Резервы увеличения прибыли и рентабельности предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Резервы увеличения прибыли и рентабельности предприятия



 

Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения вне реализационных убытков, совершенствование структуры производимой продукции. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный.

На первом этапе выделяют и количественно оценивают резервы; на втором разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением.

При подсчете резервов роста прибыли за счет возможного роста объема реализации используются результаты анализа выпуска и реализации продукции[43].

Сумма резерва роста прибыли за счет увеличения объема продукции рассчитывается по формуле:

, (22)

где:

- резерв роста прибыли за счет увеличения объема продукции;

Пi - плановая сумма прибыли на единицу i-й продукции;

РПki - количество дополнительно реализованной продукции в натуральных единицах измерения.

Если прибыль рассчитана на рубль товарной продукции, сумма резерва ее роста за счет увеличения объема реализации определяется по формуле:

, [44] (23)

 

где:

PV - возможное увеличение объема реализованной продукции, руб.;

П - фактическая прибыль от реализации продукции, руб.;

V - фактический объем реализованной продукции, руб.

Сопоставление возможного объема продаж, установленного по результатам маркетинговых исследований, с производственными возможностями предприятия позволяет спрогнозировать увеличение объема производства и реализации продукции ООО "Альянс" на 5% в следующем году.

Рассчитаем резерв увеличения прибыли за счет увеличения объема выпуска и реализации продукции ООО "Альянс" по формуле (23).

Имеем:

PV =4434,6 тыс. руб. * 5% = 221,7 тыс.руб.

П = 267, 4 тыс.руб.

V = 3603,1 тыс.руб.

РП(V) = 221,7 х (267,4/3603,1) = 16,4 тыс.руб.

Таким образом, увеличив объем выпуска продукции на 5%, рассматриваемое нами предприятие увеличит свою прибыль на 16,4 тыс. руб.

Важное направление поиска резервов роста прибыли - снижение затрат на производство и реализацию продукции, например, сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации основных фондов и других расходов.

Для выявления и подсчета резервов роста прибыли за счет снижения себестоимости может быть использован метод сравнения. В этом случае для количественной оценки резервов очень важно правильно выбрать базу сравнения. В качестве такой базы могут выступать уровни использования отдельных видов производственных ресурсов: плановый и нормативный: достигнутый на передовых предприятиях: базовый фактически достигнутый средний уровень в целом по отрасли: фактически достигнутый на передовых предприятиях зарубежных стран.

Методической базой экономической оценки резервов снижения затрат овеществленного труда является система прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по видам затрат сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, нормативов использования производственных мощностей, удельных капитальных вложений, норм и нормативов в оборудовании и др.

При сравнительном методе количественного измерения резервов их величина определяется путем сравнения достигнутого уровня затрат с их потенциальной величиной[45]:

, [46] (24)

где:

- резерв снижения себестоимости продукции за счет i-го вида ресурсов;

- фактический уровень использования i-го вида производственных ресурсов;

- потенциальный уровень использования i-го вида производственных ресурсов.

Обобщающая количественная оценка общей суммы резерва снижения себестоимости продукции производится путем суммирования их величины по отдельным видам ресурсов:

, (25)

где:

- общая величина резерва снижения себестоимости продукции;

- резерв снижения себестоимости по i-му виду производственных ресурсов.

Если анализу прибыли предшествует анализ себестоимости продукции и определена общая сумма резерва ее снижения, то расчет резерва роста прибыли производится по формуле:

, (26)

где: - резерв увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции;

- возможное снижение затрат на рубль продукции;

V - фактический объем реализованной продукции за изучаемый период;

PV - возможное увеличение объема реализации продукции.

Затраты на производство и реализацию произведенной продукции в целом и по статьям за отчетный год (фактически и по плану), а также за предшествующий год представлены в таблице 11.

 

Таблица 11

Затраты на производство и реализацию продукции.

