Наиболее известную модель жизненного цикла организации разработал адизес ицхак (эксперт в области повышения эффективности деятельности организации) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наиболее известную модель жизненного цикла организации разработал адизес ицхак (эксперт в области повышения эффективности деятельности организации)



Основная идея модели заключается в соотнесении развития организации развитию живого организма. Поэтому и жизненный цикл организации делится на две фазы:

1) Рост, который начинается с зарождения и завершается расцветом, проходя через такие этапы, как «выхаживание», «младенчество», «давай-давай», «юность».

2) Старение, которое начинается со стабилизации и завершается «смертью» организации, проходя через этапы «аристократизм», «ранняя бюрократизация», «бюрократизация».

Продвижение от одной стадии к другой происходит в результате разрешения ключевых проблем каждого этапа.

Выхаживание (Courtship) — зарождение организации. На этом этапе предприниматель обсуждает идеи нового бизнеса и принимает решение о его создании. Для успеха необходимы бизнес-идея и энтузиазм по отношению к ней, готовность взять на себя риск основания нового дела и высокий уровень обязательств, финансовая поддержка нового дела и готовность рынка принять новый товар/услугу.

Младенчество (Infancy) — начало деятельности компании. Характерными чертами организации на этом этапе являются нечеткая структура, небольшой бюджет, отсутствие отлаженных бизнес-процессов, демократичная персонифицированная оргкультура, слабая субординация, отсутствие системы приема на работу и оценки исполнения заданий. Для успеха необходимы постоянный приток денежных средств и преданность основателя идее построения устойчивой организации. Когда денежные потоки и деятельность организации стабилизируются, начинается следующий этап ее развития.

«Давай-давай» (Go-go) — стадия быстрого роста. Бизнес-идея начинает приносить свои первые плоды, преодолевается нехватка денежных средств, увеличивается объем продаж. Организация работает в «пожарном режиме», чтобы удовлетворить все новые и новые запросы рынка. В этот период в компании могут появляться и «раскрываться» множество неординарных личностей.

Юность (Adolescence) — период духовного перерождения организации. Бизнес перерастает индивидуальные способности и возможности основателя. Формируются новая структура, стиль работы, организационная культура, основные бизнес-процессы.

Расцвет (Prime) — оптимальная точка «кривой» жизненного цикла, где организация достигает баланса между самоконтролем и гибкостью. Компания на стадии расцвета ориентирована на результат и имеет четкую организационную структуру и систему служебных обязанностей. Четкое планирование сочетается с умением предвидеть будущее и следовать планам, налицо рост продаж и прибыли. В это же время создается сеть новых «младенческих» организаций.

Стабилизация — первая стадия старения в жизненном цикле организации. Еще сильная по уровню своей внутренней организованности, компания уже начинает терять гибкость. Утрачивается дух творчества, сокращаются инновации и не поощряются изменения, которые и привели ее к расцвету.

Аристократизм (Aristocracy) — укрепляются система контроля и старые традиции, растет формализм в отношениях, в организационной культуре преобладают личные интересы в ущерб целям организации.. Происходят дальнейшие изменения в распределении влияния: те, кто делит деньги и прочие блага, устанавливают правила и играют более важную роль, чем люди, которые наращивают бизнес и занимаются производством. На руководящие посты все чаще назначаются по принципу личной лояльности, а не профессионализма. Все это происходит на фоне избытка денежных средств, которые, в основном, вкладываются не в развитие новых направлений, а в поддержание существующего «статус-кво».

Ранняя бюрократизация (Early bureaucracy) — этап, на котором организация «забывает» о том, что и как делается и обращается к вопросу «Кто виноват?». Компания превращает сама себя в оплот бюрократии, без очевидной ориентации на результат и удовлетворения потребностей потребителей.

Бюрократизация и смерть (Bureaucracy and death) — на последней стадии своего развития организация уже не имеет ни работающей команды, ни ориентации на результат, ни склонности к изменениям. Она не создает необходимых для своего самосохранения ресурсов и поэтому обречена.

