Детский апперцептивный тест. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детский апперцептивный тест.



Детской апперцепции тест (Children's Apperception Test, CAT) - проективная методика исследования личности. Тест был впервые опубликован Леопольдом Беллаком и Соней Беллак в 1949 году (L. Bellak, S. Bellak, 1949). Идея создания САТа была выдвинута Э. Крисом при обсуждении теоретиче­ских проблем проекции тематической апперцепции теста Г.Мюррея. Э. Крис утверждал, что дети гораздо легче, лучше, чаще идентифицируют себя с животны­ми, а не с людьми. Данный факт известен по работе 3. Фрейда "Анализ фобии пятилетнего мальчика". Работая над данной проблемой, Л. Беллак и С. Беллак установили, что ТАТ - пре­краснейший инструмент по отношению ко взрослым, но не соответствует требованиям, возлагаемым на него, по отноше­нию к маленьким детям. Авторы теоретически обосновали, что животные, как объект идентификации, предпочитаются деть­ми примерно от 3-х до 10-ти лет.

Профессиональному иллюстратору детских книг Вио­летте Ламонт было предложено отразить в рисунках ситуации этого возраста. Она изобразила животных в антропоморфном стиле, а также такими, какими они существуют в природе. В процессе апробации метода количество карточек-картинок было сокращено с 18 до 10.

Таким образом, стимульный материал CAT состоит из 10-ти стандартных черно-белых рисунков (приложение 3). В качестве персона­жей изображенных ситуаций выступают животные, которые в большинстве случаев выполняют человеческие действия.

Методика может эффективно использоваться по отно­шению к детям обоего пола от 3-х до 10-ти лет.

Следует отметить, что разработка метода осуществля­лась, исходя из гипотезы о том, что процесс проекции у детей значительно облегчается, если в качестве персонажа выступа­ют животные, а не люди. Однако экспериментальное под­тверждение гипотезы отсутствует, кроме того, были проведены исследования, свидетельствующие о том, что более значимый диагностический материал может быть получен при использовании рисунков, изображающих людей (Анастази А., 1982; Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М., 1989). Это было учтено авто­рами, предложившими в 1965 году новый вариант CAT с изоб­ражением людей (САТ-Н).

Все это ни в коей мере не снижает значимости теста в практической работе психологов. Он с успехом применяется и в научных исследованиях западных специалистов.

CAT может быть полезен в определении того, какие динамические факторы характеризуют поведение ребенка в группе, в школе, в детском саду или дома.

На практике тест может быть использован как игровая методика, то есть после получения первоначальных ответов можно продолжить обследование в форме игры, которая по­зволяет облегчить интерпретацию психологу, но она (интерпретация) проективных тестов, "столь же сильно зави­сит от культуры исследователя и его социокультурной среды, как и от его личности и опыта" (Годфруа Ж., 1992).

Общие рекомендации к проведению.

При проведении тестирования необходимо придержи­ваться правил и норм, установленных в практике психологиче­ского обследования ребенка.

С ребенком необходимо установить хороший контакт. CAT должен быть представлен в виде игры, а не теста. В ин­струкции лучше всего рассказать ребенку, что вы собираетесь предложить ему игру, в которой он должен рассказать, что происходит на картинке, что делают животные. Выбрав под­ходящий момент, можно спросить ребенка, что предшествова­ло данной ситуации или что случится позже.

В тех случаях, когда дети совершенно ясно осознают, что это тест, целесообразно полностью признать этот факт, но более подробно объяснить ребенку, что это не такой тест, в котором ребенок должен получить похвалу, неодобрение, должен вступать в конкуренцию или вести себя дисциплини­рованно и т. п. При этом необходимо сообщить ему, что это такое задание, в котором экспериментатора интересует рассказ ребенка, и что он не собирается его оценивать.

Вполне вероятно, что надо будет поощрять ребенка во время тестирования или подсказывать ему, но подсказка не должна быть навязана. Разрешается прерывать испытуемого, если это необходимо.

После того, как все истории рассказаны, можно снова "пройтись'1 по каждой из них, предлагая ребенку наиболее подробно объяснить некоторые детали рассказов. Например, почему таким-то персонажам даны те или иные имена, выяс­нить названия мест, время, задать вопросы относительно определенного исхода истории, ее результатов. Если внимание ребенка ослабло и провести такой опрос невозможно сразу после работы, то это можно сделать спустя некоторое время, но, по возможности, как можно быстрее после первоначально­го обследования.

Все дополнительные сведения или действия надо реги­стрировать так, чтобы было понятно, какой части истории они соответствуют.

Трудная ситуация возникает, когда ребенок хочет, что­бы экспериментатор сам рассказал историю. В таком случае появляется необходимость пообещать (или убедить его в этом), что история будет рассказана позже, или даже отказать­ся от тестирования на некоторое время.

Все таблицы-рисунки пронумерованы в определенной последовательности с учетом случайной причинно-следственной связи и должны предъявляться в указанном по­рядке по одной. В момент тестирования, когда ребенок имеет дело с одной из картинок, рекомендуется держать остальные картинки вне его поля зрения.

Если ребенок значительно расторможен и есть некото­рые основания, чтобы данные нарушения отнести к опреде­ленной проблематике, можно ограничить обследование только тремя рисунками, которые в большей степени способны вы­светить данные специфические проблемы. Например, ребенку, имеющему проблемы, связанные с конкуренцией со своим бра­том или сестрой, могут быть даны картинки 1 и 4 и т. п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.006 с.)