ТОП 10:

Коэффициенты для оценки проективного рисунка «Моя семья»



В перечне приведены только показатели со знаком (-). Если для рисунка было характерно наличие признаков, прямо противоположных перечисленным ниже (единое изображение члена семьи за совместной деятельностью, использование светлых праздничных цветов), то каждому из таких признаков приписывается коэффициент +1.

 

Показатели безусловного неблагополучия:

1.На рисунке нет людей.

2.На рисунке изображены не связанные с семьей люди.

3.На рисунке изображена семья зверят.

4.Фантастическое, сказочное представление членов своей семьи.

 

Показатели относительного неблагополучия(51 показатель):

1.Сравнение реального состава семьи с нарисованным

1.Нет мамы -1.

2.Нет себя -1.

3.Нет отца -1.

4.Нет брата/ сестры -1.

5.Нет отчима -1.

6.Нет других членов семьи , с которыми ребенок живет в настоящее время -1.

7.Есть посторонние люди (в т.ч. Родственники, которые не живут с ребенком, разведенные родители и т.д.) -1.

2.Особенности расположения фигур на рисунке

1.Значительная разобщенность фигур -1.

2.Наличие предметов между людьми -1.

3.Наличие группировок -1.

4.Отделение себя пространством или предметом от других -1.

3.Особенности нарисованных фигур

1.Отсутствие существенных деталей тела , одежды у всех или одного члена семьи -1.

2.Неправильное соотношение размеров фигур:

А) «я» значительно больше родителей или больше старших членов семьи -1;

Б) неправильное соотношение размеров между членами семьи -1.

3.Нарушение абсолютных размеров:

А) слишком маленькие фигуры -1;

Б) слишком большие , не интегрированные в пространство листа -1;

В) отсутствие половых различий между фигурами -1.

4.Особенности рисования отдельных частей тела

1.Руки:

А) у главы семьи огромные руки, широкие плечи, а у « я » -

Маленькие короткие ручки или нет рук - 1;

Б) у кого – то из членов семьи руки подняты вверх (пунитивный жест) – 1;

В) кто - то из членов семьи с предметом в руках - 1;

Д) у кого – то или у всех выраженные пальцы - 1;

Е) у кого - то или у всех руки за спиной – 1;

2. Голова:

А) пропущена или заштрихована или человек нарисован спиной – 1;

Б) нет черт лица – 1;

В) особо выделен рот или нет рта – 1;

Г) у одного из членов семьи особо выделены глаза – 1.

4.Процесс рисования

1. Рисует неохотно, неуверенно, отказывается - 1.

2. Последовательность рисования :

А) с животных -1;

Б) мама последняя -1;

В) ушедшего из семьи или постороннего человека -1;

Г) с неодушевленных предметов, линии основании и т. п. –1.

3. Паузы перед рисованием отдельных членов семьи –1.

4. Стирание и перерисовывание, не приводящие к положительному результату – 1.

5. Перескакивание с неоконченной фигуры к другой с последующим возвратом – 1.

5.Предметы на картинке

1. Занимают центральное место –1.

2. Изображение на рисунке осветительных приборов, солнца –1.

3. Наличие туч – 1.

4. Нарисован дом снаружи – 1.

5. Наличие линии основания – 1.

6. Животные или куклы на картинке занимают центральное место, включены в композиционную структуру – 1.

7. Члены семьи расположены на фундаменте или на линии основания – 1.

 

7. Использование пространства

1. Избегание центральной части листа - 1..

2.

3. Полное заполнение листа иррелевантными деталями, узорами – 1.

4. Особенности графики и раскрашивания

1. Наличие больших жирно заштрихованных поверхностей – 1.

2. Отказ от использования цветных карандашей – 1.

3. Мрачные тона - 1.

4. Недораскрашенные, небрежно раскрашенные отдельные члены

семьи - 1.

5. Прерывается линия, импульсивный некоординированный штрих - 1.

 

Пример анализа проективного рисунка « Моя семья »

1. В верхней части рисунка мальчик изобразил маму, бабушку и себя, а в нижнем углу рисунка - папу, который в настоящее время проживает отдельно, т. к. родители разведены (1.7 –1 ). Включение в рисунок отца показывает, что мальчик не принял факт развода родителей.

