Характеристика ИС - «функциональная полнота» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика ИС - «функциональная полнота»



Вопросы к экзамену «Информационные технологии»

 

1. Сущность понятия "Информационная технология"

В Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информационными технологиями понимают процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

Иначе говоря, информационная технология – процедура поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации с целью получения информационного продукта, способствующего развитию (повышению эффективности) той или иной сферы человеческой деятельности.

Все информационные технологии можно разделить на две большие группы – традиционные информационные технологии и современные информационные технологии. Такое деление связано с тем, что все предшествовавшие изменения в производстве информации касались лишь способов ее фиксации, тиражирования и распространения, не затрагивая самого процесса создания и смысловой переработки информации. Информационные технологии на разных этапах развития человеческой цивилизации были представлены различными явлениями – созданием письменности, изобретением книгопечатания, телефона, телеграфа, радио, телевидения, компьютерных технологий и т.д.

Здесь необходимо отличать собственно интеллектуальную деятельность от деятельности информационной. Печатный станок – наглядный пример того, что традиционные информационные технологии не могли сочетать в себе оба указанных аспекта. Информация здесь множилась посредством физического труда, что, по сути, стало для человечества лишь новым механизмом тиражирования (хотя, безусловно, это был технологический переворот), но не новым способом переработки и использования информации. Специфика же современных информационных технологий заключается в том, что они проникают, прежде всего, в сферу интеллектуального труда.

В отличие от всех других технологий, реализуемых исключительно в сфере материального производства и предметной деятельности и, соответственно, лишь опосредованно влияющих на духовную деятельность, современные информационные технологии формируют культуру и воздействуют на сознание индивидов. Они являются неотъемлемой частью всех механизмов массовой коммуникации, образования, воспитания, развития личности, образа жизни и т.д. Информационные технологии влияют на процесс познания и активно содействуют приросту новых знаний. Поэтому главным информационно-технологическим средством в современном социуме является персональный компьютер и различные телекоммуникационные средства связи. Именно они дали название современному этапу развития человечества – компьютерной эре, или информационному обществу.

Инструментами реализации информационных технологий являются аппаратное, программное и математическое обеспечение, позволяющие трансформировать информацию и переводить ее в совершенно новое качество. Ключевой инструмент - программный продукт, направленный на достижение определенной цели пользователя. Этим инструментом являются текстовые и графические редакторы, СУБД (системы управления базами данных), отраслевые информационные системы и многое другое.

Таким образом, информационная технология – это процесс выполнения четких правил и операций с первичными данными для получения необходимой пользователю информации. По признаку типа обрабатываемой информации информационные технологии делятся на:

информационные технологии по обработке данных (СУБД, системы программирования, электронные таблицы и т.д.);

информационные технологии по обработке текстовой информации (например, текстовые процессоры, гипертекстовые системы и т.д.);

информационные технологии по обработке графики;

информационные технологии по обработке анимации, видеоизображения, звука;

информационные технологии по обработке знаний (экспертные системы).

Все эти информационные технологии в совокупности (или частично) могут образовывать интегрированную информационную систему с возможностью обработки различных видов информации.

 

2. Сущность понятия "Система"

Система – это 1) целое, созданное из частей и элементов целенаправленной деятельности и обладающее новыми свойствами, отсутствующими у элементов и частей, его образующих; 2) объективная часть мироздания, включающая схожие и совместимые элементы, образующие особое целое, которое взаимодействует с внешней средой. Допустимы и многие другие определения. Общим в них является то, что система есть некоторое правильное сочетание наиболее важных, существенных свойств изучаемого объекта.

Признаками системы являются множество составляющих ее элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, наличие структуры и иерархичности, относительная самостоятельность и наличие управления этими элементами. Термин «организация» в одном из своих лексических значений означает также «систему», но не любую систему, а в определенной мере упорядоченную, организованную.

Система может включать большой перечень элементов и ее целесообразно разделить на ряд подсистем.

Подсистема – набор элементов, представляющих автономную внутри системы область (экономическая, организационная, техническая подсистемы).

