Можно ли считать криминологию частью уголовного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Можно ли считать криминологию частью уголовного



Задание 1

Укажите основные этапы развития криминологической мысли и дайте характеристику:

а) теологическим взглядам на преступность;

б) криминологическим идеям Чезаре Беккариа и других представителей просветительно-гуманистического направления;

в) взглядам на преступность социалистов-утопистов (Томаса Мора, Анри де Сен-Симона, Роберта Оуэна);

г) криминологическим идеям русских революционных демократов (А.И. Радищева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского).

Задание 2

Дайте характеристику биологического направления в криминологии. Расскажите о Ч. Ломброзо и его взглядах на преступность. Что вы знаете о современных биопсихологических теориях преступности?

Задание 3

Охарактеризуйте социологическое направление в криминологии и современные социологические теории преступности.

Тест

1. Предмет криминологии – это:

а) индивиды, совершившие преступления;

б) закономерности, условия и причины возникновения,

развития и предупреждения преступности;

в) индивиды, совершившие преступления, которые остались неизвестными правоохранительным органам.

Можно ли считать криминологию частью уголовного

Права?

а) да, криминология – часть уголовного права;

б) отчасти;

в) нет, криминология – самостоятельная научная дисциплина.

3. Преступность – это:

а) объект криминологии;

б) предмет криминологии;

в) то и другое верно;

г) то и другое неверно.

4. Криминология и криминалистика:

а) понятия совпадающие;

б) это разные научные дисциплины;

в) криминология – часть криминалистики.

5. Опросы населения:

а) используются в социологии;

б) используются в криминологии;

в) то и другое верно;

г) то и другое неверно.

6. Обобщение – это:

а) частнонаучный метод познания;

б) общенаучный метод познания;

в) этот метод применяется только в криминологии.

7. Понятия методология и метод:

а) полностью совпадают;

б) полностью не совпадают;

в) частично совпадают.

8. Экономическая преступность изучается:

а) общей частью криминологии;

б) особенной частью криминологии;

в) социологией.

9. Формулирование желаемого будущего результата научной деятельности по выявлению актуальных проблем борьбы с преступностью составляет:

а) практическую цель криминологии;

б) прикладную цель;

в) теоретическую цель криминологии.

10. Вычеркнуть лишнее. Криминология делится на:

а) теоретическую криминологию;

б) прикладную криминологию;

в) социологию права.

11. Все понятия в криминологии:

а) определены полностью;

б) частично определены, имеется некоторая неопределенность;

в) все понятия дискуссионны.

12. Вычеркните лишнее. Статистические данные о преступности:

а) содержат полную информацию о численности совершенных преступлений;

б) содержат неполную информацию, так как не все преступления известны правоохранительным органам;

в) часть информации намеренно не включается в статистику.

13. Криминология изучает:

а) экономическую жизнь общества;

б) преступность,

в) психологию людей;

г) уголовное право.

14. Вычеркните лишнее. Основные функции криминологии:

а) описательная;

б) культурно-просветительная;

в) объяснительная;

г) предсказательная.

Система конкретных способов, приемов, средств сбора,

обработки и анализа информации – это:

а) методология криминологических исследований;

б) методика криминологических исследований;

в) самостоятельная наука – социология.

16. Виктимология входит в:

а) общую часть криминологии;

б) особенную часть криминологии;

в) это самостоятельная наука.

Кто из криминологов ХIХ в. сказал, что необходимо выявить законы развития преступности, силы, которые

Влияют на ее рост или уменьшение?

а) Ч. Ломброзо;

б) Л. Кетле;

в) Р. Гарофало.

Кто из теоретиков криминологии утверждал, что суровые наказания, ожесточая нравы, только увеличивают

Преступность в народе?

а) Ч. Беккария;

б) И. Бентам;

в) Л. Фейербах.

