Практические исследования личностных характеристик. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практические исследования личностных характеристик.



Задание 1. Составьте план исследования позитивных личностных характеристик.

1. Выберете подход, который представляется вам наиболее удобным для исследования свойств или характеристик личности, связанных с эффективной и успешной жизнью.

2. Определите средства, которыми вы воспользуетесь для исследования позитивных личных характеристик.

3. Проведите пилотажное исследование на группе испытуемых из 7-10 человек.

4. Сделайте выводы по полученным результатам о личностных характеристиках. Сделайте, если возможно прогноз об успешности испытуемых.

5. Предложите методики, подходящие для содержательного исследования сценария и жизненного пути личности.

Задание 2. Беседа (интервью) с психологом.

Проведите беседу с психологом по заранее подготовленному опроснику. Ниже представлены некоторые проблемы, которые вам нужно затронуть. После беседы проанализируйте полученную информацию.

Проясните, какими сильными качествами он обладает? Какие свои способности и качества относит к наименее развитым? Какие способности он развивает и как? Какие показатели внешней успешности можно отнести к наиболее важным? Как достигает психоло субъективного благополучия?

Обсудите в группе полученные данные. Обобщите и обсудите в группе.

Задание 3. Обратитесь к дневнику психолога, который вы начали вести в начале семестра. Проанализируйте дневник с позиций позитивного психолога и знаний, полученных в данном курсе. Обратите внимание на следующие вопросы.

Какие события являются наиболее значимыми? Каково соотношение негативных и позитивных событий? Какие события играют определяющую роль в построении планов автора? Какие способности обнаруживает автор записей? Прокомментируйте цели и устремления автора. Создайте психологический портрет автора дневника, включив изученные в данном курсе характеристики.

Дайте рекомендации автору дневника.

 

Список тем для рефератов.

1. Современные организации позитивных психологов и их перспективы.

2. Духовное развитие и его исследования в психологии.

3. Религиозность и личностные качества.

4. Активность и реактивность как особенности личности.

5. Осмысление жизненного опыта и субъективное благополучие.

6. Ценностные факторы современного успешного человека.

7. Индивидуальность и моральный выбор человека.

8. Личность психолога – консультанта и имиджевые характеристики.

9. Становление профессиональной идентичности и выбор сферы труда.

10. Социальная активность и совладающее поведение.

11. Социальные риски и выбор профессии.

12. Особенности ценностных ориентаций современных лидеров.

13. Психологический ресурс человека и его увеличение.

14. Идентичность современного предпринимателя и его ценности.

15. Жизненное благополучие как основа психического здоровья.

 

Примерный список вопросов для зачета

 

1. Понятие, предмет и специфика позитивной психологии.

2. История позитивной психологии. Соотношение позитивной психологии с общей психологией, психологией личности, безопасностью жизнедеятельности.

3. Истоки и история возникновения науки о счастье и благополучии.

4. Основные принципы позитивной психологии и ее особенности.

5. Гуманистическая психология как источник формирования современного позитивного подхода к развитию личности.

6. Современные исследования и перспективы развития в руле позитивного подхода.

7. Области применения и ограничения методов позитивной психологии.

8. Современное движение позитивных психологов.

9. Личностный потенциал человека, понятие, его исследование и изменение.

10. Понятия «выученная беспомощность» и «приобретенный оптимизм».

11. Благополучие и успешность: субъективные и объективные показатели и оценки.

12. Нейрофизиологические механизмы и условия благополучия.

13. Основные принципы и техники конструирования успеха и благополучия.

14. Позитивное влияние, его разновидности и способы.

15. Манипуляция и противостояние манипуляциям.

16. Личная психологическая безопасность и ее создание в различных сферах жизнедеятельности человека.

17. Позитивная интерпретация как способ изменения установок.

18. Высшие потребности и стремления в исследованиях отечественных и зарубежных психологов.

19. Религиозное понимание смысла жизни. Психология и религия.

20. Копинг - стратегии, стратегии совладания с жизненными трудностями в отечественной и зарубежной психологии.

21. Исследования позитивных личностных характеристик: подходы, модели и средства.

22. Понятие «идентичность» и «аутотентичность» личности. Содержание и характеристики.

