ПОЛИТИКА (1985 г. – начало XXI в.). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПОЛИТИКА (1985 г. – начало XXI в.).



§ 1. Внешнеполитическая составляющая концепции “нового политического мышления”.

§ 2. Реалии «нового мышления» в международной деятельности советского руководства.

§ 3. Российская Федерация и страны СНГ.

§ 4. Россия в системе международных отношений.

 

 

§ 1. На всем протяжении перестройки существенное влияние на развитие СССР оказывали внешнеполитические факторы. В свою очередь, динамика перестроечных процессов затрагивала и внешнеполитическую деятельность горбачевской администрации. Однако, в отличие от внутренней политики, подверженной столь резким зигзагам, внешнеполитический курс нового советского руководства характеризовался постоянством и последовательностью.

Прежде всего, следует отметить, что в рамках осуществлявшейся смены высших руководящих кадров страны вместо А. Громыко ключевой пост министра иностранных дел в 1985 г. занял бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э. Шеварнадзе, ставший одним из ближайших соратников инициатора перестройки (в январе 1991 г., после добровольной отставки предшественника, новым министром иностранных дел стал А. Бессмертных). Последовало значительное обновление руководства МИДа в целом. Были заменены 10 из 12 заместителей министра иностранных дел, назначены новые начальники почти всех управлений внешнеполитического ведомства.

Назначение министром иностранных дел Э. Шеварнадзе, не имевшего какого-либо внешнеполитического опыта, и вместе с тем проявление М. Горбачевым особой активности именно во внешнеполитической сфере — все это свидетельствовало, что последний определил ее для себя как приоритетную. Активное участие в выработке курса внешней политики обновлявшегося Советского Союза принял член Политбюро ЦК КПСС А. Яковлев (с сентября 1988 г. он занимал должность председателя Комиссии ЦК по международным вопросам).

Вначале новое советское руководство, демонстрируя преемственность, подтвердило прежние приоритеты СССР во внешнеполитической деятельности. Вместе с тем здесь сразу же значительно больше внимания стало уделяться не идеологическим догмам, а мнениям экспертов в области международных отношений. В последующем в основополагающие принципы советской внешней политики были внесены знаковые коррективы, лежащие в плоскости “нового политического мышления”.

В определенной степени положения этой новой философско-политической концепции, сориентированной прежде всего на сферу международных отношений, улавливались на проходившем в феврале 1986 г. XXVII съезде КПСС. В более цельном виде концепция “нового мышления” была сформулирована в книге М. Горбачева “Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира”, которая в 1987 г. была опубликована в СССР и на Западе. В декабре 1988 г. она была озвучена советским лидером на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Основные положения концепции “нового политического мышления” предусматривали: отказ от вывода о расколе мира на две враждующие политические системы (социалистическую и капиталистическую), признание мирового сообщества целостным и неделимым; провозглашение невозможности решения международных противоречий силовыми методами; объявление в качестве универсального способа решения международных проблем не баланса сил двух систем, а соразмерности их интересов; отказ от принципа “пролетарского интернационализма”, признание главенства общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными.

Обозначившиеся на последнем этапе советской внешней политики перемены носили поистине кардинальный характер. Принципиальный отказ от ее базового положения, о мирном сосуществовании государств с различным социальным строем, рассматривавшегося как специфическая форма классовой борьбы, был обусловлен рядом обстоятельств. Прежде всего, корректировка внешнеполитических установок на доктринальном уровне обусловливалась очевидностью того, что идеологическая риторика уже совершенно не годилась для вразумительного объяснения наблюдавшегося увеличения зоны геополитических и стратегических интересов СССР. “Пролетарским интернационализмом” все сложнее было аргументировать те или иные внешнеполитические акции (с очевидностью это продемонстрировала афганская война). Облик Советского Союза на международной арене становился малопривлекательным. Кроме того, к середине 1980-х гг. существенно изменилось соотношение сил, противостоящих друг другу на международной арене сторон. Раскручивание “гонки вооружений” пришлось на годы достаточно динамичного развития советской индустрии, ее оборонных отраслей, и СССР мог конкурировать с Западом как минимум на равных. По мере же консервации противоречий в народном хозяйстве утвердившаяся в Советском Союзе система теряла свой внутренний динамизм, и стране все сложнее давалось военно-технологическое соперничество. После размещения в Европе американских ядерных ракет средней дальности и начала исследовательских работ над программой космической обороны (СОИ – стратегическая оборонная инициатива) территория СССР стала вполне уязвимой для внезапного ядерного удара, а советский военно-технический потенциал оказался не в состоянии создать адекватную угрозу США и их союзникам по НАТО.

