Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перед ошибками захлопываем дверь.
В смятенье Истина: «Как я войду теперь?» Р. Тагор. Искры Эта глава посвящена конфликту между математикой и реальной действительностью. Тому, кто строит изящное здание в виде матрицы планирования, нужно помний» о тех темных силах, под действием которых здание может рухнуть, не принеся никому пользы. Нужно помнить об ошибках опыта! Как бы остроумно вы ни планировали эксперимент, какие бы системы емепшвания ни избирали, все труды ваши будут напрасны, если вы не спуститесь на землю, к реальной действительности и не продумаете все детали постановки опыта. В этой главе рассказывается, как нужно готовиться к опыту, как реализовать матрицу планирования, как подсчитывать ошибки и классифицировать их, как бороться с некоторыми систематическими ошибками в виде неоднородности сырья, различий в аппаратуре и т. д. Но прежде всего надо как-то формализовать сведения, имеющиеся об объекте. Для этого можно воспользоваться анкетой, приведенной в следующем параграфе. Анкета для сбора априорной информации Постановка задачи, выбор параметров оптимизации 1. Краткое описание процесса, объекта. 2. Формулировка цели исследования (если задач несколько — проранжировать их по степени важности). 3. Выбор параметров оптимизации (откликов). Заполните следующую таблицу, включив в нее все возможные отклики
4. Желаемый результат. Число и точность. 5. Какой результат будет считаться отличным, хорошим, удовлетворительным, неудовлетворительным. {Выбор факторов 1. Список всех «подозреваемых»: факторов, которые могут влиять на процесс. 2. Список факторов, включаемых в реальный эксперимент.
3. Существуют ли возможности установления значения фактора на любом заданном уровне? 4. Сохраняются ли заданные значения уровней в течение опыта? 5. Могут ли некоторые комбинации уровней факторов привести к остановке процесса (например, взрыв, нетехнологичность и т. д.)? Число опытов
1. Желаемое число опытов, ограничения на число опытов. 2. Желаемый срок проведения исследования. 3. Примерная длительность одного опыта. 4. Стоимость д- затраты труда при проведении одного опыта серии. 5. Желаемое число уровней для одного фактора. 6. Возможность выполнения параллельных опытов и их желаемое число. 7. Возможность проведения параллельных измерений. 8. Желаемая стратегия проведения опытов (например, по одному в день и т. д.). Учет априорной информации 1. Условия и результаты, достигнутые при изучении аналогичных процессов. 2. Результаты предварительного эксперимента и данные (литературные и собственные) о величине ошибки эксперимента. 3. Взаимодействия факторов. В следующем параграфе приведен конкретный пример постановки задачи,в котором использованы некоторые части этой анкеты. 8.2. Реализация плана эксперимента К проведению опытов необходимо тщательно подготовиться, собрать опытную установку, проверить и прокалибровать приборы, подготовить исходное сырье, составить специальный журнал. Журнал заранее оформляют в соответствии с методикой и планом опытов так, чтобы была ясна последовательность действий. Первую страницу можно посвятить выбору цели исследования и параметрам оптимизации, с указанием их размерностей. Желательно перечислить все параметры, которые могут служить характеристиками процесса и указать, какая между ними существует корреляция. Если же сведения о корреляции отсутствуют, целесообразно подсчитать коэффициенты парной корреляции, проверить их значимость и выделить группу некоррелированных параметров. На второй странице пьречпелхтть факторы и поместить таблицу уровней факторов и интервалов варьирования. Не забудьте указать единицы измерения факторов! Для матрицы планирования удобно отвести разворот журнала, чтобы имелась возможность дополнить ее до расчетной матрицы, записать повторные опыты и примечания. Чтобы облегчить работу лаборанта и исключить ошибки при выборе условий опыта, в рабочей матрице планирования целесообразно проставлять не только кодовые значения факторов, но и натуральные.
