов трилогии на выбор). Лирика.

14. Ремизов А. Крестовые сестры.

15. Соловьев В. Стихотворения. Смысл любви. Красота в природе. Общий смысл искусств.

16. Сологуб Ф. Лирика. Мелкий бес.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.154.41 (0.009 с.)