Провозглашенный М. Горбачевым курс на кардинальные преобразования был встречен на Западе с большим интересом. Почти во всех европейских странах и Соединенных Штатах огромными тиражами выходили сборники статей и выступлений инициатора перестройки, повышенное внимание к событиям в СССР проявляли зарубежные СМИ. В то же время обращение нового советского лидера с новаторскими идеями непосредственно к мировому сообществу было воспринято настороженным Западом неоднозначно. Здесь реальная подоплека “нового политического мышления” виделась прежде всего в том, что Советский Союз намеревался таким способом сократить военные расходы, ставшие непосильным бременем для его экономики. Понимание взаимозависимости экономических реформ и внешнеполитической деятельности СССР также наводило на мысль, что советское руководство, используя идею “нового политического мышления”, стремилось добиться получения кредитов и по возможности заключить контракты на поставки высокотехнологического оборудования и технологий (реализация программы “ускорения” с очевидностью показала остроту данной проблемы).

В целом Запад оказался далек от того, чтобы полностью принимать горбачевские “построения” о взаимозависимом мире, и во взаимоотношениях с обновлявшимся Советским Союзом стал ориентироваться на отстаивание своих собственных интересов.

 

 

§ 2. Для реализации “нового политического мышления” советским руководством были определены три главных направления деятельности на международной арене. Основной вектор внешнеполитических усилий был направлен на смягчение отношений между Востоком и Западом, а в конечном счете – на достижение посредством переговоров о разоружении партнерских отношений с США и их союзниками. Советская дипломатия также стремилась к урегулированию локальных конфликтов. Разблокирование региональных противостояний горбачевской администрацией тесным образом увязывалось с задачей расширения экономических связей со всеми странами мира, возможностью получения валютных кредитов для развития советской экономики.

В рамках традиционной внешнеполитической стратегии и “нового политического мышления” СССР выступил с рядом инициатив по разоружению. В августе 1985 г., в сороковую годовщину ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, Советский Союз ввел односторонний мораторий на все виды ядерных испытаний (соблюдался до апреля 1987 г.). В ответ на предложение поддержать подобную инициативу руководство Соединенных Штатов ограничилось приглашением представителей СССР на свои ядерные испытания. В январе 1986 г. М. Горбачев выступил с заявлением “В 2000-й год без ядерного оружия” – программой его поэтапной и полной ликвидации к XXI столетию (в результате безудержной гонки вооружений в “двухполюсном” мире только стратегические наступательные вооружения СССР и США имели около 25 тыс. ядерных боезарядов, каждый из которых многократно превышал мощность бомб, сброшенных американцами в конце Второй мировой войны на японские города). В подобных внешнеполитических акциях Советского Союза, как и раньше, чувствовался определенный пропагандистский налет, просматривалась прежняя тактика, строившаяся на попытках противопоставить США их союзникам, отдалить от них страны “третьего мира”.

В первые годы перестройки советской стороной предлагались также меры по запрещению химического оружия и сокращению вооружений обычного типа в Европе. По инициативе руководства Советского Союза Политический Консультативный Комитет Организации Варшавского Договора в мае 1987 г. принял “Берлинскую декларацию” об одновременном роспуске ОВД и НАТО и, в первую очередь, их военных организаций. Страны-участницы Варшавского Договора выработали новую сугубо оборонительную военную доктрину, предусматривавшую сокращение в одностороннем порядке вооружений до пределов “разумной достаточности”.

