Сущность метода бухгалтерского учета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность метода бухгалтерского учета



Метод бухгалтерского учета представляет собой совокупность специфических приемов и способов для раскрытия и изучения предмета и объектов бухгалтерского учета.

Метод бухгалтерского учета – единая система способов сплошного, непрерывного, взаимосвязанного отражения и обобщения в денежном выражении движения объектов бухгалтерского учета, фактов хозяйственной жизни обеспечивающих получение необходимых результатов [6, с.27].

В соответствии с ФЗ факт хозяйственной жизни – сделка, событие, операция, оказывающие или способные оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств [1].

В теории бухгалтерского учета существует множество вариантов регистрации, группировки, оценки и интерпретации фактов хозяйственной жизни. Соответственно, учетная информация отражает не абсолютную истину, а компромисс интересов тех, кто формирует бухгалтерскую методологию. Вследствие чего возникает необходимость стандартизации бухгалтерского учета.

Под стандартом понимают нормативно-технические документы, устанавливающие комплекс норм и правил в определенной области деятельности человека.

Стандарты бухгалтерского учета бывают двух уровней: национальные и международные. Национальные обобщают науку и практику одной страны, а международные – целого ряда стран.

Процессы регламентации национальных систем бухгалтерского учета обусловлены сложившимися национальными традициями, спецификой права, налогообложения, финансов.

В настоящее время бухгалтерский учет и финансовая отчетность в России по методологии и практическому применению приближаются к общепринятым нормам в экономически развитых странах.

В России сформирована четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Первый уровень системы составляют законодательные акты, которые принимаются Государственной Думой, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации. Сюда входят Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете», закон «Об акционерных обществах» и др.

Основная цель законодательства РФ о бухгалтерском учете – обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, а также составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Все юридические лица, зарегистрированные по российскому законодательству, унитарные предприятия, бюджетные организации обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с законом «О бухгалтерском учете».

Документы второго уровня включают положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ) и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством РФ, в основном Министерством финансов РФ. В бухгалтерских стандартах даются определения основных бухгалтерских понятий, принципов и правил ведения соответствующих фактов хозяйственной жизни организации. В настоящее время в России разработаны и введены в действие 24 стандарта. (см. приложение)

Документы третьего уровня подготавливаются и утверждаются Минфином России, соответствующими ведомствами, федеральными органами исполнительной власти по различным отраслям на основе документов первого и второго уровня. К документам третьего уровня относятся: план счетов бухгалтерского учета финансовой деятельности предприятия и Инструкция по его применению (утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н, в редакции от 18.09.2006г.) [2].; различные инструкции и методические указания (рекомендации), разрабатываемые и вводимые в действие в разрезе отдельных Положений по бухгалтерскому учету, например, методические указания.

Документы четвертого уровня утверждаются руководителем организации. Они содержат, с учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности, структуры и размеров организации, внутренние регламентирующие документы бухгалтерского учета организации, среди которых особое место занимает приказ по учетной политике организации.

Организация бухгалтерского учета – заранее намеченная система мероприятий по построению бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой предприятия, составляемая с учетом специфики работы предприятия и его структуры [3, с. 62].

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях несут руководители.

Бухгалтерский учет на предприятиях могут осуществлять: самостоятельные службы, возглавляемые главным бухгалтером; бухгалтер, ведущий учет; организация или предприниматель, не имеющие статуса юридического лица, для которых ведение учета является уставным видом деятельности, осуществляемой на основании заключенного договора; лично руководитель. Выбор формы организации учета во многом зависит от вида деятельности, объема и условий, в которых приходится работать бухгалтерскому аппарату.

Структура бухгалтерской службы зависит от объема учетной работы. Она предусматривает иерархию подчиненности и взаимосвязь между бухгалтерами различных групп.

Возглавляет бухгалтерскую службу организации главный бухгалтер. Он подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Учетная политика хозяйствующего субъекта является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, в Российской Федерации формируется в соответствии с действующими нормативными документами в области бухгалтерского учета. Учетная политика концентрирует совокупность выбранных предприятием способов ведения бухгалтерского учета.

Вся совокупность решаемых методом учетной политики вопросов делится на:

методические – аспекты учетной политики, которые влияют на порядок формирования финансовых результатов деятельности организации, на оценку ее имущественного состояния;

организационно-технические – приемы и методы организации работы бухгалтерской службы предприятия, направленные на успешное выполнение основных задач, стоящих перед информационной системой, обеспечивающей процесс принятия управленческих решений.

