Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальные ресурсы получения
профессионального образования молодыми людьми С ограниченными возможностями здоровья Опросы экспертов среди инвалидов, в качестве которых выступали лидеры общественных организаций, показывают, что статус молодого человека с инвалидностью во многом зависит от систематических усилий его родителей инвалида по продвижению ребенка в системе образования. Притязания самих студентов с ОВЗ на получение высшего образования, безусловно, сопряжены с установками семьи. Однако чаще планируют и поступают в вузы инвалиды, имевшие опыт интегрированного образования. Опыт совместного обучения условно здоровых обучающихся и имеющих ограничения здоровья снимает страхи и напряжения по поводу коммуникаций со студенческой средой, добавляет уверенности учащимся с особыми потребностями в доступности для них учебного материала. Формирование социальной активности студентов с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в профессиональной и социальной деятельности Социальная активность личности обучающегося с ограниченными возможностями представляет собой интегративное общественное качество, включающее в себя наличие необходимых знаний и умений, проявляющихся в инициативной деятельности; совокупность социально значимых действий, направленных на интенсивное, осознанное взаимодействие с социальной средой; ценностное понимание социальной действительности. Развитие и формирование этого качества происходит в многообразной общественно значимой деятельности, в результате которой обеспечивается глубокое и полное саморазвитие личности. Отметим, что социальная активность студентов с ограниченными возможностями здоровья, формирующаяся в период обучения в вузе, обеспечивает психологическую устойчивость и относительную стабильность существования личности в сложной и противоречивой социальной действительности. Учебный процесс, кроме образовательных целей, одновременно содействует решению задач воспитания и развития личности, а внеучебная деятельность влияет на образованность личности, служит непосредственным фактором стимулирования социальной активности будущего специалиста. Внеучебная деятельность может помочь студенту с ограниченными возможностями здоровья осознать мир, в котором он живет, людей, которые его окружают, воспринять эстетические ценности, оценить достижения науки, ценности бытия, отношение к миру, природе и т. д.
Технология формирования социальной активности студентов с ОВЗ относится к социально-педагогическим технологиям, т.е. способам создания условий для положительного саморазвития, социальной адаптации, социальной защиты человека путем воспитательного воздействия на его личность и поведение. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНКЛЮЗИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных потребностей. В настоящее время проблема реализации инклюзивного образования в России приобрела особую актуальность. Это обусловлено тем, что, по данным специалистов Всемирной организации здравоохранения и ЮНЕСКО, в России в последние годы рождаются здоровыми только около 4-10% детей. При этом отмечается прогрессирующее ухудшение физического развития детей. В дошкольном возрасте у 30-40% формируются отклонения в опорно-двигательном аппарате, нервной системе. За время обучения в школе у учащихся в 4-5 раз возрастают нарушения органов зрения, в 3 раза - опорно-двигательного аппарата и желудочно-кишечного тракта, в 2 раза - сердечно-сосудистой системы, в 4 раза - аллергические заболевания. У 40-50% выпускников школ диагностируются серьезные морфофункциональные нарушения. У многих учащихся имеются нервно-психические расстройства. Среди выпускников школ практически здоровыми считаются не более 10%. Остальные 90% - это дети с ослабленным здоровьем или с приобретенными в ходе обучения хроническими заболеваниями. Социализирующие возможности инклюзивного обучения молодежи, имеющей ограниченные возможности здоровья, в высшей школе несомненны. Инклюзивное образование подразумевает образование для всех в плане приспособления условий образования к различным нуждам и физическим нарушениям. Оно может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений, когда уже в студенческие годы молодыми инвалидами осваиваются разнообразные виды деятельности, общения, регулируется самооценка, приобретается дружба ровесников, уверенность в своих силах, формируется мировоззрение и духовное содержание человека с инвалидностью, готовность жить и работать в меняющемся мире.