Задание 1

Укажите, какие из приведенных ниже преступлений обладают латентностью (высокой, средней или низкой), и объясните почему: дача взятки; получение взятки; побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи; незаконная порубка деревьев и кустарников; убийство; изнасилование; нарушение правил пожарной безопасности; мошенничество; кража; грабеж; присвоение или растрата; причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием; нарушение правил охраны рыбных запасов; незаконная охота; хулиганство; вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления; вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий; самовольное оставление части или места службы; дезертирство; похищение человека; подмена ребенка; злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

Задание 2

Укажите методы выявления латентной преступности, в том числе применительно к преступлениям против личности; преступлениям против собственности; преступлениям в сфере экономической деятельности.

Задание 3

Опросите не менее 10 человек (соседей, знакомых, родственников), задав им следующие вопросы:

1. Совершались ли в течение последнего года в отношении вас:

• хулиганство;

• обман потребителей;

• кража;

• грабеж;

• нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;

• иные преступления.

2. Обращались ли вы в правоохранительные органы с заявлением о совершенном преступлении?

3. Если обращались, то какие меры были приняты:

• возбуждено уголовное дело;

• отказано в возбуждении уголовного дела.

4. Если не обращались, то почему:

• считали преступление малозначительным;

• думали, что такое обращение бесполезно;

• опасались мести со стороны преступника;

• иные мотивы.

Заполненные анкеты обобщаются, а результаты докладываются 3 назначенными преподавателем студентами и разбираются на практическом занятии.

 

Тест

1. Коэффициент преступности измеряет:

а) динамику преступности;

б) распространенность преступности;

в) структуру преступности.

Какова латентность кражи?

а) минимальная;

б) средняя;

в) максимальная.

3. Понятия «преступление» и «аморальный поступок»:

а) полностью совпадают;

б) частично совпадают;

в) полностью не совпадают.

4. Уровень преступности – это:

а) количественно-качественная характеристика преступности;

б) динамика преступности;

в) структура преступности.

5. Предметом криминологии являются:

а) функции репрессивных органов в обществе;

б) закономерности, условия и причины возникновения,

развития и предупреждения преступности;

в) сознание преступника.

6. Латентная преступность:

а) численно превышает раскрытые преступления;

б) численно ниже раскрытых преступлений;

в) её вообще трудно подсчитать.

7. Преступность:

а) социально обусловлена;

б) результат случайных неблагоприятных обстоятельств;

в) передается по наследству, врожденное качество.

8. Криминология изучает:

а) политическую жизнь общества;

б) противоправное поведение людей,

в) нравственность;

г) административное право.

9. Преступность:

а) существовала всегда;

б) возникла вместе с государством;

в) возникла в последнее тысячелетие.

10. Понятия «латентная преступность» и «скрытая преступность»:

а) полностью совпадают;

б) частично совпадают;

в) полностью не совпадают.

11. Вычеркните лишнее. Статистические данные о преступности:

а) содержат полную информацию о численности совершенных преступлений;

б) содержат неполную информацию, так как не все преступления известны правоохранительным органам;

в) часть информации отражает деятельность правоохранительных органов.

12. Понятия «преступность» и «отклоняющееся поведение»:

а) полностью совпадают;

б) частично совпадают;

в) полностью не совпадают.

13. Преступность:

а) имеет социальную природу, обусловленность;

б) это врожденное качество индивида;

в) то и другое верно;

г) то и другое неверно.

14. Структура и характер преступности являются:

а) количественными показателями;

б) качественными показателями;

в) показателями уровня преступности.

15. Вычеркните лишнее. Преступность – это:

а) общественно опасное явление;

б) уголовно-противоправное явление;

в) идеологическое явление.

Согласны ли вы с мнением, что организованная преступность – это форма экономического предпринимательства, осуществляемого с помощью противоправных средств, связанных с угрозой применения физической силы, вымогательством, коррупцией, шантажом и другими методами, а такжес использованием незаконно производимых товаров и услуг?