При составлении рабочей матрицы планирования необходимо оставить место для столбцов, в которых отмечаются даты постановки опытов и фамилии лаборантов, если опыты проводят несколько человек. Имея перед собой план опытов, необходимо подсчитать количество исходного сырья и заранее его подготовить. Желательно, чтобы сырье было однородное. Если требование однородности выполнить невозможно, нужно заблаговременно определить количество различных партий сырья и соответствующим образом разбить матрицу планирования на блоки. На этом вопросе мы далее остановимся подробно. Отдельные страницы нужно отвести для расчетов, которые необходимы для определения количеств всех компонентов реакции и т. п., а также для анализа результатов эксперимента. Все расчеты должны сохраняться до окончания работы. Пример 1. В качестве примера приведем оформление журнала при оптимизации процесса получепия сульфадимизина. Страница 1 Планирование эксперимента при оптимизации процесса получения сульфадимизина Цель исследования: определение оптимальных условий процесса конденсации сульгина с ацетилацетоном в присутствии уксусной кислоты.
Параметры, характеризующие процесс: yL — выход «ульфадими»иа по сульгину, %, Уз, — качество сульфадимизина. Формулировка задачи оптимизации. Доотижение максимального выхода оудьфадимизина, качество которого удовлетворяет требованиям фармакопеи: Hi — параметр оптимизации (уг 100%), yt —■ ограничение. Качество продукта определяется по процентному содержанию сульфадимизина в получаемом продукте и по его температуре плавления. Согласно требованиям фармакопеи содержание основного вещества в получаемом продукте должно быть не менее 99%, а температура плавления должна находиться в пределах 196—200" С, т. е. у'3 > 99%, 196* С <vl< 200" С. Страница 2 Факторы, определяющие процесс: — время реакции, час; х2 — содер жание ацетнлацеуона в реакционной массе, %; Ж3 — содержание уксусной кислоты в реакционной массе, %; ж4 — температура реакционной массы, "С; Ж5 — качество ацетилацетона, %; Ж, — качество сульгина, %. Выбор варьируемых факторов. Принято решение изменять в опытах первые три фактора. Качество ацетилацетона и сульгина решено поддерживать постоянным (таким, как на действующем производстве) ж5= 90 %;2,=98%. Температура реакционной среды является производной состава и давле- ния. Поэтому она, если не применять специальных способов воздействия на температуру, не является независимой величиной и не может служить в качестве фактора. Однако температуру необходимо контролировать в течение всех опытов. Страяица 8 Выбор технологии. Сульгин загружается одновременно с ацетилацето- ном и уксусной кислотой. Реакция проводится при перемешивании реакционной смеси и непрерывном отгоне воды. Необходимые анализы. Анализ исходного сырья: ацетилацетона, сульгина, уксусной кислоты (следует описание методик). Анализы получаемых продуктов: сульфадимизина в осадке, сульфадимизина в фильтрате, еульгина в фильтрате (следует описание методик). Описание акспериментальной установки. Опыты проводятся на лабораторной установке, состоящей из стеклянной конической колбы емкостью.250 мл, снабженной металлической якорной мешалкой и обратным холодильником. Температура реакционной массы измеряется термопарой, подключенной к электрическому потенциометру, и непрерывно записывается на картограмму. Колба обогревается электрической баней, наполненной вазелиновым маслом. Температура в бане автоматически регулируется с помощью реле и контактного термометра и поддерживается около 160° С.
Страница 4 Выбор основного уровня и интервалов варьирования. Для того чтобы выбрать уровни факторов, следует собрать и проанализировать литературные и заводские данные. По заводскому регламенту процесс проводится при следующих условиях: £,=27 час, Ж2=4%, Ж3=16%. При этом ух=84%. Опубликованные данные и сведения из втчвт»в (априорная информация) Влияние времени реакции (хг). Данные об оптимальном времени реакции в лабораторных условиях противоречивы. Так, в отчете № 1 указано, что •пыты проводились при 21>е>21 час, затем время уменьшили до 12 чае. Уменьшено» времени не снизило существенно выход реакции. В отчете № 2 описы Влияние избытка ацетилацетона (ж2). Данные о влиянии избытка аце- тилацетона от стехиометрического соотношения гакже противоречивы. В одном отчете указано,, что содержание ацетилацетона сверх 10% является нецелесообразным, в другом оптимальным считается 40% избытка ацетил- ацетона. Влияние уксусной кислоты (х3). Вопрос о влиянии процентного содержания уксусной кислоты специально не исследован. Считается, что Ж3 целесообразно поддерживать около 16—17%. Предполагается, что это растворитель и его концентрация может изменяться в широких пределах.
