Структурная политика: цели, приоритеты, механизмы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурная политика: цели, приоритеты, механизмы



 

В зависимости от направления и плоскости анализа структуры экономики различают воспроизводственный, территориально-региональный, социально-экономический, технологический, внешнеэкономический, отраслевой и другие ее макроструктурные типы.

От того, на каких видах экономической деятельности и отраслях экономики (традиционных или постиндустриальных) происходит текущая концентрация ресурсов, зависят:

- траектория социально-экономического развития страны и вариант ее включения в систему мирохозяйственных связей (технологическое лидерство);

- преобладающий в будущем производительно технологический уровень производственных мощностей (интенсивный или экстенсивный);

- масштабы экономического роста, которые определяются параллельно-последовательным развитием технологически связанных отраслей;

- рациональность использования внутренних ресурсов;

- доля отраслей промежуточного продукта и соответствующее давление на отрасли по производству конечной продукции;

- уровень и структура занятости экономически активного населения;

- объем совокупного дохода (совокупного спроса), который формируется с учетом объективной дифференциации средней заработной платы рабочих и предпринимательской прибыли.

Интегральным показателем качества имеющейся структуры экономики является созданный на ее основе ВВП, который в своем натурально вещественном и стоимостном измерениях формирует ресурсное обеспечение нового воспроизводственного цикла и определяет расширенный, простой или суженный характер общественного воспроизводства.

Структурные сдвиги — совокупность количественных и качественных изменений, которые происходят в мезо- и макропропорциях экономической системы, и обусловливают ее переход в другое качественное состояние.

Среди доминирующих сдвигов структуры глобальной экономики основными являются:

- тесная корреляция глобальных тенденций развития со структурной динамикой стран развитого центра, на которые приходится около 68% валового глобального продукта;

- ускоренные темпы развития новых прогрессивных наукоемких отраслей промышленности в сравнении с традиционными и др.

Структурные сдвиги отображают становление принципиально нового технологического способа производства, основной производительной силой которого являются знания людей, воплощенные в информационно интеллектуальных, коммуникационно компьютерных и автоматизированных технологиях, принципами — инновационность, экономия ресурсов, экологичность, интенсификация, интеллектуализация, гуманизация, а фактическим катализатором изменений — разнообразные инновации.

Другой важной закономерностью трансформации отраслевой структуры является то, что экономическая целесообразность создания в отдельных странах многоотраслевой экономики, включая предприятия с полным технологическим циклом, постепенно отпадает, потому что стремление каждой страны к самообеспечению всеми товарами требует больших расходов. Значительно более перспективным путем является развитие международной специализации и активное участие в ней все большего количества стран, которые имеют четкий профиль в международном экономическом сотрудничестве и обмене.

Данные тенденции и закономерности должны быть учтены Украиной, которая в настоящий момент решает задачу самоидентификации в системе мирохозяйственных связей.

Следует отметить, что в первое десятилетие независимости динамика и направления структурных сдвигов испытали противоречивое влияние как позитивных (расширение сферы действия рыночных отношений, становления конкурентной среды и уменьшения уровня монополизации экономики, укрепление негосударственного сектора), так и негативных факторов (катастрофическое сокращение инвестиций в экономику, избыточная открытость экономики и наличие внешнего долга, сравнительно низкий уровень жизни населения и др.). Углубились технологическая бездна между Украиной и развитыми странами и диспропорции в структуре общественного производства и технологической примитивизации его материально технологической базы. Стратегический ресурс развития — инновации — так и не был задействован.

Решение этих проблем невозможно без активной государственной структурной политики, поскольку вновь созданные рыночные формы в условиях НТП самостоятельно не в состоянии адекватно реагировать на стратегические общественные потребности и обеспечивать быстрые сдвиги в экономической структуре.

Структурная политика — это совокупность государственных мероприятий, ориентированных на управление движением экономических ресурсов и установления структурных параметров национальной экономики, необходимых для поддержания динамического макроэкономического равновесия и постоянного экономического роста.

В конкретных исторических условиях Украины ее основными задачами является:

- укрепление технологических сравнительных преимуществ отечественных товаропроизводителей относительно зарубежных конкурентов;

- уменьшение зависимости национальной экономики от импорта товаров и ресурсов;

- увеличение удельного веса ресурсосберегающих производств и отраслей «высоких технологий»;

- повышение уровня внутренней сбалансированности экономики за счет переориентации производства средств производства на наиболее полное удовлетворение потребностей межотраслевой кооперации;

- создание развитого потребительского сектора экономики и сферы услуг.

