Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок по теме «куклы бывают разные или кукольная история»

Поиск

Общая характеристика урока

Класс: 5

Раздел программы: Рукоделие

Тема урока: Куклы бывают разные или кукольная история

(Мир человеческих отношений, выраженный в предметах материальной культуры)

Тип урока: комбинированный

Методы: беседа, демонстрация, практическая работа.

Цель: приобретение первоначальных навыков участия в проектной деятельности через познание духовного наследия, заключённого в народных куклах и деятельность по их созданию как предметов материальной культуры.

Задачи: Познавательные: Расширить представления об особенностях народных кукол, их обобщённых признаках, широком разнообразии конструкций и обрядовых традициях их использования через погружение в атмосферу крестьянского быта (посиделки).

1. Освоить технологию изготовления народной куклы: обсудитьтехнологию и изготовить русскую обрядовую куклу «Желанница».

2. Осознать возможности переноса обобщённых знаний и умений, полученных при изготовлении куклы «Желанница» для освоения технологии изготовления большого разнообразия народных кукол.

3. Применить понимание духовного послания и наставления наших мудрых предков, заключённого в куклах, к осознанию современных социальных проблем и позитивных преобразований в обществе.

Воспитательные: Поддерживать активность личностной позиции детей, как наблюдателей, исследователей и созидателей духовной культуры. Воспитывать умение видеть и понимать красоту своего труда. Актуализировать гражданскую позицию через проявление социального интереса к позитивным изменениям в жизни общества.

Развивающие: Развивать умения наблюдать и анализировать познавательные объекты. Развивать творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность в деятельности. Развивать умение осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

Описание хода урока

Организация начала урока.

СЛАЙД 1 (заставка) и музыка.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку: присутствие учащихся; внешний вид; запись в журнале. Здравствуйте девочки! Я рада видеть вас сегодня на уроке в хорошем настроении. Посмотрите на меня – улыбнитесь, посмотрите друг на друга – улыбнитесь. Желаю вам сегодня успешной работы.

Подготовка учащихся к активной

учебно-познавательной деятельности

– Мы хорошо знаем правила волшебного урока. СЛАЙД 2 (правила)

Вспомним их все вместе: Мы будем отвечать активно,

Хорошо себя вести, чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

Хорошо. Сегодня мы с вами побываем в прошлом, изменимся к лучшему в настоящем и порассуждаем о будущем времени. Потому что тема нашего урока – «Куклы бывают разные или кукольная история»

У нас появиться возможность исследовать духовное наследие, которое наши предки мудро заключили в куклах. А потом воспользоваться сделанными открытиями в современной жизни.

Для того, чтобы у нас всё получилось нужно всем вместе произнести волшебные слова: СЛАЙД 3 (текст): - Мы умные!

- Мы дружные!

- Мы внимательные!

- Мы старательные!

- Мы отлично учимся!

- Все у нас получится!

Всё у нас получиться, потому что тема сегодняшнего урока посвящена одному из самых дорогих воспоминаний нашего детства. Эта тема связана с одной из самых любимых игрушек не только детей, но и многих взрослых. И этой игрушкой является… Конечно кукла… Сохранились ли у вас дома куклы? Я знаю, что некоторые школьницы не расстаются с ними даже в школе. А некоторые старшеклассницы к своим модным сумкам прикрепляют брелки с куклами. Какие воспоминания оставили у вас куклы?... Кто рассказывал кукле свои секреты?... Кого кукла научила заботиться о ней, а потом и о других людях?...Кого кукла научила мечтать и строить жизненные планы?...