На основании анализа имеющихся сведений решено выбрать следующие уровни и интервалы варьирования факторов (табл. 8.1)
nh. jo сн + С—NHSOa—CgH4—NHS СН.-(!оН HN 3" 100 211 60 Сульфаднмизнн СН3—C=N > СН С—Л HSOt—CeHi—NHa-j-2H20.
он,—£—14 278 86 Расчет по стехиометрическим соотношениям на 12,5 а ацетилацетона: 100—214 214 • 12,5 Z ацетилацетона — 12,5 >, сульгина — 26,7 в. Расчет ацетилацетона с избытком 20%: 12,54-12,5-0,2=15 г и т. д.
Имея такую таблицу, можно приступить к обработке экспериментальных данных. Каждая горизонтальная строка матрицы — это условия опыта. Условия опытов чрезвычайно разнообразны. Ведь мы занимаемся пданированием многофакторного эксперимента, когда все факторы изменяются одновременно. Приступая к планированию эксперимента, мы должны отказаться от привычного однофакторного эксперимента, который проводится по принципу «изменяй один фактор, а прочие держи постоянными». Мы хотим заниматься исследованием сложных многофакторных систем и понимаем, что однофакторный эксперимент нам не поможет. И это не только наше мнение. У. Р. Эшби во «Введении в кибернетику» писал: «Тот факт, что в течение столетий могли принимать такую догму,- как «изменяйте факторы по одному», показывает, что ученые занимались в основном исследова- Страница 7
нием систем, допускающих этот метод, ибо в сложных системах он часто неприменим по существу». Проанализируем, в чем состоит недостаток однофакторного эксперимента и почему им нецелесообразно пользоваться при исследовании многофакторных систем. При однофакторном эксперименте, варьируя одним фактором и стабилизируя все прочие на произвольно выбранных уровнях, экспериментатор получает зависимость параметра оптимизации только от одного фактора и определяет локальный оптимум. Далее он повторяет аналогичную процедуру для второго, третьего и к-то фактора. В результате длительной и кропотливой работы, требующей много средств и времени, опытные данные представляются десятками графиков, которые в сущности имеют иллюстративный характер. За время эксперимента могут происходить изменения в аппаратуре, сырье и т. д. Все это вносит изменения в результаты эксперимента, вследствие чего данные многих опытов являются несопоставимыми. В планировании эксперимента разработана четкая стратегия экспериментирования. Экспериментатор может минимизировать число опытов, пользуясь шаговым принципом и дробным планированием. Имеются способы борьбы с неконтролируемым дрейфом, вызванным изменением аппаратуры, сырья и т. п. (об этом мы расскажем вам в этой главе). Все это не предусмотрено в однофактор- ном эксперименте. Давайте посмотрим, что значит однофакторный эксперимент при исследовании семифакторной системы. Итак, экспериментатор хочет исследовать влияние семи факторов на некоторый параметр оптимизации и решил проводить однофакторный эксперимент. Длятбго чтобы построить кривую, обычно берут четыре-пять экспериментальных точек Возьмем четыре точки. Необходимое количество опытов при реализации всевозможных комбинаций равно N—47=16384. Совершенно ясно, что такое количество опытов реализовать невозможно. Значит, экспериментатор произвольно отбросит очень многие комбинации и реализует небольшую часть опытов, изменяя факторы по одному при постоянных значениях прочих факторов. Тогда естественно возникнет вопрос, как будут выглядеть кривые, если прочие факторы застабилизировать на другом уровне? Несомненно, кривые изменятся. Перебрать все комбинации — значит поставить 16384 опыта. На предыдущих страницах мы рассказывали вам о шаговом принципе исследования поверхности отклика и о дробном факторном эксперименте. Все эти Приемы и^методы предлагаются экспериментатору для разумной минимизации числа опытов. Нам пришлось сделать довольно большое отступление. Возвратимся к матрице планирования. Одновременное измерение всех факторов вносит в условия опытов большое разнообразие. Разнообразие увеличивается с ростом числа факторов. """Обратите, пожалуйста, внимание на матрицу на стр. 106 (матрица предыдущей главы). В опыте № 1 все факторы