Экономическое развитие России в XIX – XX вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическое развитие России в XIX – XX вв.



 

Экономические преобразования в России в начале XIX в. были направлены на ослабление чрезмерной централизации и создание предпосылок формирования рыночных отношений. Попытки осуществления любых реформ отражают доминирующее влияние различных социальных групп и сил. Складывался определенный спектр альтернативных вариантов развития:

· сохранение крепостнических порядков;

· реформирование страны путем введения буржуазных свобод;

· конституционное ограничение самодержавия;

· революционный переворот.

Реформы шли своим чередом. И указы Александра I несколько облегчили положение крестьян. Крестьяне становились лично свободными, но с обязанностью обращать в пользу помещика половину своих рабочих сил. Помещик должен был наделять крестьянина таким количеством земли, чтобы он смог обеспечить достаточное пропитание семьи.

Как следствие, в этот же период в России формируется новый вид промышленности – «крестьянская промышленность». В крестьянской среде появляются крупные капиталисты-фабриканты. Крестьянские фабрики производили дешевые товары, главным образом ткани, мелкие стальные и кожевенные изделия. В 1812 г. крестьянам была разрешена как оптовая, так и розничная торговля, а также содержание фабрик и заводов на основе приобретения лицензий. Можно говорить о том, что первая половина XIX в. характеризуется ростом промышленного капитализма и преобразованием крепостной фабрики в капиталистическую.

Александр I также закладывает основы реформ в законодательной, судебной и исполнительной власти. В это время по плану графа Михаила Михайловича Сперанского 1809 г. были учреждены центральные министерства, в том числе финансов, коммерции и народного просвещения. В 1810 г. был преобразован Государственный Совет, рассматривавший проекты законов, государственный бюджет.

Николай I также направил усилия на оздоровление финансовой системы, укрепление денежной системы Государства Российского. По инициативе министра финансов графа Евгения Францевича Канкрина 1 июля 1839 г. был издан манифест «Об устройстве денежной системы». Все сделки должны были заключаться исключительно на серебро. Главным средством платежа был установлен серебряный рубль. Государственным ассигнациям отводилась роль только вспомогательного денежного знака.

Одновременно с манифестом был опубликован указ об учреждении Депозитной кассы серебряной монеты при Государственном Коммерческом банке. Депозитная касса принимала на хранение вклады серебряной монетой, выдавая взамен депозитные билеты на соответствующие суммы. Депозитные билеты были обеспечены серебром на 100 %, пользовались популярностью у населения и вызывали доверие к правительству, поскольку они беспрепятственно обменивались на серебро.

Введение с 1843 г. системы серебряного монометаллизма с обращением разменных бумажных денежных знаков, обеспеченных металлом, способствовало укреплению денежной системы России. Это отвечало интересам развивающейся буржуазии, которая была заинтересована в твердой валюте.

Денежная реформа Канкрина явилась импульсом быстрого развития товарно-денежных отношений в России. С 1842 г. началось применение государственных займов в качестве источника финансирования производства, в частности развития железных дорог в России. Однако чрезмерный выпуск кредитных билетов привел к падению покупательной способности рубля. К 1858 г. обесценение достигло 20 %, резко повысились цены на товары (до 75 %), в 4 раза вырос государственный долг Российской империи.

Следующим значительным событием в российской экономической истории становятся реформы Александра II, который 19 февраля 1861 г. отменил крепостное право и провел ряд радикальных реформ: земскую, судебную, печати, военную, университетского образования.

Процессы ослабления и отмены крепостного права фактически совпадают с аналогичным периодом развития Германской империи. Россия совершает 100 летний прыжок в своем развитии.

Что же послужило основными экономическими причинами отмены крепостного права?

Крепостной труд, не совместимый с новыми техническими условиями – заменой машиной ручного труда в Европе, становится тормозом промышленности. Те отрасли производства, в которых крепостной труд продолжает господствовать, перестают развиваться. Европа быстро перегоняет Россию в техническом отношении, в результате чего экспорт изделий обрабатывающей промышленности из России сокращается. В 1848–1850 гг. продукты обрабатывающей промышленности составляют лишь 9 % общего объема российского экспорта, сократившись с начала века в 4 раза. Российская промышленность становится неконкурентоспособной. Крепостное право стало тормозить экономическое и, в частности, промышленное развитие страны и было отменено.

В результате Россия с конца ХIХ в. занимала лидирующее положение на мировом рынке сельскохозяйственной продукции. Около трети ее производилось в крупных аграрных хозяйствах. В крестьянско-общинном землепользовании преобладали рутинные агротехнические приемы и архаичные сельскохозяйственные орудия. Продуктивность подобного производства была чрезвычайно низка, хотя крестьянские хозяйства и поставляли большую часть товарного зерна.