Статьи затрат 2010 г. тыс.руб. 2011 г. тыс.руб.
план факт
Сырье и материалы 1423,4 1563,0 998,6
Транспортно-заготовительные расходы 36,8 63,0 38,8
Заработная плата производственных рабочих (основная и дополнительная) 2129,0 2329,0 2270,0
Отчисления на социальные нужды 723,9 792,0 771,8
Амортизация основных фондов 159,2 181,0 181,0
Прочие производственные расходы 99,8 106,0 130,3
Производственная себестоимость продукции 4572,1 5034,0 4045,4
Управленческие расходы 135,4 110,0 97,8
Коммерческие расходы 35,1 44,0 24,0
Полная себестоимость продукции 4742,6 5188,0 4167,2

 

В 2011 г. затраты сократились в сравнении с планом на 1020,8 тыс.руб. в связи со снижением фактического объема производства продукции, работ., в том числе за счет снижения по статье «Сырье и материалы» на 564,4 тыс.руб., «Транспортно-заготовительные расходы» на 24,2 тыс.руб., «Управленческие расходы», «Коммерческие расходы» на 12,2 тыс.руб. и 20 тыс.руб. соответственно, «Заработная плата» - на 59 тыс.руб., а «Отчисления на социальные нужды» - на 20,2 тыс.руб. В то же время «Прочие производственные расходы» возросли на 24,3 тыс.руб.

Для того, чтобы затраты на производство и реализацию продукции по статьям привести в сопоставимый вид, пересчитаем их на 1 рубль произведенной и реализованной продукции, используя формулу:

(27)

Таблица 12

Затраты на 1 рубль товарной продукции

Статьи затрат 2010 г., коп. 2011 г., коп.
план факт
Выручка-нетто, тыс.руб. 5233,9 5500,0 4434,6
Сырье и материалы 27,2 28,4 22,5
Транспортно-заготовительные расходы 0,70 1,1 0,9
Заработная плата производственных рабочих (основная и дополнительная) 40,7 42,3 51,2
Отчисления на социальные нужды 13,8 14,4 17,4
Амортизация основных фондов 3,0 3,3 4,1
Прочие производственные расходы 1,9 1,9 2,9
Производственная себестоимость продукции 87,4 91,5 91,2
Управленческие расходы 2,6 2,0 2,2
Коммерческие расходы 0,7 0,8 0,5
Полная себестоимость продукции 90,6 94,3 94,0

 

Как показывают данные таблицы 12, существуют резервы снижения себестоимости продукции за счет уменьшения затрат на заработную плату, отчислений на социальные нужды, прочих производственных и управленческих расходов (расходы на амортизацию уменьшить предприятие не может).

Возможное снижение затрат на рубль товарной продукции равно:

(51,2 + 17,4 + 2,9 + 2,2) – (42,3 + 14,4 + 1,9 + 2) = 13,1 коп. = 0,131 руб.

Затраты на рубль товарной продукции в 2011 году составили 0,94 руб. снижение этой суммы на 0,131 руб. позволит увеличить сумму прибыли. Рассчитаем резерв увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости:

Рпс = 0,131 х (4434,6 + 221,7) = 610 тыс.руб.

А это в свою очередь повысит рентабельность продаж.

Фактическая рентабельность продаж в 2011 г. составила 6,03%.

Возможная рентабельность продаж при снижении на 0,131 руб. затрат на рубль реализованной продукции составит:

(267,4 + 610)/(4434,6 + 221,7) х 100% = 18,8%, т.е на 12,77% больше.

Обобщим все выявленные резервы роста прибыли (табл. 13).

Таблица 13

Обобщенные резервы увеличения суммы прибыли

Источник резервов Резервы увеличения прибыли, тыс.руб.
Увеличение объема продаж 16,4
Снижение себестоимости продукции 610,0
Итого: 626,4

 

Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции является увеличение суммы прибыли от реализации продукции, снижение себестоимости товарной продукции. Для подсчета резервов увеличения рентабельности продаж может быть использована следующая формула:

,[47] (28)

где: - резерв роста рентабельности;

- рентабельность возможная;

- рентабельность фактическая;

- фактическая сумма прибыли;

- резерв роста прибыли от реализации продукции;

- возможная себестоимость продукции с учетом выявленных резервов;

- фактическая сумма затрат по реализованной продукции.

Возможная сумма затрат на рубль товарной продукции:

0,94 – 0,131 = 0,809 руб.

Умножим эту сумму затрат на возможный объем товарной продукции выраженный в ценах реализации (4656,3 тыс. руб.), получим значение суммы возможной себестоимости:

тыс. руб.

Подставив все известные данные в формулу (28) вычислим резерв увеличения рентабельности производственной деятельности ООО "Альянс" за счет названных выше факторов:

 

= 23,7 – 6,4 = 17,3%

Таким образом, при увеличении объема производства и реализации продукции на 5%, снижении на 0,131 руб. затрат на рубль товарной продукции ООО "Альянс" получит дополнительную прибыль в сумме 626,4 тыс. руб. и увеличит рентабельность производства (окупаемость затрат) на 17,3%.

