I. Цели государственного экзамена по основной специальности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Цели государственного экзамена по основной специальности



 

Государственный экзамен по направлению подготовки является квалификационным и предназначен для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных ГОС ВПО по дополнительной специальности.

Основной целью проведения государственного экзамена по направлению

540бб.62 «Педагогика», является оценка умения выпускника использовать междисциплинарный синтез знаний в будущей профессиональной деятельности и демонстрировать определенный уровень практических умений и навыков. В процессе государственного экзамена проверятся готовность студентов к практической деятельности: учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительской, научно-методической, организационно-управленческой в дошкольных образовательных учреждениях.

Итоговый государственный экзамен по основной специальности носит комплексный характер и ориентирован на выявление целостной системы общекультурных, общепрофессиональных и специально-ориентированных знаний, полученных выпускником в соответствии с профессиональной деятельностью. Он не дублирует промежуточные экзамены, его содержание формируется на междисциплинарной основе.

 

 

II. Содержание государственного экзамена по направлению

540бб.62 «Педагогика», профиль 540бб2«Детская практическая психология» по блоку педагогических и психологических дисциплин

1. Возрастно-психологические особенности человека

Понятие психологического возраста. Современное состояние проблемы периодизации психического развития в отечественной психологии. Принципы и критерии возрастной периодизации. Основные периоды (этапы) психического развития человека. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского. Основные положения теории, ориентация на возрастные, индивидуальные и половые особенности детей в образовательном процессе.

2. Проблема индивидуальных различий в психологии

Индивидуальные особенности личности: темперамент, характер, способности, ценностные ориентации. Половые и тендерные особенности личности. Половые различия. Понятие маскулинности и феминности в психологии. Гендерные стереотипы: содержание, функции. Особенности социализации мальчиков и девочек. Сознание и самосознание. Проблема формирования самосознания дошкольника.

3. Сущность и психологические механизмы воспитания человека

Нравственная культура личности и ее связь с нравственной культурой и моралью общества. Критерии и уровни воспитанности. Основные принципы эффективного воспитания по Ушинскому. Концепция нравственного развития Кольберга. Уровни морального развития: преднравственный уровень, конвенциональный уровень, постконвенциональный уровень. Психологические основы и методы нравственного воспитания. Задачи и возможности образовательного учреждения в нравственном развитии ребенка.

4. Проблема средовой и генотипической детерминации развития

Понятие «психическое развитие». Предпосылки и условия развития личности в онтогенезе. Понятия «генотип» и «фенотип». Основные подходы к проблеме биологического и социального в психологии. Современные психогенетические исследования (с применением близнецового метода, метода приемных детей, семейного метода).

5. Организация предметно-пространственной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения и дома

Особенности психосоциального развития ребенка в дошкольном возрасте. Понятия «персональное пространство», «приватность», «краудинг» и детерминанты, воздействующие на них. Психологический смысл персонализации пространства ребенком в условиях образовательного учреждения и дома. Методические рекомендации по организации предметно-пространственной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения и дома для удовлетворения потребности ребенка в индивидуальной приватности и социальных контактах.

6. Психология детской игрушки

Роль игры и игрушки в психическом развитии ребенка. Основные принципы выбора игрушки на каждом возрастном этапе развития ребенка (от рождения до младшего школьного возраста). Основные параметры психологической экспертизы детских игр и игрушек. Понятие «развивающие игрушки».

7. Этническое самосознание, основания этнической идентичности

Сущность и структура этнопсихологии. Этническое самосознание. Социально-психологический и идеологический уровни самосознания. Самоназвание. Этническая идентичность. Типы этнической идентичности. Адекватная идентичность. Этноцентрическая идентичность. Этнодоминирующая идентичность. Этнический фанатизм. Этническая индифферентность. Этнонигилизм. Амбивалентная этничность. Национальное сознание. Национальный характер.

