ТОП 10:

Тигр с выпущенными когтями и клыками прыгает на обезьяну, которая в это время тоже прыгает и находится в воздухе.



В рассказах детей наиболее часто представлен страх агрессии и способы его предупреждения. Тревога ребенка, рас­сматривающего эту картинку, часто бывает очевидна. Она может быть настолько велика, что приводит к отвержению картинки, или же защита может выражаться в сведении дан­ной ситуации к какой-нибудь безвредной истории. Обезьяна может даже перехитрить тигра. Хвосты животных легко вызы­вают проекцию страхов кастрации.

Картинка 8

Две взрослые обезьяны сидят на диване и пьют чай из чашек. Одна взрослая обезьяна (на переднем плане) разговари­вает с маленькой обезьяной.

Чаще всего рассказы детей связаны с проекцией их мес­та в системе семейных взаимоотношений. Интерпретация ре­бенком главной обезьяны (на переднем плане) как фигуры от­ца или матери становится важной в связи с его восприятием ее (фигуры) как доброй, запрещающей или советующей, пред­упреждающей.

Картинка 9

Через открытую дверь освещенной комнаты видна тем­ная комната. В темной комнате - детская кроватка, в которой сидит кролик и смотрит через открытую дверь.

Типичные рассказы детей касаются боязни темноты, страха оставаться одному, ухода родителей, любопытства по поводу того, что происходит в другой комнате.

Картинка 10

Щенок лежит между лапами большой собаки, обе фигу­ры изображены с минимальным числом внешневыраженных черт. Фигуры находятся в ванной комнате.

Картинка обычно приводит к рассказу на тему "Преступление и наказание", проявляется кое-что из области моральных представлений ребенка. Тема умения следить за собой также часта, как и тема мастурбации. Данная картинка, по сравнению со всеми остальными, позволяет наиболее точно выявить регрессивные тенденции.

Интерпретация.

Для облегчения интерпретации и анализа "Детского апперцептивного теста" автор метода предлагает (L. Bellak, 1975) изучение 10-ти следующих переменных с занесением ре­зультатов в специальный бланк (см. приложение 1):

Основная тема

Прежде всего представляет интерес, как ребенок вза­имодействует с содержанием картинок, что он выделяет, поче­му все это приводит к такому, а не другому рассказу (или ин­терпретации). Выдвигаемые предположения будут более на­дежными, если обнаруживается какое-то общее направление, общие тенденции в нескольких историях. Например, если главный герой нескольких историй описывается как голодный и вынужденный прибегнуть к воровству, чтобы удовлетворить свою потребность, то возможно предположить, что данный ребенок поглощен мыслью о недостатке, например, пищи или внимания, уважения и т. д. В своих желаниях он стремится получить то, чего ему не хватает. Далее интерпретация связана с определением общих тенденций в манерах поведения.

Иногда рассказ имеет несколько тем, тесно и сложно взаимосвязанных. Авторы метода обнаружили, что у малень­ких испытуемых (3-4 года) тема обычно очень проста.

Главный герой

Основное допущение, стоящее за рассказами - это то, что история, которую рассказывает испытуемый, в сущности, о самом себе. Поскольку в истории может участвовать несколько людей, то появляется необходимость выявить, с каким лицом испытуемый в основном идентифицирует себя. С этой целью следует установить несколько объективных крите­риев для дифференциации героя от других фигур: герой - это лицо, о котором в основном составлен рассказ. Он близок к испытуемому по возрасту и полу, события рассказа рассмат­риваются с точки зрения героя. В том случае, если в рассказе присутствует больше одного героя, испытуемый может иден­тифицировать себя или с обоими, или сначала с одним, а потом с другим.

Встречаются и отклонения, заключающиеся в том, что субъект может идентифицироваться с героем проти­воположного пола. Такие идентификации очень важно заме­тить. Иногда фигура, с которой испытуемый идентифицирует себя, вторична по важности в рассказе, что может являться отражением глубоко подавленных подсознательных установок испытуемого. По-видимому, интересы, желания, недостатки, наклонности и способности, которые имеются у героя - это все то, что имеет испытуемый или чем он хочет обладать, а воз­можно, и страх перед вероятностью обладания чем-то.

Важно оценить адекватность поведения героя, то есть его способность реагировать на различные обстоятельства адекватным (для общества, в котором он живет) способом. Адекватность героя служит лучшей мерой силы Эго - показателем собственной адекватности испытуемого в различных ситуациях. Исключе­ния составляют истории, в которых происходит замещение желаемого действия. В таких случаях тщательное исследование обычно выявляет реальные противоречия в рассказах ребенка, где неадекватность очевидна. Например, когда герой - могу­щественный лев, но ему не нравится его собственное тело, и в конце концов он может быть счастлив только отказавшись от своего всемогущества.

Представление о себе.Здесь имеется ввиду представле­ние испытуемого о своем теле, о своем внешнем виде и соци­альной роли. Шильдер впервые описал телесный образ как картину собственного тела в уме. Например, рассказывая о своем теле, испытуемый говорит: "У него было некрасивое тело", а затем продолжает рассказ, говоря, каким бы он хотел видеть свое тело, на какой воображаемый образ он хотел бы походить, а именно: быть "большим", "сильным", "все­могущим".







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.005 с.)