23. Нарратив и исследование жизненного пути.

24. Исследования позитивных личностных характеристик: подходы, модели и средства.

25. Понятие «идентичность» и «аутотентичность» личности. Содержание и характеристики.

26. Нарратив и исследование жизненного пути.

 

Список источников.

1. Абрамова Г. С. Психология человеческой жизни. - М.: Академия, 2002. - 224 с.

2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

3. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2005. – 288 с.Аргайл М. Психология счастья. - 2 изд. - СПб.: Питер, 2005. – 271 с.

4. Бендас Т. В. Психология лидерства. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.

5. Курбатов В. И. Анатомия и психология бизнеса. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 320 с.

6. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. 423 с.

7. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. - М.:Смысл, 1999. - 352 с.

8. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций. - М.: КДУ, 2009. - 190 с.

6. Мучински П. Психология, профессия, карьера. – 7 изд. – СПб: Питер, 2004. – 539 с.

7. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Подред. И.А.Баевой. Изд-во «Речь, 2006. – 288с.

9. Оллпорт Г. В. Личность в психологии. - М.: КСП; СПб.: Ювента, 1998. - 345 с.

10. Психология индивидуальных различий [Текст]: хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, В. Я Романова. Носкова О.Г. Психология труда.- М.: 2004.

11. Саелиан Р. Как стать счастливым. - М.: ФАИР, 1997. - 272 с.

12. Селигман М. П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / Перев. с англ. — М.: Издательство «София», 2006. - 368 с.

13. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.- 2-е изд.. - CПб.: Питер, 2003. 890 с.

Интернет - ресурсы

1. http://www.koob.ru/seligman_martin/novaya_pozitivnaya_psihologiya

2. http://spb.samopoznanie.ru

3. http://azps.ru

4. http://psyresearchdigest.blogspot.ru/

5. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/_Index.php

 

 

Приложение 1

 

Майкл Аргайл, профессор Оксфордского университета (Oxford Brookes University), считает, что люди прекрасно понимают, что значит счастье. Они имеют довольно четкое представление о его связи с позитивными эмоциями и удовлетворенностью жизнью. Во многих обследованиях респондентам задавали вопрос о том, насколько они счастливы. В настоящее время исследуются и сравниваются такие составляющие позитивной жизни как «субъективное благополучие» (subjective well-being — SWB), а не объективные критерии дохода, здоровья и т. д., их называют «социальными показателями».

Множество данных, касающихся счастья, получено в результате социальных обследований, которые охватывали большое число респондентов. Подробные опросы весьма дорогостоящие, поэтому зачастую задавался всего один вопрос, например: «Насколько вы счастливы?» или «Насколько вы удовлетворены своей жизнью в целом?» Эндрюс и Уйти (Andrews & Withey, 1976) предложили другую формулировку вопроса, позволяющую измерить два аспекта — эмоции и удовлетворенность: «Каковы ваши ощущения от жизни в целом?» При этом использовалась 7-балльная шкала с градациями от «восхитительно» до «ужасно». Кэмпбелл и соавторы (Campbell et al., 1976) в своем известном исследовании «Качество американской жизни» задавали этот вопрос в ином варианте: «Насколько удовлетворяет вас в настоящее время ваша жизнь в целом?»

Измерить удовлетворенность другим способом позволяет Шкала удовлетворенности жизнью (Satisfaction With Life Scale — SWLS). Исследования, в которых применялась такая шкала, показывают, что, по словам большинства людей, их удовлетворенность значительно выше средней. Они также выявили, что большинство респондентов указывает на свою удовлетворенность.

Исследования счастья зачастую обнаруживают его тесную связь с показателями психического здоровья. Так при обследовании психического здоровья используется следующая процедура: исследуются группы «повышенного риска», например те, для которых характерен высокий риск депрессии. Наиболее близкий к этому подходу метод, направленный на изучение счастья, — это исследование индивидов, подверженных высокому «риску» вступления в брак или влюбленности (например, студентов-первокурсников). В результате выяснилось, что любовь — важнейший источник психического здоровья.