Большие системы (БС) – системы, представляемые совокупностью подсистем постоянно уменьшающегося уровня сложности вплоть до элементарных подсистем, выполняющих в рамках данной большой системы базовые элементарные функции.

Система обладает рядом свойств.

Свойства системы – это качества элементов, дающие возможность количественного описания системы, выражения ее в определенных величинах.

Базовые свойства систем сводятся к следующему:

– система стремится сохранить свою структуру (это свойство основано на объективном законе организации – законе самосохранения);

– система имеет потребность в управлении (существует набор потребностей человека, животного, общества, стада животных и большого социума);

– в системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и может не иметь свойств своих элементов). Например, при коллективной работе у людей может возникнуть идея, которая бы не пришла в голову при индивидуальной работе; коллектив, созданный педагогом Макаренко из беспризорных детей, не воспринял воровства, матерщины, беспорядка, свойственных почти всем его членам.

Помимо перечисленных свойств большие системы обладают свойствами эмерджентности, синергичности и мультипликативности.

Свойство эмерджентности – это 1) одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее, что целевые функции отдельных подсистем, как правило, не совпадают с целевой функцией самой БС; 2) появление качественно новых свойств у организованной системы, отсутствующих у ее элементов и не характерных для них.

Свойство синергичности – одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее однонаправленность действий в системе, которое приводит к усилению (умножению) конечного результата.

Свойство мультипликативности – одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее, что эффекты, как положительные, так и отрицательные, в БС обладают свойством умножения.

 

Каждая система имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь

Классификация систем может быть проведена по различным признакам, однако основной является группировка их в трех подсистемах: технической, биологической и социальной.

Техническая подсистема включает станки, оборудование, компьютеры и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя. Набор решений в технической системе ограничен и последствия решений обычно предопределены. Например, порядок включения и работы с компьютером, порядок управления автомобилем, методика расчета мачтовых опор для ЛЭП, решение задач по математике и др. Такие решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке. Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, определяет качество принятого и выполненного решения. Например, хороший программист может эффективно использовать ресурсы компьютера и создавать качественный программный продукт, а неквалифицированный может испортить информационную и техническую базу компьютера.

Биологическая подсистема включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например муравейник, человеческий организм и др. Эта подсистема обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Тем не менее последствия решений в биологических подсистемах часто оказываются непредсказуемыми. Например, решения врача, связанные с методами и средствами лечения пациентов, решения агронома о применении тех или иных химикатов в качестве удобрений. Решения в таких подсистемах предполагают разработку нескольких альтернативных вариантов и выбор лучшего из них по каким-либо признакам. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить лучшее из альтернативных решений, т.е. он должен правильно ответить на вопрос: что будет, если..?

Социальная (общественная) подсистема характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. В качестве характерных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию, водителя, управляющего автомобилем, и даже одного отдельного человека (самого по себе). Эти подсистемы существенно опережают биологические по разнообразию функционирования. Набор решений в социальной подсистеме характеризуется большим динамизмом, как в количестве, так и в средствах и методах реализации. Это объясняется высоким темпом изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые однотипные ситуации.

Перечисленные виды подсистем обладают различным уровнем неопределенности (непредсказуемости) в результатах реализации решений

Не случайно в мировой практике легче получить статус профессионала в технической подсистеме, значительно труднее – в биологической и чрезвычайно трудно – в социальной!

Можно привести очень большой список выдающихся конструкторов, изобретателей, рабочих, физиков и других специалистов-техников; значительно меньше – выдающихся врачей, ветеринаров, биологов и т.д.; на пальцах можно перечислить выдающихся руководителей государств, организаций, глав семей и т.д.

Социальная система может включать биологическую и техническую подсистемы, а биологическая – техническую

Социальные, биологические и технические системы могут быть: искусственными и естественными, открытыми и закрытыми, полностью и частично предсказуемыми (детерминированные и стохастические), жесткими и мягкими. В дальнейшем классификация систем будет рассматриваться на примере социальных систем.