В декабре 1988 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН М. Горбачев, помимо провозглашения “новых принципов” советской внешней политики, сделал заявление о ближайшем сокращении вооруженных сил Советского Союза. В рамках демонстрации реальной приверженности идеям “нового мышления” и объективной необходимости снижения планки военных расходов (до 25 % госбюджета) в условиях нарастания противоречий развития перестроечной экономики советское руководство в 1989—1990 гг. сократило вооруженные силы страны на 500 тыс. человек, а расходы на оборону – на 14,2 %. Наступление на позиции ВПК, который подчинил себе всю хозяйственную деятельность страны, сопровождалось “демилитаризацией” всей общественной жизни: наблюдалось разрушение психологии “осажденной крепости”, отказ от упора на силу, перевод творческого потенциала народа в русло созидательной деятельности. Однако, все это производилось без качественной реорганизации системы военного ведомства: сохранялась неэффективная структура действительной военной службы, отсутствовала должная отдача от осуществлявшейся конверсии (полного или частичного перевода предприятий оборонной промышленности на производство потребительских товаров).

Некоторая часть военного руководства СССР оказывала определенное сопротивление новому курсу горбачевской администрации во внешней политики и сопряженными с ним внутренними переменами. Проблема разрешилась чисткой в высших “эшелонах” армии после беспрепятственного приземления 28 мая 1987 г. на Красной площади самолета гражданина ФРГ Матиаса Руста (новым министром обороны стал генерал армии Д. Язов, сменивший на этом посту С. Соколова).

Определяющая международные отношения проблема “Восток – Запад” на новом этапе советской дипломатии решалась прежде всего в процессе личного общения М. Горбачева с западными лидерами. Ежегодными стали встречи главы советского руководства с президентами США Р. Рейганом (ноябрь 1985 г. – в Женеве; октябрь 1986 г – в Рейкьявике; декабрь 1987 г. – в Вашингтоне; май—июнь 1988 г. – в Москве) и Дж. Бушем (декабрь 1989 г. – на Мальте; май—июнь 1990 г. – в Вашингтоне; июль 1991 г. – в Москве). На ранних этапах переговоров стороны ограничились заявлением, что ядерная война не должна быть допущена и в ней не может быть победителей. В декабре 1987 г. было достигнуто реальное соглашение по ракетам средней и малой дальности. Впервые от переговоров об ограничении вооружений две сверхдержавы перешли к ликвидации созданного оружия. Советская сторона взяла на себя обязательства демонтировать и уничтожить 1752 ракеты, американская – 869 своих ракет, размещавшихся в Европе (аналогичные ракеты Франции и Великобритании учету не подлежали). Устанавливалась детальная система взаимного контроля (в предшествующие годы отказ СССР пускать на свои военные объекты американских инспекторов был камнем преткновения в переговорных процессах). Ратификация в мае 1988 г. обеими странами соглашений по РСМД позволила в течение двух лет ликвидировать примерно 4 % мирового запаса ядерного оружия.

На советско-американских переговорах 1985—1987 гг. СССР настаивал на отказе США от развертывания системы противоракетной обороны космического базирования. В конце концов Советскому Союзу пришлось снять свои возражения, не получив при этом никаких гарантий в том, что Соединенные Штаты не попытаются осуществить программу СОИ в будущем.

Заключительным актом процесса прекращения гонки вооружений стало подписание президентами СССР и США во время московской встречи в июле 1991 г. соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ – I): каждая сторона имела право сохранить не более 1600 носителей стратегического ядерного оружия (страны располагали примерно по 2500 межконтинентальных баллистических ракет и 10 тыс. единиц боезарядов).

