Практические исследования Я – концепции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практические исследования Я – концепции



Все практические исследования, посвященные изучаемой теме, могут быть проведены на одной выборке испытуемых. Для этого сформируйте выборку для исследования, включающую 10-12 человек, такое количество испытуемых подходит для пилотажного исследования. Позаботьтесь о репрезентативности и однородности выборки.

 

Задание 1. Следующее упражнение поможет вам узнать больше о себе и своих эмоциональных реакциях, а также о роли Я-концепции и системы убеждений в формировании ваших эмоциональных реакций.

«Тест двадцати утверждений на самоотношение», разработан М.Куном и Т.Мак-Портлендом. Этот тест позволяет провести самодиагностику и выяснить, насколько человек хорошо знает себя, также дает возможность сделать предварительное заключение о его «Я концепции». Испытуемых просят в течение 15минут дать двадцать различных ответов на вопрос «Кто я?». Испытуемые также инструктируются давать ответы в том порядке, в котором они спонтанно возникают, а не заботиться о последовательности, грамматике и логике (Бодалев А.А., Столин В.В., 1987,с.258).

Обработка результатов.

Количество слов и предложений, написанных участником в течение 15 минут позволяет выявить уровень самопрезентации личности (уровень представления, предъявления себя). Чем большее количество предложений и слов зафиксировано, тем выше уровень самопрезентации. Работа, прекращенная в середине отведенного времени из-за отсутствия информации о себе, свидетельствует о том, что у человека есть ограниченный жесткий круг представлений о себе и он никогда (по разным причинам у каждого) не пользуется возможностью заглянуть за эту границу.

Если ответов мало не более 8, это означает, что человек или не хочет предъявлять себя даже самому себе или просто не думает о себе и пользуется в повседневной жизни лишь некоторыми, возможно, наиболее важными, но чаще наиболее простыми и очевидными характеристиками.

От 9 до 17 ответов – это средний, умеренный уровень самопрезентации, что свидетельствует о не очень хорошем знании себя человеком.

18 и более ответов - высокий уровень самопрезентации свидетельствует о том, что человек смотрит на себя с разных сторон, так или иначе думает о себе и, главное, не стесняется сам себя.

При анализе высокого показателя, необходимо учитывать наличие повторяющихся ответов, например, “Я люблю рок-музыку”, также “Вечерами я часто слушаю записи рок-музыкантов” и т.д. Такие повторяющиеся ответы свидетельствуют о том, что человека волнует какая-то одна тема, проблема. В данном случае для выявления реального уровня самопрезентации эти высказывания необходимо посчитать за одно.

Ответов более 22 - очень высокий уровень самопрезентации свидетельствует не столько о реальном уровне самопрезентации, сколько о желании человека угадать чего от него ждут и любой ценой добиться первого места, потому ответы пишутся по принципу: “Кто больше”. Психологи делают предположение, что такой уровень самопрезентации характеризует того, кто не доволен собой и хочет, чтобы его приняли и поняли.

В соответствии с модифицированным А.М.Прихожан вариантом этого теста участниками группы могут быт проранжированы ответы по трем параметрам:

- положительное отношение к ответу;

- отрицательное отношение к ответу;

- общее количество ответов.

Преобладание положительного отношения над отрицательным, или наоборот, может быть связано с оценкой «Я - концепции» - позитивной или негативной.

Также можно проанализировать последовательность ответов. Сначала испытуемый сообщает о своем публичном «Я», о тех социальных ролях, которые он принимает. Затем о реальном, осознаваемом «Я», которое более обобщенно и связано со своей осознаваемой ценностью. Последние ответы, скорее всего, связаны со стремлением человека к своему идеальному «Я».

Возможна следующая последовательность характеристик.

- Кто я? (ролевые, статусные характеристики);

- Какой я? (физические и психологические черты, характеристики);

- Что я хочу? (мотивация, ценности, интересы);

- Что я могу? (представления о собственных способностях);

- Что мне принадлежит? (описание идеальных и материальных ценностей, обладание которыми значимо для него).

Подобное исследование может быть проведено в следующем виде (http://www.elitarium.ru).

1. Выберите инициирующее событие, вызвавшее у вас разрушающие переживания. Вспомните, что произошло. Можете закрыть глаза. Воспроизведите ту ситуацию как можно полнее: представьте, что у вас есть видеозапись той сцены, и вы просматриваете ее. Когда вы увидите себя и других людей в той сцене, помните, что вы сейчас зритель и видите происходящее, глядя на экран. Сейчас вас там реально нет, вам ничто не может причинить вреда! Вы видите себя и ваших оппонентов со стороны: что вы говорили и что говорили вам? Что вы чувствовали тогда? Запомните это и «выключите телевизор».

2. Возьмите лист бумаги и напишите двадцать различных ответов на вопрос «Кто я?» так, чтобы ваши описания отражали ваши представления о себе, когда вы были в той ситуации. Стремитесь к тому, чтобы это были такие ваши представления о себе, какими они были в той ситуации, а не теперь. Помните, что вы отвечаете самому себе, а не кому-то другому. Располагайте описания в том порядке, в котором они приходят вам в голову. Не заботьтесь об их логичности.