Глубокие социально-экономические изменения, развитие демократизации, изменение социальных ценностей, стремление людей к участию в управлении производством, а также возрастающие сложность и взаимозависимость организаций и окружающей среды приводят к пониманию, что выработка плодотворных идей и предложений о перспективах развития организации не является специальной прерогативой его руководителей или профессиональных плановиков. Более того, необходимо создать такую систему управления, которая использовала бы знания, умения и навыки работников всех уровней и подразделений организации. Одновременно этой системе должна быть адекватна организационная структура управления фирмы. Это – непременное условие эффективности стратегического управления.

23. Виды организаций. Внешняя и внутренняя среда организации

Термин «организация» означает устройство, сочетание, объединение чего-ли­бо или кого-либо в одно целое; приведение в стройную систему. В человеческой деятельности организация — группа людей, объеди­ненных общей программой, общей целью или задачей.

Существует несколько классификаций организаций.

· Организации (называемые предприятиями) создают продукцию и услуги, потребляя которые человеческое общество живет и развивается;

· Организации (называемые государственными учреждениями) определяют порядок жизни в обществе и контролируют его соблюдение;

· Организации (называемые общественными) являются средством выражения наших взглядов и интересов.

По характеру продукта организации принято делить на:

- Хозяйственные - организации, которые производят продукт и предлагают его обществу;

- Социальные - организации, взаимодействующие с обществом через информацию, называются социальными. В том случае, если существуют устоявшиеся границы организации, если определено ее место в обществе, организация принимает форму общественной ячейки и выступает в виде социального института. Это частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и т.п

По количеству целей организации принято разделять на:

- простые (характерно наличие одной цели);

- сложные (имеют набор взаимосвязанных целей).

Формальное управление редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель.

По институциональному признаку организации делят на:

- формальные - имеют стабильную структуру, иерархию и роли, строго определенные для каждого члена. Формальная организация создается по воле руководства. Но как только организация создана, она становится также и социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям руководства. Таким образом, возникает неформальная организация;

- неформальные - представляют собой группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных, за исключением самых маленьких. У такой организации отсутствуют единые цели, но она тем не менее достигает важных результатов, поскольку взаимодействие людей, основанное на их личных целях и симпатиях, наиболее устойчиво. У неформальных организаций нет руководителей.

По отраслевой принадлежности:

- транспорт;

- промышленность;

- торговля;

- производство;

- сельское хозяйство.

По типу решаемых социальных задач:

- экономические;

- финансовые;

- политические;

- медицинские;

- образовательные.

Внешняя и внутренняя среда организации

Все организации функционируют во внешней среде. Любое действие организации возможно только в том случае, если его осуществление допускает среда в которой она функционирует.

Известно, что организация представляет собой открытую систему, поскольку взаимодействует с внешней средой и получает из неё ресурсы в виде сырья, материалов, рабочей силы, информации и пр. Часть полученных из внешней среды ресурсов перерабатывается, преобразуясь в продукцию, передаваемую в последствии во внешнюю среду в виде товара или услуг. Таким образом, любая организация осуществляет три ключевых процесса:

• получение ресурсов из внешней среды;

• производство продукции (внутреннее преобразование ресурсов);

• передача продукции во внешнюю среду.

Внутренняя среда организации представляет собой часть внешней среды, находящейся в пределах организации. В ходе своей деятельности, организация испытывает постоянное прямое воздействие факторов внутренней среды. Внутренняя среда включает цели и задачи организации, её структуру, работников, технику и технологии, применяемые на производстве, внутреннюю информацию, организационную культуру и другие элементы. Во внутренней среде организации выделяют следующие подсистемы:

• социальную - сюда относят всех работников организации вместе с комплексом их взаимоотношений;

• организационную - охватывающую коммуникационные процессы; субординацию, распределение полномочий, нормы, трудовой распорядок и пр.;

• информационную - совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих организацию необходимой для её нормального функционирования информацией;

• производственно-техническую - к ней относят комплекс средств производства (оборудование, сырьё, материалы и пр.);

• экономическую - совокупность экономических процессов (движение капитала и прав собственности, движение денежных средств).

