Тема 1. Ведение в позитивную психологию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Ведение в позитивную психологию



Появление позитивной психологии совпало с периодом поиска новых объяснительных подходов и моделей целостного понимания человека и его личности. Поиск главных закономерностей существования и развития в последние десятилетия, главным образом, был связан с рассмотрением целей, их динамики и средств достижения. Стремление к цели понимается как биологический и психологический механизмы развития. Позитивная психология не отвергает значимости цели, но ориентирует исследователей и практиков на понимание личностных смыслов и устремлений, которые наполняют жизнь человека радостью и удовлетворением.

Так большинство психологов, придерживающихся естественно-научного подхода (Клингер, Басс, Эммонс), считают, что мотивационные системы занимают важнейшее место в организации жизнедеятельности. Другие системы – когнитивная и аффективная – развивались в ходе эволюции лишь как помощь мотивационной системе. Такие цели как приобретение партнера, установление иерархий доминирования, формирование взаимных альянсов и другие социальные усьремления, по их мнению, имеют эволюционный смысл.

Психологи, начиная с 80-х годов провели множество исследований (А.Н.Леонтьев, А.А.Кроник, О.К.Тихомиров, Н.Кантор, Дж.Килстром и др.), посвященных созданию таксономии целей, поиску индивидуальных различий в целевых ориентациях, индивидуальному конструированию целей. Можно привести общие утверждения, к которым привели эти изыскания.

1) Поведение организуется вокруг преследования целей, причем под целями понимаются такие объекты, которых человек стремится достичь или избежать.

2) Помимо поведения, цели влияют на ход мышления и эмоциональные реакции.

3) Цели существуют в рамках системы иерархически организованных вышестоящих и нижестоящих целей, в которой функционирование одной составляющей системы дифференцированно воздействует на другие части системы.

4) Цели доступны для осознания, хотя нет необходимости в том, чтобы цель обязательно присутствовала в сознании, когда человек занят ее преследованием.

Цели можно разделить на личные цели, текущие интересы, личные проекты, жизненные задачи и личные стремления (Р.Эммонс, 2004).

В отечественной психологии исследование процесса целеполагания (целеобразования) проводится достаточно давно, выделены этапы и особенности процесса. В таблице 1 представлено содержание этапов процесса целеполагания и их особенности.

 

 

Таблица 1

Содержание этапов процесса целеполагания и их особенности

Этап Содержание этапа Особенности этапа
Этап I Постановка цели - возможность выбора; - необходимость выбора; - наличие ценностных ориентаций
Этап II Определение плана достижения цели - адекватность целей планам их достижения
1. определение ресурсов, которые есть для достижения цели и которые необходимо пробрести - соотнесение цели и ресурсов для достижения
2. определение средств для достижения необходимых ресурсов и средств для достижения цели - выделение инструментально-целевых связей
3. распределение и соотнесение в будущем целей, ресурсов и средств для их достижения - построение связей между целями и планами их достижения
Этап III Оценка полученных результатов - наличие критериев оценки
Этап IV Корректировка - изменение условий, средств и поиск новых возможностей для достижения

 

Ниже мы приводим общие рекомендации для постановки цели.

1. Конкретизация и уточнение важнейшей жизненной цели. Часто цель формулируется в самом общем виде, например, «Хочу быть счастливым», «Хочу замуж» или «Хочу быть богатым». Тренеры по достижению успеха просят человека представить себе зрительно образ желаемого, рассмотреть «картинку» в деталях. Описание образа мечты способствует точной формулировке цели. Если отдельные элементы и детали вызывают вопросы, то это приводит к пониманию того, как это будет и каковы пути достижения.

2. Формулировка цели должна содержать положительный настрой. Любая цель должна быть переформулирована так, чтобы не содержалось частицы «не». Например, «Больше не буду есть на ночь» может быть преобразовано в следующее: «Я хочу, быть занятой вечерами и забывать о еде».

3. Краткость и уверенность формулировки. Простота фразы позволяет идее сразу быть понятой, причем не только сознательно. Подсознание помогает человеку быть в процессе постоянно, выбирать и фиксировать условия, которые способствуют достижению желаемого.

4. Реальная достижимость. Важно понимать не только ограничения, связанные с физическими процессами и жесткостью социального устройства, но и то, что абстрактная формулировка, например, «стать счастливее» не ориентирует на результат, так как он не измерен и не понятен. Пусть формулировка будет такой: «Хочу большую времени бодрствования – 10 часов в сутки – быть в хорошем настроении».

