Епнчинцева Г.А., доктор психологических наук, доцент кафедры психологии личности ОГУ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Епнчинцева Г.А., доктор психологических наук, доцент кафедры психологии личности ОГУ



ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

 

Учебно-методические указания

 

 

Рекомендовано Ученым советом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» в качестве учебно-методических указаний для студентов, обучающихся по специальности преподавателей, магистров, аспирантов

 

 

Оренбург

ИПК ГОУ ОГУ

 

УДК

ББК

 

Рецензенты:

Епнчинцева Г.А., доктор психологических наук, доцент кафедры психологии личности ОГУ

 

 

Молокостова А.М.

ААА Позитивная психология: учебно-методические указания / А.М. Молокостова; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2013. – 40 с.

 

ISBN

 

 

Учебно – методические указания включают краткое содержание тем, входящих в рабочую программу дисциплины «Позитивная психология». Также в методических указаниях представлены задания для самостоятельного выполнения, даны инструкции и пояснения к их выполнению. Методические указания содержат вопросы для самостоятельного изучения, вопросы для обсуждения, список тем для рефератов и список источников для изучения предмета.

Учебно-методические указания предназначены для студентов обучающихся по специальности «Психология».

 

УДК

ББК

 

 

© Молокостова А.М.

ISBN © ОГУ, 2013

Содержание

 

Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………4

Содержание практических занятий ………………………………………

Тема 1. Ведение в позитивную психологию ……………………………..

Тема 2. Методологические основы позитивной психологии ……………

Тема 3. Высшие индивидуально – психологические качества и

ценности человека …………………………………………………………..

Тема 4. Личность «позитивного» консультанта

Список тем для рефератов………………………………………………… 11

Примерные вопросы для зачета ………………………………………… 15

Список источников…………………………………………………………

Приложения…………………………………………………………………

Цели и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины – дать знания о современном теоретическом и прикладном подходе к изучению психики человека, сформировать понимание ценностного отношения к личности и ее развитию, показать источники формирования здоровой и активной личности в современных условиях, заложить ориентиры для понимания собственных возможностей и преимуществ.

Задачи:

- обеспечить формирование системы базовых знаний о теоретических основах позитивной психологии;

- сформировать понимание ценности личности в современной культуре и общественной жизни;

- сформировать представление об источниках формирования сильной и здоровой личности;

- способствовать формированию у студентов профессионального мышления, стремления к самосовершенствованию и развитию сильных сторон своей личности.

Место дисциплины в структуре ООП

Курс «Позитивная психология» является составной частью профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) подготовки (Б3).Программа курса ориентирована как на теоретическую, так и на практическую подготовку, включающую семинары, кинодемонстрации, тренинги, ролевые и ситуационные игры, разбор отдельных случаев, традиционное изучение документов, биографические исследования, контрольное тестирование и разбор ошибок.

Входные знания, умения и компетенции, необходимые для данного курса, формируются в процессе изучения цикла ГС и Э и цикла М и ЕН, в частности:

«Общая психология», «Анатомия ЦНС», «Психология личности», «Концепции современного естествознания», «Математика», «Философия» и «Логика».

Данная учебная дисциплина взаимодействует при параллельном освоении с дисциплинами базовой части профессионального цикла (Б3):»Введение в профессию», «Общая психология», «Психология личности», «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Психология стресса», «Безопасность жизнедеятельности», «Психология здоровья», «Психофизиология профессиональной деятельности».

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- понимание антропоцентрической картины мира и принципа гуманизации труда (ОК-2);

- владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов в принятии решений на перцептивно-познавательном и речемыслительном уровнях (ОК-3);

- использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

- применение экспериментальных исследований и моделирования при решении профессиональных задач (ОК-5);

- владение навыками анализа своей деятельности (ОК-6);

- убеждение людей (ОК-7);

- нахождение организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях при моделировании профессиональной деятельности обучаемых (ОК-8);

- проведение информационно-поисковой работы прирешении учебных профессиональных задач (ОК-9);

- понимание сущности и значения информации в эргатических системах и соблюдения мер безопасности (ОК-10);

- овладение основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, навыками работы, представлениями о работе с органами управления и средствами отображения информации (ОК-11);

- использование нормативных документов (ОК-14).

- Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций:

Практическая деятельность:

- способность и готовность к профессиональным рискам (ПК-1);

- способность к математической обработке данных (ПК-2);

- готовность к описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой схемы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

- способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания психологической помощи индивиду, группе, организации (ПК-4);

- способность к выявлению специфики функционирования человека в условиях риска (ПК-5);

Научно-исследовательская деятельность:

- понимание и постановка профессиональных задач в практической деятельности (ПК-10);

- участие в проведении психологических исследований (ПК-11);

- проведение прикладного исследования в практической деятельности (ПК-12);

Педагогическая деятельность:

- использование дидактических приёмов при оптимизации деятельности человека (ПК-18);

- Организационно-управленческая деятельность:

- анализ форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21);

- проведение работ с целью отбора и создания благоприятного психологического климата (ПК-22);

- реализация интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- место, роль, значение и задачи позитивной психологии в системе психологического знания и психологических методов;

- соотношение позитивной психологии со смежными областями научного знания о человеке и трудовой деятельности;

- историю возникновения и развития позитивной психологии как новейшем практическом направлении психологии;

- основы ценностного отношения к отдельной личности в современном обществе и культуре;

- источники формирования и развития здоровой и активной личности, способной формировать условия своей жизни самостоятельно;

- о проблемах и противоречиях позитивного подхода в современных условиях общественной жизни и о границах применения методов позитивной психологии;

- основы практической работы в русле позитивной психологии в индивидуальном и групповом психологическом сопровождении.

Уметь:

- формулировать цели психологической помощи с позиции позитивной психологии;

- выбирать методы создания условий и психологического климата, способствующих развитию способностей и талантов человека;

- работать с биографической информацией и составлять индивидуальные программы личностного развития с учетом сильных сторон личности;

- определять границы применимости методов позитивного похода в психологии;

- соблюдать профессионально-этические нормы, принятые в международной практике и национальной психологической ассоциации- Российском психологическом обществе (РПО);

Владеть:

- понятийным аппаратом позитивной психологии;

- навыками позитивного мышления при решении практических задач в психологическом сопровождении личности и группы;

- навыками в использовании методических приемов позитивной психологии в организации индивидуальной и тренинговой работы.

Содержание этапов процесса целеполагания и их особенности

Этап Содержание этапа Особенности этапа
Этап I Постановка цели - возможность выбора; - необходимость выбора; - наличие ценностных ориентаций
Этап II Определение плана достижения цели - адекватность целей планам их достижения
1. определение ресурсов, которые есть для достижения цели и которые необходимо пробрести - соотнесение цели и ресурсов для достижения
2. определение средств для достижения необходимых ресурсов и средств для достижения цели - выделение инструментально-целевых связей
3. распределение и соотнесение в будущем целей, ресурсов и средств для их достижения - построение связей между целями и планами их достижения
Этап III Оценка полученных результатов - наличие критериев оценки
Этап IV Корректировка - изменение условий, средств и поиск новых возможностей для достижения

 

Ниже мы приводим общие рекомендации для постановки цели.

1. Конкретизация и уточнение важнейшей жизненной цели. Часто цель формулируется в самом общем виде, например, «Хочу быть счастливым», «Хочу замуж» или «Хочу быть богатым». Тренеры по достижению успеха просят человека представить себе зрительно образ желаемого, рассмотреть «картинку» в деталях. Описание образа мечты способствует точной формулировке цели. Если отдельные элементы и детали вызывают вопросы, то это приводит к пониманию того, как это будет и каковы пути достижения.

2. Формулировка цели должна содержать положительный настрой. Любая цель должна быть переформулирована так, чтобы не содержалось частицы «не». Например, «Больше не буду есть на ночь» может быть преобразовано в следующее: «Я хочу, быть занятой вечерами и забывать о еде».