Посмотрите, насколько хороши куклы, привезённые из разных стран. А ведь каждая из них интересна прежде всего тем, что отражает историю своего народа. СЛАЙД 4 (изображения трёх кукол с указанием стран): демонстрация. Одной из этих кукол около 4 тыс. лет. Конечно это кукла из Древнего Египта. Оказывается, у древнеегипетской царицы Клеопатры была целая кукольная коллекция, служившая для своей хозяйки чем-то вроде журнала мод: именно по эскизам кукольных нарядов царица заказывала облачения для особо торжественных церемоний. Мы с вами тоже представляем великую страну. Особое смысловое значение имеют куклы и в истории русского народа. Небогатый быт делал людей богатыми на выдумку. Посмотрите, как искусно руки женщины могли изготовить куклу из обыкновенного платка. (демонстрация куклы-ангела из платка) Как гостеприимная хозяйка, эта кукла приглашает нас к себе в крестьянскую избу на ПОСИДЕЛКИ или как говорили в Волго-Вятском районе на СУПРЯТКИ. (Усадить куклу на почётное место в избе) СЛАЙД 5 (картина посиделок) Потрескивание поленьев в печи, горячий самовар на вышитой льняной скатерти располагают к задушевной беседе (в одной части кабинета создан соответствующий интерьер) Также как когда-то из уст в уста, из рук в руки передавалось мастерство и почитались традиции, так и мы сейчас постараемся восстановить духовное послание и наставление нам наших мудрых предков, заключённое в куклах, которые нас там ожидают. Но прежде, чем они что-то нам расскажут, надо угадать их имена. Несмотря на то, что кукол кажется много, имён у них только четыре: Зернушка, Веснянка, Куколка на счастье и Желанница. Поразмышляйте пожалуйста, почему и какой кукле славяне дали имя Зернушка. С каким важным событием в жизни славян было связано имя этой куклы. …(размышления вслух детей) Думаю, что Таня, Лера и Соня дали наиболее полные ответы и могут пройти в избу, взять куклы и познакомиться с ними поближе. Продолжим свои размышления дальше. Имя другой куклы Веснянка. Подумайте, с каким временем года оно у вас ассоциируется и какие чувства и надежды люди с ним связывают.…(размышления вслух детей) Думаю, что Катя и Наташа дали наиболее полные ответы и могут пройти в избу, взять куклы и познакомиться с ними поближе. Имя следующей куклы Куколка на счастье. Посмотрите внимательно, какая из кукол вызывает у вас особую симпатию и почему?. …(размышления вслух детей) Думаю, что Кире, Нине и Паше удалось наиболее красочно описать эту куклу и они тоже могут пройти в избу, взять куклы и познакомиться с ними поближе. Давайте внимательно посмотрим на оставшихся кукол, которых зовут Желанницами. В этой кукле великая сила и именно она играла особую роль в жизни людей. Почему же я дала ей такую характеристику? …(размышления вслух детей) Думаю, что девочки рассуждали очень мудро и теперь у каждой из вас есть кукла. Знаете ли вы, что в крестьянских семьях игру в куклы не считали простой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. За время нашей беседы вы успели узнать о своих куклах какую-то дополнительную информацию и у нас есть возможность послушать каждую из вас. Пожалуйста …. Выступления девочек идут в порядке нумерации карточек, сопровождающих куклы. Я вижу, что у этих трёх девочек, кажется, одинаковые куклы, не так ли? Содержание карточек:

Карточка 3. Инструкция: На посиделках ты говоришь о своей кукле третья Мою куклу тоже зовут «Зернушка» но иногда её называли также«Горошинка» Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу.  
Карточка 2. Инструкция: На посиделках ты говоришь о своей кукле вторая Мою куклу тоже зовут «Зернушка», но иногда её называли также«Крупеничка» Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая.
Карточка 1. Инструкция: На посиделках ты говоришь о своей кукле первая Мою куклу зовут «Зернушка» -это оберег на сытость и достаток в семье. Это главная кукла в семье.  

 


Среди кукол в ваших руках я вижу две очень задорные, яркой расцветки куклы.

Карточка 5. Инструкция: На посиделках ты говоришь о своей кукле пятая Мою куклу тоже зовут Веснянка, но иногда её называли также Авдотья-весновка Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине – всегда быть обаятельной и привлекательной.  
Карточка 4. Инструкция: На посиделках ты говоришь о своей кукле четвёртая Мою куклу зовут Веснянка.Веснянка – это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу.

 


А это что за куколки? Размером невелики, да уж больно косой красивы

Карточка 8. Инструкция: На посиделках ты говоришь о своей кукле восьмая Мою куклу тоже зовут «Куколка на счастье».Главное в этой кукле – коса, которая символизирует женскую красоту. Коса так же служит опорой самой кукле.    
Карточка 7. Инструкция: На посиделках ты говоришь о своей кукле седьмая Мою куклу тоже зовут «Куколка на счастье».Куколка на Счастье была найдена на раскопках древнего Ржева (Тверская область). Есть предположение, что свое название она получила благодаря большой косе.
Карточка 6. Инструкция: На посиделках ты говоришь о своей кукле шестая Мою куклу зовут «Куколка на счастье».Эта куколка совсем небольшая и умещается на ладошке. Название обрядовой куклы говорит само за себя.  