При формировании учетной политики выбирается один из известных способов ведения бухгалтерского учета по конкретному участку. Выбранный способ применяется с начала года, перед которым было выпущено соответствующее распоряжение. Изменения в учетную политику могут быть внесены, если происходят: реорганизация предприятия, смена собственников, изменения, вносимые в законодательство, разработка и внедрение принципиально новых систем бухгалтерского учета.

Технология формирования и обобщения бухгалтерской информации включает последовательность четко регламентированных этапов и элементов метода бухгалтерского учета.

Этапы метода:

Первичное наблюдение, которое включает в себя документирование (документация) и инвентаризация.

Методология организации первичного наблюдения.

Одна из особенностей БУ в отличии от других видов учета – его документированность. Документ является основой построения всей системы БУ и представляет собой письменное распоряжение о выполнении хозяйственных операций или письменное доказательство свершения этих операций.

Как рассматривалось выше, первичные учетный документы используемые для отражения хозяйственных операций организации весьма разнообразны.

Для выяснения отличительных особенностей и порядка использований отдельных видов документов их классифицируют по различным циклам (таблица 1).

 

 

Таблица 1 - Классификация документов.

Признаки классификации Виды документов Назначение документов
1. По назначению 1.1. Распорядительные   1.2.Исполнительные (оправдательные)   1.3. Комбинированные     1.4. Документы бухгалтерского оформления Документы, в которых содержатся распоряжения или указания тех или иных хозяйственных операций (платежные поручения, приказ, накладная на отпуск продукции, приказ на командировку). Документы, подтверждающие совершившийся факт (авансовый отчет, акт приемки- передачи основных средств и др.).   Они представляют сочетание распорядительных и оправдательных документов (наряды на сдельную работу, расходные кассовые ордера и т.д.). Документы, составляемые бухгалтерией, как правило – это обобщение информации оправдательных и распорядительных документов, а также их расчет и фиксацию (группировочные ведомости, отчетные калькуляции и т.д.)
2. По месту составления (по отношению к организации) 2.1. Внутренние   2.2. Внешние Составляются в организации для отражения ее внутренних операций (требования, акты на списание ОС). Документы, которые характеризуют отношения с другими организациями, по каким-либо внешним хозяйственным операциям (счета-фактуры, требования, поручения и т.д.).
3. По объему содержания 3.1. Первичные (единичные)   3.2. Сводные Они фиксируют единичный факт хозяйственной жизни (приходные и расходные кассовые ордера и т.д.). Они фиксируют данные о фактах хозяйственной жизни из нескольких первичных документов (авансовые отчеты, отчет кассира и т.д.).
4. По количеству учетных позиций 4.1. Однопозиционные (однострочные) 4.2. Многопозиционные (многострочные) Они отражают одну хозяйственную операцию (приходные и расходные кассовые ордера). Они отражают информацию по нескольким одноименным хозяйственным операциям (многострочные требования, накладные и т.д.).
5. По способу использования (охвату операций) 5.1. Разовые     5.2. Накопительные Записывается одна или несколько операций одновременно и после этого документы передаются в бухгалтерию для записи в учетном регистре (авансовые отчеты, накладные). Для многократной записи ряда однородных операций в течение определенного периода (карточка учета материалов или товаров и т.д.).
6. По способу заполнения 6.1. Заполненные вручную. 6.2. Автоматизировано. Заполняются на бумажном носители рукописно. Заполняются с помощью компьютера.

 

Стоимостное измерение включает в себя оценку имущества организации и его источников и калькулирование.

Первичное наблюдение и стоимостное измерение обеспечивают только регистрацию многочисленных разрозненных фактов. Однако их необходимо классифицировать, обобщать и соизмерять, т.е. получать обобщающие показатели, характеризующие состояние и движение объектов учета. Прием группировки (обобщения) и соизмерения отдельных объектов осуществляется при помощи системы счетов бухгалтерского учета. Счет – это локальная информационная система (в виде таблицы), определяющая группировку экономически однородных хозяйственных операций о состоянии активов, источниках их образования, их движении.

Текущая группировка и систематизация информации. Данный этап включает в себя составление двойной записи для отражения деятельности организации (бухгалтерская проводка), составление счетов бухгалтерского учета т.е. отражение движения денежных средств по конкретному хозяйственному средству.

Полное комплексное обобщение информации. Данный этап включает в себя составление бухгалтерского баланса организации и другие бухгалтерские отчетности, которые необходимо заполнить данной организации в данный отчетный период.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.183.137 (0.013 с.)