Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Медицинская диагностика, этапы диагностирования
Для того чтобы с достаточными основаниями говорить о криминалистической диагностике и диагностических задачах, необходимо раскрыть содержание понятий "диагноз", "диагностирование", "диагностика". Начать, по-видимому, целесообразно с семантического анализа термина "диагноз". При переводе с греческого слова "diagnosis" обычно приводят три значения: распознавание, различение, определение1. Такой подход представляется правильным, так как только в совокупности всех трех терминов удается правильно воспринять сущность диагностики и проследить ее различные аспекты, равно как и этапы (стадии) диагностического процесса: — распознавание — основное внимание обращает на познавательную сторону диагноза, позволяет распознать, узнать, найти сходство с ранее известным; — различение — подчеркивает ту особенность диагностики и ту часть диагностического процесса, которые включают в себя необходимым элементом выделение, дифференциацию устанавливаемого от ему подобного (в медицине это дифференциальная диагностика заболевания, призванная выделить истинное заболевание из числа сходных форм); — определение — в большей мере характеризует окончательную цель диагноза и заключительный этап диагностического процесса. Таким образом, суть диагностики заключается в том, чтобы на основе распознавания объекта, сходного с уже известным, и выделения его из числа подобных прийти к его окончательному определению как объекта диагностирования, его свойств, состояния, изменений, связи с внешней средой и т. п. Подобная трактовка диагностики как процесса полностью соответствует общей схеме познания. Как известно, весь процесс познания построен по принципу: "сходство —
различие". В своей познавательной деятельности человек отталкивается от прежде полученного опыта (личного, общественного), сопоставляя с уже известным обнаруженные совпадения или различия. Диагностика играет при этом роль суммарного частного метода, где наименование "частный метод" достаточно условно, так как составными ее являются: распознавание образов, анализ, синтез, индукция и дедукция, сравнение по аналогии, формальная и диалектическая логика. Поэтому более правильно рассматривать диагностику как определенный познавательный процесс.
Рассматривая диагностику в качестве разновидности познавательной деятельности, К. Е. Тарасов отмечает: "Диагностический процесс (распознавание) является особым видом познания, отличным как от научного познания, так и от узнавания"1. Продолжая эту мысль и конкретизируя ее, Н. К. Авилов пишет: "Диагностирование — особого рода познавательный процесс... Распознавание складывается на основе имеющихся знаний о сущности и свойствах целого класса предметов и явлений. В связи с этим процесс распознавания движется от знания общих выводов к познанию отдельного факта"2. Подобное определение особенно выделяет в содержании диагностики сопоставление изучаемого (отдельного факта) с аналогичными известными ранее. Сопоставив единичное с наиболее близким ему по свойствам (признакам) общим, мы вновь возвращаемся к единичному, уточняя и корректируя свои представления о нем с учетом возможной вариационности. Подчеркивая данную черту диагностики, К. Е. Тарасов отмечает: "Устанавливая сущность, причину, класс данного состояния, явления, диагностика не открывает их заново, а использует уже утвердившиеся в научном знании представления. Тем самым диагностика (dia — между, впредь, после, через; gnosis — знание) оказывается особым промежуточным видом познания, стоящим между научным знанием общей, внутренней, закономерной сущности и опознавани- 1 Тарасов К. Е. Общая методология процесса диагностики как специфического вида познания. Автореф, дисс. д. ф. н. М., 1969. Позиция автора, утверждающего, что диагностика отлична от научного познания, представляется достаточно спорной. По своей методологии, характеру и виду используемых методов, по логике осуществляемых исследований диагностика имеет все основания быть отнесенной к категории научного познания. 2 Авилов Н. К. Гносеологические проблемы диагностического мышления. Автореф. дисс. к. ф. н. Омск, 1973. ем единичного, внешнего, случайного, конкретного явления. Диагностика складывается после и на основе научного исследования и элементарного узнавания явления. Но она не только использует их методы и данные, но и разрабатывает свои собственные способы и методы получения, переработки, хранения и передачи информации..."1.