Реформа 1861 г. значительно ускорила переход крестьян от застойного натурально-потребительского хозяйства к товарно-рыночному и в значительной степени обеспечила необходимый задел для становления нового экономического порядка. Одним из важнейших последствий отмены крепостного права явилось формирование класса наемных рабочих. Формируется рынок труда, территориально сосредоточенный в основном в двух районах России: южных и восточных окраинах (земледельческий капитализм), столичных и промышленных губерниях (промышленный капитализм).

Однако, как это принято в России, взрывы на Екатерининском канале 1 марта 1881 г., убийство Александра II привели к контрреформам, которые во многом снизили продуктивность задуманного и осуществленного в 1860–70 гг. Тем не менее страна уже настолько изменилась, что возврат к прежним дореформенным порядкам был невозможен.

В целом же промышленное развитие шло успешно. Оно отличалось органичностью, естественностью. Торговля выявляла потребности рынка, потребности человека. На их основе формировалась легкая промышленность. На основе ее потребностей в машинах, а торговли – в средствах доставки товаров развивались транспорт и тяжелая промышленность.

Масштабно развивается промышленный акционерный капитал. На юге России бурными темпами развивается металлургическое производство, настолько эффективное, что акции этих предприятий на зарубежных финансовых рынках котировались на самом высшем уровне. За 1886–1899 гг. выплавка чугуна в России увеличилась почти в пять раз, опередив в этом виде производства Францию, Бельгию и Австро-Венгрию. За период 1893–1897 гг. число рабочих увеличилось более чем на 500 тыс. чел., общий объем промышленного производства – на 1,1 млрд р. В конце 90-х гг. средний прирост промышленной продукции в ведущих отраслях промышленности составлял 12 % и более в год. Число заводов и фабрик увеличилось более чем на 8 тыс. – почти по 40 фабрик и заводов в неделю.

Кроме того, к концу ХIХ в. завершился промышленный переворот в России: ручной труд был заменен машиной. Правительство проводило отчетливо выраженную протекционистскую политику в области экономики. С 1891 г. таможенный тариф предусматривал пошлину на импортные товары в размере 33 %.

Политика графа Сергея Юльевича Витте способствовала бурному развитию промышленности. С.Ю. Витте был убежденным сторонником государственного вмешательства в экономику. При помощи государственных рычагов управления он стремился осуществить ускоренную индустриализацию страны:

· для решения проблемы малоземелья и выкупа земли (проводил переселенческую политику) предлагал бесплатно земли за Уралом;

· строительство Транссибирской железной дороги стимулировало развитие тяжелой промышленности. С 1893 по 1900 г. в стране было построено железных дорог больше, чем за 10 предыдущих лет. По общей протяженности дорог Россия вышла на второе место в мире, уступая только США.

В целом за 40 лет с 1861 г. общий объем промышленного производства в стране возрос почти в 8 раз. Окончательно сформировались основные промышленные районы России – Московский, Петербургский, Уральский и Южный. В Московском районе преобладала текстильная промышленность. Петербургский район приобрел уклон в сторону металлообработки и машиностроения. Уральский и Южный районы были базой металлургической промышленности.

С 1898 г. в России начинает ощущаться приближение кризиса, проявившегося в полную силу в 1900–1903 гг. Причинами этого кризиса явились «перегрев» экономики, т. е. рост ссудного процента; нехватка оборотного капитала; опустошение казны русско-турецкой войной 1877–1878 гг. Как следствие, свертывание промышленного производства.

Следующей важной вехой в развитии экономики России были так называемые Столыпинские реформы. Правительство Петра Аркадьевича Столыпина, отвергая принцип принудительного отчуждения частновладельческих земель, в то же время сознавало необходимость серьезных мер для подъема уровня крестьянского благосостояния. Главным тормозом на этом пути была община. Отсюда важнейшей задачей реформы было разрушение системы общинного землевладения.

В марте 1906 г. учреждаются губернские и уездные землеустроительные комиссии для упорядочения крестьянского землепользования. В августе и сентябре 1906 г. были изданы указы о передаче крестьянскому банку казенных и удельных земель сельскохозяйственного пользования, а также «кабинетских» земель на Алтае для продажи их на льготных условиях крестьянам, нуждающимся в земле.