3. Теперь дайте двадцать характеристик вашему оппоненту: опишите, каким вы восприняли его в этой сцене; «кем» он(а) был(а)?

4. Оцените каждое суждение, характеризующее вас. Если оно отражает интенцию «Я считаю, что Я — в порядке по отношению к самому себе», то отметьте его знаком «+». Если интенция: «Я не в порядке по отношению к себе», отметьте его «-». Если интенция не ясна — поставьте «О».

5. Обсудите ваши определения оппонента. Если интенция в оценке «Он не ОК по отношению ко мне» — поставьте «-». Поставьте «+» или «О», если его отношение положительно или нейтрально, соответственно.

6. Определите позицию, в которой происходило ваше взаимодействие. Изменялась ли она в той ситуации? Если да, то как? Есть ли у вас «излюбленная» позиция?

7. Какие чувства вы испытывали, и какие тенденции в вашем поведении характеризовали их?

8. Какие из выявленных убеждений по отношению к партнеру и самому себе способствовали развитию разрушающих переживаний?

9. К чему вы стремились, в какую позицию вы пытались «поместить» оппонента? Что получилось? Что можно было бы изменить сейчас, чтобы ситуация была завершена более успешно?

10. Отметьте выраженность каждой позиции в вашем поведении. Для этого сделайте отметки, отражающие вашу интуитивную оценку времени, которое вы проводите в каждой из позиций.

Задание 2.

В приложении 1 представлен фрагмент из книги Майкла Аргайла «Психология счастья», в котором освещены исследования субъективного благополучия, проводимые американскими психологами. Ознакомьтесь с материалом, далее проведите практическое исследование.

Проведите исследование счастья с помощью Шкалы счастья, предложенную Фордисом.

1. Ответьте на следующие вопросы, касающиеся вашего счастья.

2. Определите среднюю оценку по вашей группе и сравните свою оценку счастья со средними оценками по группе.

Вопросы.

1. «В целом насколько счастливым или несчастным вы себя обычно чувствуете?»

Варианты ответа: «чрезвычайно счастливым» «в восторге», «ощущаю радость», «чувствую себя превосходно» - 10 баллов. Далее следует меньшая выраженность счастья. Ответы «крайне подавленным», «совершенно несчастным», «в абсолютном унынии» - 0 баллов.

2. «В среднем какую часть времени в процентах вы чувствуете себя счастливым (или несчастным, или в нейтральном состоянии»)?

Примечание. В исследовании Фордиса среднее значение первого показателя у американцев составило 6,9 балла. Второго – 54%.

Задание 3. Исследование субъективного восприятия счастья с помощью обновленного Оксфордского опросника счастья (OHI – Oxford Happiness Inventory) - Источник: http://www.scorcher.ru/art/happiness/Argyle.php. опросник представлен в приложении.

Задание 4. Исследование того, какие же сферы, по мнению людей, являются в их жизни важнейшими источниками удовлетворенности, проводил Холл http://www.scorcher.ru/art/happiness/Argyle.php). Опрос проводился в Великобритании.

Для выполнения задания сделайте следующее.

1) Проранжируйте указанные сферы по значимости в вашей жизни:

- социальные ценности и нормы;

- жилищные условия;

- семейная и домашняя жизнь;

- жизненный уровень;

- социальные отношения;

- здоровье;

- работа;

- деньги и цены.

2) Сравните полученные результаты с тем, что получил Холл. Его исследование показало, что наиболее часто упоминавшимися областями были следующие:

- семейная и домашняя жизнь;

- деньги и цены;

- жизненный уровень;

- социальные ценности и нормы;

- социальные отношения;

- жилищные условия;

- здоровье;

- работа.

Задание 5. Эссе на тему «Объективные условия, которые могут значительно улучшить мою жизнь». Обратите внимание на то, что объективные условия – это те, которые не зависят от нас. Мы можем выбирать их, меняя место жительства, круг общения, временную локализацию и т.д. Но эти обстоятельства жизни останутся вне зависимости от нашего присутствия. Проанализируйте возможность выбора этих условий и сформулируйте цель, близкую тому, что объективно сделало бы Вас счастливее.

Задание 6. Воспользовавшись схемой нарративного анализа Д.П.Мак – Адамса, составьте план интервью. Материал для изучения представлен в приложении 6.

Задание 7. Прочитайте историю, представленную в приложении 7. Ответьте на следующие вопросы.

1. Какова была изначальная цель Программиста? Как она изменялась?

2. Какие личностные характеристики способствовали его успеху?

3. Какие, по Вашему мнению, обстоятельства или причины помешали достижению цели?

4. Какие ресурсы использовал Программист в своей деятельности?

5. Прокомментируйте идеи автора текста о достижимости и реалистичности цели.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.177.148 (0.014 с.)