Теоретические аспекты регуляции национальных экономических систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические аспекты регуляции национальных экономических систем



 

Социально-экономические преобразования в Украине закономерно выдвинули на передний план проблему формирования национальной модели регулирования экономики. В современных условиях рыночный механизм уже не способен должным образом регулировать экономику. Развитие процессов обобществления производства и труда, осложнения отношений собственности, усиления интернационализации экономики, роста монополистических тенденций, заострения социально-экономических и глобальных проблем, привели до формирования модели, в которой рыночные регуляторы совмещаются с элементами государственного и гражданского влияния на экономику.

Концептуальные основы экономических систем:

1. Теории классического направления. Первым систематизированным теоретическим обоснованием механизма саморегулирования экономики является концепция классической школы, которая базируется на предпосылке о рациональном поведении независимо действующих экономических субъектов в условиях полной экономической свободы. Сначала в «Теории нравственных чувств» (в 1758 г.) А. Смит выделяет два вида индивидуального поведения: альтруизм и эгоизм, отмечая, что «социальные отношения могут существовать без любви и благосклонности, учреждаясь исключительно на полезности и справедливости». Отвергая определяющую роль моральных импульсов в экономической деятельности, хотя и не отрицая их влияния на социализацию человеческих действий вообще, уже в «Богатстве народов» (в 1776 г.) ученый сосредоточивает внимание на действии исключительно эгоистичных стимулов, которые с помощью «невидимой руки» могут заставить индивидов вести себя так, чтобы получить желаемый социальный эффект. «Преследуя свои собственные интересы, индивид часто более действенно служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно пытается этого достигать», — утверждает А. Смит.

Государству при таких условиях отводится роль обеспечения безопасности и правопорядка, включая защиту частной собственности. «Для того чтобы поднять страну из самой низкой степени варварства к наивысшей степени благосостояния, нужные лишь мир, легкие налоги и терпимость, в управлении, — все другое обеспечит естественное движение речей».

Найдя движущую силу развития экономики в самой экономике, Смит предпринял решительный шаг к пониманию экономики как самостоятельной и самодостаточной сферы общества, которая действует по своим законам и владеет собственными организующими элементами, основным из которых является рынок. При таких условиях в системе рыночной конкуренции отпадает необходимость апеллирования к этике, политике и праву. Механизм конкуренции выполняет функцию согласования экономических интересов, и именно этот механизм спонтанного развития является «невидимой рукой» рыночной регулирования.

2. Марксизм. Согласно марксистским теориям, определяющая роль в процессе развития общества принадлежит производительным силам и производственным отношениям, которые формируют его экономический базис. Совокупность политических, правовых, религиозных, морально-этических отношений, а также учреждений и организаций, через посредничество которых они реализуются, составляют надстройку. Она может стимулировать или тормозить развитие, однако главной его движущей силой является экономический базис, способ производства. Причем в самом способе производства основной движущей силой есть классы, классовая борьба, которая превращает внутренние противоречия в реальный источник общественных изменений.

3. Неоклассицизм и институционализм. Используя принцип невмешательства государства в экономику, неоклассики исследовали исключительно рыночный механизм установления равновесия между производством и потреблением. Но такой подход оказался нереалистичным.

Вместе с развитием обобществления производства, концентрации и централизации капитала, усилением монополистических тенденций и нестабильности, состоялись принципиальные изменения в механизме функционирования экономики, которые отображались в усилении сознательного регулирования со стороны государства. Весь постклассический период развития экономической теории характеризуется отказом от абстрактных схем рыночного равновесия и переходом к исследованию реальной экономики, в которой рынок функционирует в условиях влияния на него экзогенных факторов.

Разные школы и направления уже не могли оставить без внимания сферу влияния на рыночные процессы, наделяя, регулирующие структуры разной степенью вмешательства. Так появилось многообразие теорий — от идей крайнего либерализма о невмешательстве государства в рыночный механизм к концепциям создания централизованно-плановых экономик.