 

Искусственные системы создаются по желанию человека или какого-либо общества для реализации намеченных программ или целей. Например, семья, конструкторское бюро, студенческий профсоюз, предвыборное объединение.

Естественные системы создаются природой или обществом. Например, система мироздания, циклическая система землепользования, стратегия устойчивого развития мировой экономики.

Открытые системы характеризуются широким набором связей с внешней средой, сильной зависимостью от нее. Например, коммерческие фирмы, средства массовой информации, органы местной власти.

Закрытые системы характеризуются главным образом внутренними связями и создаются людьми или компаниями для удовлетворения потребностей и интересов преимущественно своего персонала, компании или учредителей. Например, профсоюзы, политические партии, масонские общества, семья на Востоке.

Детерминированные (предсказуемые) системы функционируют по заранее заданным правилам, с заранее определенным результатом. Например, обучение студентов в институте, производство типовой продукции.

Стохастические (вероятностные) системы характеризуются трудно предсказуемыми входными воздействиями внешней и (или) внутренней среды и выходными результатами. Например, исследовательские подразделения, предпринимательские компании, игра в русское лото.

Мягкие системы характеризуются высокой чувствительностью к внешним воздействиям, а вследствие этого – слабой устойчивостью. Например, система котировок ценных бумаг, новые организации, человек при отсутствии твердых жизненных целей.

Жесткие системы – это обычно авторитарные, основанные на высоком профессионализме небольшой группы руководителей организации. Такие системы обладают большой устойчивостью к внешним воздействиям, слабо реагируют на небольшие воздействия. Например, церковь, авторитарные государственные режимы.

Кроме того, системы могут быть простыми и сложными, активными и пассивными.

Каждая организация должна обладать всеми признаками системы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит организацию к ликвидации. Таким образом, системный характер организации – это необходимое условие ее деятельности.

 

Банк как система

Банковская система – это составной элемент рынка ссудного капитала, финансового рынка. Это совокупность различных банков в их взаимосвязи. Свойства системы влияют на деятельность каждого банка и наоборот.

Составные элементы банковской системы образуют определенное единство. Сущность банковской системы влияет на состав и свойства ее отдельных элементов. Банки приобретают новые свойства, присущие банковской системе. Банки только в совокупности могут создать эффект мультипликатора. В то же время состав и сущность элементов влияют на сущность банковской системы.

Два типа построения банковской системы в зависимости от соподчиненности банков и выполнения ими функций:

1. Одноуровневая (распределительная, централизованная) – характерна для стран с неразвитыми экономическими структурами. Все банки выполняют аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию хозяйства. По сути из одного центра происходит распределение кредитных ресурсов. ЦБ выступает единым кредитным и расчетным центром.

2. Двухуровневая система характерна для стран с развитой рыночной экономикой. Строгое разделение функций ЦБ и КБ. На верхнем уровне – ЦБ, на нижнем – другие банки. ЦБ выполняет следующие функции:

- функция денежно-кредитного регулирования – проведение денежно-кредитной политики;

- монопольная эмиссия банкнот;

 

- банк банков;

- Банк правительства;

- внешнеэкономическая функция.

КБ выполняют следующие функции:

- аккумуляция временно свободных денежных средств;

- функция финансового посредничества:

а) в кредите;

б) в расчетах;

в) на рынке ценных бумаг;

- создание платежных средств.

Российская банковская система, начиная с 1988 года, претерпела существенные изменения. 2.12.1990 г. был принят закон «О банках и банковской деятельности», 10 июля 2002 г. Федеральным законом №86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 10 января 2003 г.). На основании этого в России была сформирована двухуровневая банковская система.

Структура двухуровневой банковской системы

1-й элемент – ЦБ служит центром, осью банковской и всей кредитной системы, выполняет функцию банка для банков, т.е. только для 2 категории клиентов – коммерческих универсальных банков и специализированных банков, а также некоторых бюджетных и правительственных структур.

2-й элемент – КБ – основа, база банковской системы, которая состоит из универсальных банков и специализированных банков.

Универсальные КБ – финансовые структуры, выполняющие широкий круг операций по кредитованию физических и юридических лиц, а также осуществляющие различные виды обслуживания.