Между СССР и США был достигнут ряд договоренностей о расширении отношений двух стран (в частности, речь шла о развитии гуманитарного сотрудничества, культурных связей и т. п.). М. Горбачеву удалось установить доверительные отношения со многими политиками мира. Укрепилось взаимопонимание между руководством СССР и Великобритании, Франции, Германии, Канады, Испании и других западных стран. Состоялся ряд официальных визитов в Советский Союз лидеров ведущих западноевропейских государств: в июле 1986 г. – президента Франции Ф. Миттерана, в марте—апреле 1987 г. – премьер-министра Великобритании М. Тэтчер, в октябре 1988 г., а затем в июле 1990 г. – канцлера ФРГ Г. Коля. В свою очередь, М. Горбачев посетил с визитами западноевропейские страны. В декабре 1989 г., накануне мальтийских переговоров с Дж. Бушем, в резиденции главы католической церкви состоялась встреча советского лидера с папой римским Иоанном Павлом II, в ходе которой были достигнуты договоренности об установлении дипломатических отношений между Москвой и Ватиканом. Во время участия в тех или иных международных форумах М. Горбачев также уделял много внимания встречам с западными политиками.

Активизация государственных связей СССР и стран Европейского Экономического Сообщества привела к тому, что в ноябре 1989 г. между Советским Союзом и ЕЭС был заключен договор о торговле и сотрудничестве. СССР был принят в Международный валютный фонд. Тем самым создавались более благоприятные условия для его участия в международном экономическом сотрудничестве.

Руководством СССР большое значение придавалось всесторонним контактам с государствами Северной Европы. В частности, была достигнута договоренность со Швецией, Норвегией и Финляндией о совместном освоении природных богатств Кольского полуострова и континентального шельфа Баренцева моря.

В целом горбачевская администрация прикладывала огромные усилия по прокладке путей к “общеевропейскому дому” и интеграции СССР в мировое сообщество. В обмен на более гибкую позицию в вопросе разоружения советские руководители надеялись на установление равноправных отношений со странами “большой семерки” – США, Великобританией, Францией, ФРГ, Италией, Японией, Канадой. Однако ухудшение экономического положения вынудило руководителей СССР в 1990—19991 гг. обратиться за соответствующей помощью к ведущим странам мира. В сложившейся ситуации М. Горбачев был приглашен на встречу “большой семерки” в качестве “гостя”. Летом 1991 г., ссылаясь на нестабильность внутриполитического положения СССР, страны “семерки” отказались оказать ему уже обещанную финансовую поддержку. Они все больше ориентировались на содействие отдельным республикам переставшего быть великой державой Советского Союза, поощряя тем самым их “сепаратизм”.

В январе 1989 г. СССР подписал “Венскую декларацию” СБСЕ, согласно которой он обязался гарантировать права человека и основные свободы, а также привести в соответствие с международными свои законы и практику их применения (именно с этим западные страны, прежде всего США и Англия, увязывали возможность расширения торговых связей с Советским Союзом). Последовавшее принятие закона о свободе совести и религиозных организаций, указа о выезде из СССР и въезде в страну советских граждан сделало перестроечное общество более открытым. Многократно увеличился поток туристов и деловых людей, направлявшихся как в СССР, так и на Запад. Интенсивное расширение разноплановых зарубежных связей и контактов на уровне различных организаций и частных лиц свидетельствовало о действенности “народной дипломатии”.

Потепление отношений между Востоком и Западом привело к появлению большого интереса к установлению диалога с СССР со стороны Совета Европы (СЕ). Представители этой международной организации стали трактовать содействие “европейскому сплочению” шире традиционных западноевропейских рамок, ориентируясь на сближение между Западной и Восточной Европой.

В 1989 г. М. Горбачев как представитель государств Восточной Европы выступил на Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ). В это же время Верховному Совету СССР был представлен статус “специально приглашенного” члена Совета Европы. Тем самым создавались условия для участия советских парламентариев в работе ПАСЕ на постоянной основе, открывалась возможность влиять на принятие решений и документов в рамках СЕ и его специализированных подразделений. При всем этом в отношениях между СССР и СЕ прослеживалась определенная напряженность и недоверие.

Как уже отмечалось, актуальнейшей задачей советской дипломатии в рамках концепции “нового политического мышления” стало разблокирование региональных конфликтов. Прежде всего для этого требовалось прекратить силовое противостояние по всему миру с Соединенными Штатами, вывести советские войска с территории других стран.