Выводы

В данной дипломной работе предлагается следующее для оптимизации налоговых платежей и, следовательно, для увеличения суммы конечного финансового результата – чистой прибыли предприятия:

Основная идея оптимизации в том, чтобы заменить страховые взносы выплатами учредителям. То есть вместо того чтобы платить от фонда оплаты труда (ФОТ) сотрудников 34% во внебюджетные фонды, мы вводим этих сотрудников в состав участников, при этом оставляя их по-прежнему работниками компании.

В виде заработной платы сотрудника оставляем какую-то маленькую сумму, с которой будут платиться эти 34%. Она должна соответствовать уровню регионального прожиточного минимума. Оставшаяся сумма сотрудникам выплачивается в виде дивидендов.

С выплачиваемых дивидендов предприятием взносы не платятся. Вместо 34% на ОСНО придется заплатить налог на прибыль 20%, на УСНО с налоговой базой "доходы минус расходы" придется заплатить 15%, на УСНО с налоговой базой "доходы" (ставка налога 6%) и на ЕНВД база для начисления страховых взносов отсутствует - т.е. предприниматель вместо 34% ничего не должен будет платить.

Далее было предложено преобразование ООО «Альянс» в кооператив. Чем меньше кооператив, тем он более мобилен. Если его можно уменьшить до кооператива с оборотами не более 60 млн руб. в год (а в ООО «Альянс» он менее 60 млн. руб.), то этот кооператив подпадет под УСНО, и, используя УСНО 15%, можно добиться существенной налоговой экономии.

Как известно, приобретая основное средство, фирма учитывает его на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". Одновременно на нем накапливаются некоторые другие затраты, связанные с приобретением: доставка, вознаграждение рабочим, отчисления на социальные нужды, информационные услуги и т.д. Затем, когда все расходы сформированы, их переносят на счет 01 "Основные средства". Исходя из этой суммы, начисляют налог на имущество и высчитывают амортизацию.

Такой учет для компании не всегда выгоден. Выход можно найти, воспользовавшись статьей 264 Налогового кодекса. В том случае, если бухгалтер отнесет перечисленные расходы к категории прочих, связанных с производством и реализацией, их величину можно списать в себестоимость сразу. Кроме того, будет ниже налог на имущество. Если ООО «Альянс» воспользуется этим предложением при учете купленного станка в 2011 г., оно может сэкономить на налогах 9139 руб.

Добиться более равномерного учета расходов с начала налогового периода, а также увеличить расходы и, соответственно, снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль налогоплательщик может за счет создания различных резервов. Нами предложено создание следующих резервов: по сомнительным долгам и резерва на оплату отпусков. Создание резервов позволит снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Сопоставление возможного объема продаж, установленного по результатам маркетинговых исследований, с производственными возможностями предприятия позволяет спрогнозировать увеличение объема производства и реализации продукции ООО "Альянс" на 5% в следующем году. Увеличив объем выпуска продукции на 5%, рассматриваемое нами предприятие увеличит свою прибыль на 16,4 тыс. руб.

Важное направление поиска резервов роста прибыли - снижение затрат на производство и реализацию продукции, например, сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации основных фондов и других расходов.

При увеличении объема производства и реализации продукции на 5%, снижении на 0,131 руб. затрат на рубль товарной продукции ООО "Альянс" получит дополнительную прибыль в сумме 626,4 тыс. руб. и увеличит рентабельность производства (окупаемость затрат) на 17,3%.

 

 

заключение

Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективной их работы. Результаты производственной, коммерческой, финансовой и других видов хозяйственной деятельности зависят от разнообразных факторов, находящихся в разной степени связи между собой и итоговыми показателями.

Их действие и взаимодействие различны по своей силе, характеру и времени. Причины или условия, порождающие эти факторы, также различны. Не вскрывая и не оценивая направление, активность и время их действия, нельзя обеспечить эффективность управления. Качественно выполнить эту сложную работу можно только с помощью комплексного анализа хозяйственной деятельности, отвечающего современным требованиям развития рыночной экономики.

Прибыль как экономическая категория характеризует финансовый результат экономической деятельности предприятия. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объём и качество произведённой продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем, прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчёта, интенсификацию производства при любой форме собственности.

В условиях рыночной экономики получение максимальной суммы прибыли является целью любого производства, так как прибыль – основной источник пополнения фондов накопления, социальной сферы, инвестиций, оборотных средств и т.д. В прибыльной работе предприятий заинтересовано общество, поскольку именно прибыль обеспечивает платежи в бюджет многих налогов.