Специализированные банки – кредитно-финансовые институты, имеющие узкую специализацию:

Ипотечные – кредитуют под залог земли и недвижимости;

Инвестиционные – осуществляют кредитование по определенным инвестиционным проектам, выступают в качестве гаранта и участника синдиката по выпуску новых акций, облигаций и размещают их среди инвесторов;

Банки потребительского кредита – покупают межбанковские кредиты и выдают краткосрочные ссуды для приобретения дорогостоящих товаров длительного пользования;

Сберегательные банки – привлекают средства от населения под проценты, приобретают облигации государственного займа и предоставляют ссуды физическим лицам.

Формы собственности КБ:

- ЗА КБ (акции среди ограниченного круга учредителей);

- АО КБ;

- государственные банки (УК сформирован за счет федерального бюджета);

- муниципальные банки (муниципалитет выделяет средства для создания банка);

- смешанные банки (полугосударственные, полумуниципальные);

- кооперативные (образованные по паевому или долевому признаку);

- КБ с ограниченной ответственностью (не более 3-х учредителей с долей не более 35%).

3-й элемент – Банковская инфраструктура. Она обеспечивает жизнедеятельность банковских институтов. Включает информационное, методическое, научное и кадровое обеспечение банковской деятельности (службы по обработке, передаче и хранению информации, международные системы межбанковских коммуникаций, страховые структуры, клиринговые палаты, аудиторские службы, центры торговли валютой, межбанковскими кредитами, ценными бумагами, системы подготовки кадров для банков.

 

 

Требования, предъявляемые к банковским информационным системам.

К БИС предъявляются следующие требования:

- постоянные изменения, происходящие в сфере банковской деятельности и затрагивающие юридическую форму, экономическую среду и банковские технологии, требуют от системы управления банком высокой степени адаптивности, т.е. БИС должны иметь гибкую структуру и быть открытыми системами, допускающими внесение необходимых изменений в случае каких- либо перестроек в банковской сфере;

- возможность "отката на дату" (контрольную точку) или "технологического отката" через систему обратных проводок "красное сторно". В соответствии с этим принципом при достижении исходной ситуации и ее фиксации сотрудники банка должны иметь возможность внесения изменений и возврата с автоматическим расчетом, закрытием и архивацией всех последующих дней;

- блокирования ввода платежных документов, приводящих к дебетовому сальдо. Если же такая ситуация не возникает и платежный документ не содержит некорректные реквизиты, банковская технология предполагает однократный ввод информации в систему и автоматическое формирование проводок по всем операциям;

- выполнения проводок и изменения лицевых счетов в реальном масштабе времени. Система должна обеспечивать постоянное изменение состояния лицевых счетов и ежедневный пересчет остатков на них с учетом дневных изменений.

 

Основные функции АБС

Прикладные программы автоматизированных банковских систем представляют собой набор программных модулей, функционально и информационно связанных между собой. Функциональные связи модулей обеспечивают необходимую последовательность их выполнения, а информационная связь определяется использованием модулем в своей работе информации, сгенерированной другим модулем. Как правило, обмен информацией между модулями идет через базу данных. Один модуль пишет информацию в базу данных, а другой ее считывает при реализации своих функций. Каждая фирма-разработчик автоматизированных банковских систем самостоятельно решает проблему выделения модулей, но и здесь можно проследить некоторые закономерности. Анализ проектных решений ряда автоматизированных банковских систем показал, что эти модули группируются примерно в одинаковые комплексы.