2. Мама нарисована сидящей за письменным столом с книгой, себя мальчик нарисовал лежащим на кровати с высокими спинками также с книгой, бабушку за стеной в другой комнате. Таким образом, на рисунке все члены семьи отделены друг от друга предметами или перегородками (2.2 -1), что выражает чувство нестабильности и восприятие мальчиком слабых эмоциональных связей в семье.

3. У мамы, у папы, у самого мальчика лица заштрихованы, черты лица не нарисованы (4. 2б –1). Лицо - самая важная часть тела в процессе общения. Пропуск лица говорит о конфликтных отношениях, обиде на родителей.

4. Мальчик начал рисовать с линии основания (5.2г –1), что является символическим выражением потребности в стабильности, устойчивости семейной ситуации.

5. На рисунке изображена лампа и падающий от нее свет, что является выражением неудовлетворенной потребности в любви и эмоциональном тепле (6.2 – 1).

6. Наличие линии основания является признаком чувства небезопасности и потребности в поддержке, переживания ребенком того, что его семья в состоянии стресса и неустойчивости (6.5 –1).

7. В композиционную структуру рисунка включено изображение кошки Муськи, которая разбила вазу (6.6 - 1).

8. В рисунке своеобразно используется пространство листа. Сами фигуры изображаются небольшими по размеру по краям листа.

Центральное же место занимает схема метро, на которой показан путь от места, где живет мальчик, до места жительства отца (7.2 - 1). Таким образом, общий балл, который получает данный рисунок, равен - 8.

 

Тест сказок Ж.Руайе.

Данная методика относится к классу проективных методов исследования. Она позволяет провести качественный анализ индивидуального опыта ребёнка, выявить неосознаваемые установки и отношения в сфере взаимодействия ребёнка со сверстниками, взрослыми, проблемы самостоятельности, половой идентификации, преодоления конфликтных ситуаций.

Исследование необходимо проводить индивидуально с каждым ребёнком. Получение достоверных результатов возможно только при установлении тёплых доверительных отношений ребёнка с экспериментатором.

Экспериментатор предлагает ребёнку поиграть в сочинение сказок. «Я начну рассказывать сказку, а ты продолжишь».

Птенец.

(анализ семейных отношений)

На ветках одного дерева среди зелёной листвы, папа и мама построили гнездо для своих маленьких птенцов. Однажды папа и мама улетели далеко от гнезда. Почему они улетели?.. Что думал птенец, который видел, как они улетали?..

Пока родителей не было, что-то случилось. Что случилось с птенцом?.. Что сделали и подумали другие птенцы?..

Но вот вернулись обратно родители птенцов. Кто вернулся первым: папа или мама?.. Почему?.. Что он (она) сделал?.. А что сделал другой родитель?.. Что подумала мама-птица?.. Что подумал папа-птица?.. Как закончилась эта история?..

Интерпретация. Нормальный вариант: родители улетели за кормом. Малыш слега волнуется или хочет последовать за ними. Опасность исходит от внешнего врага, но всё заканчивается хорошо. Мать возвращается в гнездо и демонстрирует тепло и защиту. Родители защищают и кормят птенцов.

Патологический вариант: родители улетают по другим причинам. У птенца впечатление, что он покинут и ненужен. Птенец выражает крайнюю тревогу и одиночество. С птенцом происходят драматические приключения. Выражается критика в адрес родителей.

Бег.

(особенности мотивации)

Один ребёнок бежит всё быстрее и быстрее. Почему он бежит?.. Куда он бежит?.. О чём он думает на бегу?.. Что с ним случилось?.. Как всё это закончилось?..

Интерпретация. Нормальный вариант: бежит к определённой цели, его что-то привлекает. В процессе бега ребёнок испытывает положительные эмоции. Плохие мысли во время бега, хороший конец.

Патологический вариант: бежит от опасности к дому или какому-то убежищу. Плохие мысли в процессе бега и плохой конец. Бег без цели, по кругу.

Щенок Том.

(особенности восприятия ребёнком его отношений с взрослыми)

У одной дамы был щенок, которого звали Томом. Она кормила его молоком или похлёбкой с мясом. Что Том любил больше?.. Съедал ли он всё, что ему давали?.. Если Том не съедал то, что ему давали есть, то что делала дама?.. Было ли у Тома всего вдоволь поесть?..