Сразу же была скорректирована советская политика в Афганистане. В мае 1986 г. по инициативе СССР здесь была произведена замена руководства страны. Новый генеральный секретарь НДПА М. Наджибулла провозгласил курс на национальное примирение. Для укрепления позиций нового афганского лидера была принята новая конституция страны, согласно которой он в 1987 г. был избран президентом. В феврале 1988 г. М. Горбачев сделал заявление о начале вывода советских войск с территории ДРА с 15 мая этого же года. В апреле 1988 г. СССР и США подписали совместный документ о политике в отношении Афганистана: советское руководство подтверждало решение вывести свои войска из пределов этой страны, а американское обязывалось не поддерживать противников действующего афганского правительства – моджахедов. 15 февраля 1989 г. организованный вывод советских войск с афганской территории завершился. Однако в Афганистане по-прежнему сохранялась исключительно сложная ситуация: страна продолжала находиться в огне гражданской войны. Советское руководство в течение двух лет оказывало помощь афганскому правительству оружием, боеприпасами и продовольствием. В свою очередь, Соединенные Штаты аналогичными средствами поддерживали противников режима Наджибуллы. В конечном счете усилия международной дипломатии привели к тому, что в сентябре 1991 г. была достигнута договоренность о прекращении поставок в Афганистан советского и американского оружия. В апреле 1992 г. лишенное поддержки извне правительство М. Наджибуллы пало. В декабре 1989 г. II съезд народных депутатов СССР принял специальное постановление “О политической оценке решения о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.”, в котором признал “необъявленную войну” в соседней стране грубой политической ошибкой (по официальным цифрам, названным вскоре после осуществления вывода советских войск, их потери за десятилетие афганской войны составили 13 310 убитых и 35 478 раненых).

В январе 1987 г. Советский Союз начал выводить свои войска с территории Монголии. Прекратилось оказание военной помощи со стороны СССР вьетнамским войскам в Камбодже. В конечном счете советское руководство убедило лидеров Вьетнама в необходимости вывода войск с территории этой страны (он был завершен осенью 1989 г.).

В рамках “нового политического мышления” СССР стал демонстрировать уважение права народов на свободу социально-политического выбора. Москва отказалась от поддержки режимов в Ливии и Ираке. Во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. советское руководство впервые выступило с позиции поддержки Запада в пресечении агрессии Ирака против Кувейта. Отказ советского руководства от прямого вмешательства в гражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа способствовал ослаблению военного противостояния в этих странах и началу поисков национального согласия. Вместе с тем были заметно ослаблены геополитические позиции СССР. В то же время США и их союзники, используя экономические преимущества, демонстрировали стремление расширить свое влияние в странах “третьего мира”.

Открытое обсуждение в условиях “гласности” проблем взаимоотношений с развивающимися государствами привело к обнародованию данных, свидетельствующих о том, что в предыдущие годы характер оказывавшейся им советской помощи был весьма односторонним, с упором на поставку вооружения. В 1986—1989 гг. поддержка СССР союзных режимов и идейных единомышленников составила в целом 56 млрд инвалютных рублей, то есть более 1 % валового национального продукта (47 % помощи приходилось на долю Кубы). Многие представители общественности ставили вопросы о необходимости сбалансировать подобные поставки, сделать взаимоотношения со всеми без исключения странами по-настоящему взаимовыгодными, поставить межгосударственные связи под строгий парламентский контроль.

В деле установления новых, равноправных и партнерских, отношений с ведущими странами мира большое внимание уделялось Китаю и Японии. Урегулирование отношений с Советским Союзом руководство КНР напрямую связывало с выводом его войск с территории МНР, разрешением “афганской” и “кампучийской” проблем. По мере развязывания этих международных “узлов”, быстрого достижения компромисса в советско-китайских противоречиях открывалась перспектива восстановления межправительственных связей и в конечном счете организации встреч на высшем уровне. В мае 1989 г. состоялся первый за тридцать лет визит главы СССР в КНР. М. Горбачев отказался от идеологической конфронтации и вновь назвал Китай “социалистическим”. В мае 1991 г. Москву с визитом посетил Генеральный секретарь ЦК КПК Дзян Цзэминь. Стороны ориентировались на нормализацию отношений между двумя государствами, возобновление переговоров по спорным пограничным территориям и отвод своих войск от совместной границы, а также налаживание широкого экономического и культурного сотрудничества. В мае 1991 г. был подписан советско-китайский договор о границах.