8. Межэтнические, межрегиональные и межконфессиональные конфликты. Способы и принципы их решения

Природа этнических конфликтов. Причины, виды, содержание этнических конфликтов и специфика их разрешения. Этнические установки. Этнические стереотипы. Этнические автостереотипы и гетеростереотипы. Этнические предубеждения. Этнические предрассудки. Этноцентризм. Национализм. Шовинизм. Объективные и субъективные условия межэтнических конфликтов. Классификация межэтнических конфликтов. Автономистские и сепаратистские движения. Движения по поводу определенных сторон культуры, религии, языка.

9. Характеристика нормального и нарушенного развития ребенка

Понятия «норма» и «нарушение» развития. Нарушения сознания и внимания. Нарушения ощущений и восприятия. Характеристика детей с нарушениями анализаторных систем. Нарушения мышления, их диагностика. Умственно отсталые дети. Дифференциация умственной отсталости от сходных с ней состояний. Нарушения памяти и их диагностика. Нарушения влечений, волевой и двигательной сферы у школьников. Нарушения эмоций у школьников. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.

10. Детство как предмет исследования психологии. Детство как социокультурный феномен. Исторический анализ понятия «детство». Историческая и онтогенетическая обусловленность границ детства. Биогенетические подходы к исследованию детского развития. Психоаналитические теории детского развития. Теории социального научения. Учение Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка. Сравнительный анализ детства в традиционном и современном обществе.

11. Психологическая природа игры, ее роль в развитии детской личности.

Сюжетно-ролевая игра, ее особенности, структурные компоненты, взаимоотношения в игре. Игры с правилами и их значение. Другие виды деятельности ребенка дошкольного возраста и их значение для психического развития. Бытовая деятельность. Трудовая деятельность. Предпосылки учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте. Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование и др.

12. Профессиональная деятельность педагога-психолога в системе образования. Нормативно-правовая база работы педагога-психолога. Квалификационные требования, права и обязанности педагога-психолога. Этический кодекс психолога. Организация рабочего пространства педагога-психолога. Требования к кабинету. Основные направления профессиональной деятельности педагога-психолога. Планирование профессиональной деятельности. Формы и виды работы педагога-психолога. Документация педагога-психолога: виды, требования к оформлению и хранению.

13. Конфликтология как наука, ее предмет и методы исследования

Предмет, задачи и методы конфликтологии. Предпосылки возникновения и развития конфликтологии. Понятие и функции конфликта. Основные структурные элементы конфликта: объект конфликта как некая ценность (духовная или материальная). Предмет конфликта как зона разногласий. Участники конфликта: их роли, статусы, ранги, потенциалы. Субъективные характеристики сторон конфликта: потребности, мотивы, притязания, интересы, позиции, образы конфликтной ситуации.

14. Стратегии управления конфликтом, способы разрешения конфликта

Разрешение конфликтов без посредника. Стратегии и тактики разрешения конфликта. Метод творческой визуализации. Рационально-интуитивный метод. Картография конфликта. Метод Декардовых координат. Метод принципиального ведения переговоров. Урегулирование конфликта с участием третьей стороны. Формы посредничества. Переговорный процесс как форма регулирования конфликта. Типы переговоров с точки зрения вмешательства третьих лиц. Основные этапы переговорного процесса. Основные принципы ведения эффективной дискуссии. Прогнозирование, предупреждение (профилактика) или стимулирование, регулирование, разрешение. Управление собственным поведением в конфликте как внутренний аспект конфликтного управления.

15. Особенности педагогического конфликта

Понятие педагогического конфликта. Вертикальные и горизонтальные конфликты в организации. Понимание конфликта учителями и учащимися. Классификация педагогических конфликтов. Конфликтные ситуации в работе с разными категориями детей. Разрешение педагогических конфликтов. Профилактика конфликтов. Причины и предупреждение конфликтов. Условия и стратегии эффективного управления конфликтами в образовании.

16. Понятие семейных конфликтов и их особенности

Классификация семейных конфликтов. Основные причины супружеских конфликтов. Характеристика конфликтов между родителями и детьми. Конфликт родственников. Психотравмирующие последствия семейных конфликтов. Предупреждение и разрешение семейных конфликтов. Влияние семейных конфликтов на познавательную деятельность школьников.