Несмотря на важность всех составляющих внутренней среды, особое место в любой организации занимают люди. Поскольку результат деятельности организации напрямую зависит от способностей, квалификации, отношения к труду и мотивации её персонала.

Внешняя среда организации представляет собой основной источник поступления ресурсов, необходимых для функционирования организации. Внешняя, или окружающая среда включает огромное количество компонентов, оказывающих на организацию разное по характеру, степени и периодичности влияние. В то время, как одни компоненты окружающей среды предоставляют организации возможности для развития, другие создают серьёзные препятствия её деятельности. В составе внешней среды выделяют экономическую, политическую, правовую, политическую, технологическую, социальную и другие составляющие. Различают две относительно автономные части внешней среды, которые по разному оказывают своё влияние на организацию - макроокружение и непосредственное окружение.

Макроокружение представляет собой часть внешней среды, общей для всех организаций. Различают глобальный, международный и национальный уровни макроокружения. В качестве основных компонентов макроокружения выделяются:

Экономический компонент определяет общий уровень экономического развития, рыночных отношений, конкуренции, иными словами, тех условий, в которых действует организация. Основными показателями макроэкономических процессов являются: величина валового внутреннего продукта (ВВП), темпы инфляции, уровень безработицы и др. Изменения этих показателей влекут за собой колебания спроса на ту или иную продукцию, уровень цен, прибыльность предприятий, определяют инвестиционную политику и пр.

Политический компонент определяет направление и темпы общественного развития, доминирующую идеологию, внешнюю и внутреннюю экономическую политику государства и т.д. Политическое устройство оказывает существенное влияние на функционирование организаций, создавая новые возможности либо трудности для развития различных сфер бизнеса.

Правовой компонент посредством законодательства устанавливает допустимые нормы деловых взаимоотношений (права, обязанности, ответственность организаций и пр.).

Социальный компонент отражает общественные процессы и тенденции общественного развития, непосредственным образом влияющие на деятельность организации. Сюда относятся: общественные ценности, традиции, этические нормы, отношение людей к труду, вкусы и поведение потребителей.

Технологический компонент представляет собой уровень научного и технологического прогресса. Анализ технической компоненты внешней среды позволяет своевременно применять разработки, которые могут в значительной степени способствовать повышению конкурентоспособности предприятия в условиях постоянно развивающегося рынка.

Непосредственное окружение организации по-другому называют "деловой средой". К деловой среде относится всё, что, находясь за пределами организации, непосредственно взаимодействует с ней, оказывая прямое влияние как на организацию в целом, так и на отдельные её элементы. При этом сама организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание такого взаимодействия, принимая непосредственное участие в формировании деловой среды.

Деловая среда формируется по ходу деятельности организации и в зависимости от разных факторов может претерпевать значительные изменения. Деловая среда может измениться при смене стратегии организации или сферы её деятельности, изменении ассортимента производимой продукции, выходе на новые рынки сбыта и т.д. Выделяют следующие компоненты деловой среды:

• Потребители - непосредственные покупатели производимой организацией продукции (работ, услуг). Воздействие потребителей на деятельность организации может проявляться в разных формах: в виде требований к качеству товара и формам оплаты; в предпочтении к конкретным видам товара и торговым маркам. Потребительский спрос в значительной степени определяет ценообразование и производственную политику предприятия.

• Поставщики - организации и физические лица, поставляющие организации необходимые ресурсы (сырьё, материалы, энергию и пр.). Поставщики могут самым существенным образом воздействовать на деятельность организации, изменяя объёмы поставок и цены на ресурсы, создавая ресурсную зависимость.

