Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фирма в национальной экономике
Фирма как компонент национальной экономики представляет собой самостоятельный субъект хозяйствования, обладающий следующими признаками: является юридическим лицом; использует свои активы в целях получения желаемых хозяйственных результатов и выполнения обязательств; объединяет ресурсы и индивидов; облегчает кооперацию труда индивидов; делает возможным согласование потребностей и интересов. Фирма не обязательно принадлежит к производственному сектору, а может быть организована в банковской сфере, страховании, сфере услуг. Как и другие институты, фирма возникает благодаря осуществлению системы разделения труда в ответ на потребности индивидов и общества. Фирма является открытой системой: получает из среды ресурсы «на входе», выделяет в среду готовый продукт или услугу «на выходе». В новой институциональной теории фирма рассматривается не как внутри себя неделимая целостность, а как совокупность индивидов, объединенных для достижения определенной цели, но имеющих собственную функцию полезности, максимизация которой оказывает влияние на их поведение. Среда фирмы включает в себя: · экономические субъекты национальной и мировой экономики (другие фирмы, неприбыльные организации, страховые компании, транспортные, торговые и прочие организации, индивидов); · устойчивые нормы, связи и отношения, выступающие внешней силой, которые могут относиться как к экономической (отношения собственности, законодательно закрепленные формы организации бизнеса, антимонопольное законодательство), так и неэкономической сфере общественной жизни (культурные ценности народа, моральные нормы). Присвоение фирмой ресурсов из среды происходит в основном через рынок. Размещение ресурсов между различными способами их использования определяется механизмом цен. Ряд авторов (Р. Коуз) считает, что внутри фирмы механизм цен как средство размещения факторов производства устраняется и заменяется административными методами. Вытеснение ценового механизма считается отличительной чертой фирмы. При этом следует иметь в виду, что отношения фирмы со средой также могут носить административно-распорядительный характер. Например, государственное регулирование цен. В последние десятилетия изменились также отношения фирм между собой. Фирмы в экономически развитых странах руководствуются не столько логикой рынка, но нормативной логикой, в основе которой лежит «согласование усилий», или межфирменная кооперация. Современная практика экономически развитых стран показывает, что внутрифирменные отношения могут основываться на ценовом механизме и конкуренции между подразделениями, так что рыночные отношения пропитывают всю деятельность фирм и нередко называется причиной их успеха. Это требует признать существование трансакционных издержек внутри фирмы, а не только при ее взаимоотношениях со средой. Поэтому одним из конституирующих признаков фирмы является не вытеснение ценового механизма, а минимизация внешних и внутренних трансакционных издержек посредством разделения труда на всех уровнях национальной экономики.
Минимизации трансакционных издержек способствует также вертикальная и горизонтальная интеграция, диверсификация и комбинирование производства, переход на дивизиональную структуру управления, выделение внешних венчуров, а также сетевая организация, субподрядные отношения, межфирменная кооперация, способствующие налаживанию прочных связей по вертикали и горизонтали. Сущность фирмы наиболее ярко проявляется в ее функциях. Функция любой системы, в том числе фирмы, представляет собой смысл ее существования, назначение, необходимость и задается системе средой ее обитания. С подобной трактовкой согласуется понимание функции как роли, выполняемой системой по отношению к среде. Функция фирмы определяется общественным разделением труда и состоит в удовлетворении общественных потребностей в каком-либо товаре или услуге. Фирма выполняет также все функции, присущие экономическим институтам вообще. Функция фирмы определяет ее структуру и поведение. Поведение представляет собой процесс осуществления функции. В процесс функционирования фирмы, несомненно, привносятся субъективные моменты, представленные потребностями, интересами и ценностями собственников, менеджеров и других работников, которые оформляются в виде цели фирмы.
Цель в экономической литературе нередко отождествляется с функцией. Многие авторы (Л. Фон Мизес) считают целью фирмы обслуживание потребителя. Другой распространенный подход связан с чрезвычайно узкой трактовкой цели фирмы как максимизации прибыли (неоклассическая и марксистская школы). В действительности стремление фирм исключительно к максимизации прибыли представляет собой допущение, на основе которого построена теория поведения фирмы. Это утверждение отражает не действительное поведение фирмы, а показывает, как бы вела себя идеальная рациональная фирма, принимая решение о выпуске продукции. У. Баумоль убедительно показал, что другие допущения относительно цели фирмы (например, о максимизации продаж, что более соответствует реальности) дадут совершенно иную теорию. В последнее время все больше исследователей приходят к выводу, что исходить из стремления к максимизации прибыли как единственной цели фирмы некорректно. Чтобы ответить на вопрос, какие цели ставят перед собой фирмы, нужно обратиться к механизму и источнику их установления. Наиболее плодотворным подходом является понимание цели через осознанные потребности и ожидаемые результаты. Осознание потребностей предшествует постановке цели и определяет ее характер. Цель фирмы задается либо коллективом работников, либо собственником, либо менеджерами (это зависит от формы собственности и степени отделения капитала – собственности от капитала – функции). Целью фирмы являются наиболее значимые осознанные общие потребности, преломленные через функцию фирмы, соизмеренные с возможными результатами ее деятельности. Множественность потребностей индивидов делает возможной и множественность целей, которые могут ставить перед собой фирмы. Наиболее значимыми целями, которые преследуют современные фирмы, являются: · удовлетворительная или максимальная масса (норма) прибыли; · завоевание большей доли отраслевого рынка; · рост фирмы как в пределах отрасли, так и за ее пределами; · достижение определенного объема производства и уровня продаж; · достижение власти над рынком (последняя цель наиболее характерна для корпораций, которые пытаются увеличить свои доходы и престиж). Было бы неверно рассматривать в качестве цели фирмы, например, достижение определенного уровня запасов, так как это средство, а не цель. Также нельзя относить к целям фирмы неограниченное потребление, стремление к совершенствованию, самореализации, поскольку это цели индивидов, а не фирмы. Чтобы стать целями фирмы, они должны преломиться через функцию фирмы и пройти процедуру согласования с целями других субъектов хозяйствования фирмы. Размер фирмы определяется: · функцией и зависит прежде всего от платежеспособного спроса на производимый товар или услугу; · целью фирмы (так, фирма, имеющая целью рост сам по себе, будет, при прочих равных условиях, более крупной, чем фирма, преследующая целью получение удовлетворительной нормы прибыли); · достижимой в ее рамках экономией на трансакционных издержках; · эффектом масштаба; · способностью противостоять внешним флуктуациям и обеспечить устойчивость, необходимую для выполнения функции.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.005 с.) |