Эксперимент также используется позитивными психологами. Это широко распространенный метод выявления причинной направленности, но в исследованиях счастья он применялся мало. В основном это касалось «создания настроения», когда его уровень у субъектов повышается, например, с помощью бодрой музыки или демонстрации забавных видеоматериалов. Учеными установлено, что таким образом человека можно сделать счастливым в лабораторных условиях, однако эффект обычно довольно непродолжителен: 10-15 минут.

Основные достоинства лабораторных экспериментов таковы: во-первых, они позволяют прояснить причинную связь, а во-вторых, в таких условиях возможно удерживать неизменными множество переменных. Это позволяет проверять довольно сложные теории с помощью прогнозов. Только вот у лабораторной работы есть существенный недостаток: эти исследования искусственные, масштаб феноменов в них уменьшается, а потому оказывается не так много убедительных моделей реальных объектов - как того требуют комиссии по этике. Тем не менее в их рамках могут воссоздаваться позитивные эмоциональные состояния, что не находит принципиальных возражений в отличие от генерации отрицательных эмоций. Можно сделать вывод, что эксперимент - основной метод изучить воздействие позитивного настроения.

Как счастье коррелирует с личностными чертами? Важным вопросом в рассматриваемой сфере является влияние личностных особенностей на счастье: какие черты способствуют ему и в какой мере. Так, например, во многих исследованиях установлено: существует довольно сильная корреляция между счастьем и экстраверсией, в некоторых работах достигающая 0,5. Известно, что экстраверсия и ряд иных личностных черт являются довольно устойчивыми, носят преимущественно врожденный характер и имеют физиологическую основу, поэтому считается, что скорее именно они являются причиной счастья, а не наоборот. Но счастье - это тоже отчасти врожденное и устойчивое свойство. Оно также может иметь определенную физиологическую основу. В некоторых исследованиях обнаружили, что экстраверсия - зависимая переменная, возрастающая под воздействием приятных социальных переживаний и высокого уровня благополучия. Таким образом, вопрос о направленности причинной связи четко не прояснен. Раньше не было понятно, какие личностные характеристики могут коррелировать с субъективным благополучием, но сегодня благодаря множеству проведенных исследований эти свойства личности становятся более исследоваными.

Американские психологи исследуют и влияние благополучия на поведение. Обнаружена причинная связь счастья и следствий счастья. Счастье и даже хорошее настроение оказывают впечатляющее воздействие на здоровье и на продолжительность жизни, психическое здоровье, общительность, а также отзывчивость и альтруизм. Хорошее настроение влияет на мышление неоднозначно: оно способствует творчеству, но приводит к менее глубокому мышлению.

Установлено, что счастье - единый фактор человеческого опыта, но оно состоит по крайней мере из 3, отчасти независимых, факторов - удовлетворенности жизнью, положительных эмоций и отсутствия отрицательных эмоций. Эти компоненты можно измерить с помощью единичных вопросов, хотя предпочтительнее использовать более подробные шкалы.

Существуют хорошо зарекомендовавшие себя методы оценки счастья, которые обладают высокой внутренней согласованностью, устойчивы во времени и валидны по сравнению с другими методиками. Но на результаты измерения могут влиять такие субъективные факторы, как непосредственное настроение; это подобно влиянию на межнациональные сравнения местных обычаев, которые вызваны желанием казаться более или менее счастливым, чем это есть на самом деле.

Альтернативное средство оценить благополучие - использовать социальные индикаторы, в то же время трудно решить, какие показатели следует избрать. Между объективными и субъективными критериями наблюдаются некоторые противоречия.

В исследованиях счастья и субъективного благополучия широко используются социальные обследования, а также лонгитюдные методы, такие как исследование субъектов, отличающихся склонностью к «высокому риску», эксперименты и поиск корреляций счастья с личностными чертами (http://www.scorcher.ru/art/happiness/Argyle.php).

 

Приложение 2

Ниже вы видите группы утверждений, касающихся личного счастья. Прочитайте, пожалуйста, все 4 утверждения в каждой группе и затем определите, какое из них лучше всего описывает ваши ощущения на этой неделе, в том числе и сегодня. Обведите в кружок букву (а, б, в или г) напротив выбранного вами утверждения.