Внедрение АБС

Для того чтобы программный код превратился в работающее решение, его надо внедрить. Если АБС является тиражным решением, все основные бизнес-процессы уже проработаны и отлажены. Многое зависит от того, новый ли это банк или уже проработавший некоторое время. В первом случае для внедрения нужна начальная настройка, проведение обучения нескольких пользователей и, если в этом есть необходимость, адаптация ряда отчетов и(или) стыковка с внешними системами. Внедрение может осуществляться силами компании-консультанта – тогда банк опирается на богатый опыт сотрудников и гарантии фирмы. Однако при наличии в штате банка высококвалифицированных программистов, имеющих опыт работы с АБС, кредитное учреждение может провести внедрение и самостоятельно. Другое дело – банк, который уже выполняет определенный набор операций, работает с АБС (тиражной или собственной разработки – не важно), накопил определенный объем данных, имеет сложившуюся технологию банковских операций, внутренние формы отчетности, обширный штат сотрудников, которых нужно учить «общению» с новой системой. При этом внедрение проводится в соответствии с отработанной технологией, обеспечивающей максимально эффективную дальнейшую работу АБС. Если необходимо автоматизировать все операции банка, внедрение предполагает: обследование (его цель – понять, что банк хочет получить в итоге, и каким образом это будет достигнуто) и подготовка Технического задания на внедрение; настройку АБС с учетом специфики технологии банка и параллельно адаптацию ряда технологий банка под АБС; конвертацию данных из «старой» системы; обучение ИТ-персонала банка, пользователей (его лучше проводить уже на конвертированной базе данных); адаптацию имеющейся в новой АБС внутрибанковской отчетности под требования банка; создание и настройку шлюзов с другими автоматизированными системами (при необходимости); консультационную помощь со стороны сотрудников компании-консультанта. Перечень необходимых работ весьма обширен, поэтому выполнить внедрение, опираясь только на собственные силы банка, проблематично (но возможно – все зависит от уровня требований, предъявляемых к системе, и квалификации ИТ-персонала кредитного учреждения). При этом, если банк стремится минимизировать затраты на внедрение, он может поручить сотрудникам компании-внедренца отдельные наиболее сложные виды работ (например, обучение ИТ-персонала и конвертацию данных из прежней АБС), а остальное проделать самостоятельно. Исключительно важная роль отводится поэтапному внедрению АБС. Вначале запускается ядро системы, обеспечивающее самые необходимые функции: бухгалтерский учет, расчетно-кассовое обслуживание, начисление процентов. После того как эти участки заработают, настраивается выпуск отчетности. Потом запускается, скажем, RS-Loans – система автоматизации кредитной деятельности банка. Далее происходит внедрение системы класса «клиент–банк». Следующий шаг – автоматизация работы операционистов с вкладами физических лиц, то есть запуск RS-Retail.

Обследование банка

Целями этапа «обследование» являются: изучение документооборота банка, используемых технологий, бизнес-процессов в банке; оценка необходимости доработки функциональности и отчетности по сравнению с тиражными возможностями АБС. В случае необходимости доработки – подробное описание необходимых доработок вместе с анализом технологии выполнения этих доработок в АБС. оценка необходимости конвертирования данных из используемого в банке ПО и возможность проведения этой конвертации; анализ технологии взаимодействия АБС с иными автоматизированными системами (например, с процессинговым центром, аналитическими приложениями, специализированными автоматизированными системами по решению отдельных задач); проверка соответствия установленного в банке аппаратного и системного обеспечения требованиям новой АБС. В результате получается достаточно объемный документ, содержащий подробное, согласованное с сотрудниками банка описание существующих бизнес-процессов, технологий, отчетных форм. Информация об необходимых отчетах сопоставляется с имеющейся отчетностью АБС. Все это составляет первую часть документа. Вторая часть включает подробный перечень работ по настройке или доработке системы, по адаптации существующих отчетных форм или разработке новых, описание осуществления текущих бизнес-процессов в АБС, календарный план внедрения, план проведения обучения (график занятий и объем учебного материала). Т.е. вторая часть документа «результаты обследования банка» содержит перечень всех работ, которые необходимо выполнить при внедрении системы. Эту часть еще называют полным Техническим Заданием на внедрение.

Конвертация данных

Конвертация данных завершает этап предварительной подготовки и является началом этапа реальной работы пользователей в АБС. Задачей этапа конвертации является корректный перенос необходимых данных из ранее использовавшейся системы (или систем) в новую АБС. Объем конвертируемых данных может существенно различаться (в зависимости от набора внедряемых модулей, имеющихся данных в формализованном виде на момент перехода и др.). Как правило, конвертация включает перенос финансовых данных – по проводкам, остаткам на счетах, картотекам и др. Важным элементом процесса конвертации является сверка полученных данных с «контрольными» для того, чтобы проверить корректность проведенной конвертации.