Усилия, прилагавшиеся Советским Союзом для налаживания связей с Японией, диктовались прежде всего стремлением включить огромный экономический потенциал этой страны в развитие советской экономики. В апреле 1991 г. состоялся визит президента СССР в Токио (это было первое в истории официальное посещение Японии советским руководителем). М. Горбачев официально признал существование территориального вопроса – о государственной принадлежности четырех островов Южно-Курильской гряды. Из взаимоотношений с другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона следует выделить усиление экономических контактов с Южной Кореей, дипломатические отношения с которой были установлены в сентябре 1990 г.

Активность советской дипломатии в процессе урегулирования межрегиональных конфликтов, ее усилия по ослаблению международной напряженности в целом оказывали заметное влияние на нормализацию и укрепление отношений СССР с нетрадиционными партнерами – Израилем, ЮАР, Тайванем и другими странами.

Несмотря на заявления о деидеологизации международных отношений, до определенного времени в отношении дружественных стран Центральной и Юго-Восточной Европы (ЦЮВЕ) СССР продолжал следовать принципам “социалистического интернационализма”. С целью сохранения “содружества” советское руководство продолжало сотрудничество даже с лидерами ГДР и Румынии, неодобрительно относившимися к перестройке в СССР. В июле 1990 г. были восстановлены дипломатические отношения с Албанией, прерванные тридцать лет назад. В конце 1980-х гг. ситуация изменилась: Горбачев стал и здесь последовательно реализовывать положения концепции “нового мышления”, исключавшей особое предпочтение социалистическим странам. Противоречия между руководителями стран “социалистического содружества” и советскими лидерами продолжали нарастать. Чувствуя недовольство руководства стран ЦЮВЕ, горбачевская администрация вначале пригрозила, а потом и реализовала угрозу перевода хозяйственных расчетов с ними в свободно конвертируемую валюту. Фактически Советский Союз сам резко увеличил трещину в отношениях с традиционными европейскими партнерами. При этом не было предпринято никаких шагов к поиску взаимоприемлемого выхода из сложившейся ситуации. Перестроечный процесс в СССР, отказ последнего от доминирования в социалистических странах привели к тому, что в пределах “внешней империи” Советского Союза стал наблюдаться всплеск антисоветских и антикоммунистических настроений.

Признание руководством СССР за каждым народом свободы выбора пути развития потребовало отказа от присутствия советских вооруженных сил в восточноевропейских странах. В 1989 г. начался форсированный вывод с их территорий советских войск. В ходе развернувшихся во второй половине 1989 – начале 1990 гг. массовых выступлений к власти в странах ЦЮВЕ пришли национально-демократические силы. В ноябре 1989 г. советское руководство заявило о своем нежелании вмешиваться в их внутренние дела.

Падение политических режимов в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании прошло мирным путем – посредством “бархатных” (“тихих”) революций. Между тем режим Н. Чаушеску в Румынии был свергнут в декабре 1989 г. в результате кровавых столкновений. События в Югославии привели к распаду страны. Перестала существовать ГДР. Судьба “форпоста социализма” в Европе оказалась тесно связанной с разрешением одного из самых острых послевоенных вопросов – “германского”. В ноябре 1989 г. была разрушена Берлинская стена. Ее разрушение, также, как и ее воздвижение, имело символическое значение. В феврале 1990 г. во время встречи с Г. Колем М. Горбачев дал принципиальное согласие на объединение Германии. В марте 1990 г. в ГДР состоялись первые свободные многопартийные выборы. Победу на них одержал зональный ХДС и его союзники, что означало необратимость объединительного процесса. 3 октября 1990 г. ГДР перестала существовать, став частью ФРГ. Причем со стороны СССР не встретило возражений предложение Коля о вхождении единой Германии в НАТО.