• Конкуренты - предприятия, реализующие на одном рынке однородный товар (услуги, работы). Существует также понятие "потенциальные конкуренты"; так называют компании, которые только намереваются войти на рынок с товаром, аналогичным продукции предприятия. Помимо очевидной угрозы от прямых и потенциальных конкурентов, опасность для деятельности организации могут представлять компании, производящие товары способные заменить или полностью вытеснить её продукцию.

• Инфраструктура представляет собой часть деловой среды, которая снабжает организацию необходимыми для её нормального функционирования финансовыми, трудовыми, инфориационными и друими услугами. Инфраструктуру составляют многочисленные организации: банки, биржи, аудиторские фирмы, кадровые, охранные и рекламные агентства, арендаторы и пр.

• Органы власти - разнообразные органы государственного и муниципального управления. Влияние этих органов на деятельность гредприятия может проявляться в разной степени и отличаться по своему содержанию. Оно может варьирова~ь от регулирования сферы деятельности до прямогс вмешательства вдела организации.

Внутренняя и внешняя среда организации являются предметом обязательного анализа для организации, рассчитывающей на продолжение своей деятельности в долгосрочной перспективе. Правильное понимание условий в которых находится организация, способствует выработке наиболее эффективной стратегии её развития.

 

24. Факторы прямого и косвенного воздействия в организации.

Одним из способов определения окружения и облегчения учета внешней среды организации является разделение внешних факторов на 2 основные группы: сил прямого и косвенного воздействия на организацию извне.

Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции в организации. К ним относятся поставщики:

- трудовых ресурсов,

- материалов,

- капитала,

- потребители,

- конкуренты,

- законы,

- государственные органы.

1. Поставщики материалов - некоторые организации зависят от непрерывного потока материалов, например, магазин розничной торговли, машиностроительные фирмы и отсутствие хотя бы одной детали или лишение хотя бы одного популярного продукта может создать трудности для организации и для дальнейшей работы.

2. Поставщики трудовых ресурсов - без людей, способных эффективно выполнять сложную технологию, капитал и материалы все перечисленное принесет мало пользы. Развитие ряда отраслей в настоящее время сдерживается нехваткой нужных специалистов (компьютерная промышленность – нужда в программистах).

3. Поставщики капитала – потенциальные инвесторы, в качестве которых могут быть: банки, программы федеральный учреждений по предоставлению займов, акционеры и частные лица, акцептующие векселя компании или покупающие ее облигации. Чем лучше дела у компании, тем выше ее возможности получить нужный объем средств.

4. Потребители. Само выживание и существование организации зависит от потребителя результатов ее деятельности и удовлетворения их запросов. Именно потребители решают, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене.

5. Конкуренты. Руководитель каждой организации должен понимать, что если не удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, то организации долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребитель, а конкурент, определяет какую продукцию выпускать, и какую цену можно запросить. Потребитель – это не единственный объект соперничества организаций. Может также вестись борьба за трудовые ресурсы, материалы, капитал.

6. Трудовое законодательство, многие другие законы и государственные учреждения влияют на организацию. В преимущественно частной экономике взаимодействие между покупателями и продавцами каждого вводимого ресурса и каждого результирующего продукта подпадает под действие многочисленных правовых ограничений. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить. Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, а иногда даже неопределенностью. Практически непрерывно разрабатываются и пересматриваются своды законов о безопасности и охране здоровья на рабочем месте, о защите окружающей среды, о защите интересов потребителя, о финансовой защите и т.п. При этом объем работы, необходимой, чтобы отслеживать и соответствовать действующему законодательству, постоянно возрастает.

7. Государственные органы. Организации обязаны соблюдать не только федеральные и местные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую имеющие силу закона.

Среда косвенного воздействия – это факторы, которые могут не оказывать прямого воздействия на операции в организации, но, тем не менее, сказываться на них. К этим факторам относятся состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс.