 

 


А сейчас пришло время рассказать о кукле, которую девушки считали своей подружкой.

Карточка 11. Инструкция: На посиделках ты говоришь о своей кукле одиннадцатая Мою куклу тоже зовут Желанница.После того, как девушка загадает своё желание, она прятала свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.    
Карточка 9. Инструкция: На посиделках ты говоришь о своей кукле девятая Мою куклу зовут Желанница.Такая подружка - кукла Желанница – была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало.  
Карточка 10. Инструкция: На посиделках ты говоришь о своей кукле десятая Мою куклу тоже зовут Желанница.Загадают, бывало, девушки желание, прикрепят в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесут к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни".  

 


Как вы думаете, где и в каких праздниках и обрядах участвует кукла?» (Ответы могут быть разнообразные: на свадьбе, подарок к дню рождения, делают из соломы для праздника Масленицы, для Пасхи, для богатства, здоровья, тепла в доме). Отметив правильные ответы, учитель рассказывает, что кукла участвовала и во взрослых обрядах. В старину на свадьбе она, нарядно одетая, украшала свадебный стол. Возможно, отголоском той традиции стало украшение машины жениха и невесты куклой в свадебном наряде. Символические куклы сопровождали и другие крестьянские праздники и обряды. Провожали Масленицу большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре. К празднику Троицы делали кукол из веток, сажали под березу, водили вокруг них хоровод. Девочки, как я поняла из ваших рассказов, в каждой кукле таится «великая загадка» надежд ее создателя и народа, к которому он принадлежал. Давайте вспомним, как зовут кукол, с которыми мы познакомились. Слайды с изображением кукол без названия – дети воспроизводят по памяти усвоенную информацию. – Веснянка, желанница, куколка на счастье, зернушка,

… Смотрите все куклы разные, но между ними есть что-то общее и отличное от современных кукол, которые у вас дома. Кто из вас что заметил? – эти куклы изготовлены из подручных материалов и доступны для изготовления любым человеком. … Верно. – эти куклы не имеют лица. … Верно, очень важный признак. Все славянские куклы были похожи в одном: у них не было лица. Как вы думаете почему? Почему при всем многообразии нарядов, куклы оставались безликими? … (Слайд 11) Считалось, что кукла с лицом получала душу и теряла свою таинственность, волшебство и обережные свойства. Она должна была приносить ребенку здоровье, радость, благополучие. Куколку мастерили еще до рождения ребенка, затем укладывали в колыбельку, чтобы куколка «обогрела» ее для будущего младенца. (Слайд 13) А когда малыш появлялся на свет, куколку укладывали с ним, приговаривая: «Сонница-бессоница, не играй с моим дитятком. А играй с этой куколкой». Кукла отвлекала на себя злых духов, оберегая ребеночка. Так ее и назвали – берегиня, или оберег. Тряпичную куклу-берегиню дарили не только малышу. Такую куколку, сделанную своими руками, мать дарила дочке перед свадьбой, благословляя ее на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу, мужу – в дорогу. А невесте дарили кукол, чтобы побольше родилось детишек. (Слайд 14) Куколкой-оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь беды. Ее брали в руки. Три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром».

Вы держите в своих руках куклы, которые за несколько минут знакомства с ними стали нам такими близкими. Какие чувства и желания они вызывают у вас? … Хорошо, я разделяю ваши чувства, именно поэтому в моей личной коллекции славянских кукол сегодня их уже 19. Наше путешествие на посиделки в крестьянскую избу завершилось, и мы можем вернуться за парты, чтобы поразмышлять как приобретённые знания могут быть полезны нам сегодня и в будущем.

Давайте вспомним, как зовут кукол, с которыми мы познакомились.

Слайды с изображением кукол без названия – дети воспроизводят по памяти усвоенную информацию. – Веснянка, желанница, куколка на счастье, зернушка. Не знаю, обратили ли вы внимание на то, что одна из кукол, с которыми мы знакомились была в деревне у каждой девушки и считалась её подружкой. Не напомните как её зовут? … Правильно, ЖЕЛАННИЦА. И знаете, что произошло за то время, пока мы были на посиделках? Наша гостеприимная хозяйка (!кукла из платка!) прислала нам открытки в память о нашем путешествии.