3. Краткость и уверенность формулировки. Простота фразы позволяет идее сразу быть понятой, причем не только сознательно. Подсознание помогает человеку быть в процессе постоянно, выбирать и фиксировать условия, которые способствуют достижению желаемого.

4. Реальная достижимость. Важно понимать не только ограничения, связанные с физическими процессами и жесткостью социального устройства, но и то, что абстрактная формулировка, например, «стать счастливее» не ориентирует на результат, так как он не измерен и не понятен. Пусть формулировка будет такой: «Хочу большую времени бодрствования – 10 часов в сутки – быть в хорошем настроении».

5. Определение сроков достижения цели. Срок выполнения стимулирует не только работника или партнера, но и дает нам самим возможность распределять силы, продумывать последующие шаги и использование ресурсов. Сейчас во многих компаниях и организациях вывешивают на всеобщее обозрение графики, где ярко выделены этапы и «дедлайн». Знание конечной точки выполнения работы, проекта или сделки мотивирует на достижение цели и позволяет оценить затраченные силы и средства.

6. Цель должна содержать нашу ответственность. Человек может отвечать только за собственные действия, он может привлечь силы тех людей, которые осознанно помогают и участвуют в достижении нашей цели. Любое обращение к случаю и надежда на внезапные изменения приводят нас к пассивному поведению. Бездействие может не только потратить впустую время, но и свести к нулю возможности, которые есть в наличии. Например, «Хочу, чтобы Сергей меня полюбил» следует заменить на следующее»: «Хочу стать такой, чтобы Сергей мной заинтересовался и полюбил».

7. Любое достижение имеет цену. Подумайте, чем вам придется заплатить за вашу мечту. Возможно, есть другие варианты и цели, которые дадут вам желаемое, но меньшей ценой. Многие спортсмены, артисты, ученые говорят о том, что они лишили себя личного счастья, здоровья и свободы, на путик цели. Возможно, ощущение достижения стоит подобных затрат, но этот выбор должен быть сделан вами осознанно.

8. Цели должны быть нравственно и морально приемлемы со стороны общества и близких. Ваши шаги могут привести не только к противодействию окружающих, но и к изоляции. Можно оказаться в тюрьме, в зависимости, в одиночестве в многолюдном месте и т.д. Лишь нравственно чистая жизнь позволяет жить без страха и тревоги. Если ваши действия наносят кому – то вред, пусть и неосознаваемый в данный момент, вы в опасности, так как осознание ваших действий обязательно вызовет протест.

9. Осознание своих возможностей и необходимых ресурсов. Внешние и внутренние ресурсы должны быть подвергнуты строгой ревизии. Возможно, вы не обладаете возможностями, необходимыми для достижения сами, но ваше окружение содержит такие возможности. Согласно теории обмена мы даем друг другу то, чего нет у нас самих. Возможно, объединение сил и способностей даст всем участникам новые ресурсы и средства.

Таким образом, цель является главным ориентиром нашей деятельности, эмоционально окрашивает нашу жизнь и организует мышление и поведение.

Вопросы для самостоятельной подготовки.

1. История и основные исследователи (М.Селигман, Дж.Вейлант, Э.Динера, М.Чиксентмихали и др.).

2. Проблемы методологии позитивной психологии.

3. Современные исследования и перспективы.

4. Нейрофизиологические механизмы позитивного поведения и счастья.

5. Современная позитивная психология: движения и организации.

Вопросы для обсуждения.

1. Прокомментируйте основные идеи Мартина Слигмана и его коллег, заложивших основы позитивного подхода.

2. Что, по мнению сторонников позитивного подхода, должно стать предметом и объектом изучения в психологии?

3. Как соотносятся идеи гуманистической психологи и позитивной психологии? Что у них общего? В чем различия?

4. Каковы основные проблемы методологии позитивной психологии?