а) да, полностью;

б) отчасти;

в) нет, это определение не полностью характеризует это сложное явление.

19. Вычеркните лишнее. Основными признаками организованной преступности являются:

а) наличие преступных объединений;

б) незаконный бизнес;

в) коррупция;

г) наличие собственных банков.

20. Впервые в нашей стране на возрастающую опасность незаконного оборота наркотиков обратили внимание:

а) в 1960–70-х гг.;

б) в 1970–60-х гг.;

в) в 1990-х гг.;

г) в начале ХХI в.

Задание 1

Ознакомьтесь с нижеприведенными характеристиками лиц, совершивших преступления, и выделите признаки, относящиеся к криминологической характеристике. Классифицируйте эти признаки применительно к структуре личности субъектов, совершивших преступление, и их типологии.

Задание 2

Ниже приведены некоторые признаки и особенности человека. Определите, какие из них характеризуют индивида как личность: общительность, трудолюбие, плохое зрение, замкнутость, старательность, слабая сообразительность, аккуратность, быстрая реакция на внешние обстоятельства, высокая эмоциональная возбудимость, физическое уродство, упрямство, правдивость, неуверенность в себе.

Задание 3

Дайте характеристику психологического портрета нижеприведенных индивидов, совершивших противоправные поступки; попытайтесь выявить социальные условия формирования таких индивидов.

1. Индивид К. работал смотрителем в РЭУ. Характеристика с места работы положительная. Однако в подъезде, где живет, неоднократно устраивал скандалы, находясь в нетрезвом состоянии. Дважды привлекался к административной ответственности за мелкое хулиганство. Привлечен к уголовной ответственности за умышленное причинение легкого вреда здоровью.

Преступление совершил при следующих обстоятельствах.

Поздно вечером в состоянии легкого алкогольного опьянения возвращался домой от приятеля, которому помогал оборудовать квартиру. Перед тем как войти в подъезд, присел на скамейку и задремал. В это время из окна второго этажа кто-то выбросил зажженную сигарету, которая попала ему за воротник.

Установив по открытому окну местонахождение квартиры, он подошел к двери и постучал, предварительно сняв с ноги ботинок. Дверь открыла соседка, с которой Е. часто скандалил. Дважды ударив ее по лицу ботинком, Е. молча обулся и ушел к себе домой.

 

2. М., 33 лет, женат второй раз, проживает в квартире жены. От первого брака есть 8-летний сын. Образование 5 классов, по специальности слесарь. Воспитывался без родителей. Дважды отбывал наказание в местах лишения свободы за злостное хулиганство. Состоит на учете в психоневрологическом

диспансере как хронический алкоголик.

Последнее преступление – убийство – совершил при следующих обстоятельствах.

В день зарплаты М. пришел домой с друзьями и устроил пьянку. После ухода друзей допил остатки спиртного и лег спать. Оставшиеся от зарплаты деньги жена спрятала. Проснувшись утром и не обнаружив их на месте, стал требовать у нее деньги на выпивку. Получив категорический отказ, пришел в ярость, схватил попавшийся под руку утюг и бросил его в жену, сидевшую на диване. Острым углом утюг попал в висок потерпевшей, отчего она скончалась. После происшедшего М. оделся, собрал винную посуду, сдал ее и приобрел бутылку водки. По возвращении домой в состоянии сильного опьянения расчленил труп жены, сложил в чемодан и вышел из дома, но на улице был задержан полицией.

 

3. И., 30 лет, работая на заводе, был задержан на проходной с набором гаечных ключей. Материалы по факту мелкого хищения были направлены по месту его работы. В течение года И. дважды доставлялся в медицинский вытрезвитель, других на рушений не было. К выполняемой работе относился добросовестно, товарищей среди работников цеха у него не было. Увидев однажды на территории завода спрятанный кем-то в траве электромотор, который он давно хотел приобрести для своего садового участка, И. решил его похитить. Пытаясь вынести похищенный электромотор, он был задержан работниками охраны и впоследствии привлечен к уголовной ответственности.