Национально-демократические силы, пришедшие к власти в бывших социалистических странах ЦЮВЕ стали ориентироваться на Запад, на кардинальную смену общественного развития. С их стороны было выражена готовность вступить в НАТО и Общий рынок. В связи с этим официальное оформление весной-летом 1991 г. роспуска Организации Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи выглядело вполне закономерным завершением “ухода” СССР из Европы.

В целом результаты политики “нового мышления” представляются весьма противоречивыми. За годы перестройки международная напряженность ослабла до уровня окончания “холодной войны”. В общественном сознании как на Западе, так и на Востоке был в значительной степени размыт создававшийся десятилетиями образ врага. Впервые в истории началась ликвидация целых классов оружия массового поражения и освобождение Европы от обычных вооружений. Ослабление регионального противоборства СССР и США принесло народам многих стран мир и возможность самоопределиться без вмешательства извне. Просматривалась реальная перспектива более тесной интеграции СССР и стран ЦЮВЕ в мировую экономику и международные политические структуры.

Однако наряду с подобными позитивными переменами в жизнедеятельности мирового сообщества, стала очевидно, что оказалась взорванной биполярная система относительной стабильности в мире. Из “холодной войны” вышла только одна сверхдержава – США. Кроме того, в создавшихся условиях появилась опасность утечки современных военных технологий и вооружений в страны, являющиеся потенциальным источником военной угрозы. Реалии “политики нового мышления” до настоящего времени вызывают горячие споры.

 

 

§ 3. Возникшие на основе бывших советских республик новые независимые государства получили международную поддержку. Вторая половина декабря 1991 г. превратилась в настоящую полосу их дипломатического признания. Российская Федерация к концу 1991 г. была признана более чем 40 государствами мира.

В новых условиях определились два важнейших направления внешней политики России: отношения с ближним зарубежьем, т.е. с бывшими советскими республиками и отношения с дальним зарубежьем, или с ведущими государствами Запада.

Отношения со странами ближнего зарубежья, как правило, осуществлялись по двум направлениям: двусторонним связям и контактам в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). Наиболее злободневными вопросами во взаимоотношениях были проблемы экономического, политического и военного характера, защита интересов русскоязычного населения (после распада СССР 25 млн. русских оказались за пределами Российской Федерации).

Путем расширения сотрудничества в рамках СНГ, Россия стремилась сохранить свое влияние на постсоветском пространстве. Бывшие союзные республики со своей стороны также понимали необходимость поддержания контактов внутри Содружества для того, чтобы избежать межгосударственных конфликтов, возможных в условиях раздела союзного наследия.

Однако в первые годы существования СНГ были довольно сильны центробежные тенденции в политике новых независимых государств. Понимание руководством бывших советских республик необходимости поддержки России в становлении их государственности происходило постепенно. В этом плане определенное значение имело подписание в Ташкенте 15 мая 1992 г. Договора о коллективной безопасности. Первоначально под ним поставили свои подписи лидеры шести государств: Армении, Казахстана, России, Узбекистана, Таджикистана и Туркмении, несколько позже присоединились Беларусь, Киргизия и Грузия. Однако попытка российского руководства создать Объединенные Вооруженные Силы СНГ не имела успеха. Не удалось сохранить единое экономическое пространство, посредством использования единой валюты. Решение Центрального банка России изъять с 26 июня 1993 г. из обращения казначейные билеты образца 1961-1992 гг. привело к ликвидации единой рублевой зоны и повлекло за собой введение в последующие два года национальных валют всеми членами СНГ.

В 1993 - 1994 гг. страны СНГ приняли ряд решений по структурированию Содружества. 22 января 1993 г. в Минске семь членов Содружества подписали Устав СНГ. В конце 1993 г. его подписали также Азербайджан и Грузия. Украина Устав не подписала и по настоящее время является ассоциированным членом СНГ. Были созданы такие органы как Исполнительный секретариат, Совет министров иностранных дел, Совет командующих пограничными войсками, межгосударственный экономический комитет и другие структуры. Однако эффективность их работы была крайне низкой. Содружество оставалось весьма аморфной организацией. Принимаемые решения в жизнь не проводились, для членов СНГ они носили рекомендательный характер.