5 октября 1906 г. был издан указ об уравнении крестьян в гражданских правах с лицами остальных сословий. Этим указом завершилось освобождение крестьян, провозглашенное в 1861 г. В ноябре 1906 г. был издан знаменитый указ о праве выхода из общины с принадлежащим каждому крестьянину в данное время земельным наделом.

За пять лет (1907–1911 гг.) были получены прошения о выделе из общин более 25 % всего числа крестьян. К 1914 г. землеустроительными комиссиями была закончена подготовка выдела для 2.868.000 крестьян-домохозяев с 25.728.000 десятин земли; исполнено в натуре проектов для 2.040.000 домохозяев на площади около 18 млн десятин земли.

В результате столыпинских преобразований российское сельское хозяйство накануне Первой мировой войны переживало полосу подъема. Существенно поднялась урожайность полей. Значительно вырос экспорт пшеницы, увеличился сбор картофеля, вырос сбор хлопка-сырца и т. п.

С началом XX в. возникают новые процессы в экономическом, в частности промышленном, развитии. Важным показателем капиталистического развития промышленного производства была его концентрация, значительно ускорившаяся в начале XX в. В 1903 г. на крупных предприятиях с числом рабочих более 500 чел. (таких тогда было более 4 % от общего числа предприятий в стране) работало 48,7 % всех занятых. Концентрация производства приводила к большому росту монопольных объединений, которые в начале 1900-х гг. утвердились во всех основных отраслях российской промышленности.

Первые монополии появились в России в конце ХIХ в. Всего их насчитывалось около 20. Они возникали, как правило, в форме синдикатов (сохранение производственной самостоятельности при полном объединении коммерческих структур) и картелей (объединение с целью регулирования цены на сырье и конечную продукцию, условий найма рабочей силы при сохранении производственной и коммерческой самостоятельности). В 1904 г. насчитывалось уже до 50-ти крупных монополистических объединений. Так, например, синдикат «Продамета» объединял 30 заводов и монополизировал 80 % продукции металлургической промышленности России. «Особая распределительная контора заказов спичечной промышленности» контролировала 95 % всего производства спичек.

Новый промышленный подъем продемонстрировал весьма высокие темпы развития: среднегодовой прирост всей промышленной продукции составил 8,8 %. По этому показателю Россия вышла на первое место в мире.

Предвоенное пятилетие – время наивысшего, последнего взлета дореволюционной России, затронувшего все важнейшие стороны жизни страны. Преодолев последствия тяжелого экономического кризиса 1900–1903 гг. и последовавшую за ним депрессию, промышленность России за годы предвоенного экономического подъема (1909–1913 гг.) почти в 1,5 раза увеличила объем производства. В это же время форсировалось развитие банковской системы. Тяжелая промышленность по темпам роста заметно превосходила легкую (174,5 % против 137,7 %).

По общему объему промышленного производства Россия занимала 5–6-е место в мире, почти сравнявшись с Францией и превзойдя ее по ряду важнейших показателей тяжелой промышленности. Русский рубль считался одной из твердых конвертируемых валют, его золотое обеспечение было одним из наиболее прочных в Европе (табл. 1.1).

 

Таблица 1.1

Структура национального дохода России в 1913 г.

Отрасли национальной экономики Млн. руб. %
Сельское хозяйство   54,0
Промышленность и строительство   28,7
Транспорт и связь   8,9
Торговля   8,4
Итого   100,0

Темпы экономического и культурного развития страны, структурные изменения в народном хозяйстве казались столь впечатляющими, что все предрекали экономическое доминирование России в середине столетия.

В этот период особенностью России было сильное вмешательство государства в экономику. Государству принадлежало более трети всей земли и 60 % лесов; 70 % железных дорог и вся военная промышленность; горнодобывающие и металлургические предприятия Алтая, Сибири, Урала; почтовая и телеграфная сеть. Государство активно воздействовало на финансовую систему. Оно использовало свои средства для обуздания биржевых кризисов, регулирования курса рубля, поддерживало крупные частные банки и предприятия.

Однако международная ситуация все изменила. Первая мировая война, Февральская революция, вслед за которой произошла Октябрьская революция 1917 г., Гражданская война, и экономическая система практически перестает существовать.

Общий ущерб, нанесенный народному хозяйству страны, составил от 39 до 50 млрд р. золотом, что равнялось более четверти всех ее довоенных богатств. Промышленное производство в стране сократилось с 1913 г. по 1920 г. в 7 раз, что практически соответствует уровню середины прошлого, XIX в. Государственная система регулирования не смогла противопоставить кризису что-либо существенное. В 1921 г. была принята новая экономическая политика (НЭП), главными элементами которой стали рынок и хозяйственный расчет.