Распознавание как элемент диагностики тесно связано с классификацией. Данная связь выражается в том, что исследуемое единичное мы сопоставляем с некоторым классом явлений. Однако далеко не все эти явления можно признать в необходимой мере классифицированными. Под классом явлений можно понимать нечто типичное, неоднократно повторяющееся в прошлом, зафиксированное в личном или общественном опыте как типовая модель. Поэтому сводить всю диагностику к классификации было бы неверно. Даже при наличии стандартизированных классов отнесение к какому-либо из них изучаемого объекта — это лишь часть диагностической задачи, хотя и достаточно важная часть. За ней должны следовать и следуют изучение не только свойств, но и состояния объекта с целью выявления некоторых, логически допустимых отклонений от класса (стандарта, типа, модели) и установление причины таких отклонений. С учетом сказанного трудно согласиться с К. Е. Тарасовым, когда он утверждает: "Результатом диагностического процесса является установление диагноза, представляющего общий вывод (заключение) о принадлежности сущности данного явления, характеризующего внутреннее состояние объекта, к определенному, установленному наукой классу на основании исследования и логического обоснования существенных признаков данного явления"2. Подобное утверждение ставит знак равенства между диагностикой и решением задачи классификационной. Эти задачи близки по своему содержанию, при решении и той, и другой задачи исследователь имеет дело с изучением свойств объекта, на основании такого изучения осуществляется выход на класс. На этом заканчивается и сходство рассматриваемых задач, и процесс классификации. Что касается диагностики и постановки диагноза, то, как отмечалось выше, они снова возвращаются от класса к конкретному объекту (по методу дедукции) с целью: — убедиться, что он в полной мере совпадает с клас-сомпо своим признакам (свойствам); 1 Тарасов К. Е. Указ, работа. С. 15. 2 Там же. С. 19. — установить некоторое отличие в пределах допустимой вариационности; — выявить сушественное изменение свойств конкретного объекта; — определить причину имеющихся изменений; — определить условия, в которых действовала данная причина. Приведенная выше позиция К. Е. Тарасова неприемлема даже в такой классической области дииагностирования, как медицина, хотя на первый взгляд кажется, что цель медицинского диагноза — это на основе имеющихся признаков отнести заболевание обследуемого к определенному классу. Как будет показано ниже, такое определение болезни — всего лишь промежуточный этап медицинского диагноза, установление так называемой нозологической формы заболевания. В настоящее время можно перечислить достаточно большое число областей человеческой деятельности, где применяется диагностика: это диагностика медицинская, техническая, психологическая, неисправностей ЭВМ, диагностика плазмы и другие виды. Наиболее сложной признается диагностика медицинская. Она же является наиболее древней и устоявшейся. К анализу ее с целью установления сущности диагностики не раз обращались философы1. Не нарушая этой традиции, рассмотрим подробнее содержание медицинской диагностики с целью более четкого представления о порядке и характере движения от незнания к знанию в рамках диагностического процесса.
В работах, посвященных медицинской (врачебной) диагностике, в первую очередь подчеркивается поэтапность, многоступенчатость диагностического процесса. Он включает все этапы движения от познания простого к познанию сложного и более сложного. Это движение на пути познания осуществляется от начальных стадий наблюдения к собиранию фактов и их обобщению, завершаемому выводами на основе фактов. Таким образом, содержательной стороной диагностического процесса является постепенный переход от знания неглубокого, недостаточно конкретного и на отдельных этапах недостаточно достоверного ко все более и более глубокому, достоверному знанию. 1 См., например: Копнин П. В., Осипов И. Н. Основные вопросы теории диагноза. Томск, 1962; Тарасов К. Е. Логика и семиотика диагноза. М., 1989; Кроткое Е. А. Философско-методологические и логические основы общей теории врачебной диагностики. М., 1993; и др. работы. В самом общем виде стадии диагностического процесса в медицине могут быть выражены следующим алгоритмом1. Изучение признаков заболевания Построение гипотезы
Изучение морфологических изменений Формально-абстрактный диагноз болезни (т. е. определение формы болезни и ее общих признаков) Патогенетический диагноз (т. е. определение индивидуальных, специфических особенностей данного конкретного случая) Прогнозирование заболевания Схема 1. Стадии процесса установления медицинского диагноза Диагностический процесс начинается с анамнеза (воспоминание, припоминание), который: а) позволяет выявить субъективные симптомы; б) знакомит с некоторыми объективными симптомами; 1 Приводимый далее материал является обобщенным изложением теории диагностики, освещаемой по данным медицинской литературы. См., например: Осипов И. Н., Копнин П. В. Основные вопросы теории диагноза. Томск, 1962; Хмельницкий О. К., Петленко В. И. К вопросу о диалектике структурно-функциональных отношений в теории патологии // Архив патологии. 1972. № 4; Струков А. И., ' Смолъяниное А. В., Саркисов Д. С. О начальном периоде болезни // Архив патологии. 1980. № 4; Чазов Е. И., Царегородиев Г. И., Крат-ков Е. А. Опыт философско-методологического анализа врачебной диагностики // Вопросы философии. 1986. № 9.