Первую попытку переосмысления взглядов на регулирующих силы рынка мы находим в работах представителей исторической школы. Ее представители отрицали диалектический характер общественного развития и признавали лишь его эволюционную форму, акцентируя на роли духовности, культуры, традиций в формировании национальной модели регулирования.

Здесь стоит вспомнить «контр-теорию» производительных сил Ф. Листа, который причислял к данной категории такие общественные институты, как правительство, моральный дух нации, искусство, суд, и считал, что необходимо продуцировать духовные знания, поскольку они производят производительные силы, с помощью которых можно создавать материальные блага.

Своеобразным поворотом немецкой экономической науки от исторической школы к новому методологическому подходу в анализе развития регулирующих сил общества стали работы представителя школы В. Ойкена, в которых была сформирована теория хозяйственного порядка. Исходным пунктом данной теории является положение о том, что не идеология и производственные отношения, а принципы, и правила ведения хозяйства и экономического управления отличают одну экономическую систему от другой. Для того чтобы эти элементы хозяйственной деятельности сложились в систему, необходимым является механизм благоустройства, сила, которая способна зафиксировать и поддержать выполнение правил игры. Такой силой является государство и другие институты.

Для современного институционализма характерным является исследование экономического поведения субъектов общественного развития в условиях не ресурсных, а институционных ограничений. Институционная теория отмечает, что институты возникают на основе человеческих инстинктов и наиболее простых потребностей. Наиболее устойчивые институты фиксируются в традициях, неформальных нормах. На этой основе возникают общественные организации.

Примерами теорий системной трансформации являются общеизвестные концепции стадий экономического роста В. Ростоу, индустриального и постиндустриального общества (Д. Белл, Е. Тоффлер), техноструктуры (Дж. К. Гелбрейт), информационного общества (Г. Арон, А. Туроу, Же. Фурастье, М. Кастельс). Эти теории базируются на технологическом детерминизме, не отрицая определенное влияние на экономический рост социокультурных факторов.

 

7.2. Факторы оптимизации экономического регулирования

 

Теория и практика свидетельствуют, что не может существовать эффективной, основанной на современных научно-технических достижениях социально ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Однако масштабы государственной регулирования, его конкретные формы и методы существенно отличаются в разных странах.

Поскольку в основе механизма рыночного саморегулирования находятся действия рациональных индивидов, направленные на максимизацию полезности или прибыли, то данный механизм срабатывает в направлении реализации только выгодных «проектов». Невыгодные в плане доходности сферы деятельности остаются вне действия рынка. И если они порождают социально-экономические проблемы для общества, то возникает потребность в их сознательной коррекции. Следовательно, в меру выявления проблем, с которыми не справляется рынок, расширяются и функции государства.

Такой подход к определению функций государства в экономике не может считаться конструктивным. Прежде всего, следует отметить, что «невидимая рука рынка» и «регулирующая рука государства» в действительности не является антиподами. Современное общество является сложной системой, в которой отдельные элементы формируются и функционируют как за счет самоорганизации, так и сознательной организации.

Следовательно, регулирование и саморегулирование в любом случае не можно противопоставлять, поскольку в современных условиях развития экономики они не исключают, а дополняют друг друга. Система государственной регулирования экономики не вытесняет рынок, а развивается вместе с ним, присоединяется к нему, видоизменяя тем самым механизм общественной координации экономических интересов.

Одним из определяющих факторов, которые влияют на установление того или иного сочетания механизмов саморегулирования, государственного и гражданского регулирования в каждой конкретной экономике, являются экономические условия развития страны в определенный исторический период (уровень производительных сил, структура экономики, степень развитости рыночных отношений).

Экономические факторы определяют и приоритетное использование тех или других форм экономической политики. Так, акцент на подавляющее применение бюджетных рычагов влияния на экономику в кейнсианской модели обусловили два обстоятельства. Во-первых, резкое увеличение со времени «Большой депрессии» федерального бюджета США абсолютно и относительно ВВП страны. Во-вторых, крах исключительно денежной регулирования конъюнктуры в данный период. Отказ от бюджетных рычагов в консервативной модели, напротив, был вызван их неэффективностью в условиях усиления инфляции и стремительного роста бюджетных дефицитов, которые сохранялись даже в период перехода экономики в фазу подъема.