1. а) я не чувствую себя счастливым;

б) я чувствую себя довольно счастливым;

в) я очень счастлив;

г) я невероятно счастлив

2. а) я смотрю в будущее без особого оптимизма;

б) я смотрю в будущее с оптимизмом;

в) мне кажется, будущее сулит мне много хорошего;

г) я чувствую, что будущее переполнено надеждами и перспективами

3. а) ничто в моей жизни по-настоящему меня не удовлетворяет;

б) некоторые вещи в жизни меня удовлетворяют;

в) меня удовлетворяет многое в моей жизни;

г) я полностью удовлетворен всем в своей жизни

4. а) я не ощущаю, что в жизни что-либо реально находится в моей власти;

б) я чувствую, что контролирую свою жизнь, по крайней мере — отчасти;

в) я чувствую, что в основном контролирую свою жизнь;

г) я чувствую, что целиком контролирую все стороны своей жизни

5. а) я не ощущаю, что жизнь вознаграждает меня по заслугам;

б) я ощущаю, что в жизни мне воздается по заслугам;

в) я ощущаю, что жизнь щедро вознаграждает меня;

г) я ощущаю, что жизнь переполнена подарками

6. а) я не испытываю никакой удовлетворенности жизнью;

б) я доволен тем, как я живу;

в) я очень доволен тем, как я живу;

г) я в восторге от своей жизни

7. а) я никогда не могу повлиять на события в нужном мне направлении;

б) иногда я способен повлиять на события в нужном мне направлении;

в) я часто влияю на события в нужном мне направлении;

г) я всегда влияю на события в нужном мне направлении

8. а) в жизни я просто выживаю;

б) жизнь — хорошая вещь;

в) жизнь — замечательная вещь;

г) я обожаю жизнь

9. а) у меня потерян всякий интерес к другим людям;

б) другие люди интересны мне отчасти;

в) другие люди меня очень интересуют;

г) меня чрезвычайно интересуют другие люди

10. а) мне трудно принимать решения;

б) я довольно легко принимаю некоторые решения;

в) мне довольно просто принимать большинство решений;

г) я с легкостью принимаю любые решения

11. а) мне трудно приступить к какому-либо делу;

б) мне довольно просто что-либо начать;

в) я без труда принимаюсь за какое-либо дело;

г) я способен взяться за любое дело

12. а) после сна я редко чувствую себя отдохнувшим;

б) иногда я просыпаюсь отдохнувшим;

в) после сна я обычно чувствую себя отдохнувшим;

г) я всегда просыпаюсь отдохнувшим

13. а) я чувствую себя совершенно без сил;

б) я чувствую себя довольно энергичным;

в) я чувствую себя очень энергичным;

г) я чувствую, что энергия во мне бьет через край

14. а) я не вижу в окружающих меня вещах особой красоты;

б) я нахожу красоту в некоторых вещах;

в) я нахожу красоту в большинстве вещей;

г) весь мир представляется мне прекрасным

15. а) я не ощущаю себя сообразительным;

б) я чувствую, что отчасти сметлив;

в) я в значительной степени чувствую в себе живость ума;

г) я ощущаю, что мне присуща совершенная живость ума

16. а) я не чувствую себя особенно здоровым;

б) я чувствую себя достаточно здоровым;

в) я чувствую себя совершенно здоровым;

г) я чувствую себя здоровым на 100%

17. а) я не испытываю особо теплых чувств по отношению к другим;

б) я испытываю определенные теплые чувства по отношению к другим;

в) я испытываю очень теплые чувства по отношению к другим;

г) я люблю всех людей

18. а) у меня практически нет счастливых воспоминаний;

б) у меня есть отдельные счастливые воспоминания;

в) большинство произошедших со мной событий видятся мне счастливыми;

г) все происшедшее кажется мне чрезвычайно счастливым

19. а) я никогда не бываю в радостном или приподнятом настроении;

б) иногда я испытываю радость и пребываю в приподнятом настроении;

в) я часто испытываю радость и пребываю в приподнятом настроении;

г) я все время радуюсь и пребываю в приподнятом настроении

20. а) между тем, что я хотел бы сделать, и тем, что сделал, - большая разница;

б) кое-что из желаемого я сделал;

в) я сделал многое из того, что хотел;

г) я сделал все, чего когда-либо желал

21. а) я не способен хорошо организовать свое время;

б) я организую свое время достаточно хорошо;