находятся на нижних уровнях. Это значит, что опыт проводится при следующих условиях' хг — соотношение между NaOH и диэтилкарба- миноилхлоридом 1:1; £г — соотношение между пиперазином и диэтилкарбаминоилхлоридрм i: 1] х3 — время выдержки, 3 час; £4 — температура, 20° С; £ь — время прилива диэтилкарбамино- илхлорида, 20 мин. В опыте № 2 первые два фактора поддерживаются на верхних уровнях, а все остальные — на нижних. В опыте № 3 на верхних уровнях находятся х3 и х4 и т. д. В последнем опыте все факторы, кроме хъ, находятся на верхних уровнях. В результате такого многообразия условий получаются различные значения параметра оптимизации. Так, наименьшее значение в матрице — 45,3%', а наибольшее — 64,8%. Эта разница весьма ощутима и можно сделать вывод, что условия опыта № 5 лучше, чем условия опыта № 6. Но всегда ли легко определить, что один опыт лучше другого? Неправильно утверждать, что условия опыта № 3 более выгодны с точки зрения величины параметра оптимизации, чем опыта № 4 (у3=48,1, у4=46,0). Экспериментаторы, вооруженные статистическими методами, поступают осторожно. Они должны проверить, значимо ли отличаются результаты опытов № 3 и № 4 друг от друга. Интуитивное мнение является чрезвычайно слабым указанием на возможное превосходство опыта № 3. Нужны объективные оценки. Прежде всего вам должна быть известна ошибка опыта, которая может быть столь большой, что разница в выходе потонет на ее фоне. И, напротив, ошибка может иметь столь малую величину, что разница в 2,1% окажется значимой. Если известна ошибка опыта, то значимость различий двух средних можно проверить с помощью ^-критерия (критерия Стыо- дента) по формуле t___ Уг~ Уг I 1 П2 где ух — среднее значение выхода в одном опыте, у2 — среднее значение выхода в другом опыте, s — ошибка опыта (рассматривается случай, когда ошибки для первого и второго опыта близки одна к другой), пх — количество наблюдений в первом опыте, п2 — количество наблюдений во втором опыте. Эта формула предназначена для сравнения средних значений двух малых выборок с равными дисперсиями. Проверка значимости ведется по табулированным значениям i-критерия. Так, если в нашем случае s=l, количество параллельных опытов одинаково и равно двум, то t= =2,1. '/Ы - Число степеней свободы равно п1-\-п2—2=2. Табличное значение it-критерия для /=2 и 5%-ного уровня значимости равно 4,3. Это означает, что вероятность того, что при 2 степенях свободы значение величины t будет больше по абсолютной величине чем 4,3, равна 0,05. Поскольку экспериментальное значение t меньше табличного, то с вероятностью Р=1 — а=0,95 можно считать, что разницы между результатами двух опытов нет. А теперь познакомимся с вычислением ошибки опыта, или, как ее часто называют, ошибки воспроизводимости. 8.3. Ошибки параллельных опытов Каждый эксперимент содержит элемент неопределенности вследствие ограниченности экспериментального материала. Постановка повторных (или параллельных) опытов не дает полностью совпадающих результатов, потому что всегда существует ошибка опыта (ошибка воспроизводимости). Эту ошибку и нужно оценить по параллельным опытам. Для этого опыт воспроизводится по возможности в одинаковых условиях несколько раз и затем берется среднее арифметическое всех результатов. Среднее арифметическое у равно сумме всех п отдельных результатов, деленной на количество параллельных опытов п п и _ Vi + Уз Ч----------- + У» _ 1________. У п п Отклонение результата любого опыта от среднего арифметического можно представить как разность yq — у, где yq — результат отдельного опыта. Наличие отклонения свидетельствует об изменчивости, вариации значений повторных опытов. Для измерения этой изменчивости чаще всего используют дисперсию. Дисперсией называется среднее значение!