Таким образом, прибыль (и ее относительная модификация — рентабельность) обрела важнейшую, ведущую роль в новом хозяйственном и финансовом механизме управления социально-экономическим развитием.

Во второй главе был проведен анализ основных финансовых результатов ООО «Альянс» за 2010-2011 гг.

Анализируя основные технико-экономические показатели деятельности предприятия за период 2010-2011 годы, можно сделать следующие выводы: чистая выручка от реализации продукции снизилась на 15,27%, а себестоимость снизилась всего на 11,52%, что явилось отрицательным фактором, так как темпы снижения выручки выше темпов снижения себестоимости (15,27% и 11,52%, соответственно).

Снижение коммерческих и управленческих расходов на 11 073 руб. и 37 658 руб. соответственно, что связано с уменьшением объема работ.

Прибыль до налогообложения снизилась на 57,80%, а чистая прибыль уменьшилась на 60,11% в 2011 г. по сравнению с 2010 г.

Снижение численности рабочих предприятия при снижении объемов производства (последствия финансового кризиса) привело к снижению производительности труда на 32,3 тыс.руб./чел или на 6,8%.

О снижении эффективности деятельности предприятия свидетельствует снижение рентабельности продаж на 3,4%, рентабельности издержек - на 3,6%, фондорентабельности - на 15,12%.

К положительным факторам, повлиявшим на формирование прибыли от продаж, можно отнести повышение цен на +532 152 руб. (их влияние на прибыль от продаж составило +237,75%). Отрицательным фактором явилось снижение физического объема реализованных товаров, продукции, работ, услуг на 255 923 руб. (влияние данного фактора на прибыль от продаж - 114,34%), а также рост себестоимости продукции (её отрицательное влияние составило 223,41%).

Главным отрицательным фактором, повлиявшим на снижение прибыли до налогообложения, явились прочие расходы, отрицательное влияние которых возросло на 38,16%.

Рентабельность продаж увеличилась на 12,98% в связи снижением себестоимости на 575 478 руб., но снизилась на 3,36% в связи со снижением выручки, что является резервом роста относительного показателя прибыльности предприятия.

В третьей главе дипломной работы рассчитаны резервы роста прибыли и рентабельности. По результатам расчета резервов можно сделать следующие выводы:

Сопоставление возможного объема продаж, установленного по результатам маркетинговых исследований, с производственными возможностями предприятия позволяет спрогнозировать увеличение объема производства и реализации продукции ООО "Альянс" на 5% в следующем году. Увеличив объем выпуска продукции на 5%, рассматриваемое нами предприятие увеличит свою прибыль на 16,4 тыс. руб.

Важное направление поиска резервов роста прибыли - снижение затрат на производство и реализацию продукции, например, сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации основных фондов и других расходов.

При увеличении объема производства и реализации продукции на 5%, снижении на 0,131 руб. затрат на рубль товарной продукции ООО "Альянс" получит дополнительную прибыль в сумме 626,4 тыс. руб. и увеличит рентабельность производства (окупаемость затрат) на 17,3%.

Затраты на рубль товарной продукции в 2011 году составили 0,94 руб. снижение этой суммы на 0,131 руб. позволит увеличить сумму прибыли. Резерв увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости составит 610 тыс.руб. А это в свою очередь повысит рентабельность продаж на 12,77% по сравнению с фактом 2011 г.

Добиться более равномерного учета расходов с начала налогового периода, а также увеличить расходы и, соответственно, снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль налогоплательщик может за счет создания различных резервов. ООО "Альянс" в целях налогообложения использует метод начисления. Предлагаем предприятию Учетной политикой организации и в бухгалтерском и в налоговом учете закрепить создание резерва по сомнительным долгам и резерва на оплату отпусков. Создание резервов позволит снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Основной схемой оптимизации налогового бремени может стать выстраивание партнерских отношений с сотрудниками ООО «Альянс». Это широко используется в консалтинговой сфере. Сейчас настала пора широко использовать партнерство и в других сферах бизнеса, например, в данном анализируемом предприятии.

Очень важным фактором при этом станет выбор организационно-правовой формы предприятия для соучредительства, ведь становится важным, как сотрудник станет учредителем, что он будет иметь возможность делать как учредитель (какие права будут у учредителя), каков будет порядок выхода из состава учредителей и т.д.

По нашему мнению, наиболее приемлемая форма для этих целей - это кооператив, плюсы и минусы которых были рассмотрены в третьей части дипломной работы. Этот кооператив подпадет под УСНО, и, используя УСНО 15%, можно добиться существенной налоговой экономии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.50 (0.062 с.)