5. Определение сроков достижения цели. Срок выполнения стимулирует не только работника или партнера, но и дает нам самим возможность распределять силы, продумывать последующие шаги и использование ресурсов. Сейчас во многих компаниях и организациях вывешивают на всеобщее обозрение графики, где ярко выделены этапы и «дедлайн». Знание конечной точки выполнения работы, проекта или сделки мотивирует на достижение цели и позволяет оценить затраченные силы и средства.

6. Цель должна содержать нашу ответственность. Человек может отвечать только за собственные действия, он может привлечь силы тех людей, которые осознанно помогают и участвуют в достижении нашей цели. Любое обращение к случаю и надежда на внезапные изменения приводят нас к пассивному поведению. Бездействие может не только потратить впустую время, но и свести к нулю возможности, которые есть в наличии. Например, «Хочу, чтобы Сергей меня полюбил» следует заменить на следующее»: «Хочу стать такой, чтобы Сергей мной заинтересовался и полюбил».

7. Любое достижение имеет цену. Подумайте, чем вам придется заплатить за вашу мечту. Возможно, есть другие варианты и цели, которые дадут вам желаемое, но меньшей ценой. Многие спортсмены, артисты, ученые говорят о том, что они лишили себя личного счастья, здоровья и свободы, на путик цели. Возможно, ощущение достижения стоит подобных затрат, но этот выбор должен быть сделан вами осознанно.

8. Цели должны быть нравственно и морально приемлемы со стороны общества и близких. Ваши шаги могут привести не только к противодействию окружающих, но и к изоляции. Можно оказаться в тюрьме, в зависимости, в одиночестве в многолюдном месте и т.д. Лишь нравственно чистая жизнь позволяет жить без страха и тревоги. Если ваши действия наносят кому – то вред, пусть и неосознаваемый в данный момент, вы в опасности, так как осознание ваших действий обязательно вызовет протест.

9. Осознание своих возможностей и необходимых ресурсов. Внешние и внутренние ресурсы должны быть подвергнуты строгой ревизии. Возможно, вы не обладаете возможностями, необходимыми для достижения сами, но ваше окружение содержит такие возможности. Согласно теории обмена мы даем друг другу то, чего нет у нас самих. Возможно, объединение сил и способностей даст всем участникам новые ресурсы и средства.

Таким образом, цель является главным ориентиром нашей деятельности, эмоционально окрашивает нашу жизнь и организует мышление и поведение.

Вопросы для самостоятельной подготовки.

1. История и основные исследователи (М.Селигман, Дж.Вейлант, Э.Динера, М.Чиксентмихали и др.).

2. Проблемы методологии позитивной психологии.

3. Современные исследования и перспективы.

4. Нейрофизиологические механизмы позитивного поведения и счастья.

5. Современная позитивная психология: движения и организации.

Вопросы для обсуждения.

1. Прокомментируйте основные идеи Мартина Слигмана и его коллег, заложивших основы позитивного подхода.

2. Что, по мнению сторонников позитивного подхода, должно стать предметом и объектом изучения в психологии?

3. Как соотносятся идеи гуманистической психологи и позитивной психологии? Что у них общего? В чем различия?

4. Каковы основные проблемы методологии позитивной психологии?

5. Дайте определение субъективному благополучию человека. Какие факторы его определяют?

6. Систематизируйте факторы, связанные с эффективностью или успешностью личности, для этого разделите их на поведенческие, эмоциональные и когнитивные.

7. В каких направлениях проводятся исследования в русле позитивной психологии?

8. Дайте научное определение счастья.

9. Какие закономерности, касающиеся субъективного благополучия и счастья, были обнаружены в ходе нейрофизиологических исследований? Насколько они однозначны?

10. Зависит ли счастье от мозговой активности? Приведите аргументы в пользу вашей позиции.

11. Что, по вашему мнению, все-таки делает людей счастливыми или несчастными?

12. Кто счастливее: мужчины или женщины?

 

Практическое занятие. Исследование процесса постановки цели.

Задание 1. Постановка жизненных целей.

Заполните таблицу 2, содержащую элементы структуры деятельности (по А.Н. Леонтьеву).

Проанализируйте деятельность, связанную с вашей целью, воспользуйтесь приведенными выше рекомендациями.

 

Таблица 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.012 с.)