Состояние экономики. Руководство должно уметь оценивать, как скажется на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех ввозимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Снижение налогов увеличивает массу денег, которые люди могут потратить на цели не первой необходимости и тем самым, способствовать стимулированию бизнеса. Изменение состояния экономики может оказать положительное воздействие на одни и отрицательное на другие организации, например: колебание курса доллара, относительно валют других стран становится причиной мгновенного обретения или потери крупными фирмами миллионов долларов.

Политические факторы. Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Большое значение для фирм, ведущих операции или использующих рынки сбыта в других странах имеет фактор политической стабильности. В стране-хозяине для иностранного инвестора или для экспорта продукции политическое изменение может привести к ограничению прав собственности для иностранцев или установлению специальной пошлины на импорт. Проблема с внешним долгом может затруднить получение долларов, вывозимых в качестве прибыли. Но политика может измениться и в положительную для инвестора сторону, когда возникнет потребность в притоке капитала из-за рубежа.

Социально – культурные факторы. Любая организация функционирует по меньшей мере в одной культурной среде. Поэтому социально - культурные факторы, и прежде всего, жизненные ценности, традиции, установки, влияют на организацию. На основании специальных исследований было показано, что изменяются и ценностные установки рабочих. В целом, сравнительно молодые рабочие хотят иметь больше независимости и социального взаимодействия на работе. Многие рабочие и служащие стремятся к работе, которая требует большей гибкости, обладает большей содержательностью, не ущемляет свободу и пробуждает в человеке самоуважение. Социально - культурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности компании. От социально - культурных факторов зависят и способы ведения своих дел организациями.

Международные события. Внешняя среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Это обусловлено уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность, уровень технологического развития отличаются в разных странах. При осуществлении функций планирования, организации, стимулирования и контроля эти различия должны приниматься во внимание.

Так же следует учитывать и международные факторы:

- Изменение валютных курсов

- Политические решения стран - инвесторов

- Принимаемые решения международных картелей

 

25. Линейно – функциональные и дивизионные организационные структуры: достоинства и недостатки.

Существуют несколько видов структур управления, наиболее часто используемые организацией.

Линейно – функциональная структура. В основу ее построения положено: линейная вертикаль управления и специализация управленческого труда по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследование и разработки, финансы, персонал и др.). Данная структура является структурой иерархического типа, где в каждой функциональной подсистеме формируется иерархия служб. Руководителю организации непосредственно подчиняются его заместители по функциям, квалификации, профессионализм которых ценится выше, чем их знания, поэтому результаты их работы оцениваются показателями, характеризующими выполнение перед ними функциональных задач и целей.

За конечный результат в целом отвечает руководитель, задача которого состоит в том, чтобы все функциональные службы вносили свой вклад в его достижения. Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, частоповторяющиеся и редко меняющиеся задачи и функции. Их достоинства проявляются в управлении небольшими управлениями, а также организациями с массовым типом производства. Если компания работает не только на внутреннем, но и на международном рынке, это структура может быть полезной только в случае однородности требований к продукту и технологий его изготовления на всех видах рынка. Если же спрос на разных рынках различен, структура - неэффективна.

Препятствием к эффективному использования этой структуры является то, что она не позволяет быстро реагировать на изменения в области науки и техники. Положение усугубляется утратой гибкости во взаимоотношениях работников аппарата управления из-за высокого уровня формализации, свойственной данной структуре. Результатом является замедление и сложность передачи информации, а это приводит к снижению скорости принятия решения.

Когда производство становится более сложным, линейно-функциональная структура изменяется с целью снижения уровня централизации.

Для этого в ее составе выделяются наиболее важные подразделения, которыми непосредственно управляет высший менеджмент с помощью своего аппарата управления. В свою очередь руководители подразделений имеют свой управленческий аппарат, задачи которого связаны с этим уровнем управления. Такая линейно-функциональная структура управления известна как линейно-штабная.

Высшее руководство сохраняет за собой функции стратегического планирования и контроля, поддержание общей эффективности организации на необходимом уровне. Чаще всего в состав центрального аппарата входят такие службы как: финансовая, корпоративной стратегии, юридическая, научных исследований и разработок, управления персоналом.