Хозяйка Тома хотела, чтобы он был воспитанной собакой. Она учила его выполнять команды: «Сидеть. Лежать. Лапу» и другие. Чему она ещё хотела его научить?.. Нравилось ли щенку всё это делать?.. Как хозяйка его учила?.. Был ли Том всегда послушным?..

Каждый вечер хозяин щенка, муж дамы, возвращался домой. Что говорил и делал хозяин?.. Занимался ли ещё кто-то воспитанием щенка?.. Кто?.. Все ли с этим соглашались?.. Что думал маленький Том?..

Иногда хозяева Тома водили его гулять. Они вели его на поводке?.. Почему?.. Кто его вёл?.. Нравилось ли Тому гулять на поводке?.. Почему?..

Однажды, когда хозяева отвернулись от Тома, что-то случилось. Что случилось?.. Чем закончилась эта история?..

Интерпретация. Нормальный вариант: щенок предпочитает мясо или ест и то, и другое. Хозяйка применяет смешанный метод воспитания. Щенка не держат на поводке. Он любит хозяев, не убегает от них. Совершает шалости или убегает, чтоб побегать и скоро возвращается обратно.

Патологический вариант: щенок не кушает или еды не хватает. Хозяйка агрессивна, требует беспрекословного подчинения. Щенка всегда держат на поводке, и ему это нравится. На прогулке Том убегает и не возвращается или убегает, и его наказывают, когда он возвращается обратно. Трагический конец.

Цирк.

(отношение к обучению)

В одном городе на самой большой и красивой площади стоял большой цирк. В нём были и клоуны, и акробаты, и жонглёры. А ещё в цирке был кто-то, кто хотел дрессировать животных. Это был укротитель тли укротительница?.. Какое животное он хотел дрессировать?.. Что он хотел, чтобы это животное делало?..

И вот однажды в цирке появилось это животное. Как дрессировщик взялся за дело, чтобы дрессировать животное?.. Хотело ли животное делать то, что от него требовали?.. Почему?.. Любит ли животное укротителя?.. Получалось ли у животного делать то, что от него требовали?.. Почему?..

Что думали люди, когда смотрели на укротителя и животное?.. Однажды в цирке что-то случилось. Что?.. Как эта история закончилась?.. На кого из знакомых тебе людей больше похож укротитель?..

Интерпретация. Нормальный вариант: выбор неагрессивного животного. Укротитель обучает животное и чаще применяет поощрение, чем наказывает. Животное охотно соглашается на дрессировку и достигает успеха. Публика восхищается представлением. Хороший конец.

Подарок.

(удовлетворённость половой идентификацией)

Однажды мама говорит своему маленькому сыночку (дочке): «Я хочу сделать тебе подарок. Я подарю тебе животное, которое будет только твоим. Ты хочешь слоника с красивым хоботом или курочку, которая будет потом нести яйца?..» Почему ты выбрал слоника (курочку)?.. Почему не хочешь другое животное?..

Но у продавца животных были только (для девочек – курочки; для мальчиков – слоники) и мама купила слоника (курочку). Доволен ли ребёнок подарком?.. Почему?.. Что он сделает?.. Во что они вместе играли?..

Однажды что-то случилось с животным, и ребёнок нашёл его очень изменившимся. Что случилось с животным?.. Как всё закончилось?.. Ночью ребёнку приснился сон, что он превратился в животное. Кем он был в своём сне?.. Почему?..

Интерпретация. Нормальный вариант: мальчик выбирает слона, а девочка – курочку, но при этом мечтает о слонике.

Патологический вариант: мальчик выбирает курочку (отказ от своего пола).

Львы.

(конфликты в семье)

Жила-была в джунглях семья львов: папа-лев, мама-львица и маленькие львята. В этой семье всегда был кто-то, кто не соглашался друг с другом, спорил. Кто не соглашался?.. С кем?.. Почему?.. Что случалось, когда они спорили?.. Что делал папа, мама и малыши?.. Что они думали?.. Чем закончилась эта история?..

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.012 с.)