Кого мы видим на лицевой стороне открытки? (Заголовок: Посиделки в крестьянской избе, 1.12.2011, школа 15 г. Владимира. Фото учителя с детьми. Фото кукол: желанница, зернушка, «на счастье», веснянка.) Правильно себя, как приятно… и кукол, с которыми мы познакомились. Но что же там на обороте? … Какие-то инструкции… Кто что-нибудь понимает? … Ах, так это инструкция по изготовлению куклы-желанницы! А что, материалы есть, ручки у нас умелые…Надо только найти учителя, который помог бы нам во всём этом разобраться до конца. Кто из вас может стать для нас учителем, а я буду его помощником. Дети сидят за столами командами по 3-4 человека, поэтому выбираются три учителя – по одному за каждым столом и с ними

учитель разбирает нюансы технологии изготовления куклы для последующей практической работы. При этом слушателями является весь класс. А как ты понимаешь, что значит быть учителем? … Что ты как учитель должна знать и делать, чтобы девочки правильно и аккуратно изготовили свои куклы? … Чтобы ты сделала сейчас прежде всего?.. Хорошо, но возможно это не самое первое действие, которое надо сделать. Как ты думаешь, девочкам хотелось бы иметь образец куклы, чтобы сравнивать то, что они будут делать, с тем как должно быть сделано? … А вы девочки, что скажете на это? … У нас с тобой кажется достаточно кукол, чтобы мы их сейчас раздали девочкам.

КАК ИЗГОТОВИТЬ КУКЛУ-ЖЕЛАННИЦУ? Необходимые материалы: 1. Для туловища: прямоугольный лоскут однотонной ткани. 2. Для ручек: квадратный лоскут однотонной ткани. 3. Для юбки: прямоугольный лоскут ткани с печатным рисунком. 4. Для соединения деталей куклы: Хлопчатобумажные нитки красного цвета. 5. Для отделки: ленты шёлковые, сутаж.   1. Технология изготовления туловища: 1.1. Лоскут ткани сложить по длине пополам и ещё раз пополам (4 слоя); 1.2. Перегнуть полученную полоску ткани пополам. 2. Технология изготовления ручек: 2.1. Лоскут ткани сложить в полоску также как при изготовлении туловища куклы: пополам и ещё раз пополам. 3. Технология соединения ручек с туловищем: 3.1. Ручки вложить внутрь туловища, отступив от перегибы 3 см. Длина ручек должна быть одинаковой; 3.2. Закрепить ручки на туловище при помощи ниток: сначала крест накрест, а затем над и под ручками; 3.3. Перетянуть края ручек красной нитью, отступив 1 см., чтобы выделить ладошки. 4. Технология изготовления юбочки: 4.1. Лоскутом ткани обернуть туловище куклы под ручками (присборить ткань для пышности юбки) и закрепить его нитками, отступив 1 см. от верхнего среза. 5. Отделка куклы: 5.1. Загадать желание и завязать ленточку на поясе или на ручке куклы. Произнесите слова: «Куколка-Желанница, какая ты красавица, а за мой подарочек исполни моё желание»  
Хорошо. Кукол все получили, инструкции есть, можно приступать к изготовлению? … Конечно ещё нет. Надо внимательно рассмотреть куклу. Из скольких деталей состоит кукла? Как называется каждая деталь и каково её назначение? … Хорошо. Итак, о кукле мы всё знаем.

Теперь можно читать инструкцию по изготовлению куклы. Какие материалы для изготовления куклы у нас есть? Достаньте из файлов материалы, разложите их на столе. Смотрим, какой лоскут ткани предназначен для каждой детали куклы. Покажите, из какого лоскута мы будем делать туловище? (Туловище куклы – это основная деталь, к ней крепятся все остальные; цвет этой ткани должен быть светлым и однотонным) Покажите, из какого лоскута мы будем делать ручки? Верно, лоскут для ручек того же цвета, что и туловище куклы, только

меньшего размера. Оставшиеся лоскуты ткани с рисунком для юбоч-

 

ки куклы. Для соединения будем использовать нитки красного цвета.