в) дает некоторое первоначальное представление о картине болезни, ее признаках, об условиях, влияющих на ход болезни; г) позволяет получить общие сведения о больном (его физиологическом, психическом и иных состояниях); д) допускает возможность получения сведений о состоянии здоровья родственников (т. н. семейный анамнез). На основании проведенного анализа составляется первоначальная гипотеза, которой предстоит пройти длительную проверку и уточнение на последующих этапах диагностирования, прежде чем она сможет превратиться в достоверное суждение о патогенезе. Проводимые затем объективные исследования (физические, биохимические и т. п.) являются более высокой фазой диагностического исследования в медицине. Получаемые при этом данные сопоставляются с первоначальной гипотезой и служат целям ее проверки. При этом значение имеет как наличие изменений (патологических), так и их отсутствие. И то, и другое является фактом, который не может быть игнорирован в общей системе диагностического познания. Отсутствие симптомов способно породить новую рабочую гипотезу и, следовательно, ее проверку. В литературе подчеркивается, что при правильном, последовательном, научно обоснованном диагностировании вероятное (допустимое) значение каждой новой гипотезы будет возрастать, так как предшествующие гипотезы уменьшают число предпосылок, могущих повлечь за собой ошибочность новой гипотезы. Следующим этапом является патолого-анатомический прижизненный анализ, позволяющий получить представление о патологической анатомии установленного у больного процесса и связанных с этим патологическим процессом функциональных нарушениях, возникающих в организме. Патолого-анатомический анализ в совокупности с функциональной диагностикой призван дополнить данные анамнеза. Таким образом, процесс познания на рассмотренных выше этапах представляет собой движение от анамнеза через объективные исследования к установлению конкретных морфологических и функциональных изменений, а на их основе вновь к уточнению диагноза, к более полному уточняющему исследованию (в том числе к проведению новых или дополнительных исследований). Анализируя эту часть диагностического процесса, важно подчеркнуть его двустороннюю, взаимозависимую связь.
Установленные симптомы предопределяют направление поиска морфологических и функциональных изменений, а последние призваны подтвердить или опровергнуть симптомы. Учитывая значение симптомов (как сведений о фактах) для правильного диагностирования, в теории диагностики большое значение уделяется их достоверности, так как только достоверные симптомы способны обеспечить достоверные позитивные диагностические выводы. По мнению клиницистов, достоверными симптомами можно считать только те, которые "имеют корреляты в виде определенных объективных изменений. В противном случае субъективный признак будет иметь значение только вероятного симптома, пусть даже большой степени вероятности, но все же не неоспоримо достоверного"1.
При медицинской симптоматике существенные признаки (симптомы) классифицируются: по способу обнаружения и по достоверности симптома. Учитывая решающее значение симптомов для построения диагностических гипотез, предлагается разграничивать их не только на достоверные и вероятные, но и внутри вероятных подразделять симптомы на достаточно вероятные и маловероятные.