В свою очередь, руководители подразделений имеют в распоряжении штабы, т.е. аппараты управления, созданные на их уровне и состоящие из функциональных специалистов. Между звеньями разных уровней образуется система связей, обеспечивающая единство и конкретность в выполнении работ. По мере роста числа уровней количество связей растет и одновременно усиливается роль и значение выполнения отдельных функций. Взаимодействие между звеньями становится все более трудным. Это является сигналом для пересмотра структуры управления.

Достоинства

· Высокая эффективность при небольшом разнообразии продукции и рынков

· Централизованный контроль, обеспечивающий единство в решении задач организации

· Функциональная специализация и опыт

· Высокий уровень использования мощностей и потенциала и специалистов по функциям

· Экономичность, достигаемая за счет однородности работ и рынков

Недостатки

· Возникновение проблем межфункциональной координации

· Ответственность за общие результаты работ только на высшем уровне

· Недостаточная реакция на изменения рынка, достижения в области науки и техники

· Ограниченные масштабы предпринимательства и инноваций

· Увеличение времени принятия решения из-за необходимости их согласования

Дивизионная структура. Необходимость изменения структуры управления чаще всего связано с ростом организации, с резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности (многопрофильностью), усложнением технологических процессов в условиях динамически меняющегося окружения.

Конкуренция заставляет руководителей все больше концентрировать внимание и усилия на конечных результатах, т.е. на продукции, услугах и потребителях. Соответственно меняются подходы к построению структуры управления. Подход к перестройке и формированию структур, основу которого составляет выделение в состав организации производственных подразделений как самостоятельных объектов управления, получил название дивизионального.

Дивизионные структуры управления стали возникать, прежде всего, в крупных корпорациях, которые стали предоставлять определенную самостоятельность своим производственным подразделениям, оставляя за руководством корпорации стратегию развития, научно - исследовательские разработки, финансовую и инвестиционную политику и т. п.

В этом типе структур сделана попытка сочетать централизованную координацию и контроль деятельности с децентрализованным управлением. Пик внедрения дивизионных структур управления пришелся на 60 - 70-е годы.

Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой являются уже не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения (дивизионы).

Структуризация организации по отделениям производится, как правило, по одному из трех критериев:

· По выпускаемой продукции (изделиям или услугам) - продуктовая специализация,

· По рынкам с ориентацией на потребителя - потребительская или рыночная специализация,

· По обслуживаемым географическим регионам - региональная или географическая специализация.

Недостатки дивизиональной структуры управления связаны с ростом иерархии из-за формирования промежуточных управленческих уровней и звеньев, необходимых для координации работы. В отделениях, так же как и на верхних уровнях, формируются линейно-функциональные структуры, что неизбежно приводит к росту затрат на содержание аппарата управления. Кроме того, излишняя свобода отделений в выборе сфер производственной деятельности и принятии ответственных решений может угрожать целостности организации.

Такой подход обеспечивает более тесную связь производства с потребителями, существенно ускоряя реакцию организаций на изменения во внешней среде.

Достоинства

· Усиление межфункциональной координации по каждому продукту, рынку и внутри регионов

· Рост возможностей получения выгод от экономии на размерах при продуктовой специализации

· Глубокое знание специфики продуктов, рынков и регионов, более тесная связь производства с потребителями.

Недостатки

· Дополнительные уровни управления между высшим менеджментом и бизнес-единиц

· Дублирование ресурсов и функций в аппаратах управления

· Сложность разделения задач между уровнями управления по всей вертикали и в распределении ответственности за результаты

· Усложнение централизованной координации: между продуктовыми, региональными и рыночными отделениями, каждая из которых имеет свой самостоятельный курс развития

Вывод: достоинства дивизионнальных структур перевешивают их недостатки только в периоды достаточно стабильного существования, при нестабильном окружении они рискуют повторить судьбу динозавров. При данной структуре возможно воплотить большую часть идей современной философии качества.