в) я очень хорошо организую свое время;

г) мне удается успеть все, что я хочу сделать

22. а) мне не бывает весело в компании других людей;

б) иногда мне бывает весело с другими людьми;

в) мне часто бывает весело с другими людьми;

г) мне всегда весело в окружении людей

23. а) я никогда не подбадриваю окружающих;

б) иногда я подбадриваю окружающих;

в) я часто подбадриваю окружающих;

г) я всегда подбадриваю окружающих

24. а) у меня нет ощущения осмысленности и цели в жизни;

б) у меня есть ощущение смысла и цели в жизни;

в) у меня ясное ощущение смысла и цели в жизни;

г) моя жизнь полна смысла и имеет цель

25. а) я не ощущаю особой привязанности к другим и сопричастности;

б) иногда я ощущаю привязанность к людям и сопричастность;

в) я часто ощущаю привязанность и сопричастность;

г) я всегда ощущаю привязанность и сопричастность

26. а) не думаю, что мир — это стоящее место;

б) думаю, что мир — довольно хорошее место;

в) думаю, что мир — это замечательное место;

г) по-моему, мир — это превосходное место

27. а) я редко смеюсь;

б) я смеюсь довольно часто;

в) я много смеюсь;

г) я очень часто смеюсь

28. а) я думаю, что выгляжу непривлекательно;

б) я думаю, что выгляжу довольно привлекательно;

в) я думаю, что выгляжу привлекательно,

г) я думаю, что выгляжу очень привлекательно

29. а) я не нахожу вокруг ничего забавного и интересного;

б) некоторые вещи я нахожу забавными;

в) большинство вещей кажутся мне забавными;

г) мне все кажется забавным и интересным

Обработка результатов.

Проанализируйте количество ответов, которые можно отнести к следующим состояниям:

- ответы, связанные с ощущением постоянного и хронического несчастья, неудачи, недовольством собой и своей жизнью, отсутствием близких связей с людьми, нелюбви и безнадежности.

- ответы, свидетельствующие о циклическом отношении к событиям своей жизни, с себе, к другим людям;

- ответы, обнаруживающие достаточно частое состояние довольства и радости;

- ответы, однозначно подтверждающие субъективное благополучие и счастье.

Сравните количество ответов, относящихся к разным уровням благополучия и счастья, проанализировав ответы по степени выраженности. Сделайте вывод о субъективном благополучии испытуемого. Сформулируйте рекомендации, касающиеся его жизни.

 

Приложение 3

Важным конструктом, описывающим отношение к своей жизни и деятельности является выученная беспомощность (learned helplessness). Это нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации, т.е. независимости результата от прилагаемых усилий, «сколько ни старайся, все равно без толку». Синдром выученной беспомощности был впервые описан американскими психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером (Seligman, Maier, 1967) на основании экспериментов на собаках при их раздражении электрическим током.

Собак, подвергавшихся вначале слабым ударам тока (чего они не могли избежать), помещали затем в другие клетки, где их активность уже могла бы помочь им избежать неприятных воздействий. Вопреки предсказаниям бихевиористской теории научения, собаки не хотели учиться таким, казалось бы, простым вещам и были пассивны. Суть открытия состояла в том, что эта пассивность, или беспомощность, имеет своим источником воспринимаемую животным независимость результатов (исходов) от его действий (усилий). Опыт убеждал, что их действия никак не влияют на ход событий и не приводят к желательным результатам, что порождало ощущение неспособности контролировать события (ситуацию) и соответственно бессмысленность усилий.

Более поздние исследования подтвердили существование этого феномена у людей. Хирото (Hiroto, 1974) повторил эксперимент с воздействием на испытуемых неприятного громкого звука, который можно было прервать, подобрав комбинацию клавиш на пульте управления. Выявлены две крайние группы людей: одна группа (в которую вошел каждый третий) вообще не впадала в состояние выученной беспомощности; другая группа (в нее вошел каждый десятый испытуемый) не пыталась ничего противопоставить нарастающему шуму, испытуемые сидели возле пульта неподвижно, несмотря на то что были обучены тому, как можно прекратить действие звука.