субъективные
Схема 2. Классификация симптомов Делается это для того, чтобы обратить внимание диагноста (врача) на необходимость четкой классификации симптомов и определения в зависимости от этого их ценности (значимости) в системе установления диагноза. Иными словами, в каждом случае врач должен отдавать себе отчет, на каких, в качественном смысле, симптомах строится его диагностический вывод. Излагаемые в данной части теории диагноза предостережения направлены на то, чтобы избежать смешения, нивелировки симптомов, чтобы вероятные 1 Осипов И. Н., Копнин П. В. Указ, работа. С. 69. симптомы не принимали за достоверные, маловероятные за достаточно вероятные, чтобы не смешивали выводов, основанных на вероятных симптомах, с диагностическими выводами на основе достоверных симптомов. Небезынтересны логические построения, рекомендуемые врачам при проверке гипотезы на основе вновь раскрываемых симптомов. Если построенной гипотезе противоречат достоверные симптомы, — необходимо отказаться от такой гипотезы, если в противоречии с ней находятся вероятные симптомы, то гипотеза не отвергается, а дальнейшая работа строится в плане уточнения и проверки этих симптомов. Достоверный симптом, подтверждая вероятную гипотезу, увеличивает степень ее вероятности. Если гипотезу подтверждает вероятный симптом, то вероятность ее хоть и возрастает, но весьма незначительно. Подчеркивая значение симптомов, К. Е. Тарасов отмечает: "Важнейшим разделом диагностики является учение о признаках болезни — симптомах и синдромах"1. Е. А. Коротков склонен еще более усилить значение используемых признаков. С этой целью он предлагает ввести понятие более широкое, чем "симптом", — "диагностический признак". В качестве диагностических признаков могут выступать любые факторы, которые выявляются в процессе обследования больного имеющимися в распоряжении врача диагностическими средствами (методиками) и которые "изменяют степень правдоподобия гипотезы врача относительно искомого заболевания"2. Здесь уместно выделить для последующего анализа два момента: 1) чрезвычайно большое и вполне оправданное внимание, уделяемое в диагностике симптомам (и симптомоком- плексам); 2) предложение заменить термин "симптом" на более широкое понятие "диагностический признак", в качестве которого могут быть использованы как собственно симптомы и их комплексы, так и иные факторы, способствующие усилению достоверности диагноза. После изложенной выше первой части диагностического процесса рождается формально-абстрактный диагноз болезни. Схематически движение мысли при его построении может быть представлено следующим образом: анамнез -> выявление субъективных и объективных симптомов, оцен- 1 Тарасов К. Е. Логика и семиотика диагноза. М., 1989. С. 167. 2 Коротков Е. А. Философско-методологические и логические основы общей теории врачебной диагностики. М., 1993. С. 74. ка их по признаку достоверности -> анатомическая и функциональная диагностика -» "клиническая картина заболевания". В этой картине представление об отдельных симптомах и симптомокомплексах конкретизируется врачом до степени понимания морфологических и функциональных изменений, совершающихся в организме больного, что, в свою очередь, позволяет составить в конечном счете представление о прижизненном патологоанатомическом и функциональном диагнозе болезни. Таким образом, на данном этапе познания устанавливается пока еще только формально-логическая модель болезни, но не заболевание конкретного лица с возможными отклонениями, сопутствующими явлениями и т. п., объясняемыми генетической природой и иными особенностями субъекта. Именно на этой стадии заканчивается решение классификационной задачи, т. е. отнесение конкретного искомого заболевания к определенному классу (болезни). После этого продолжение диагностирования — от общего (класса) к искомому для учета его особенностей. В процессе диагностирования болезни так же, как и на предшествующих стадиях, врач исходит из созданной им гипотезы, пользуясь ею для развития диагностической мысли. Однако теперь он получает возможность оперировать не рабочими гипотезами, не весьма временными и неустойчивыми предположениями, а научными, или реальными, гипотезами, истинность одной из которых ему предстоит доказать. Здесь на первый план выступает аналогия как логический метод (прием) познания. Как известно, аналогия в самой простой форме представляет собой умозаключение о сходстве двух предметов (явлений) на основании сходства отдельных признаков этих предметов (явлений). На основании приема аналогии возможно вероятное умозаключение, степень вероятности которого зависит от количества сходных признаков и от того, насколько они существенны. С учетом этого, используя аналогию в диагностическом процессе, постоянно учитывают сходство отдельных симптомов и симптомокомплексов, а следовательно, сходство клинической картины больного с той клинической картиной, которая сопоставляется по аналогии. При этом едва ли не главное внимание уделяется тому, насколько существенны для данного заболевания сходные симптомы. Выводы о совпадении по аналогии всегда только вероятные, несмотря на то, что основу их могут составлять сопоставляемые симптомы (признаки), достоверные по своей природе. Трактуя метод аналогии в медицинской диагностике, авторы, по существу, разграничивают аналогию субъективную и объективную. К первой относят сопоставление установленной клинической картины болезни с болезнями, известными врачу из его личного опыта, ко второй — сопоставление клинической картины с описаниями, изложенными в трудах по клинической медицине. Наиболее вероятными считаются гипотезы, получившие уточнение в ходе реализации объективной аналогии, т. е. при сопоставлении клинической картины болезни с абстрактными, обобщенными клиническими картинами известных медицине нозологических форм.