Экономические факторы, которые вызывают наличие тех или других форм влияния на экономику, в реальной действительности совмещаются с действием социальных факторов.

Кроме рассмотренных социально-экономических факторов, которые определяют модель регулирования национальной экономики, значительную роль в ее формировании играют и такие выработаны в течение многих поколений элементы, как состояние общественного сознания, культура, религия, господствующие морально-этические нормы и ценности, и тому подобное. Они осуществляют значительное влияние на характер экономического развития и, в итоге, определяют национальную специфику модели рыночной экономики.

Так, успешное функционирование японской модели, которая допускает всеобъемлющее вмешательство государства почти во все стороны общественной жизни, стало возможным только благодаря особенным национальным чертам японцев, таким как склонность к согласованным действиям на всех уровнях — от индивидуального к общественному, присущий нации коллективизм.

С другой стороны, в модели экономики США, психология свободного предпринимательства и индивидуализма является определяющим фактором сведения к минимуму государственного вмешательства в экономику. Достаточно развитая демократия, которая гарантирует волю каждому в плане защиты его интересов с помощью законов, является надежным гарантом против возможного государственного подавления частных интересов.

При конкретном соединении факторов формирования той или другой модели регулирования, доля государства и рынка в этих моделях никогда не была четко определенной. Даже в достаточно либеральных национальных моделях, где регулирующее влияние государства было возведено к необходимому минимуму, имели место периоды усиления роли государства. И, напротив, жестко централизованные экономические системы «допускали» в свой механизм регулирования рыночную стихию. И в первом, и во втором случаях экономическая система только выигрывала.

 

7.3. Системные функции государства и особенности экономического регулирования в Украине

 

Государство как особенная подсистема общества для поддержания его цельности должна отображать интересы всех слоев общества с целью недопущения нарушения равновесия, на микро- и макроуровнях экономики, которые, разрастаясь, могли бы привести к разрушению системы в целом. С другой стороны, как самостоятельная подсистема, государство само является определенной цельностью, которая может развиваться независимо от общества. На основе этих особенностей рассмотрим функции государства по отношению к экономике.

В качестве представителя всех граждан страны государство с помощью законодательной, исполнительной и судебной власти структурирует и согласовывает интересы всех членов общества и социальных групп. Это проявляется в поддержании правопорядка и регламентации взаимоотношений с другими государствами от имени и в интересах самих граждан, то есть в реализации общенациональных интересов. Государство формирует правовые границы функционирования экономики и гарантирует их выполнение.

Вместе с тем, государство поддерживает существующие экономические отношения и рынок как основную форму связи между хозяйствующими субъектами, а также главное условие существования рынка — конкуренцию.

Поддерживая рыночную форму связи, государство должно учитывать и компенсировать внешние эффекты рынка (экстерналии). Последние – связаны с экономическими трансакциями расходы (выгоды), которые несут (получают) не продавцы или потребители, а лица, которые непосредственно не принимают участие в заключенных соглашениях. Примером таких внешних эффектов может служить загрязнение окружающей среды, которое сопровождает процессы производства и потребления продукции. Поэтому важной функцией государства является управление такими потерями или выгодами с целью как поддержания рыночных стимулов у экономических агентов, так и обеспечения национальных интересов.

Аргументы в интересах усиления регулирующих функций государства в украинском обществе находятся в плоскости исторических и национальных особенностей страны, для которой были присущие традиции сильной государственности, этому способствовали:

1.Исторически длительное время существование коллективистских образований.

2.Христианская религия и в дальнейшем, как не парадоксально, коммунистическая идеология.

3. Инертность экономического мышления. Плановая система командной экономики и долговременное ограничение возможностей использования права экономического выбора сформировали особенный тип общественного сознания, для которого характерны пассивность, несостоятельность к осуществлению самостоятельной деятельности, надежды на всемогущество государственной власти.