Различают беспомощность ситуативную и личностную. Ситуативная беспомощность - это временная реакция на те или иные не подконтрольные человеку события. Личностная беспомощность - это устойчивая мотивационная характеристика человека, формирующаяся в процессе развития под влиянием взаимоотношений с окружающими (Циринг Д.А., 2005). Личностная беспомощность проявляется в замкнутости, эмоциональной неустойчивости, возбудимости, робости, пессимистичности мировосприятия, склонности к чувству вины, более низкой самооценке и низком уровне притязаний, равнодушии, пассивности, отсутствии креативности.

Селигман отмечает, что выученная беспомощность формируется к восьми годам и отражает веру человека в степень эффективности его действий. Он указывает на три источника формирования беспомощности:

1) опыт переживания неблагоприятных событий, т.е. отсутствие возможности контролировать события собственной жизни; при этом приобретенный в одной ситуации отрицательный опыт начинает переноситься и на другие ситуации, когда возможность контроля реально существует. К неконтролируемым событиям относят обиды, наносимые родителями, учителями и воспитателями детских учреждений, смерть любимого человека и животного, серьезную болезнь, развод родителей или скандалы, потерю работы;

2) опыт наблюдения беспомощных людей, например, телевизионные сюжеты о беззащитных жертвах;

3) отсутствие самостоятельности в детстве, готовность родителей все делать вместо ребенка.

Выученная беспомощность характеризуется проявлением дефицита в трех областях - мотивационной, когнитивной и эмоциональной. Мотивационный дефицит проявляется в неспособности действовать, активно вмешиваясь в ситуацию, когнитивный - в неспособности впоследствии обучаться тому, что в аналогичных ситуациях действие может оказаться вполне эффективным, и эмоциональный - в подавленном или даже депрессивном состоянии, возникающем из-за бесплодности собственных действий.

Селигман сделал вывод о том, почему одни люди впадают в беспомощность, а другие нет. Это зависит от того, какой стиль объяснения неудачи имеется у человека - оптимистический или пессимистический.

Важнейшую роль в формировании выученной беспомощности на ранних этапах онтогенеза играет семья. Родители беспомощных детей в большей степени склонны проявлять неустойчивость стиля воспитания. Кроме того, влияние материнского и отцовского стилей воспитания на формирование личностной беспомощности и самостоятельности существенно различается. Матери беспомощных детей больше склонны к потворствованию, чем матери самостоятельных, чаще стремятся к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка, превращая его желание в закон, а необходимость этого стиля воспитания аргументируют исключительностью ребенка, желанием дать то, чего они были лишены сами, отсутствием в семье отца. У детей с беспомощностью отцы, наоборот, менее склонны к некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка, чем отцы самостоятельных детей. Можно предположить, что отцовское потворствование воспринимается ребенком как поощряющее самостоятельность, тогда как материнское — как подавляющее ее. По сравнению с матерями самостоятельных детей матери беспомощных детей уделяют ребенку чрезмерно много времени, сил и внимания, и его воспитание чаще становится самым важным делом в их жизни, они склонны также к чрезмерным требованиям-запретам (доминированию), а отцы этих детей, с одной стороны, не устанавливают четких границ и требований к поведению ребенка, закрепляют за ним слишком мало обязанностей, а с другой - склонны к чрезмерности санкций (жесткому стилю воспитания), т. е. они чаще чрезмерно реагируют даже на незначительные нарушения поведения, больше привержены к строгим наказаниям за невыполнение семейных требований, убеждены в полезности для детей максимальной строгости.

И матерям, и отцам беспомощных детей свойственна проекция на ребенка собственных нежелательных качеств. Родитель в этом случае склонен видеть в ребенке те черты, наличие которых не хочет признавать в самом себе. Родитель ведет борьбу с этими качествами ребенка, как реальными, так и мнимыми, извлекая из этого эмоциональную выгоду для себя. Ребенку навязываются всякие негативные роли, и это позволяет отцу или матери верить в то, что у них самих этих качеств нет. Родители демонстрируют подспудную уверенность, что ребенок неисправим. Ребенок, в свою очередь, может прикладывать усилия к тому, чтобы «исправиться», но поскольку отец и мать уверены и демонстрируют это ему, в том, что измениться он не может, то реакция родителей на любой вариант его поведения остается той же. Таким образом, ребенок не может ощутить контроль над происходящим, что является важнейшей предпосылкой формирования беспомощности.