17. Общая характеристика психолого-педагогической деятельности

Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога-психолога. Подготовка, профессионально-личностное становление и развитие педагога-психолога. Квалификационные требования и личностные качества специалиста. Морально- этические нормы при проведении психологического обследования.

18. Теория и практика психологической помощи

История развития психологической помощи. Понятие психологической помощи. Виды психологической помощи. Профессиональная помощь специалистам психологам: супервизия, баллинтовские группы, индивидуальная психотерапия, групповая психотерапия. Поводы обращения за психологической помощью. Основные аспекты, определяющие характер и направление психологической помощи: актуальность психологической помощи и готовность к ее принятию, готовность к оказанию психологической помощи, теоретико-методическая база.

19. Психологическое консультирование как вид психологической помощи

Понятие психологического консультирования. Основные параметры разграничения психологического консультирования с другими видами психологической помощи. Сферы применения психологического консультирования. Основная цель консультирования как вида психологической помощи. Основные задачи психологического консультирования. Виды психологического консультирования. Взаимосвязь психологического консультирования с другими видами психологической помощи. Основные принципы, обеспечивающие безопасность консультирования. Организационные условия психологического консультирования.

20. Основные принципы, стадии и этапы психологического консультирования

Принципы психологического консультирования. Этические требования, обеспечивающие безопасность и эффективность психологического консультирования. Стадии процесса психологической помощи. Этапы психологического консультирования. Знакомство с клиентом и начало беседы. Расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез. Коррекционное воздействие. Завершение беседы. Временные нормы этапов (Ю.Е. Алешина). Установление контакта с клиентом, достижение раппорта, исповедь, стадия толкования, трансформация личности (Р. Мэй). Эклектичная модель структуры консультативного процесса (Р. Кочюнас, В. Е. Гилланд). Фазы психологического консультирования.

21. Консультирование родителей по поводу проблем и сложностей во взаимоотношениях с детьми

Классификация жалоб родителей на детей: отсутствие контакта с детьми, неуважительное отношение детей к родителям, тревога за детей, проблемы, связанные с отклоняющимся поведением детей. Коррекция позиции родителя по отношению к ребенку. Работа психолога с гиперопекающим родителем. Взаимосвязь особенностей поведения родителей и поведения ребенка. Позиция родителя по отношению к ребенку, тактика повседневного поведения, представление о собственном ребенке. Коррекция отношения родителя к ребенку. Замена старых способов поведения на более гибкие и адекватные отношениям родителя с собственным ребенком. Разговор с родителем о собственных чувствах и переживаниях. Организация доверительного разговора родителя с ребенком.

22. Консультирование родителей по поводу проблем и сложностей в жизни ребенка

Понятие психологической проблемы. Соотношение жалобы и психологической проблемы. Жалоба, проблема, запрос. Классификация проблем учащихся: поведенческие, эмоциональные и личностные, проблемы общения, неврологические, проблемы, связанные с умственным развитием. Использование диагностики в процессе психологического консультирования.

23. Психологическое консультирование как направление работы психолога образовательного учреждения

Теоретическая основа и принципы психологического консультирования.Основные задачи и организация психологического консультирования. Индивидуальное и групповое консультирование. Структура консультации. Позиция психолога в ходе консультирования.

24. Психологическая помощь семье и ребенку в образовательных учреждениях

Системный подход к анализу процессов, происходящих в семье. Закономерности функционирования семейных систем. Стадии развития семейной системы. Стадии родительства. Теории М. Боуэна, С. Минухина, Б. Хеллингера. Основные категории теории семейных систем. Структура семьи. Понятие «холон». Представление о границах и задачах каждого холона (С. Минухин). Понятия «семейная история», «семейные мифы» (А.Я. Варга). Типология семей. Категории «функциональная семья» и «дисфункциьнальная семья». Семья в психологической консультации (В.В. Столин). Этапы психологического консультирования в работе с семьей (О.А. Карабанова).

25. Телефон доверия как форма заочного психологического консультирования

История телефонной психологической помощи за рубежом. Особенности телефонной психологической помощи. Основные принципы работы и этика телефонной помощи. Психотехнические аспекты телефонного консультирования. Психология активного слушания. Психология телефонного диалога. Язык телефонного диалога. Беседа с агрессивными и манипулятивными абонентами. Ошибки телефонного диалога и искусство его завершения.