 

26. Матрические организационные структуры: принципы построения, достоинства и недостатки.

Матричные структуры управления помогают решать проблемы координации и связывать воедино деятельность звеньев базовых и временных групп. Матричная структура представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителю:

· с одной стороны - непосредственному руководителю базового подразделению, которое выделяет ресурсы и иную помощь руководителю проекта и целевой программы;

· с другой - руководителю временной целевой группы, который наделен необходимыми полномочиями для организации работ по конкретной программе.

При такой организации руководитель проекта взаимодействует с 2-мя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб. Для деятельности, которая имеет четко выраженное начало и окончание, формируют проекты, для постоянной деятельности - целевые программы. В организации и проекты, и целевые программы могут сосуществовать. Пример матричной программно - целевой структуры управления (фирма "Тойота"). Эта структура была предложена Каори Ишикава в 70-х годах и с небольшими изменениями функционирует по сей день не только на фирме "Тойота", но и на многих других фирмах по всему миру.

Переход к матричным структурам обычно охватывает не всю организацию, лишь часть; при этом ее успех в значительной мере зависит от того, в какой степени руководители постоянных подразделений и групп обладают способностями к координации, также имеют желание и стимул к сотрудничеству. Это позволяет реализовать такие преимущества матричных структур, как объединение специалистов с координации работ, использование консультации по проектам и стимулирование групповой организации работ.

Для эффективного использования матричных структур необходимо на всех уровнях иметь хорошо организованное управление и высокую квалификацию персонала. Эти структуры применяются там, где требуется объединить усилия разных профессионалов для качественного решения сложных проблем. Обязательным условием является наличие двусторонних связей и взаимодействий.

Достоинства

· лучшая ориентация на проектные (или программные) цели и спрос;

· более эффективное текущее управление, возможность снижения расходов и повышения эффективности использования ресурсов;

· более гибкое и эффективное использование персонала организации, специальных знаний и компетентности сотрудников;

· относительная автономность проектных групп или программных комитетов способствует развитию у работников навыков принятия решений, управленческой культуры, профессиональных навыков;

· улучшение контроля за отдельными задачами проекта или целевой программы;

· любая работа организационно оформляется, назначается одно лицо - "хозяин" процесса, служащее центром сосредоточения всех вопросов, касающихся проекта или целевой программы;

· сокращается время реакции на нужды проекта или программы, т. к. созданы горизонтальные коммуникации и единый центр принятия решений.

Недостатки

· трудность установления четкой ответственности за работу по заданию подразделения и по заданию проекта или программы (следствие двойного подчинения);

· необходимость постоянного контроля за соотношением ресурсов, выделяемых подразделениям и программам или проектам;

· высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам работников, работающих в группах, необходимость их обучения;

· частые конфликтные ситуации между руководителями подразделений и проектов или программ;

· возможность нарушения правил и стандартов, принятых в функциональных подразделениях, из-за оторванности сотрудников, участвующих в проекте или программе, от своих подразделений.

Вывод: внедрение матричной структуры дает хороший эффект в организациях с достаточно высоким уровнем корпоративной культуры и квалификации сотрудников, в противном случае возможна дезорганизация управления (на фирме "Тойота" внедрение матричной структуры заняло около 10 лет). Эффективность воплощения в жизнь идей современной философии качества в такой структуре доказана практикой фирмы "Тойота".

 

27. Адаптивные организационные структуры. Современные тенденции в построении организационных структур.

Органические или адаптивные структуры управления стали развиваться примерно с конца 70-х годов, когда, с одной стороны, создание международного рынка товаров и услуг резко обострило конкуренцию среди предприятий и жизнь потребовала от предприятий высокой эффективности и качества работы и быстрой реакции на изменения рынка, и с другой стороны, стала очевидной неспособность структур иерархического типа этим условиям соответствовать.

Главным свойством управленческих структур органического типа является их способность изменять свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Разновидностями струк



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.157.35.140 (0.115 с.)