Кроме того, отцам беспомощных детей в большей степени свойственно предпочтение в ребенке детских качеств. Дети становятся беспомощными у отцов, которые в большей степени склонны создавать роль «маленького ребенка». Такие отцы больше поощряют у своих детей сохранение детских качеств (непосредственность, наивность, игривость), они испытывают страх или нежелание взросления детей. Отношение к ребенку как к «маленькому» снижает уровень требований к нему. Ребенок не получает в достаточной мере опыта преодоления трудностей, ответственности, активного влияния на ситуацию. Беспомощность формируется у детей, чьи отцы имеют менее развитые отцовские чувства. Этой категории отцов беспомощных детей свойствен поверхностный интерес к делам детей и нежелание общаться с ними.

По данным И. О. Девятовской (2005), формированию выученной беспомощности у менеджеров способствовал высокий уровень мотивации к избеганию неудач (это совпадает с данными Н. Боровской в отношении ленивых) и контроль за действием по типу ориентации на состояние (по Ю. Кулю). Способствует формированию выученной беспомощности у сотрудников авторитарный стиль руководства шефа.

 

Приложение 4

Тест на оптимизм. Данный тест представлен по адресу в Интернете - http://azps.ru/tests/2/optimizm.html. В приложении представлен текст с утверждениями и ключ для обработки результатов.

В этом тесте необходимо, познакомившись с каждым из сле­дующих 20 суждений, выбрать один из четырех вариантов отве­тов на него, данных ниже соответствующего суждения и обозна­ченных буквами «а», «б», «в» и «г».

1.Ваши сны:

а) драматичны (страшны);

б) туманны и неясны;

в) приятны;

г) в основном эротичны.

2. О чем вы чаще всего думаете утром, только что проснувшись:

а) о том, какая будет погода;

б) о любимой работе;

в) о работе, которая неприятна, но должна быть выполнена;

г) о любимом человеке.

3. Как вы обычно завтракаете:

а) сервирую стол, выделяя достаточное для этого время;

б) во время завтрака жалуюсь на то, что не выспался;

в) люблю поговорить во время завтрака;

г) спешу позавтракать, так как часто опаздываю.

4. Когда вы читаете газету, то первым делом вы оста­навливаете свое внимание:

а) на политических и экономических новостях;

б) на материалах о спорте;

в) на статьях о новостях культуры.

5. Как вы реагируете, прочитав о каком-то чрезвычайном происшествии, скандале, преступлении:

а) не реагируете никак, это вам безразлично;

б) беспокоитесь о том, чтобы такое не случилось с вами;

в) возмущаетесь тем, что органы безопасности и правосу­дия не могут навести должный порядок;

г) рассматриваете случившееся как должное, в порядке вещей.

6. Как вы ведете себя при первой встрече с незнакомым че­ловеком:

а) без колебаний доверяюсь ему;

б) жду, когда он о чем-нибудь спросит меня;

в) с интересом наблюдаю за ним;

г) слежу за ним, но без особого интереса.

7. Что вы делаете, если замечаете, что кто-то разглядывает вас на улице, в метро, в каком-либо ином общественном месте:

а) начинаю беспокоиться о том, что, наверное, выгляжу смешно;

б) мне становится неприятно;

в) смотрю на себя в какое-нибудь зеркало, стекло, чтобы видеть свое отражение;

г) не обращаю на это никакого внимания.

8. Если вы ищете нужный адрес в незнакомом городе, то предпочитаете:

а) взять такси;

б) расспросить об этом знакомых людей;

в) попытаетесь найти его сами;

г) будете все время испытывать опасение, что вам не уда­стся его отыскать.

9. С какими мыслями вы обычно начинаете свой рабочий день:

а) с надеждой, что он будет успешным;

б) с желанием, чтобы рабочий день поскорее кончился;

в) с ожиданием приятных разговоров и встреч с коллегами по учебе и работе;

г) с надеждой, что в этот день вас не подстерегают какие-либо неприятности и проблемы на работе.