Следует также признать, что современное переходное общество в нашей стране является неоднородным по своей социальной структурой. К власти приходят представители разных социальных слоев и выражают в первую очередь собственные интересы. Они не всегда совпадают с общественными. Изучая основные черты украинского общества, исследователи отмечают неразвитость в нем институтов гражданского общества и его построение на принципах олигархической клановости. Частные, корыстные группы олигархов всяческими способами деформируют государственную политику в интересах собственного обогащения.

При таких условиях необходимо с помощью общественных механизмов противодействовать угрозам бюрократизации государственного аппарата, заострению политических противоречий, которые возникают между интересами, программами и действиями разных партий и социальных групп. Поэтому принципиально важным для переходного периода является сочетание реформ в экономической и политической сферах. В конце концов только демократия позволит создать эффективную модель социально-экономического развития.

 

7.4. Политико-правовые аспекты регулирования национальной экономики

 

Базовой составляющей механизма регулирования национальной экономики Украины является рыночное саморегулирование. Невзирая на известные изъяны рыночных превращений в Украине, начинают работать классические предпосылки товарно-денежных отношений — общественное разделение труда, постепенный переход от формального к реальному отделению товаропроизводителей и появление в национальной экономике сектора международного товарного производства.

В процессе эволюции рыночного саморегулирования национальной экономики все больше оказываются его недостатки. В первую очередь, это несостоятельность преодолеть длительный экономический кризис. За годы экономического кризиса в Украине (1991-1999 гг.) ее ВВП сократился на 59,2%, объемы промышленного производства — на 48,9%. Реальная заработная плата уменьшилась в 3,84 раза, а реальны выплаты пенсий — в 4 раза. Уменьшился индекс человеческого развития и законсервировался показатель качества жизни. Накоплены диспропорции в развитии разных рынков. Пока еще не сформировано единственное рыночное пространство национальной экономики, которая приводит к экономической обособленности регионов, роста противоречий, между ними.

Вхождение Украины в межхозяйственные процессы характеризуется отрицательной результативностью: отток отечественного капитала за границу превышает иностранные инвестиции в национальную экономику. Такая ситуация выгодна заграничным партнерам национального производителя, которые получают энерго-сырьевые, трудовые и другие ресурсы, оставляя за собой лидерство в отраслях высокой переработки и технологий.

Поскольку отечественная национальная экономика приобрела признание как рыночная, формируются механизмы ее государственного регулирования. Основным его субъектом является государство, наделенное экономической и политической властью. В Украине деление полномочий между разными ветвями власти определяется Конституцией Украины. В соответствии с ней главой государства является Президент Украины, законодательную власть осуществляет Верховная Рада, исполнительную — Кабинет Министров, министерства и ведомства, местные государственные администрации. Судебную власть осуществляют Конституционный Суд Украины, общие и арбитражные суды. Круг субъектов государственной регулирования расширяется институтами, которые имеют межгосударственный характер (ЕС, СНГ). Национальные органы власти на основе межправительственных соглашений делегируют им часть своих управленческих полномочий.

Обоснование долгосрочных мероприятий государственной регулирования обеспечивает прогнозирование. Становление системы национальных прогнозов в Украине еще не завершено. Реальной является разработка прогнозов экономического и социального развития Украины на отдаленные, долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные перспективы. Они прорабатываются, исходя из анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, внешнеэкономического положения Украины, имеющихся природных ресурсов, социальной структуры общества, а также принятой стратегии экономического развития.

Разработкой прогнозов экономического и социального потенциала Украины занимаются Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Украины, НАН Украины, и другие научные центры. Результаты прогнозов экономического и социального развития Украины и прогнозов конъюнктуры рынка используются во время принятия органами законодательной и исполнительной власти решений из экономической политики и во время разработки индикативных планов.