В результате допущения капитализма и товарно-денежных отношений заработал рынок. В 1924 г. проведена денежная реформа, обеспечившая конвертируемость рубля. В результате за 5–6 лет были достигнуты довоенные объемы производства, а также уровень производительности труда и реальных доходов населения. Огромная сеть бирж, ярмарок, различных торговых предприятий устанавливала прочную связь государственной промышленности с рынком, крестьянским хозяйством. Следует заметить, что товарно-денежные отношения в период НЭПа «поддерживались» принуждением и уголовными санкциями по отношению к предприятиям, не получающим прибыли.

Однако в 1928–1929 гг. произошла резкая смена государственного политического курса, которая привела к свертыванию НЭПа и переходу к командно-административной системе управления экономикой страны. К 1940 г. в стране была создана инфраструктура жесткого централизованного управления национальной экономикой.

Одной из драматических акций этой системы стала коллективизация сельского хозяйства. Она осуществлялась путем насильственной ломки производственных отношений, ликвидации всех видов собственности, включая кооперативную, огосударствления сельского хозяйства, создания сельскохозяйственных фабрик по типу индустриальных предприятий. Это вело к коренному изменению классового состава крестьянства, отделению его от средств производства, в первую очередь от земли, превращению в наемного работника прикрепленного к колхозу поденщика. Это привело к огромным потерям – до 40 % валового сбора, к массовому голоду 1932–33 гг. в районах Северного Кавказа, Нижней и Средней Волги, Украины, Казахстана. Число умерших по разным оценкам составляло от 4 до 10 млн чел.

Главным направлением экономической политики СССР середины ХХ в. является индустриализация страны. Необходимые ресурсы для этого были получены за счет безвозмездного изъятия хлеба у крестьянства на основе обязательных государственных поставок. Интенсивно продавались за рубеж нефть и лес. Благодаря индустриализации удалось поднять производство основных видов промышленной продукции на новый уровень, отличный от дореволюционного. К началу Великой Отечественной войны СССР преодолел абсолютное отставание от главных государств Западной Европы по производству основных видов индустриальной продукции.

Затем международная ситуация перетекает в новую войну, после которой экономическая система несет на себе разрушительный отпечаток. Оборонная промышленность, которая в годы войны аккумулировала основные средства, развивалась значительно быстрее, чем вся экономика в целом. Производство большинства видов гражданских машин и оборудования резко сократилось, в отдельных случаях до десятых долей процента от довоенного уровня. Промышленность переведена на военные рельсы, круговая система неплатежей, отрицательная рентабельность, низкая производительность, ручной труд. За время войны страна потеряла свыше 20 млн жизней наиболее трудоспособной и производительной части населения, почти 30 % национального богатства, а районы, подвергшиеся оккупации, – до 80 %.

Трансформация экономики Советского Союза шла по пути укрепления централизованного управления, как под предлогом укрепления военного потенциала, так и как ответ на кризисные явления в экономике. К 1965 г. усиливается централизация, растет количество министерств и комитетов по различным сферам деятельности. Затем с 1967 г. начинается движение к хозрасчету и сокращению числа централизованно планируемых объектов. В это же время экономика начинает дрейф к очередному кризису.

Кризисные явления 80-х гг. проявляются в следующем:

1) в кризисе неплатежеспособности;

2) централизованная экономическая система отказывается работать;

3) экономические связи разорваны;

4) в резком спаде производства;

5) в кризисе структуры экономики.

Такое состояние говорит о неэффективном использовании ресурсов, направляемых на развитие базовых отраслей экономики. Привлекаемые ресурсы расходовались не на создание новых технологий, продукции, методов управления, а на экстенсивное воспроизведение и расширение факторов производства.

Начало ХХI века знаменует постепенное изменение политического режима в России, связанное с установлением государственных командных высот в экономике, принятием закона о назначении глав регионов. Государственная монополизация целых экономических отраслей продолжает быть вектором развития экономики России. Об этой тенденции свидетельствуют следующие факты:

В 2004 году была создана компания «Газпромнефть» – сверхмонополия, в которую вошли «Газпром» и «Роснефть», активы «ЮКОСа» – самая большая компания в России, с контрольным пакетом акций, принадлежащим государству.

В 2006 году происходит очередное слияние алюминиевых производителей в мега-холдинг. Компания «Русский алюминий» («РусАл») и «Сибирско-Уральская алюминиевая компания» (СУАЛ) подписали соглашение о слиянии, с участием в сделке швейцарской компании Glencor (12 %).