Существующие в экономической системе любого уровня (микро-, мезо-, макро-, мега-) противоречия между неограниченными растущими потребностями и ограниченными ресурсами порождает необходимость концентрации последних на приоритетных направлениях социально-экономического развития и определяет стержень структурной политики — селективный подход (таргетирование).

Таргетирование — концентрация материальных, трудовых, финансово-кредитных ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития и на объектах (отраслях, предприятиях), повышение эффективности функционирования которых способствует повышению эффективности и конкурентоспособности национальной экономики в целом.

Основными факторами отбора отраслей — национальных приоритетов служат: место страны в международном разделении труда, ее конкурентные преимущества; экспортный потенциал отрасли; перспективы спроса на продукцию отрасли на внутреннем рынке; уровень зависимости отрасли от импорта сырья и оборудования; экологичность; стадия жизненного цикла отрасли; наличие позитивных внешних эффектов, как: эффекта привлечения — инициирующего роста деловой активности в технологически связанных производствах; редукционного эффекта — снижения себестоимости продукции собственного производства; эффекта инноваций – распространения по смежным отраслям новейших технологий.

В Украине такими национальными приоритетами является: АПК; пищевая промышленность; тяжелое и высокотехнологичное машиностроение (комплектное энергетическое оборудование, станкостроение, оборудование для металлургических заводов); аэрокосмическая отрасль; военная промышленность; судостроение; отдельные наукоемкие высокотехнологичные производства (производство сварочной аппаратуры, порошковая металлургия, производство новейших материалов, со специфическими свойствами, биотехнологии); сфера услуг (транспортных, оздоровительного туризма, инжиниринговых, образовательных, финансовых).

Варианты решения основных задач структурной политики приведены в табл. 9.1.

Ведущим элементом структурной политики справедливо считается инвестиционно-инновационная политика. Отраслевые пропорции не устанавливаются сами по себе. Они зависят от объемов средств, направленных в те или другие отрасли. Поэтому правомерно утверждать, что прогрессивное изменение отраслевых пропорций национальной экономики невозможно без усовершенствования структуры инвестиций. А инновации, в свою очередь, являются своеобразной точкой структурной реорганизации социально-экономической системы.

 

Таблица 9.1

Варианты решения основных задач структурной политики

Основные направления структурных сдвигов   Средства влияния  
Увеличение удельного веса ресурсосберегающих производств   Дифференциация законодательно установленных платежей в бюджет в зависимости от относительной энергоемкости производства. Цены на энергоресурсы.  
Уменьшение доли экологически грязных производств   Природоохранное законодательство, дифференциация пла­тежей в бюджет, штрафы за загрязнение.  
Развитие потребительского сектора экономики   Бюджетные кредиты, налоговые льготы, государственные заказы, банковский процент, государственные гарантии под кредиты банков, потребительский кредит.  
Рост доли высокотехнологичных отраслей   Госзаказ, налоговые льготы, ускоренная амор­тизация, бюджетные кредиты, субсидии и субвенции, направленные в инновации.  
Увеличение удельного веса экспортоориентированных отраслей   Таможенные тарифы и акцизы, лицензирование, сертификация продукции, банковский процент, налоговые льготы, госкредиты на конкурсных принципах, ценообразование.  

9.2. Инвестиционная политика: содержание, инструменты и особенности реализации в национальной экономике

 

Экономическая теория и хозяйственная практика доказали ведущую роль инвестиций в процессах функционирования и развития национальной экономики. Учитывая, что фактические количественно структурные параметры инвестиционных процессов (табл. 9.2) и динамика их развертывания во времени формируют будущее социально-экономической системы и являются предвестниками макроэкономических изменений, их постоянному мониторингу уделяется значительное внимание.

Учитывая вышеизложенное и статистические данные, которые охватывают собственную инвестиционную историю независимой Украины (1991-2007 гг.), становится понятным, что главным препятствием на пути национальной экономики Украины к стабильному экономическому росту на принципах структурного и качественного обновления товаропроизводящей сферы выступает достаточно низкая активность процессов создания капиталов и его несовершенная отраслевая структура.

Преодоление негативных явлений и процессов в инвестиционной сфере нуждается в ведущей роли государства — субъекта регулирования инвестиционных процессов и государства — непосредственного инвестора.