Задание 4

Определите, какие из перечисленных психофизиологических особенностей преступников относятся к числу факторов, детерминирующих преступность, какие служат благоприятным фоном антиобщественного поведения, а какие являются криминологически нейтральными:

а) унаследованные или приобретенные физические либо психические дефекты;

б) физические травмы, полученные в результате несчастного случая или заболевания;

в) врожденные или приобретенные психические нарушения (слабоумие, психопатия);

г) умственные и психосоматические расстройства (психозы, психоневрозы);

д) патологии, связанные с половыми извращениями, алкоголизмом, наркоманией;

е) низкий интеллектуальный уровень, умственная ограниченность, невежество, наивность;

ж) гормональные аномалии, связанные с повышенной сексуальностью, импотенцией, и т.п.

Тест

1. Личность преступника – это понятие:

а) юридическое;

б) социологическое;

в) то и другое верно;

г) то и другое неверно.

2. С точки зрения уголовного права преступник – это:

а) лицо, совершившее преступление и признанное судом виновным;

б) индивид, предрасположенный к совершению преступления;

в) любой человек, который может оказаться в ситуации неблагоприятных внешних обстоятельств, делающих его правонарушителем.

3. Вычеркните лишнее. З. Фрейд выделял следующие инстинкты:

а) инстинкт жизни;

б) инстинкт смерти;

в) инстинкт агрессии;

г) половой инстинкт;

д) инстинкт знания.

4. Понятия «преступник» и «криминогенный тип личности»:

а) полностью совпадают, тождественны;

б) полностью не совпадают;

в) частично совпадают.

5. Материальное положение личности преступника – это:

а) социально-ролевое свойство;

б) социально-демографическое свойство;

в) социально-психологическое свойство личности преступника.

6. Преступник – это:

а) социально-психологическое свойство;

б) социально-ролевое свойство;

в) социально-демографическое свойство;

г) политическое свойство личности.

7. Наличие или отсутствие судимости является:

а) криминологической характеристикой;

б) социальной характеристикой;

в) уголовно-правовой характеристикой личности преступника.

8. Система внутреннего социально-личностного контроля относится к:

а) органической структуре личности;

б) психической структуре личности;

в) социальной структуре личности.

9. Лицо, впервые совершившее преступление, но допускавшее и ранее аморальные проявления и правонарушения, – это:

а) «случайный» тип;

б) «ситуационный» тип;

в) «неустойчивый» тип;

г) «злостный» тип личности преступника.

10. Алкоголизм – это:

а) психическая аномалия;

б) биологический фактор преступления;

в) физическая аномалия.

11. Социально-деформированные убеждения личности преступника – это:

а) уголовно-правовая характеристика;

б) исправительно-трудовая характеристика;

в) криминологическая характеристика личности преступника.

12. Вычеркните лишнее. Личность преступника характеризуется:

а) криминогенными интересами;

б) политическими интересами;

в) криминогенными мотивами;

г) культурной ориентацией;

д) криминогенной ориентацией.

13. Вычеркните лишнее. Наркомания есть условие преступности:

а) сопутствующее;

б) социальное;

в) необходимое.

14. Виктимность – это:

а) жертва преступления;

б) взаимоотношение преступника и жертвы;

в) состояние человека, подверженного повышенной уязвимости, возможности стать жертвой преступника.

15. Связь преступного и послепреступного поведения с допреступным определяет:

а) общественную опасность типов личности преступника;

б) структуру криминальной личности;

в) социальные условия.

16. Понятия «преступник» и «правонарушитель»:

а) полностью совпадают;

б) частично совпадают;

в) полностью не совпадают.

17. Вычеркните лишнее. З. Фрейд выделял такие типы личности:

а) нарциссы;

б) садисты;

в) мазохисты;

г) некрофилы;

д) культуристы.