5. Дайте определение субъективному благополучию человека. Какие факторы его определяют?

6. Систематизируйте факторы, связанные с эффективностью или успешностью личности, для этого разделите их на поведенческие, эмоциональные и когнитивные.

7. В каких направлениях проводятся исследования в русле позитивной психологии?

8. Дайте научное определение счастья.

9. Какие закономерности, касающиеся субъективного благополучия и счастья, были обнаружены в ходе нейрофизиологических исследований? Насколько они однозначны?

10. Зависит ли счастье от мозговой активности? Приведите аргументы в пользу вашей позиции.

11. Что, по вашему мнению, все-таки делает людей счастливыми или несчастными?

12. Кто счастливее: мужчины или женщины?

 

Практическое занятие. Исследование процесса постановки цели.

Задание 1. Постановка жизненных целей.

Заполните таблицу 2, содержащую элементы структуры деятельности (по А.Н. Леонтьеву).

Проанализируйте деятельность, связанную с вашей целью, воспользуйтесь приведенными выше рекомендациями.

 

Таблица 2

Задание 2. Постановка SMART – цели.

Данная методика позволяет оценить поставленную цель. Также оценка позволяет обнаружить слабые места и скорректировать цель и средства ее достижения.

Итак, аббревиатура SMART имеет несколько различных вариантов расшифровки:

S – Specific, significant, stretching / конкретные, важные, растяжимые.

M – Measurable, meaningful, motivational / измеримые, значимые, мотивационные.

A – Agreed upon, attainable, achievable, acceptable, action-oriented / согласованы, достижимы, выполнимы, приемлемы, ориентированы на конкретные цели.

R – Realistic, relevant, reasonable, rewarding, result-oriented / реалистичные, актуальные, разумные, поощряемые, ориентированные на конкретный результат.

T – time-based, timely, tangible, track able / ограниченные во времени, своевременные, ощутимые, отслеживаемые.

1. В таблице 3 в графе «Цель деятельности» сформулируйте вашу цель на настоящий момент (или период) жизни.

2. В графе «Оценка» выделите оценку поставленной цели по пятибалльной шкале.

3. После того, как вы выполнили работу, переформулируйте ранее поставленную цель таким образом, чтобы она соответствовала более высоким оценкам.

4. Проанализируйте, как изменилась ваша цель. Соответствует ли она вашим потребностям и средствам? Что вызовет трудности на пути достижения?

Таблица 3

Вопросы для обсуждения.

1. Какие новые методологические ориентиры предлагают позитивные психологи?

2. Прокомментируйте модель личностных измерений Д.П.Мак – Адамса.

3. Раскройте суть понятий «реальные жизненные отношения субъекта» и «социальные ситуации его развития», введенные В.Н.Мясищевым.

4. Проанализируйте применимость концепции В.Н. Мясищева к исследованию позитивных качеств человека?

5. Как понимается саморазвитие в отечественной психологии?

6. Раскройте содержание конструкта «Я – концепция». Какие стороны личности позволяет исследовать «Я – концепция»?

7. Определите содержание позитивной «Я – концепции».

8. Дайте определение понятия идентичность. Как она связана с позитивными качествами личности?

9. дайте определение аутотентичности. Как она связана с позитивной Я - концепцией?

10. Какие компоненты для анализа включает модель исследования личности Д.П. Мак – Адамса?

 

Задание 2.

В приложении 1 представлен фрагмент из книги Майкла Аргайла «Психология счастья», в котором освещены исследования субъективного благополучия, проводимые американскими психологами. Ознакомьтесь с материалом, далее проведите практическое исследование.

Проведите исследование счастья с помощью Шкалы счастья, предложенную Фордисом.

1. Ответьте на следующие вопросы, касающиеся вашего счастья.

2. Определите среднюю оценку по вашей группе и сравните свою оценку счастья со средними оценками по группе.

Вопросы.

1. «В целом насколько счастливым или несчастным вы себя обычно чувствуете?»