10. Если вы проигрываете в какую-либо игру, то это:

а) расстраивает вас, и вы считаете, что это был для вас пло­хой день;

б) заставляет вас играть дальше до тех пор, пока вы не вы­играете;

в) вас не расстраивает, так как вы считаете, что игра есть игра, кто-то в ней должен проигрывать;

г) заставляет вас придумывать способ, каким можно выиг­рать игру.

11. Когда вы сидите за столом и вам подают небольшую пор­цию чего-нибудь особенно вкусного, то вы:

а) набрасываетесь на нее и съедаете с большим аппетитом;

б) боитесь того, что можете от этого поправиться (пополнеть);

в) съедаете ее, но с некоторыми угрызениями совести;

г) боитесь того, что ваш желудок этого не примет.

12. Когда вы ссоритесь с кем-либо, кто вам симпатичен, то:

а) боитесь того, как бы не испортить окончательно отно­шения с этим человеком;

б) относитесь к этому спокойно, так как видите в этом оп­ределенный смысл и необходимость;

в) считаете, что в скором времени вы наверняка снова по­миритесь и все будет в порядке;

г) считаете, что это — хорошо, что отношения между лю­быми людьми не должны быть слишком «гладкими».

13. Когда в ванной комнате вы смотрите на свою фигуру, то:

а) находите ее достаточно нормальной, хотя считаете, что мо­жет быть и лучше;

б) думаете о том, что надо сбросить лишний вес, но для этого придется слишком немало трудиться;

в) считаете, что ваша фигура не представляет собой ни­чего особенного («фигура как фигура»);

г) сразу же принимаете решение о том, что необходимо срочно заняться гимнастикой.

14. Насколько непосредственны вы в любовных отношениях:

а) я полностью и увлеченно отдаюсь любви, даже кратко­временной;

б) постоянно анализирую свои отношения и думаю о том, насколько приятно партнеру мое проявление чувств;

в) меня все время что-то угнетает, и я постоянно встрево­жен, обеспокоен, не могу полностью отдаться своим чув­ствам;

г) ни о чем не беспокоюсь, чувствую себя хорошо и сво­бодно.

15. Вы прошли медицинский осмотр и ждете его результатов. В это время вы:

а) боитесь, как бы у вас не обнаружили какого-либо серь­езного заболевания;

б) уверены в том, что врач вам все равно не скажет правду;

в) думаете, что у вас ничего серьезного и вам нечего бо­яться;

г) думаете о том, что каждому человеку лучше вовремя узнать всю правду о состоянии своего здоровья.

16. Что вы чувствуете, каждый день, общаясь с людьми:

а) держитесь с ними приветливо или прохладно в зави­симости от людей и обстоятельств;

б) часто чувствуете себе неловко и не знаете, как себя вести;

в) внимательно наблюдаете за реакциями людей на ваше поведение, прислушиваетесь к тому, что о вас говорят люди:

г) вам нередко кажется, что вы ведете себя не лучше других.

17. Если вам предстоит длительное путешествие, то как вы к нему готовитесь:

а) тщательно его планирую;

б) не сомневаюсь в том, что что-нибудь обязательно слу­чится, что помешает путешествию;

в) считаете, что все утрясется само собой, и не особенно тщательно готовитесь к нему;

г) до самого отъезда находитесь в состоянии сильного воз­буждения и только потом, с началом путешествия, ус­покаиваетесь.

18. Какой из перечисленных ниже цветов вы предпочитаете:

а) красный;

б) серый;

в) зеленый;

г) синий.

19. На что вы рассчитываете, когда принимаете решение:

а) на удачу, везение, счастливый случай;

б) только на самого себя;

в) на трезвый расчет и объективную оценку обстоятельств и фактов;

г) на разного рода сигналы и знаки (с какой ноги встал, встретил ли на улице черную кошку и т.п.);

д) на судьбу, которой не избежишь.

20. Если у вас есть возможность выбора, то что вы предпочи­таете:

а) получить небольшое наследство;

б) достичь стабильных успехов в своей профессиональ­ной деятельности;

в) создать что-либо значительное в науке, технике, искус­стве, получить признание;

г) встретить любимого человека, приобрести хорошего друга.

Ключ к методике. В таблице 5 для каждого из 20 суждений и выбранного ответа указано количество баллов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.206 с.)