Среди разнообразных форм планомерности (директивной, индирективной, регулятивной, индикативной, стратегической) индикативная форма доминирует в ведущих странах мира. Начиная с 1995 года, в Украине применяется индикативное планирование, суть которого заключается в разработке Государственной программы экономического и социального развития Украины (ДПЭСР). Такая ежегодная программа содержит: 1) характеристику социально-экономического положения, которое сформировалось на начало реализации программы; 2) целевые макроэкономические показатели в завершение каждого квартала, задание в сфере макроэкономической политики; 3) систему государственных мероприятий с выделением конкретных предложений относительно реформирования базовых отраслей промышленности и определения темпов и исполнителей.

Программа содержит: 1) анализ социально-экономического развития; 2) влияние ожидаемых изменений; 3) цели и приоритеты; 4) мероприятия реализации, сроки, исполнители; 5) основные макроэкономические показатели; 6) перечень государственных целевых комплексных программ; 7) показатели развития государственного сектора.

Например, ДПЭСР Украины на 2008 год разработанная на выполнение ЗУ «О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины» от 23.03.2000 № 1602, Постановления КМУ от 26.04.2003 г. № 621 «О разработке прогнозных и программных документов экономического и социального развития и составления проекта Государственного бюджета», Декларации целей и задач бюджета на 2008 год (Бюджетной декларации), одобренной Постановлением Кабинета Министров Украины от 01.03.2007 № 316.

В Программе на 2009 год Кабинет Министров Украины определил такие цели экономической политики: повышение качества жизни граждан; обеспечение повышения конкурентоспособности национальной экономики как основы экономического роста; обеспечение национальной (экономической, энергетической, продовольственной, экологической) безопасности страны.

В соответствии с определенными целями сформированы приоритеты развития в разных сферах экономики. Государственная политика предусматривает такие приоритеты перестройки эффективного промышленного сектора: формирование инфраструктуры по поддержке инноваций, реализацию государственных программ промышленной модернизации; обеспечение предприятий высококвалифицированными кадрами, повышение конкурентоспособности продукции; стимулирование инвестиций в новые технологии, в частности энерго- и ресурсосберегающие; поддержку кредитной политики, направленной на долгосрочное инвестиционное кредитование при участии государства, повышения качества рабочей силы и производительности труда.

Политика Правительства в финансово бюджетной сфере должна быть направлена на обеспечение перехода от фискальной к стимулирующей функции налоговой системы; сбалансированности бюджетной системы; содействие развитию финансовых рынков путем усовершенствования их правовой базы.

Денежно-кредитная политика призвана обеспечить поддержание такой динамики монетарных агрегатов, которая бы удовлетворяла спрос экономики на деньги и в то же время не создавала угрозы ценовой стабильности.

Потребность в инвестициях должна удовлетворяться благодаря применению механизмов государственной поддержки инновационной и инвестиционной деятельности, а также за счет роста объемов кредитования реального сектора экономики коммерческими банками и последующей перестройки институтов небанковского сектора как источника внутренних инвестиционных ресурсов. В целом, доля валового накопления основного капитала в ВВП должна составлять около 25%, что выше, чем в развитых странах ЕС (в среднем 20%).

Приоритетами социальной политики должны быть постепенное приведение государственных минимальных социальных гарантий (минимальной заработной платы) к прожиточному минимуму, повышение размера пенсий, объемов помощи, малообеспеченным слоям населения, которое должно существенно повлиять на рост доходов и повышение жизненного уровня населения.

Государственная политика регионального развития должна способствовать активизации ресурсного потенциала регионов как основы укрепления их социально-экономической сферы (устранения основных региональных диспропорций; реформирование местных бюджетов; выполнение программ преодоления депрессивности территорий).