Варианты ответа: «чрезвычайно счастливым» «в восторге», «ощущаю радость», «чувствую себя превосходно» - 10 баллов. Далее следует меньшая выраженность счастья. Ответы «крайне подавленным», «совершенно несчастным», «в абсолютном унынии» - 0 баллов.

2. «В среднем какую часть времени в процентах вы чувствуете себя счастливым (или несчастным, или в нейтральном состоянии»)?

Примечание. В исследовании Фордиса среднее значение первого показателя у американцев составило 6,9 балла. Второго – 54%.

Задание 3. Исследование субъективного восприятия счастья с помощью обновленного Оксфордского опросника счастья (OHI – Oxford Happiness Inventory) - Источник: http://www.scorcher.ru/art/happiness/Argyle.php. опросник представлен в приложении.

Задание 4. Исследование того, какие же сферы, по мнению людей, являются в их жизни важнейшими источниками удовлетворенности, проводил Холл http://www.scorcher.ru/art/happiness/Argyle.php). Опрос проводился в Великобритании.

Для выполнения задания сделайте следующее.

1) Проранжируйте указанные сферы по значимости в вашей жизни:

- социальные ценности и нормы;

- жилищные условия;

- семейная и домашняя жизнь;

- жизненный уровень;

- социальные отношения;

- здоровье;

- работа;

- деньги и цены.

2) Сравните полученные результаты с тем, что получил Холл. Его исследование показало, что наиболее часто упоминавшимися областями были следующие:

- семейная и домашняя жизнь;

- деньги и цены;

- жизненный уровень;

- социальные ценности и нормы;

- социальные отношения;

- жилищные условия;

- здоровье;

- работа.

Задание 5. Эссе на тему «Объективные условия, которые могут значительно улучшить мою жизнь». Обратите внимание на то, что объективные условия – это те, которые не зависят от нас. Мы можем выбирать их, меняя место жительства, круг общения, временную локализацию и т.д. Но эти обстоятельства жизни останутся вне зависимости от нашего присутствия. Проанализируйте возможность выбора этих условий и сформулируйте цель, близкую тому, что объективно сделало бы Вас счастливее.

Задание 6. Воспользовавшись схемой нарративного анализа Д.П.Мак – Адамса, составьте план интервью. Материал для изучения представлен в приложении 6.

Задание 7. Прочитайте историю, представленную в приложении 7. Ответьте на следующие вопросы.

1. Какова была изначальная цель Программиста? Как она изменялась?

2. Какие личностные характеристики способствовали его успеху?

3. Какие, по Вашему мнению, обстоятельства или причины помешали достижению цели?

4. Какие ресурсы использовал Программист в своей деятельности?

5. Прокомментируйте идеи автора текста о достижимости и реалистичности цели.

Вопросы для обсуждения.

1. В чем значение общечеловеческих ценностей?

2. Какие личностные качества и внешние условия определяют жизненную мудрость?

3. Какие психологические понятия используются для описания высших человеческих устремлений?

4. Сравните психологическое и религиозное понимание высших ценностей и устремлений. Что общего и что различается в их понимании?

5. Проанализируйте сходство и различия функций и роли, которые выполняют психология как наука и религия как форма общественного сознания.

6. Насколько актуально обращение к высшим потребностям в обыденной жизни современного человека?

7. Дайте определение понятия копинг – стратегия. В чем его отличие от психологической защиты?

8. Приведите примеры из жизни, иллюстрирующие единство аффекта и интеллекта.

9. Какие средства относят к нарративным методикам? Какой метод лежит в основе?

10. Прокомментируйте понятия оптимизм и пессимизм. Каким образом они формируют будущие события?

Вопросы для обсуждения.

1. Какие личностные качества характеризуют личность позитивного психолога?

2. Дополните структуру успешного интеллекта, предложенную Р.Дж. Стернбергом, элементами, которые, на ваш взгляд, важны для эффективной жизни среди людей.

3. Какие исследователи и их работы затрагивают проблемы социального и эмоционального видов интеллекта? Правомерно ли их выделение в отдельные виды интеллекта?