Обучение сотрудников банка

Если говорить об обучении IT -специалистов банка, то в идеальном случае на протяжении всего процесса внедрения необходимо активное ознакомление IT - службы банка с новой АБС – это позволит как обеспечить контроль за процессом внедрения, так и в дальнейшем более квалифицированно сопровождать АБС. Поэтому в первую очередь задачей данного этапа является изучение АБС ее будущими пользователями (а также сотрудниками IT -службы, не включенными в процесс внедрения АБС, которые, тем не менее, будут в дальнейшем принимать участие в ее сопровождении в банке). В этом случае АБС должна максимально соответствовать тому состоянию, в котором она будет реально эксплуатироваться. Поэтому перед началом данного этапа обязательно производят пробную конвертацию данных для получения учебной базы для проведения обучения. Помимо этого, если в рамках внедрение производится адаптация внутрибанковской отчестности, настройка шлюзов с другими информационными системами или производятся иные доработки АБС, оптимально приступать к обучению пользователей после окончания всех этих работ. Аналогично, желательно до начало обучения провести полную настройку АБС. В задачи этапа входит первичное знакомство пользователей с новой АБС. Объем и сроки обучения определяются в документе «Результаты обследования». До начала этапа обучения должен быть проделан ряд работ: Определен состав слушателей из соответствующих подразделений. - отдел бухгалтерского учета и отчетности - отдел корреспондентских отношений - отдел расчетно-кассового обслуживания - валютный сектор - отдел автоматизации Согласован график проведения занятий. Обеспечены условия для проведения обучения персонала: подготовлен учебный класс с необходимым оборудованием или определен порядок обучения на рабочих местах. Обеспечена посещаемость специалистов соответствующих подразделений.

Опытная эксплуатация системы

В задачи этого этапа входит: - Окончательная отладка всех выходных форм. - Оперативное решение возникающих вопросов - Окончательное обучение работников банка методам и особенностям работы в новой АБС. Технология проведения опытной эксплуатации построена таким образом, что всегда сохранятся возможность отката на старую систему. Для этого реальная работа осуществляется в двух системах параллельно. При невозможности организации такой работы в связи с большой нагрузкой на персонал используется технология «тестового дня», когда сотрудники в выходной день дублируют свои действия в новой АБС с выверкой полученных результатов. При успешном завершении «тестового дня» принимается решение о работе банка в режиме опытной эксплуатации, старая система останавливается, актуальность данных в ней не поддерживается. Результатом последнего этапа является промышленная эксплуатация в банке новой АБС.

Сопровождение

Не менее существенным, чем внедрение, является обеспечение бесперебойной работы АБС. Для этого необходимо грамотное администрирование АБС со стороны службы автоматизации банка, настройка и развитие системы, а также предоставление услуг ее поставщиком, то есть сопровождение.

 

Перечень статистических методов, представленный выше, не является полным или исчерпывающим. Критериями выбора представленных статистических методов явились их известность, широкое распространение и результативность.

ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

Графические методы позволяют выявить специфическое поведение данных, которое трудно обнаружить в результате количественного анализа. Они широко используются при анализе результатов исследований, при проверке зависимостей между переменными или при оценке параметров, описывающих установленные связи. Кроме того, графические методы играют важную роль в обобщении и представлении комплексных данных или связей между ними (это особенно эффективно для непрофессиональных наблюдателей).

Описательную статистику используют для обобщения и описания групп данных. Обычно ее применяют на начальном этапе количественного анализа данных, что помогает в выборе последующих статистических процедур.

Описательная статистика предлагает эффективный и достаточно простой путь обобщения и представления количественных данных. Его легко понять и использовать при анализе и принятии решений на всех уровнях управления.

Описательная статистика обеспечивает количественную оценку характеристик выборочных данных (таких как среднее значение и стандартное отклонение). Однако эти характеристики применимы лишь к ограниченной выборке данных и связаны с определенным методом выборочного контроля.