квадрата отклонений величины от ее среднего значения. Дисперсия обозначается s2 и выражается формулой „2 __ 1 П — 1 ' где (п—1) — число степеней свободы, равное количеству опытов минус единица. Одна степень свободы использована для вычисления среднего. Корень квадратный из дисперсии, взятый с положительным знаком, называется средним квадратическим отклонением, стандартом или квадратичной ошибкой /i -Чггг-. Стандарт имеет размерность той величины, для которой он вычислен. Дисперсия и стандарт — это меры рассеяния, изменчивости. Чем больше дисперсия и стандарт, тем больше рассеяны значения параллельных опытов около среднего значения Рассказывая о расчете среднего значения, мы употребили такую формулировку: среднее арифметическое равно сумме всех п отдельных результатов, деленной на количество параллельных опытов га. Такая формулировка может вызвать у вас некоторые размышления. Действительно, читатель, имеющий математико-статисти- ческую подготовку, может дополнить эту формулировку, и она будет выглядеть следующим образом: среднее арифметическое равно сумме всех п отдельных результатов, деленной на п, если они имеют нормальное распределение. Например, наличие резко отклоняющихся результатов (так называемых грубых наблюдений) свидетельствует о нарушении закона нормального распределения. При наличии грубых наблюдений нужно сначала их исключить, а затем подсчитывать среднее арифметическое и дисперсию. Далее мы остановимся на этом вопросе подробнее. Рамки этой книги не позволяют сделать экскурс в область математической статистики и подробно остановиться на этом вопросе. Мы можем рекомендовать вам книгу Н. Бейли «Статистические методы в биологии», где этот вопрос изложен на уровне, доступном для понимания экспериментаторов [1]. Надо всегда следить, чтобы не нарушались необходимые условия выполнения той или иной операции. Иначе вы рискуете принять абсурд за истину. Ошибка опыта является суммарной величиной, результатом многих ошибок: ошибок измерений факторов, ошибок измерений параметра оптимизации и др. Каждую из этих ошибок можно, в свою очередь, разделить на составляющие. Вопрос о классификации ошибок довольно сложный и вызывает много дискуссий. В качестве примера одной из возможных схем классификации мы приведем схему из книги Ю. В. Кельница «Теория ошибок измерений» (М., изд-во «Недра», 1967) (рис. 24). Все ошибки принято разделять на два класса: систематические и случайные. Систематические ошибки порождаются причинами, действующими регулярно, в определенном направлении. Чаще всего эти ошибки можно изучить и определить количественно. Систематические ошибки находят, калибруя измерительные приборы и сопоставляя опытные данные с изменяющимися внешними условиями (например, при градуировке термопары по реперным точкам, при сравнении с эталонным прибором). Если систематические ошибки вызываются внешними условиями (переменной температуры, сырья и т. д.), следует компенсировать их влияние. Как это делать, мы покажем в следующих параграфах. Случайными ошибками называются те, которые появляются нерегулярно, причины возникновения которых неизвестны и которые невозможно учесть заранее. Систематические и случайные ошибки состоят из множеетва элементарных ошибок. Для того чтобы исключать инструментальные ошибки, следует проверять приборы перед опытом, иногда в течение опыта и обязательно после опыта. Ошибки при проведении самого опыта возникают вследствие неравномерного нагрева реакционной среды, разного способа перемешивания и т. п.
При повторении опытов такие ошибки могут вызвать большой разброс экспериментальных результатов. Как мы уже знаем, очень важно исключить иэ экспериментальных^ данных грубые ошибки, так называемый брак при повторных опытах. Ни в коем случае, конечно, нельзя вносить поправки самовольно, Для отброса ошибочных опытов.существуют правила. Для определения брака используют, например, критерий Стью- дента Значение t берут иэ таблицы f-распределения Стыодента. Опыт считается бракованным, если экспериментальное значение критерия t по модулю больше табличного значения. Пример 2. Обратимей к конкретному примеру. При исследовании процесса квррезии четыре повторных опыта показали следующие значения скорости коррозии: 3,580, 2,370, 2,710 и 2,761 мг/см?-час.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.073 с.) |