18. По мнению Фрейда, бессознательное играет в механизме преступного поведения личности:

а) решающую роль;

б) некоторую роль;

в) не играет никакой роли.

Задание 1

Оцените роль нижеприведенных условий и факторов на преступность; ранжируйте их по степени влияния на преступность и отдельные преступления; укажите, какие факторы сдерживают преступность.

1) законы и правовые акты;

2) состояние экономической сферы общества;

3) семья;

4) школа;

5) незаконный оборот наркотиков;

6) потребления алкоголя;

7) демонстрация по телевидению кинофильмов, в которых

показывается насилие;

8) деятельность правоохранительных органов;

9) свободы: слова, печати, демонстраций и др.;

10) этнический состав населения региона;

11) религия;

12) мораль;

13) климат;

14) психологические характеристики индивида;

15) патологические отклонения в психике человека;

16) расширение межгосударственных связей, деловых и туристских контактов;

17) изменение структуры и характера производства, безработица;

18) обесценивание денежных накоплений населения, инфляция.

Задание 2

Определите, какие из перечисленных в задании 1 обстоятельства имеют объективный, субъективный или объективно-субъективный характер.

Задание 3

Объясните, как обстоятельства, перечисленные в задании 1, могут влиять на преступность в целом, на отдельные ее структурные части и совершение конкретных преступлений.

Задание 4

Укажите, какие факторы определяют тенденции и перспективы преступности в России в современных условиях.

Задание 5

Проанализируйте роль семьи в формировании личности в целом и в формировании предрасположенности к противоправному поведению.

Задание 6

Проанализируйте роль школы в формировании личности; имеются ли в школьном воспитании индивида предпосылки для того, чтобы впоследствии индивид мог стать на путь противоправного поведения.

Задание 7

Проанализируйте роль трудового коллектива в дальнейшем формировании личности; какие условия, складывающиеся в трудовом коллективе, могут способствовать противоправному поведению индивида.

Задание 8

Опишите мотивацию отклоняющегося поведения применительно к отдельным поступкам (например, потребление наркотиков, хулиганские поступки и т.п.).

Задание 9

Ознакомьтесь с приведенной ниже справкой по делу В. и дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:

1) Какие обстоятельства жизни В. могли оказать неблагоприятное влияние на его нравственное формирование?

2) Каковы характеристики ситуаций совершенных В. преступлений (первой кражи, разбойного нападения, применение насилия в отношении представителя власти) и роль в совершении каждого из этих преступлений личностных свойств В. и ситуаций совершения преступлений?

3) На какие положительные черты личности В. и особенности его биографии можно опереться в индивидуальной профилактической работе с ним?

В., находясь в нетрезвом состоянии, направлялся на стадион. Около кассы стадиона он увидел, как сотрудник полиции пытается задержать Д., совершившего хулиганские действия. В., подойдя к группе граждан, наблюдавших за происходящим, услышал, как кто-то из них произнес: «Надо бы помочь». С криком «А что! Попробуем!» В. набросился на полицейского, сбил его с ног, нанес несколько ударов, причинив его здоровью вред средней тяжести. Вместе с Д. они бросились бежать, но были задержаны нарядом полиции. При задержании оказали сопротивление. Среди участников и очевидцев происшествия знакомых В. не было. Гражданин, который кричал: «Надо бы помочь», был установлен и пояснил, что он имел в виду необходимость оказания помощи сотруднику полиции в задержании хулигана. Эти объяснения признаны убедительными, и уголовное преследование в отношении данного гражданина прекращено.

В., 32 лет, образование 8 классов, специальности нет, работал грузчиком транспортного цеха машиностроительного завода, холост. Ранее дважды судим: за квартирную кражу и разбой. Первое преступление совершил в 18-летнем возрасте, после того как ушел из дома, где происходили постоянные ссоры и драки между родителями. Отец – инвалид, злостный пьяница, мать вела антиобщественный образ жизни, привлекалась к ответственности за различные правонарушения. После ухода из дома В. попал в компанию опытных воров. По его собственному признанию, участвовал в совершении не менее 10 краж, однако был осужден только за одну из них. В колонии дал откровенные показания об остальных совершенных им преступлениях. Объясняя свой поступок, заявил: «Начальник отряда душевный и справедливый человек был. Перед таким таиться нельзя».