Малая эффективность экономического и политического сотрудничества в рамках СНГ сделали главным направлением в связях России со странами Содружества налаживание двусторонних и многосторонних отношений. 29 марта 1996 г. был подписан четырехсторонний Договор “Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях” между Россией, Беларусью, Казахстаном и Киргизией. В феврале 1999 г. к Договору присоединился Таджикистан. 2 апреля 1996 г. в Москве состоялось подписание Договора об образовании Сообщества Беларуси и России. Председателем Высшего совета сообщества был утвержден Президент Беларуси А.Г. Лукашенко. Дата подписания Договора была объявлена Днем единения народов России и Беларуси. Спустя год Сообщество было преобразовано в Союз Беларуси и России. 23 мая 1997 г. был одобрен Устав Союза. С января 1998 г. стороны формируют совместный бюджет Союза. В декабре 1998 г. была подписана декларация о дальнейшем единении Беларуси и России. Однако в процессе российско-белорусского сближения до сегодняшнего дня остается множество нерегулируемых вопросов.

Ряд трудностей осложняют двусторонние отношения России со многими странами ближнего зарубежья. Имелись противоречия с Грузией из-за нечеткой позиции Российской Федерации в грузино-абхазском конфликте. Но особенно сильны были разногласия между Россией и Украиной. Они накладывали отпечаток на весь характер деятельности СНГ. Разногласия возникли по вопросам Крыма, статуса Севастополя, раздела Черноморского флота, проблемы ядерного оружия и др. Лишь в январе 1994 г. в Москве было подписано совместное американо-украинское заявление о ликвидации ядерного оружия на Украине и ее присоединении к Договору о нераспространении ядерного оружия. Другие спорные вопросы с Украиной были урегулированы в мае 1997 г. Они касались параметров раздела Черноморского флота и аренды Россией Севастопольской военно-морской базы. Это дало возможность президентам двух стран Б.Н. Ельцину и Л.Д. Кучме 31 мая 1997 г. подписать Договор о дружбе, сотрудничестве и стратегическом партнерстве. Однако российско-украинские отношения остаются непростыми и в настоящее время.

Весомый вклад вносит Россия в осуществление миротворческих операций на постсоветском пространстве. Именно благодаря ее усилиям были разведены противоборствующие группировки о Приднестровье, а 8 мая 1997 г. лидеры Молдовы и Приднестровья при посредничестве президентов России и Украины подписали Меморандум об основах нормализации отношений. Благодаря усилиям России сохраняется мир в Абхазии и Южной Осетии, было подписано соглашение, примирившее враждующие стороны в Таджикистане.

Однако, в целом эффективность межгосударственного сотрудничества в рамках СНГ остается невысокой. Хотя к настоящему времени между членами Содружества подписано около 1000 различных международно-правовых актов, они не оказывают заметного влияния на ситуацию внутри организации, ибо абсолютное большинство из них носит либо рекомендательный, либо декларативный характер. Вместе с тем в последнее время все в большей степени вырисовываются собственные интересы государств СНГ. В 1999 г. Азербайджан, Грузия и Узбекистан вышли из Договора о коллективной безопасности. В противовес Таможенному союзу России, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Таджикистана возникла, хотя в известной степени формально, другая региональная группировка - ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова). Что касается будущего СНГ, то практически все входящие в него страны, выражают заинтересованность (она у каждой стороны своя) в сохранении Содружества. Будущее СНГ во многом будет зависеть от взвешенной сбалансированной политики России на постсоветском пространстве, от способностей правящих кругов страны сохранять национальные интересы Российской Федерации, учитывая при этом государственные интересы других членов Содружества.

 

 

4. В отношениях со странами дальнего зарубежья основной целью и неизменной задачей внешней политики Российской Федерации в рассматриваемый период была адаптация к системе международных отношений, сложившейся после распада СССР. Шел процесс вписывания России в реалии постсоветского мира на основе обретения ею комплекса внешних интересов и отработки взаимодействия с другими субъектами международных отношений в новых условиях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.051 с.)