Эта мыслительная операция положена в основу дифференциального диагностического метода. В ходе дифференциальной диагностики отыскиваются (устанавливаются) и сопоставляются не только совпадающие симптомы, но и различающиеся (дифференциальные). Схематически использование метода дифференциальной диагностики на данном этапе может быть представлено следующим образом:
умозаключение о совпадении картин клинической болезни на основе дифференциальной диагностики Схема 3. Стадии процесса дифференциального диагностирования Итак, в основе дифференциальной диагностики лежит метод сравнения, итогом является получаемое умозаключение, носящее вероятный характер, хотя его вероятность и выше, чем при аналогии единичных симптомов. Степень вероятности умозаключения, основанного на дифференциальной диагностике, зависит как от количества сходных признаков между абстрактной клинической картиной заболевания и заболеванием больного, так и от того, насколько постоянны и характерны для данного заболевания те симптомы, которые оказались сходными. По своей логической структуре умозаключение при дифференциально-диагностическом методе представляет условно-категорический силлогизм, где одна посылка — категорическая, вторая — вероятная, и вывод тоже носит вероятную форму. В условно-категорическом силлогизме от утверждения следствия нельзя достоверно перейти к утверждению основания. Если А,то В В_________________ следовательно, вероятно А. Дело в том, что из одного основания может вытекать несколько следствий, так же как одно следствие может быть порождено различными основаниями, т. е. одно и то же действие может быть результатом различных причин. Таким образом, в классическом методе дифференциальной диагностики форма умозаключения неизбежно не приводит и не может привести к достоверному утвердительному выводу, а позволяет прийти только к вероятному умозаключению. Сама форма условно категорического силлогизма исключает возможность превращения диагностической гипотезы в достоверную истину. Достоверно утвердительные выводы, облеченные в категорическую форму, могли бы быть сделаны только в том случае (по сути в гипотетическом суждении), если симптомы являются основанием, а форма заболевания — следствием. Это могло бы произойти, если бы мы абсолютно точно знали, что всякий раз при наличии таких-то симптомов речь идет об одном (и только одном) конкретном заболевании и никаком другом. Если А,то В А__________ следовательно, В. В данном случае речь идет о симптомах специфических, свойственных только данному заболеванию. Анализ специфических симптомов и специфических симптомокомплексов положен в основу метода достоверного диагноза, призванного дополнить метод вероятного диагноза (дифференциальная диагностика). Используя диагностический прием сопоставления специфических симптомов и симптомокоплексов, делают заключение об определенной форме заболевания. Если положенные в основу посылки истинны, то умозаключение достоверно. В данном силлогизме в качестве основания берутся специфические симптомы или симптомокомплексы, а в качестве следствия — форма заболевания. Будущее медицинской диагностики видят в постепенном вытеснении вероятного диагноза и замене его методом достоверного диагноза. Происходить это будет по мере установления (выявления, описания) специфичности симптомов и симптомокомплексов. Однако, прогнозируя подобное развитие медицинской диагностики, тем не менее полагают, что дифференциальная диагностика полностью никогда не исчезнет, так как: а) по ряду заболеваний не так скоро будет установлена специфичность симптомов и симптомокомплексов; б) даже уже известные специфические симптомы и симптомокомплексы далеко не всегда сразу проявляются в клинической картине; в) появятся со временем новые формы, варианты, отклонения уже известных заболеваний. Учитывая большое значение для достоверного диагноза знания специфических симптомов и симптомокомплексов, в диагностической медицинской литературе подчеркивают значение их классификации и анализа содержания. При этом отмечается, что должной классификации порой еще