 

Таблица 9.2

Основные показатели инвестиционной деятельности

 

 

 

Группа показателей   Показатели  
Абсолютные показатели (в ден. ед. за год) • валовые, чистые и реновационные инвестиции; • капиталовложение в основной капитал; • инвестиции в прирост запасов оборотных средств; • объем строительно-монтажных работ; • чистый приток капитала, в т.ч. прямые и портфельные инвестиции  
Структурные показатели • по субъектам инвестиционной деятельности или институционная структура (соотношение между государственными, частными, иностранными и общими инвестициями)  
• территориальная структура (распределение инвестиций по экономическим регионам)
• отраслевая структура (распределение инвестиций между видами экономической деятельности и отраслями промышленности)  
• по источникам финансирования инвестиций (соотношение между использованными средствами централизованных (бюджетных) источников, собственных средств предприятий, кредитов банков)  
Относительные показатели(%) • доля валовых инвестиций в ВВП (норма валового нагромождения); • доля чистых инвестиций в ВВП или ЧВП|; • доля капиталовложений в ВВП или ЧВП; • доля инвестиций инновационного характера в ВВП
Показатели эффективности • фондоотдача; • средний срок окупаемости капиталовложений; • лаг инвестиций — опоздание отдачи от инвестиций; • инвестиционный мультипликатор
Показатели динамики • абсолютный прирост; • цепной и базисный индексы роста; • средние темпы роста и прироста за определенные промежутки времени; • показатели структурной динамики

 

Инвестиционная политика — целеустремленная деятельность государства относительно установления структурных параметров инвестиционных процессов, необходимых для нормального хода расширенного воспроизводства и поддержания постоянного динамического макроэкономического равновесия.

Набор функций государства в развитой рыночной экономике должен стать базовым и для украинского государства, но должен быть скорректирован с учетом национальной экономической специфики (табл. 7.3).

Приоритетная задача инвестиционной политики Украины — обеспечить условия для накопления критической массы инвестиционных ресурсов, их регулирования, структурно количественных параметров, необходимых для выхода на траекторию стабильного экономического роста, формирования нового экологобезопасного социально инновационного типа расширенного воспроизводства.

 

Таблица 9.3

Роль государства в регулировании инвестиционных процессов: функции, принципы, инструменты

Государство как  
Субъект регулирования инвестиционных процессов   Инвестор — непосредственный субъект инвестиционной деятельности  
Функции  
• формирование правовых и институционных условий инвестиционной| деятельности субъектов ведения хозяйства; • мониторинг инвестиционного климата, оценка и прогнозирование макроэкономической инвестиционной конъюнктуры и динамика инвестиционных процессов; • содействие перестройке эффективной системы регулирования инвестиционных процессов, координация и оптимизация взаимодействия ее составляющих; • сознательное влияние на инвестиционную деятельность субъектов ведения хозяйства негосударственного сектора экономики, нацеленный на: смягчение циклических колебаний объемов инвестиций; коррекции отраслевой структуры и регионального распределения инвестиционных ресурсов по системе национальных приоритетов. • развитие общественно значащих|сфер; • развитие государственного сектора в производственной сфере; • реализация государственной инвестиционной программы  
Принципы:прогнозируемость, селективность, комплексность, последовательность, непротиворечивость тактических и стратегических задач, адекватность, адаптивность
Объекты влияния:макроэкономическая среда инвестиционной деятельности, величина финансовых ресурсов (сбережение и амортизация) и их доступность, альтернативная цена денег — реальна ставка процента, чистая ожидаемая прибыльность капитала, срок окупаемости, риск и неопределенность
Инструменты:законодательные и нормативные акты, которые регламентируют инвестиционную деятельность субъектов ведения хозяйства; система сертификации и стандартизации инвестиционных товаров; макроэкономическое прогнозирование и индикативное планирование; достоверное информационное обеспечение субъектов экономики относительно приоритетов государственной социально-экономической политики и макроэкономической конъюнктуры
преимущественно непрямые   преимущественно прямые  
•бюджетно-налоговые(уровень налогообложения, налоговые льготы, налоговые каникулы, ускорена амортизация, государственные заказы и закупки, дотации, субсидии, субвенции, льготные или беспроцентные кредиты); •денежно-кредитные(целевая эмиссия, ставка рефинансирования, обязательные резервы, операции, на открытом рынке); •протекционистские(таможенные и акцизные сборы, квотирование, лицензирование, налоги, как элемент ценообразования) • структурные изменения в государственных капиталовложениях; • динамика инвестиционной деятельности;  

 

Основными составляющими активной инвестиционной политикиявляются:

1)облегчение налогового пресса на национальных товаропроизводителей и инвесторов;

2) реструктуризация государственных расходов и повышение их эффективности относительно регулирования инвестиционных процессов;

3) осуществление мероприятий по уменьшению ставки процента по кредитам и соответствующего многоразового увеличения объемов кредитования реального сектора коммерческими банками;

4) перекрытие каналов оттока капиталов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.02 с.)