Характеристика из колонии положительная. После отбытия наказания «хотел жить честно», возвратился домой, но там было все «по-старому», даже еще хуже. Поселился у приятеля, потом у сожительницы. Поступил на работу в транспортный цех грузчиком. Перед этим, имея навыки радиолюбителя, пытался устроиться в радиомастерскую, однако не был принят ввиду отсутствия документов, подтверждающих наличие этой специальности. На работе за уголовное прошлое никто В. не упрекал. В свободное время В. как «болельщик» посещал стадион, ипподром, играл в домино, смотрел телевизионные передачи (в основном спортивные и развлекательные). Спиртными напитками не злоупотреблял, лиц с антиобщественной направленностью поведения сторонился.

Случай свел В. с соучастником по делу о кражах, который приобщил его к потреблению наркотиков. Сам В. по этому поводу пояснил: «Вначале просто было интересно попробовать, а затем незаметно втянулся». Вскоре они вдвоем в уединенной части парка совершили разбойное нападение на пьяного. Угрожая ножом, отобрали у него кошелек и избили. Отбывая наказание за это преступление, В. проявил себя как злостный нарушитель режима: отказывался работать, потреблял наркотики и их суррогаты, играл

в карты, не подчинялся требованиям представителей администрации, проявляя по отношению к ним озлобленность. Освободившись из мест лишения свободы, В. после соответствующего лечения перестал потреблять наркотики. Пытался возобновить совместную жизнь с прежней сожительницей, однако получил отказ. Проживал с матерью, отец к этому

времени умер. Свободное время проводил в основном в компании ранее судимых и других лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, злоупотреблял спиртными напитками.

Привлекался к ответственности за мелкое хулиганство. За время, прошедшее после освобождения В. из колонии до совершения им последнего преступления (7 месяцев), участковым инспектором полиции были проведены две беседы с В. (одна – при решении вопроса о его регистрации, вторая – после отбытия административного ареста за мелкое хулиганство). Других профилактических мероприятий в отношении него не проводилось.

В беседе с научным сотрудником В. заявил, что считает себя «пропащим человеком», никаких перспектив в жизни не видит, озлоблен на мать, сожительницу, сотрудников полиции.

Отвечая на вопрос о том, было ли страшно идти на первую кражу и не мучила ли его потом совесть, В. заявил: «Трудно сказать, какая она первая была. С тех пор, как себя помню, помаленьку тащил все, что «плохо лежит», а когда связался с ворами, даже понравилось, что стал «работать» не по

мелочам, а по-настоящему».

По последнему делу была проведена судебно-психиатрическая экспертиза. В заключении эксперта отмечено наличие у В. признаков психопатизации личности (повышенная реактивность, недостаток самообладания, плохая приспосабливаемость к условиям среды), а также констатирована черепно-мозговая травма, полученная им в 17-летнем возрасте.

 

Тест

1. Вычеркните лишнее. Причинами преступления могут быть:

з) объективные условия;

и) субъективные факторы;

к) мировоззрение индивида.

2. Причины преступности как социального явления и причины конкретного преступления:

а) это одно и то же, они полностью совпадают;

б) они полностью не совпадают; это совершенно разные понятия;

в) причины преступности как социального явления определенным образомпереходят в причины конкретного преступления.

3. Преступность зависит от:

а) объективных условий;

б) субъективных оценок законодателей;

в) люди договариваются, что считать преступностью.

4. Вступление в незаконную сделку:

а) никак не влияет на то, что индивид станет жертвой преступления;

б) повышает риск стать жертвой преступления;

в) то и другое неверно.