Осуществление «наукоемкого прорыва» и «курса на диверсификацию экономики» через создание особых экономических зон (ОЭЗ) реализуется под контролем Федерального агентства по ОЭЗ и оперативном финансовом руководстве единой государственной управляющей компании.

Становится очевидным, что укрупнение компаний происходит под руководством государства, соответственно, все экономические высоты находятся в руках государства. Формально это можно рассматривать как попытку возвращения в НЭПу 1920-х годов, когда государство, национализировав все крупные предприятия, дало возможность развиваться малому и среднему бизнесу. Но уже к концу 1920-х годов политика резко изменилась, и частный бизнес в СССР был уничтожен.

По экспертному заключению профессора Гарвардской школы бизнеса Майкла Портера, выполнившего по заказу МЭРТ РФ в 2005 году исследование российской экономики:

· конкурентоспособность могут обеспечить только небольшие мобильные компании;

· ключевые корпорации должны быть перестроены, чтобы стать конкурентоспособными, их нельзя обосновывать с позиций экономической безопасности;

· концепция национальных лидеров умерла вместе с General Motors;

· сердцем экономики выступают малые предприятия.

Из данного заключения напрашивается вывод, что очередной исторический виток проводимой политики огосударствления – это шаг назад, который может привести к уходу бизнеса из России[3].

Изменения в избирательной системе, закрепившие назначение губернаторов из центра, могут привести к угрозе для свободных выборов, соблюдения Конституции, свободы слова. Страна возвращается к 70–80-м годам прошлого столетия. Наметился переход от европейского пути развития к азиатскому, от демократического к авторитарному.

Есть мнение (В. Лысенко), что мы уходим в патернализм – режим управляемой демократии, при котором для управления страной используется половина демократических методов и половина – авторитарных. Для этой системы характерны персонификация власти, ее непрозрачность и нерасчлененность, неподотчетность обществу. Президент опирается на бюрократию, которая является главным источником коррупции и торможения реформ. Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» делает российскую бюрократию привилегированным классом. В отличие от США, где существует модульная система государственной службы, когда под конкретную задачу набирают команду служащих и после ее выполнения распускают, в России взяли на вооружение немецкую систему, идущую от Бисмарка. Однажды попав на госслужбу, человек всю оставшуюся жизнь может ни о чем не беспокоиться – государство позаботится о нем.

Между тем два подхода к уровню государственного влияния в экономике и общественной жизни продолжают противостоять друг другу. В Послании Федеральному Собранию РФ от 25.04. 2005 г. президентом сказано, что Россия – была, есть и, конечно, будет крупнейшей европейской нацией. Выстраданные и завоеванные европейской культурой идеалы свободы, прав человека, справедливости и демократии в течение многих веков являлись для нашего общества определяющим ценностным ориентиром. Для современной России ценности демократии не менее важны, чем стремление к экономическому успеху или социальному благополучию людей[4].

Подведем итоги. Осмысление исторического пути российской экономики необходимо для выбора наиболее эффективного направления всей общественно-политической и экономической системы России.

Все происходящее сегодня в национальной экономике России является продолжением в той или иной форме исторических тенденций:

1. На протяжении веков государство, в какой бы форме оно ни выступало (монархия или республика), всегда старалось контролировать экономическую деятельность.

2. Периоды жесткого централизованного вмешательства государства в экономику сменялись короткими периодами ослабления этого вмешательства, некоторой демократизации управления экономикой, после которых вновь усиливалось централизованное воздействие на все стороны экономической жизни.

3. Экономические реформы практически ни разу не доводились до логического завершения. Со сменой политической власти осуществлялись «контрреформы», приносившие новый экономический порядок.

4. Чередование экономических реформ и различных потрясений – войн, революций и других катаклизмов – каждый раз отбрасывало национальную экономику России на десятилетия назад. Последние полтора столетия истории России свидетельствуют о том, что все примеры успешных финансово-стабилизационных мероприятий неизменно оканчивались потрясениями не только в области внешней и внутренней политики, но также в финансово-экономической сфере.

Такое маятниковое развитие национальной экономики России не могло не оказывать отрицательного влияния на уровень ее развития по сравнению с другими промышленно развитыми странами мировой экономической системы. Маятниковому развитию экономики в значительной мере способствовали также постоянные колебания преобладающих воззрений в экономической мысли России: протекционизма и фритредерства (свободной торговли).

Исторический опыт показывает, что в условиях России всегда присутствовала необходимость усиления мер государственного протекционизма на внутринациональном и межстрановом уровне хозяйствования, требовалась активная позиция государства (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Соотношение протекционизма и фритредерства

 

Тема 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.039 с.)