ТОП 10:

Описание опыта организации процесса формирования у школьников научного понятия



 

Цель: выделить содержание собственной педагогической деятельности, направленное на организацию учебной деятельности учащихся на уроке.

Понятие – одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для словесно-логического мышления. По происхождению выделяют понятия научные и житейские. Специфика усвоения научного понятия состоит в осознанности его существенных признаков, выделенных в определении, в отличие от усвоения житейских понятий, которое идёт от знакомства с реальными предметами и явлениями. Усвоение научного понятия проходит путь от общего, абстрактного (существенного признака всех предметов и явлений, охватываемых данным понятием) к частному, конкретному (к реальному предмету или явлению). Освоение понятий осуществляется через реализацию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, абстракции, конкретизации.

Исходя из такого понимания и строится педагогический процесс формирования понятия у обучаемых. Содержанием урока, как правило, является теоретическое понятие, которое ученикам предстоит усвоить. Процедура формирования понятия складывается из следующих действий учителя, выполняемых совместно с учащимися:

1) выделение существенных признаков понятия;

2) подведение под понятие различных предметов и явлений: распознавание у них признаков, необходимых и достаточных для отнесения к данному понятию;

3) выведение следствий – выявление у предмета или явления, относящегося к понятию, тех существенных признаков, которыми он должен обязательно обладать, если относится к данному понятию. Конкретная методика организации каждого этапа освоения понятия может быть различной: от традиционного сообщения учителем имени понятия, его определения, анализа конкретных примеров и закрепления материала с помощью соответствующих заданий и упражнений до применения различных систем развивающего обучения.

Этапы выполнения задания

1. Наблюдение за организацией мыслительной деятельности учащихся на уроке при формировании понятия. Студент осуществляет наблюдение за деятельностью учителя или студента-практиканта на одном из уроков, фиксируя в протоколе все действия учителя по формированию у учащихся понятия в соответствии с предметной областью и темой урока, а также ответные действия и эмоциональные проявления учащихся.

Форма ведения протокола

Имя, отчество учителя _____________________________

(фамилия учителя не указывается)

Тема урока________________________________________

Количество учащихся на уроке______________________

 

Время Действия учителя Действия учащихся
     

Данные, зафиксированные в протоколе, анализируются по следующему плану:

1) Какие понятия необходимо было сформировать учителю на данном уроке?

2) Как была поставлена перед учениками мыслительная задача? Вызвал ли учитель у детей интерес к данной задаче?

3) С чего началась работа по овладению понятием? Как учитель организовал восприятие школьников? Были ли выделены при восприятии существенные признаки предметов? Как учитель работал над выделением существенных признаков?

4) Как использовал учитель имеющиеся у детей представления и ранее сформированные понятия из той области действительности, к которой относятся формируемые на данном уроке понятия?

5) Какие мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, конкретизация) помогли ученикам овла­деть новыми понятиями? Какие свойства предметов выделяли ученики в процессе анализа? Как учитель направлял мысль учащихся на выделение существенного? Как ученики пользовались сравнениями и какую задачу ставили перед собой в процессе сравнения? Чем были вызваны за­труднения при обобщении? Как учитель помог школьникам абстрагироваться, отвлечься от конкретных предметов и их несущественных признаков для обобщения существенных свойств данных предметов?

6) Какую роль в мыслительной деятельности школьников играли вопросы учителя (ставили перед детьми задачи, направ­ляли на выполнение нужной мыслительной операции)?

7) Как учитель проверял усвоение учащимися понятия? В чем проявилась мыслительная операция конкретизации?

8) С какими имеющимися у детей знаниями и как были связаны новые понятия, усвоенные на уроке?

9) Какое значение в процессе мыслительной деятельности учащихся имела речь учителя и самих учащихся? Как сказывалась на ответах учеников формулировка вопроса учителем? Как в словесной формулировке выводов, сделанных школьниками, отразились их знания?

2.Самоанализ собственного опыта формирования у учащихся одного научного понятия.

Студент проводит уроки по составленным заранее конспектам в соответствии с планом прохождения педагогической практики, фиксирует в протоколе самоотчёта свои впечатления и наблюдения о ходе и успешности проведения уроков и анализирует свои действия по формированию у учащихся научного понятия, выделяя этапы формирования понятия и соответствующие им собственные педагогические действия по организации у учащихся процесса формирования понятия (используйте план анализа наблюдения за деятельностью учителя по формированию понятий).

Форма протокола самоотчета

Ф.И.О. студента-практиканта ___________________________________

Тема урока____________________________________________________

Количество учащихся на уроке _____________________________

 

Этап формирования понятия Действия студента-практиканта (методические приемы, вопросы, задания) Действия учащихся Результаты усвоения понятия
       

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.004 с.)