5. Алкоголизм:

а) никак не влияет на криминальное поведение личности;

б) является причиной преступления;

в) является сопутствующим фактором.

6. Навязчивая демонстрация по телевидению фильмов,смакующих жестокость и насилие:

а) никак не влияет на криминогенное поведение;

б) снимает агрессию в сознании личности;

в) способствует росту преступного насилия.

7. Отсутствие охраны магазина при хищениях – это:

а) причина преступности как социального явления;

б) причина конкретного преступления;

в) то и другое верно;

г) то и другое неверно.

8. Урбанизация – это:

а) фактор, влияющий на преступность;

б) причина преступности;

в) условие преступности.

9. Вычеркните лишнее. К социально-экономическим факторам относятся:

а) меры социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения;

б) меры оздоровления экономики в целом;

в) осуществление экономических реформ;

г) стабилизация финансовой ситуации.

10. Материальное благополучие общества:

а) повышает уровень преступности;

б) снижает уровень преступности;

в) никак не влияет на преступность.

11. Вычеркните лишнее. Условия преступности бывают:

а) сопутствующие;

б) социальные;

в) необходимые;

г) достаточные;

д) семейные.

12. Детерминация – это:

а) субъективный фактор преступности;

б) причинно-следственная связь;

в) тенденция развития преступности.

13. Вычеркните лишнее. По уровню функционирования криминогенные детерминанты классифицируются на причины и условия преступности:

а) в целом (общие причины);

б) отдельных видов преступлений;

в) конкретных проявлений преступлений;

г) социальные, экономические, политические.

14. Причина преступности «нужда» относится к:

а) правовым причинам;

б) экономическим причинам;

в) психологическим причинам.

15. Биологические детерминанты:

а) являются причиной преступного поведения;

б) являются сопутствующим фактором;

в) никак не влияют на противоправное поведение личности.

Укажите верное утверждение.

а) жертва сама полностью виновата в том, что стала жертвой преступления;

б) жертва отчасти виновата;

в) жертва никогда не бывает виновата в том, стала жертвой преступления.

17. Вычеркните лишнее. На формирование личности преступника влияют:

а) среда, обстоятельства;

б) воспитание;

в) черты лица.

18. Индивид совершает преступление под влиянием:

а) личных мотивов;

б) внешних обстоятельств;

в) то и другое верно;

г) то и другое неверно.

Задание 1

Раскройте функции системы предупреждения преступлений. Разработайте меры, направленные на повышение эффективности воспитательной функции, по:

• объему применения (общие и индивидуальные);

• масштабу (общегосударственные, местные);

• субъектам применения (государственные, общественные);

• направлениям и сферам применения (по видам преступлений и типам преступного поведения);

• различным социальным группам;

• сферам общественной жизни, отраслям экономики;

• специфическим территориальным зонам, регионам и объектам.

Задание 2

Дайте сравнительный анализ эффективности различных мер предупреждения преступности; ранжируйте различные меры по степени их эффективности.

Задание 3

Раскройте проблемы эффективности воспитательной работы в ИТУ, роль этой работы в профилактике рецидивной преступности.

Тест

1. Наказание относится к:

а) профилактике преступлений;

б) предотвращению преступлений;

в) пресечению преступности.

2. Индивидуальная профилактика относится к классификации мер:

а) по механизму действия на преступность;

б) по масштабу мер предупреждения преступности;

в) по объему и направленности применения мер в соответствии с уровнями преступности и криминогенных факторов.

3. Совершенствование уголовного, административного, трудового и других отраслей законодательства относится к:

а) техническим мерам предупреждения преступности;

б) правовым мерам профилактики;

в) идеологическим мерам.

4. Предупреждение преступности – это:

а) самостоятельная дисциплина (теория);

б) криминологическая теория;

в) часть теории уголовного права.