Основой гражданского регулирования является гражданское общество. По данным Центра инноваций и развития, на 1 июля 2007 года в Украине зарегистрировано 52 693 общественных организаций (ГРО) и их ячеек, 15 867 политических партий и их ячеек, благотворительных организаций, — 10705, религиозных организаций — 20186, профсоюзов и их объединений — 18 960, кредитных союзов — 982, потребительских обществ — 5480, союзов потребительских обществ — 473, объединений совладельцев многоквартирных домов — 6003. По состоянию на 1 января 2007 года Министерством юстиции Украины зарегистрировано 1791 Всеукраинскую ГРО, из них профессиональных союзов и их объединений — 114; объединений организаций работодателей — 9; национальных и дружественных связей — 137; молодежных организаций — 153; детских организаций — 13; женских организаций — 45; объединений ветеранов и инвалидов — 77; профессиональной направленности — 412; объединений охраны природы — 56; объединений охраны памятников истории и культуры — 3; оздоровительных и физкультурно-спортивных объединений — 332; из защиты населения от последствий аварии на ЧАЭС — 36; научно-технических обществ, творческих объединений, — 153; образовательных, культурно-воспитательных объединений — 168.

Большинство общественных организаций расположено в Киеве — 14% от всех зарегистрированных, Днепропетровске — 8,6%, Донецке — 8,5%, Львовской области — 7,1% и Автономной Республике Крым — 7,1%.

В восточном регионе Украины много общественных организаций работают с детьми и молодежью и в сфере гражданского образования. Гораздо меньше ГРО направляют собственную деятельность на права человека, политику, законодательство, государство. Совсем мало неправительственных организаций Восточного региона вовлечено в решение социальных вопросов. Подавляющее большинство организаций, которые работают в сфере политики, законодательства, государства, прав человека, сосредоточено в центральной части Украины. Западный регион Украины представлен преимущественно теми ГРО, которые решают социальные вопросы на основе традиционных мероприятий. Наиболее распространенным видом их деятельности является защита интересов и их лоббирование (42%), тренинги и консультирования (41%), распространения информации (35%) и просветительская деятельность (34%).

Самыми численными и структурированными объединениями граждан Украины являются профсоюзы, которые, по данным Министерства труда и социальной политики, объединяют около 23,5 млн. лиц. Регулирующий влияние профсоюзного движения в национальной экономике Украины способный охватить все регионы, отрасли экономики, формы собственности и ведения хозяйства. Самым влиятельным в Украине профобъединениями является Федерация профсоюзов Украины (ФПУ), созданная в 1990 г. как правопреемник Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦРПС). В состав ФПУ входят свыше трех четвертей членов профсоюзов. В то же время активно развиваются независимые и, молодежные профсоюзы (Первый студенческий Украинский профсоюз — Продвижение, Студенческий профсоюз «Прямое действие»), женские профсоюзы (Всеукраинский профсоюз сельских женщин агропромышленного комплекса Украины).

С целью стабилизации экономической жизни страны, уменьшения социального напряжения, в обществе, формирование общих консолидированных мероприятий в стратегической перспективе с 2008 г. разрабатывается Национальная концепция развития гражданского общества в Украине (до 2007 г. называлась «Доктрина гражданского общества»). Главная цель Концепции — содействие развитию гражданского общества в Украине путем определения стратегических и тактических заданий общественности в этой отрасли, направлений, принципов, средств, ресурсов, объектов, субъектов и механизмов их реализации. Субъектами гражданского общества определяются такие группы: общественные организации; политические партии, движения; СМИ; трудовые коллективы; профсоюзы; церковь; самоуправляющиеся территориальные общества. Основные направления Концепции: общественно-политический, экономический, правовой, социальный, научно-инновационный, образовательный, культурологический, информационный, медико-экологический, организационный, религиозно-клерикальний, семейный. На базе этой Концепции предлагается разрабатывать ежегодные общественные, государственные и общественно-государственные программы действий на национальном уровне.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Что влияет на формирование национальной модели регулирования?

2. Какова сущность теорий классического направления?

3. Какова сущность марксизма?

4. Какова сущность неоклассицизма и институционализма?

5. Что собой представляет теория хозяйственного порядка?

6. Какие факторы влияют на оптимизацию экономического регулирования?

7. Какие системные функции выполняет государство?

8. В чем особенности экономического регулирования в Украине?

9. Каковы политико-правовые аспекты регулирования национальной экономики?

 

Литература: [5, 8, 9, 11, 12].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.037 с.)