Более того, измеренные количественные данные не могут использоваться в качестве действительных оценок характеристик генеральной совокупности, из которой была сделана выборка, пока не выполнены основные положения выборочного контроля.

Описательная статистика успешно применяется почти во всех случаях, где собираются и анализируются количественные данные. Примерами ее использования могут быть:

- обобщение основных характеристик параметра продукции (таких как среднее значение и рассеивание);

- описание работы некоторых параметров процесса, таких как температура печи;

- характеристика времени обслуживания в сфере обслуживания;

- обобщение данных, полученных в результате анализа рекламаций потребителей.

ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Планирование экспериментов представляет собой проведение специально спланированных исследований, опирающихся на статистическую обработку данных для получения результатов с определенным уровнем доверия.

Специальная организационная подготовка и условия, в которых должны быть проведены эксперименты, носят название «планирования экспериментов», а само планирование осуществляется с целью определения условий, при которых должны выполняться эксперименты.

В планировании экспериментов используются преднамеренные изменения в исследуемой системе, и включается статистическая оценка этих изменений в данной системе. В результате появляется возможность определения основных характеристик системы или исследование влияния одного или нескольких факторов на эти характеристики системы.

Планирование экспериментов используется для оценки основных признаков или характеристик продукции, процесса или системы с определенным уровнем доверия. Эти данные затем могут быть использованы для проверки их соответствия определенному стандарту или сравнительной оценки нескольких систем.

Планирование экспериментов наиболее эффективно для исследования комплексных систем, результат работы которых зависит от множества внешних факторов. С помощью планирования экспериментов можно определить наиболее значимые факторы в системе, величину их влияния и связи между факторами (если таковые имеются). Информация, полученная в результате таких экспериментов, может быть использована затем для управления системой или для улучшения продукции или процесса.

Кроме того, информация, полученная в результате запланированного эксперимента, может быть использована и для создания математической модели, описывающей изучаемые характеристики системы в зависимости от входных факторов. С определенными ограничениями (кратко описанными ниже) такая модель может быть использована и для прогнозирования.

При проверке или оценке изучаемой характеристики существует риск выработки неправильных решений из-за случайного характера полученных результатов. Это относится к оценкам, сделанным вопреки требованиям описываемого стандарта и, что более важно, при сравнении двух или более систем. Планирование экспериментов позволяет получить оценки с определенной достоверностью результатов, т. е. уровнем доверия.

Другим преимуществом планирования экспериментов является его относительная эффективность и производительность при исследовании влияния (если такое имеется) разлитых факторов на процесс и взаимосвязи между ними. Эффективность метода особенно проявляется при работе с комплексными процессами, которые охватывают большое число потенциальных факторов влияния. Дальнейшие результаты оценки, сделанные на основании выполняемых экспериментов, могут быть представлены с определенным уровнем доверия и необходимой точностью.

Наконец, при исследовании системы существует риск ошибочного предположения о влияющих причинах, на основании случайной корреляции между двумя или более переменными. Риск неправильного предположения может быть уменьшен при использовании принципов планирования экспериментов.

Определенный уровень свойственной процессу изменчивости (часто называемый «шумом») присутствует в любых системах и иногда может повлиять, на результаты исследований и привести к неверным выводам. Еще одним потенциальным источником ошибок, приводящих к разрушительному эффекту, является наличие неизвестных (или попросту не выявленных) факторов или взаимовлияние между различными факторами в системе. Риск таких ошибок может быть уменьшен с помощью проведения хорошо

спланированных экспериментов за счет определения размера выборки или изменения условий проведения экспериментов. Тем не менее, этот риск никогда не может быть ликвидирован полностью, поэтому всегда должен учитываться в выводах.

Кроме того, результаты экспериментов объективно описывают лишь те факторы и диапазон изменение величин, которые были спланированы для эксперимента. Поэтому нужно соблюдать осторожность при экстраполяции (или интерполяции) диапазона величин, рассматриваемых в годе эксперимента.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.130 (0.067 с.)