не существует, при изложении симптомов той или иной клинической картины не всегда симптомы дифференцируются на существенные и несущественные. В результате в распоряжение клинициста представляют сведения об общей клинической картине данного заболевания, но не данные для достоверного диагноза1. Иными словами, вместо изложения того, что форме заболевания присущи симптомы А, В, С, необходимо конкретное: всякий раз, когда имеется симптомокоплекс ХУ, имеется заболевание Р. Аналогично тому, как в теории криминалистических исследований к исследуемым признакам предъявляются требования существенности, относительной устойчивости и выраженности, в медицинской диагностике предлагается деление симптомов по признаку постоянства и специфичности. К постоянным относят те, которые проявляются во 1 Указанное обстоятельство очень важно учесть в дальнейшем, при изложении криминалистической диагностики. Даже в медицине с ее многовековой историей порой не существует классификации симптомов, деление их на существенные и несущественные. всех случаях рассматриваемого заболевания, а к непостоянным — обнаруживаемые не всегда. Но одного такого деления было бы недостаточно, так как постоянные симптомы могут быть присущи и другим заболеваниям, а непостоянные — могут быть специфичны именно для данного заболевания. Деление симптомов по указанным признакам даст следующие сочетания:
Схема 4. Деление симптомов по признаку постоянства и специфичности Если бы во всех случаях диагностирования представлялось возможным разграничить симптомы по приведенным выше основаниям, установление достоверного диагноза не только бы упрощалось, но и повышалась бы возможность обоснования его достоверности. Наряду с категорией специфических симптомов вводится категория специфических симптомокомплексов, причем отмечается, что вторая категория не только соответствует первой, но и превосходит ее. Специфический симпто-мокомплекс это не механическое суммирование ряда симптомов, а органически целое, взаимозависимое (а, может быть, и взаимообусловленное) их сочетание. При этом некоторые симптомы, не являющиеся сами по себе специфическими, в совокупности с другими симптомами способны составлять специфический симптомокомплекс. Каждый из отдельных симптомов, входящих в специфический симптомокомплекс, необходим, но недостаточен. Только определенное количество, совокупность симптомов становится необходимой и достаточной для установления конкретной формы заболевания1. 1 Здесь отчетливо просматривается аналогия с той частью теории криминалистической идентификации, где трактуется роль общих и частных признаков, требования, предъявляемые к тем и другим, а также понятие индивидуальной совокупности признаков. Симптомокомплексы могут быть полными и неполными. Объем их определяется степенью их заполнения отдельными симптомами, находящимися между собой в определенной связи (анатомической или функциональной). Для создания полных симптомокомплексов предлагается анализировать специфические Симптомокомплексы, синтезировать их, разрабатывать гипотезы их происхождения. Ход умозаключений при диагностике по специфическим симптомокомплексам аналогичен процессу умозаключений по специфическим симптомам: Если заболеванию А свойствен специфический симптомокомплекс ХК, то заболеваниям В, С, Д симптомокомплекс ХК не присущ. По признаку ХК дифференцируется А, т. е. специфический симптомокомплекс в определенной мере дифференциален. Таким образом, в рамках формально-абстрактного диагноза болезни прослеживается путь от вероятного диагноза к диагнозу достоверному, основанному на использовании категорий симптомокомплексов. Схематически, с учетом ранее приводимых алгоритмов, это может быть представлено следующим образом:
На этом можно было бы закончить трактовку процесса диагностирования в рамках формально-абстрактного диагноза, но интересы последующего сопоставления данного процесса с аналогами из области криминалистических исследований заставляют уделить некоторое внимание трактовке роли гипотезы диагноста. В медицинской диагностике гипотезе уделяется чрезвычайно большое внимание, как одной из главных составляющих мыслительной деятельности на этапе сбора и обработки информации для дачи заключения вероятного и при переходе к заключению достоверному. Гипотеза является формой развития диагностического процесса. Она побуждает врача к проверке имеющихся симптомов и поиску новых симптомов, являясь первым обобщением, первым шагом к осмысливанию симптомов (признаков). Диагностическая гипотеза считается правильно образованной, если она соответствует фактам, опирается на них и из них следует. Если хотя бы один серьезный и достоверный факт противоречит гипотезе, то она должна быть отброшена и заменена на более вероятную. Однако противоречие должно быть истинным, а не кажущимся, мнимым. "Отсутствие противоречия клиническим фактам является conditio sine gua поп (непременным условием. — авт.) каждой правильно построенной диагностической гипотезы"1. Проверка и доказательство правильности диагностической гипотезы осуществляются, как было показано ранее, посредством выявления и изучения клинических симптомов, в том числе и противоречащих данной гипотезе, что и составляет сущность метода дифференциальной диагностики. Важным условием гипотезы должна являться ее простота, т. е. из двух равным образом реальных надо выбирать менее искусственную гипотезу. Метод "experimentum crueis" (решающий эксперимент) позволяет оставить из числа возможных одну диагностическую гипотезу. Для этого стараются найти такой клинический факт, который подтверждал бы гипотезу и в то же время отвергал все другие, имеющие с ней одинаковые степени вероятности. Наблюдение и эксперимент способны превратить гипотезу в достоверную истину. Они позволяют выявлять факты, неизвестные при создании гипотезы. Для врача этот этап характеризуется наблюдением за развитием болезни, проявлением симптомов. Схема 5. Процесс перехода от вероятного диагноза к достоверному 1 Осипов И. Н., Копнин П. В. Указ, работа. С. 132. Пока диагностическая гипотеза не подтверждена на практике, заключение врача продолжает оставаться только вероятным. Лишь проверка гипотезы (в данном случае — наблюдение за больным, сбор объективных сведений о фактах) способна перевести гипотезу в разряд достоверной истины. На этом пути возможны и ошибочные суждения о достижении истины, в то время как гипотеза лишь повысила степень своей вероятности. Таким образом, в сложном процессе создания формально-абстрактного диагноза познание идет по пути индуктивного обобщения, где роль частного выполняют анамнестические данные, результаты объективных исследований, к общему выводу, в данном случае — диагностической гипотезе. От нее методом дедукции — к частным последствиям гипотезы, т. е. к анализу следствия, возникающего в ходе дальнейшей болезни. Индуктивное обобщение должно подвергаться дедуктивной проверке — это одно из непременных условий существования диагностической гипотезы. Подобный анализ диагностического процесса в медицинской литературе призван доказать научную обоснованность, логическую состоятельность диагностики и опровергнуть длительное время существовавший взгляд на нее как на искусство. Отсюда и стремление авторов показать, как диагностика может быть изложена на основе законов логики. Разумное, подобающее место отводится в диагностике, в частности при построении версий, и интуиции. Давая материалистическую трактовку интуиции как одной из разновидностей единственно возможных путей познания — чувства и разума, авторы отмечают, что результат познания и здесь опосредован предшествующим опытом, мышлением и практикой человека1. Такая интуитивность относительна, так как в данный момент просто не воспроизводится, не воссоздается весь ход логических рассуждений. Внимание зафиксировано на конечном результате, а все промежуточные звенья опущены, не выражены в логической форме. Анализ диагностического процесса в точки зрения познания от чувственно-конкретного через абстрактное к конкретному мышлению разбивается на три этапа (два из которых подробно рассмотрены выше).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.069 с.) |