5. Субъект предупреждения преступности – это:

а) преступник;

б) человек, предрасположенный к преступлению;

в) органы и учреждения, осуществляющие предупреждение преступности.

6. Наказание должно быть:

а) жестоким;

б) неотвратимым;

в) то и другое верно;

г) то и другое неверно.

7. Страх перед наказанием – это:

а) правовая детерминанта;

б) экономическая причина;

в) условие криминальной агрессивности.

8. Вычеркните лишнее. К социально-экономическим факторам относятся меры:

а) социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения;

б) меры оздоровления экономики в целом;

в) осуществление экономических реформ;

г) стабилизация политической ситуации.

9. Меры, затрудняющие фальсификацию банковских операций, относятся к:

а) правовым мерам профилактики преступности;

б) организационно-управленческим мерам;

в) техническим мерам.

10. Гарантией законности работы субъектов профилактики является:

а) материальная обеспеченность субъектов;

б) правовая обеспеченность деятельности;

в) знание законов лицами, склонными к правонарушениям.

11. Вычеркните лишнее. Основными направлениями борьбы с преступностью являются:

а) социальное;

б) уголовно-правовое (карательное);

в) криминологическое (профилактическое).

12. Вычеркните лишнее. Функции системы предупреждения преступности:

а) охранительная;

б) регулятивная;

в) воспитательная;

г) экономическая;

д) идеологическая.

Задание 1

Укажите основные этапы развития криминологической мысли и дайте характеристику:

а) теологическим взглядам на преступность;

б) криминологическим идеям Чезаре Беккариа и других представителей просветительно-гуманистического направления;

в) взглядам на преступность социалистов-утопистов (Томаса Мора, Анри де Сен-Симона, Роберта Оуэна);

г) криминологическим идеям русских революционных демократов (А.И. Радищева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского).

Задание 2

Дайте характеристику биологического направления в криминологии. Расскажите о Ч. Ломброзо и его взглядах на преступность. Что вы знаете о современных биопсихологических теориях преступности?

Задание 3

Охарактеризуйте социологическое направление в криминологии и современные социологические теории преступности.

Тест

1. Предмет криминологии – это:

а) индивиды, совершившие преступления;

б) закономерности, условия и причины возникновения,

развития и предупреждения преступности;

в) индивиды, совершившие преступления, которые остались неизвестными правоохранительным органам.

Можно ли считать криминологию частью уголовного

Права?

а) да, криминология – часть уголовного права;

б) отчасти;

в) нет, криминология – самостоятельная научная дисциплина.

3. Преступность – это:

а) объект криминологии;

б) предмет криминологии;

в) то и другое верно;

г) то и другое неверно.

4. Криминология и криминалистика:

а) понятия совпадающие;

б) это разные научные дисциплины;

в) криминология – часть криминалистики.

5. Опросы населения:

а) используются в социологии;

б) используются в криминологии;

в) то и другое верно;

г) то и другое неверно.

6. Обобщение – это:

а) частнонаучный метод познания;

б) общенаучный метод познания;

в) этот метод применяется только в криминологии.

7. Понятия методология и метод:

а) полностью совпадают;

б) полностью не совпадают;

в) частично совпадают.

8. Экономическая преступность изучается:

а) общей частью криминологии;

б) особенной частью криминологии;

в) социологией.

9. Формулирование желаемого будущего результата научной деятельности по выявлению актуальных проблем борьбы с преступностью составляет:

а) практическую цель криминологии;

б) прикладную цель;

в) теоретическую цель криминологии.

10. Вычеркнуть лишнее. Криминология делится на:

а) теоретическую криминологию;

б) прикладную криминологию;

в) социологию права.

11. Все понятия в криминологии:

а) определены полностью;

б) частично определены, имеется некоторая неопределенность;

в) все понятия дискуссионны.

12. Вычеркните лишнее. Статистические данные о преступности:

а) содержат полную информацию о численности совершенных преступлений;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 1276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.294 с.)