4. Дайте определение и предложите структуру социального интеллекта.

5. Какие составляющие могут входить в структуру эмоционального интеллекта?

6. Какие внутренние условия способствуют и препятствуют развитию способностей, обеспечивающих эффективную жизнедеятельность?

7. Перечислите ограничения позитивного подхода.

8. Что такое психологическая безопасность? Как она обеспечивается?

9. С какими способностями и личностными качествами связана позитивная интерпретация событий?

10. Насколько успешность и субъективное благополучие определяет профессиональную пригодность личности к работе психолога?

 

Список тем для рефератов.

1. Современные организации позитивных психологов и их перспективы.

2. Духовное развитие и его исследования в психологии.

3. Религиозность и личностные качества.

4. Активность и реактивность как особенности личности.

5. Осмысление жизненного опыта и субъективное благополучие.

6. Ценностные факторы современного успешного человека.

7. Индивидуальность и моральный выбор человека.

8. Личность психолога – консультанта и имиджевые характеристики.

9. Становление профессиональной идентичности и выбор сферы труда.

10. Социальная активность и совладающее поведение.

11. Социальные риски и выбор профессии.

12. Особенности ценностных ориентаций современных лидеров.

13. Психологический ресурс человека и его увеличение.

14. Идентичность современного предпринимателя и его ценности.

15. Жизненное благополучие как основа психического здоровья.

 

Примерный список вопросов для зачета

 

1. Понятие, предмет и специфика позитивной психологии.

2. История позитивной психологии. Соотношение позитивной психологии с общей психологией, психологией личности, безопасностью жизнедеятельности.

3. Истоки и история возникновения науки о счастье и благополучии.

4. Основные принципы позитивной психологии и ее особенности.

5. Гуманистическая психология как источник формирования современного позитивного подхода к развитию личности.

6. Современные исследования и перспективы развития в руле позитивного подхода.

7. Области применения и ограничения методов позитивной психологии.

8. Современное движение позитивных психологов.

9. Личностный потенциал человека, понятие, его исследование и изменение.

10. Понятия «выученная беспомощность» и «приобретенный оптимизм».

11. Благополучие и успешность: субъективные и объективные показатели и оценки.

12. Нейрофизиологические механизмы и условия благополучия.

13. Основные принципы и техники конструирования успеха и благополучия.

14. Позитивное влияние, его разновидности и способы.

15. Манипуляция и противостояние манипуляциям.

16. Личная психологическая безопасность и ее создание в различных сферах жизнедеятельности человека.

17. Позитивная интерпретация как способ изменения установок.

18. Высшие потребности и стремления в исследованиях отечественных и зарубежных психологов.

19. Религиозное понимание смысла жизни. Психология и религия.

20. Копинг - стратегии, стратегии совладания с жизненными трудностями в отечественной и зарубежной психологии.

21. Исследования позитивных личностных характеристик: подходы, модели и средства.

22. Понятие «идентичность» и «аутотентичность» личности. Содержание и характеристики.

23. Нарратив и исследование жизненного пути.

24. Исследования позитивных личностных характеристик: подходы, модели и средства.

25. Понятие «идентичность» и «аутотентичность» личности. Содержание и характеристики.

26. Нарратив и исследование жизненного пути.

 

Список источников.

1. Абрамова Г. С. Психология человеческой жизни. - М.: Академия, 2002. - 224 с.

2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

3. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2005. – 288 с.Аргайл М. Психология счастья. - 2 изд. - СПб.: Питер, 2005. – 271 с.

4. Бендас Т. В. Психология лидерства. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.

5. Курбатов В. И. Анатомия и психология бизнеса. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 320 с.

6. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. 423 с.

7. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. - М.:Смысл, 1999. - 352 с.

8. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций. - М.: КДУ, 2009. - 190 с.

6. Мучински П. Психология, профессия, карьера. – 7 изд. – СПб: Питер, 2004. – 539 с.

7. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Подред. И.А.Баевой. Изд-во «Речь, 2006. – 288с.

9. Оллпорт Г. В. Личность в психологии. - М.: КСП; СПб.: Ювента, 1998. - 345 с.

10. Психология индивидуальных различий [Текст]: хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, В. Я Романова. Носкова О.Г. Психология труда.- М.: 2004.

11. Саелиан Р. Как стать счастливым. - М.: ФАИР, 1997. - 272 с.

12. Селигман М. П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / Перев. с англ. — М.: Издательство «София», 2006. - 368 с.

13. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.- 2-е изд.. - CПб.: Питер, 2003. 890 с.

Интернет - ресурсы

1. http://www.koob.ru/seligman_martin/novaya_pozitivnaya_psihologiya

2. http://spb.samopoznanie.ru

3. http://azps.ru

4. http://psyresearchdigest.blogspot.ru/

5. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/_Index.php

 

 

Приложение 1

 

Майкл Аргайл, профессор Оксфордского университета (Oxford Brookes University), считает, что люди прекрасно понимают, что значит счастье. Они имеют довольно четкое представление о его связи с позитивными эмоциями и удовлетворенностью жизнью. Во многих обследованиях респондентам задавали вопрос о том, насколько они счастливы. В настоящее время исследуются и сравниваются такие составляющие позитивной жизни как «субъективное благополучие» (subjective well-being — SWB), а не объективные критерии дохода, здоровья и т. д., их называют «социальными показателями».

Множество данных, касающихся счастья, получено в результате социальных обследований, которые охватывали большое число респондентов. Подробные опросы весьма дорогостоящие, поэтому зачастую задавался всего один вопрос, например: «Насколько вы счастливы?» или «Насколько вы удовлетворены своей жизнью в целом?» Эндрюс и Уйти (Andrews & Withey, 1976) предложили другую формулировку вопроса, позволяющую измерить два аспекта — эмоции и удовлетворенность: «Каковы ваши ощущения от жизни в целом?» При этом использовалась 7-балльная шкала с градациями от «восхитительно» до «ужасно». Кэмпбелл и соавторы (Campbell et al., 1976) в своем известном исследовании «Качество американской жизни» задавали этот вопрос в ином варианте: «Насколько удовлетворяет вас в настоящее время ваша жизнь в целом?»

Измерить удовлетворенность другим способом позволяет Шкала удовлетворенности жизнью (Satisfaction With Life Scale — SWLS). Исследования, в которых применялась такая шкала, показывают, что, по словам большинства людей, их удовлетворенность значительно выше средней. Они также выявили, что большинство респондентов указывает на свою удовлетворенность.

Исследования счастья зачастую обнаруживают его тесную связь с показателями психического здоровья. Так при обследовании психического здоровья используется следующая процедура: исследуются группы «повышенного риска», например те, для которых характерен высокий риск депрессии. Наиболее близкий к этому подходу метод, направленный на изучение счастья, — это исследование индивидов, подверженных высокому «риску» вступления в брак или влюбленности (например, студентов-первокурсников). В результате выяснилось, что любовь — важнейший источник психического здоровья.

Эксперимент также используется позитивными психологами. Это широко распространенный метод выявления причинной направленности, но в исследованиях счастья он применялся мало. В основном это касалось «создания настроения», когда его уровень у субъектов повышается, например, с помощью бодрой музыки или демонстрации забавных видеоматериалов. Учеными установлено, что таким образом человека можно сделать счастливым в лабораторных условиях, однако эффект обычно довольно непродолжителен: 10-15 минут.

Основные достоинства лабораторных экспериментов таковы: во-первых, они позволяют прояснить причинную связь, а во-вторых, в таких условиях возможно удерживать неизменными множество переменных. Это позволяет проверять довольно сложные теории с помощью прогнозов. Только вот у лабораторной работы есть существенный недостаток: эти исследования искусственные, масштаб феноменов в них уменьшается, а потому оказывается не так много убедительных моделей реальных объектов - как того требуют комиссии по этике. Тем не менее в их рамках могут воссоздаваться позитивные эмоциональные состояния, что не находит принципиальных возражений в отличие от генерации отрицательных эмоций. Можно сделать вывод, что эксперимент - основной метод изучить воздействие позитивного настроения.