26. Понятие психодиагностики, предмет и структура психодиагностики

Предмет и объект психодиагностики. Место психодиагностики в системе психологического знания и психологической практики. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина. Психодиагностика как функция практической психологии. Области применения психодиагностики. Основные принципы психодиагностики. Этапы психодиагностического процесса. Психологический диагноз как результат психодиагностического обследования. Структура психологического диагноза (заключения). Основные требования к психологическому заключению. Принципы, составляющие этический кодекс психолога.

27. Классификация психодиагностических процедур и их основания

Методы решения психодиагностических задач. Первые диагностические методики и измерение индивидуальных различий. Умственные тесты Дж. Кеттелла. Шкала Бине - Симона для определения умственного возраста и ее усовершенствование. Развитие психодиагностики в отечественной психологии. Классификация и типы современных психодиагностических методик. Классификация методик по характеру, основного методического принципа, получаемых данных, качеству, по наличию или отсутствию оценок выполнения заданий по типу «правильно-неправильно», в зависимости от меры вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста, его влияние на результат обследования. Классификация тестов по форме проведения, по характеру тестового материала, по характеру действий испытуемых, по содержанию.

28. Общая характеристика стандартизированных методик

Тесты. Опросники. Проективные техники. Психофизиологические методики. Особенности их применения в психодиагностике. Общая характеристика нестандартизированных методов психодиагностики. Метод наблюдения. Беседа. Анализ продуктов деятельности. Особенности их применения в психодиагностике. Психометрические критерии научности психодиагностических методик. Диагностика готовности ребенка к обучению в школе: организация и проведение. Виды методик на выявление готовности к обучению в школе. Комплексные методики и диагностика отдельных компонентов готовности.

29. Диагностика общих способностей

Представления об интеллекте, его структуре. Интеллектуальные тесты и их применение. Невербальные тесты интеллекта. Шкалы измерения интеллекта Д.Векслера. Групповые тесты интеллекта, применяемые в отечественной практике. Проблемы отечественной диагностики интеллектуального развития. Представления о креативности. Дивергентное и конвергентное мышление. Креативность и интеллект. Тесты креативности, их возможности в измерении Творческих способностей.

30. Проективные методики диагностики личности

История и теоретические основания возникновения проективных методов. Общая характеристика проективных методов и их отличие от других методов. Классификация проективных методов. Проблемы валидности и надежности. Сфера применения проективных методик. Классические проективные методики, особенности интерпретации результатов диагностики.

31. Психокоррекционная и развивающая работа психолога в дошкольном образовательном учреждении

Теоретико-методологическая основа психокоррекционной и развивающей работы с детьми. Специфика психокоррекционной и развивающей работы в ДОУ. Виды психологической коррекции. Принципы проведения психокоррекционной работы. Требования к разработке развивающих программ для детей дошкольного возраста.

32. Психодиагностика как направление работы психолога образовательного учреждения

Цель и задачи прикладной психодиагностики. Требования, предъявляемые к психодиагностике, проводимой в образовательном учреждении. Классификация диагностических методик, используемых педагогом-психологом в работе с детьми, родителями, педагогами. Психодиагностические схемы. Анализ оформление результатов обследования.

33. Психологическая диагностика и психолого-педагогическая коррекция познавательных процессов и умственного развития

Сравнительный анализ теоретических оснований и содержания коррекционно- развивающих программ: «Школа внимания» (Пылаева Н.М., Ахутина Т.В.), «Коррекция внимания» (А.А. Осипова), «Развитие мыслительных действий с понятиями», «Развитие понимания» (Акимова М.К., Козлова В.Т.).

34. Использование искусства и творчества в психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы

Понятие арт-терапии. Основные цели и принципы арт-терапии. Направления арт-терапии. Проективный рисунок как метод арт-терапии. Индивидуальное рисование. Куклотерапия как метод оказания психологической помощи. Этапы куклотерапии. Виды кукол. Куклотерапевтические методики. Понятие сказкотерапии. Директивная сказкотерапия. Психоаналитический подход к сказкотерапии. Сказкотерапия недирективной направленности. Организация недирективного сказкотерапевтического занятия. Система сказкотерапевтической коррекции Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Сказкотерапевтический подход к песочной терапии.