Переходим к технологии изготовления. Сколько технологических операций мы должны выполнить? Правильно, пять. Какие? С чего начнем? Технология изготовления туловища…

Интеллектуальная задача: Здесь есть маленький секрет. Я покажу два варианта складывания ткани, а вы выберете наиболее правильный. Какой из вариантов вы считаете более практичным и почему?...

Читаем дальше. Технология изготовления ручек…что мы знаем? Что технология выполнения ручек куклы та же, только берем лоскут ткани меньшего размера. Пожалуйста, Катя, что же дальше? Уже работа немного сложнее, нужно две детали соединить. Используем ножницы, помните, что они должны лежать на парте с правой стороны и передаем их кольцами вперед. Лена, в чем состоит следующая операция? Делаем для куклы наряд. Присборить, это значит заложить несколько складок, чтобы юбка была пышной. И закрепляем на поясе куклы юбку красными нитками. Когда куколка будет готова, останется лишь произнести волшебные слова (про себя) и завязать ей ленточку.

Теперь мы можем приступать к работе. Наши молодые учителя тоже приступают к работе и готовы помочь тем, кому нужна их помощь. Практическую работу учащиеся выполняют самостоятельно при ведущей и ответственной роли ученицы-учителя. Учитель визуально контролирует самостоятельную деятельность детей и оказывает при необходимости индивидуальную помощь учащимся.

Снова учитель становиться учителем. Смотрите, как замечательно мы справились с работой, потому что и учителя были хорошие, и ученицы старательные. Но все-таки давайте себя проверим. А поможет нам в этом метод «Пяти пальцев»: М – Аккуратное выполнение головы, туловища и ручек. Б – Выполнение соединения рук с туловищем при помощи красной нити. С – Изготовление сарафана в соответствии с технологией. У – Наличие отделки: тесьмы, пуговиц, бусинок, лент. Б – Яркая цветовая гамма. Верно, значит мы все выполнили без ошибок.

Теперь нам предстоит самая интересная и творческая работа: мы будем свою куклу наряжать. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. В доме часто остается много лоскутков и обрезков от тканей, которые можно использовать для костюма нашей куклы. Это может быть и широкая юбка-солнце, и цветной сарафан. На голову можно повязать косынку или сделать головной убор, передник можно украсить, используя тесьму, атласную ленту, кружево бисер, бусинки. Молодцы, девочки! Красивые у нас получились куклы. Однако мы с вами знаем, что это непростые куклы – они помогают исполнению желаний. Как мы помним, для исполнения личного желания человек не показывал свою куклу никому и с этой целью вы можете изготовить её дома. На вашей личной открытке есть для этого памятка. Я вижу, что на каждой кукле есть ленточка, значит каждая из вас загадала свое желание. Однако исполнение наших личных желаний во многом зависит от того, как мы заботимся о своей семье, родном городе, и о стране в целом. Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы было больше счастья в семье, чтобы процветали и наш город, и наша страна? (Записи на плакате!) Посмотрите, какие серьезные мысли и хорошие пожелания вы посвящаете своей семье, городу, стране. Мы все хотим, чтобы Россия, сохраняя верность традициям прошлого, развивалась как современная страна, где люди живут в достатке и согласии. Мы много говорили сегодня о том, кто может помочь нам в исполнении желаний. Но на Руси говорят: «На других надейся, а сам не плошай!». Пройдет совсем немного лет, и вы тоже будете активно влиять на судьбу своей страны. И вам пора начинать задумываться о том, какой личный вклад вы планируете сделать, чтобы наша Россия процветала и хорошела с каждым днём. Этот вопрос вам для размышлений дома. Посмотрите, какой силой мы обладаем и сколько в будущем вы сможете сделать для своей страны.

А сейчас наш урок подходит к своему завершению. Давайте вместе подведём его итоги: 1. Что мы делали и чему научились? – только факты и цифры… 2. Что у нас отлично получилось?... 3.Что у нас не совсем получилось?... 4. Какие чувства мы испытывали, участвуя в работе на уроке?... 5. Какие идеи и творческие решения стали наиболее полезны?... Я тоже довольна результатами нашей деятельности и хочу лишь дополнить, что совсем скоро вы начнёте работать над самостоятельными проектами по технологии, в которых также как сегодня на уроке вас ожидает увлекательное путешествие… в доступной форме перечислить этапы проектной деятельности.

ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХА!

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.135.24 (0.017 с.)