Как счастье коррелирует с личностными чертами? Важным вопросом в рассматриваемой сфере является влияние личностных особенностей на счастье: какие черты способствуют ему и в какой мере. Так, например, во многих исследованиях установлено: существует довольно сильная корреляция между счастьем и экстраверсией, в некоторых работах достигающая 0,5. Известно, что экстраверсия и ряд иных личностных черт являются довольно устойчивыми, носят преимущественно врожденный характер и имеют физиологическую основу, поэтому считается, что скорее именно они являются причиной счастья, а не наоборот. Но счастье - это тоже отчасти врожденное и устойчивое свойство. Оно также может иметь определенную физиологическую основу. В некоторых исследованиях обнаружили, что экстраверсия - зависимая переменная, возрастающая под воздействием приятных социальных переживаний и высокого уровня благополучия. Таким образом, вопрос о направленности причинной связи четко не прояснен. Раньше не было понятно, какие личностные характеристики могут коррелировать с субъективным благополучием, но сегодня благодаря множеству проведенных исследований эти свойства личности становятся более исследоваными.

Американские психологи исследуют и влияние благополучия на поведение. Обнаружена причинная связь счастья и следствий счастья. Счастье и даже хорошее настроение оказывают впечатляющее воздействие на здоровье и на продолжительность жизни, психическое здоровье, общительность, а также отзывчивость и альтруизм. Хорошее настроение влияет на мышление неоднозначно: оно способствует творчеству, но приводит к менее глубокому мышлению.

Установлено, что счастье - единый фактор человеческого опыта, но оно состоит по крайней мере из 3, отчасти независимых, факторов - удовлетворенности жизнью, положительных эмоций и отсутствия отрицательных эмоций. Эти компоненты можно измерить с помощью единичных вопросов, хотя предпочтительнее использовать более подробные шкалы.

Существуют хорошо зарекомендовавшие себя методы оценки счастья, которые обладают высокой внутренней согласованностью, устойчивы во времени и валидны по сравнению с другими методиками. Но на результаты измерения могут влиять такие субъективные факторы, как непосредственное настроение; это подобно влиянию на межнациональные сравнения местных обычаев, которые вызваны желанием казаться более или менее счастливым, чем это есть на самом деле.

Альтернативное средство оценить благополучие - использовать социальные индикаторы, в то же время трудно решить, какие показатели следует избрать. Между объективными и субъективными критериями наблюдаются некоторые противоречия.

В исследованиях счастья и субъективного благополучия широко используются социальные обследования, а также лонгитюдные методы, такие как исследование субъектов, отличающихся склонностью к «высокому риску», эксперименты и поиск корреляций счастья с личностными чертами (http://www.scorcher.ru/art/happiness/Argyle.php).

 

Приложение 2

Ниже вы видите группы утверждений, касающихся личного счастья. Прочитайте, пожалуйста, все 4 утверждения в каждой группе и затем определите, какое из них лучше всего описывает ваши ощущения на этой неделе, в том числе и сегодня. Обведите в кружок букву (а, б, в или г) напротив выбранного вами утверждения.

1. а) я не чувствую себя счастливым;

б) я чувствую себя довольно счастливым;

в) я очень счастлив;

г) я невероятно счастлив

2. а) я смотрю в будущее без особого оптимизма;

б) я смотрю в будущее с оптимизмом;

в) мне кажется, будущее сулит мне много хорошего;

г) я чувствую, что будущее переполнено надеждами и перспективами

3. а) ничто в моей жизни по-настоящему меня не удовлетворяет;

б) некоторые вещи в жизни меня удовлетворяют;

в) меня удовлетворяет многое в моей жизни;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.162 с.)