35. Психотерапия в системе научного знания и практики

Медицинская и психологическая модели психотерапии. Предмет и задачи психотерапии. Соотношение понятий психокоррекция, психотерапия, психологический тренинг, психологическое консультирование. Структура психотерапевтического процесса: сбор информации, построение диагностических версий, разрушение проблемных личностных паттернов, создание конструктивных личностных и поведенческих паттернов. Эффективность психотерапии. Факторы, определяющие эффективность терапевтического воздействия. Понятие о конструктивном клиентском запросе, правила заключения контракта.

36. Психологическое просвещение как направление деятельности педагога-психолога. Цель и задачи психологического просвещения. Формы психологического просвещения. Участие психолога в педагогических советах. Психологическое просвещение педагогов. Участие психолога в родительских собраниях. Индивидуальная работа с родителем. Взаимодействие педагога-психолога с родителями и педагогами.

37. Психотерапия в системе научного знания и практики.

Медицинская и психологическая модели психотерапии. Предмет и задачи психотерапии. Соотношение понятий психокоррекция, психотерапия, психологический тренинг, психологическое консультирование. Структура психотерапевтического процесса: сбор информации, построение диагностических версий, разрушение проблемных личностных паттернов, создание конструктивных личностных и поведенческих паттернов. Эффективность психотерапии. Факторы, определяющие эффективность терапевтического воздействия. Понятие о конструктивном клиентском запросе, правила заключения контракта.

38. Психологическая служба в образовании

Становление психологической службы в системе образования России и за рубежом. Цели и задачи психологической службы в условиях модернизации образования. Основные концепции психологической службы в образовании. Актуальные и перспективные направления в деятельности психологической службы. Структура психологической службы в образовании: различные модели и принципы организации. Специфика работы психолога на разных ступенях образования. Особенности организации психологической службы в образовательных учреждениях различного типа.

 

39. Система дошкольного образования в РФ

Понятие системы дошкольного образования. Система дошкольного образования как базовое звено системы образования в РФ. Составляющие элементы системы дошкольного образования в РФ. Статус учредителя и организационно-правовые формы ДОУ. Виды дошкольных образовательных учреждений. Их сравнительные характеристики и отличительные особенности. Порядок определения статуса ДОУ. Система управления ДОУ.

 

40. Внедрение новых программ, современных педагогических технологий, инновационного опыта в практику работы дошкольного учреждения

Особенности, условия и алгоритм внедрения новых программ, современных педагогических технологий, инновационного опыта в практику работы дошкольного учреждения. Виды деятельности и организационные формы внедрения науки и инновационного опыта, новых средств и технологий в практику работы ДОУ.

Ориентировка в разнообразии программ, сбор и обработка информации об инновационным опыте и технологиях. Прогнозирование необходимых изменений и возможных результатов внедрения нового. Анализ актуальной практики дошкольного образования. Подготовка и мотивация педагогических кадров к необходимости перехода на новые программы, овладение новыми средствами и технологиям; изучение (ознакомление, показ и апробация) новых средств и технологий, принятие решений о внедрение инновационных программ, средств и методов в практику работы ДОУ, информирование родителей.

Подготовка педагогических кадров на семинарах, практикумах, открытых презентациях инновационного содержания и форм организации работы с детьми. Методическая поддержка самоподготовки воспитателей. Планирование, внесение изменений и разработка нового пакета документов, соответствующих новой Образовательной программе ДОУ. Подготовка условий, необходимых для внедрения новых программ, средств и технологий.

Порядок принятия решений о времени и условиях введений новой программы и технологий. Контроль за ходом воспитательно-образовательной работы по новой программе или технологиям, корректирование, консультирование и методическая поддержка педагогов.

Информирование родителей о прогнозах, содержании и значении введения нового, согласование и пересмотр договоров с родителями. Формы и процедуры оценивания полученных результатов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.21.86 (0.048 с.)