2.1. История образования для молодежи с ОВЗ в России
Начиная с 1960-х годов ряд центральных вузов принимает лиц с ограниченными возможностями здоровья на групповое и индивидуальное обучение (Институт культуры, Мухинское высшее училище, Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена, Ленинградский государственный университет, Ленинградский политехнический институт). Расширяется количество специальностей, подготовка по которым становится доступна студентам с особыми образовательными поребностями. Отметим, что до 1990-х годов социальная политика в отношении инвалидов носила преимущественно компенсационный характер, когда меры сводились к предоставлению универсальных денежных выплат и услуг. Задача приспособления жизненной среды к особенностям и нуждам инвалидов тогда еще не формулировалась. Коренное преобразование политических институтов российского общества стимулировало принятие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), официально закрепившего цели государственной политики в отношении инвалидов, новые понятия инвалидности и реабилитации инвалидов, изменения в институциональной основе политики. Впервые целью государственной политики объявляется не помощь инвалидам, а «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ». Правда, при этом сохранились политические и идеологические основания дифференциации причин и «групп» инвалидности и соответствующих им статусов, а также подход к инвалидам как социальному меньшинству, нуждающемуся в специальных условиях и услугах, в реабилитации и интеграции. С 1990-х годов политика в отношении лиц с ОВЗ существенно изменяется, принимаются новые нормативные акты в согласии с международным гуманитарным правом: новая Конституция РФ, закон об образовании (1992), с поправками 1996 года, закон о социальной защите инвалидов (1996), Национальная доктрина образования в РФ (2000) и ряд других нормативных актов, включая приказ Министерства образования Российской Федерации от 12.11.2003 № 4206 «О совершенствовании профессионального образования инвалидов». Разработка и принятие указанных законов запустили в действие новые схемы решения проблем инвалидности, были созданы соответствующие структуры при министерствах и ведомствах, запущены новые механизмы установления инвалидности и реабилитации. В России реализуется целый ряд федеральных целевых программ, посредством которых несколько вузов получили целевое финансирование на укрепление материально-технической базы высшего образования инвалидов. Это позволяет увеличить прием инвалидов в вузы, расширить количество и вариативность образовательных программ, в том числе гуманитарного профиля.
Вузов, в которых реализуются целевые программы подготовки студентов с ОВЗ, не так много, но их число постепенно растет. До 2000 года только три уполномоченных вуза (МГТУ им. Баумана, Московский институт-интернат и Новосибирский государственный технический университет) предоставляли специальные образовательно-реабилитационные программы для студентов-инвалидов в форме госзаказа. Кроме упомянутых выше трех вузов, среди тех, что ведут образовательные программы для инвалидов по госзаказу, следует назвать Красноярский торгово-экономический институт, Московский городской психолого-педагогический университет, Российский государственный педагогический университет им. Герцена в Санкт-Петербурге. Следует отметить, что помимо тех программ, которые поддержаны Министерством образования РФ, существуют и первопроходцы, которые по собственной инициативе и при грантовой поддержке реализуют разные модели высшего образования инвалидов. Так, в Челябинском государственном университете с 1992 года обучались инвалиды, сначала в форме эксперимента, а с 1995 года вуз перешел к систематической работе по созданию условий для студентов со всеми видами нарушений. Финансирование программы расширения доступности высшего образования осуществляется из проекта ТЕМПУС, внебюджетных средств вуза и средств Челябинской области, выделяемых органами образования, социальной защиты, другими властными структурами. В 2010 г. в Российской Федерации в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования обучалась 21511 лиц с инвалидностью, что составляло 0,37% от общей численности студентов. Из них 40,6% - в политехнических вузах, 32,4% - в классических университетах, 19,5% - в педагогических вузах, 7,5% - в экономических вузах. При этом, по данным управления специального образования Министерства образования и науки РФ, число таких студентов распределено в этих вузах неравномерно: в 14 более 100, в 52 высших учебных заведениях обучалось от 50 до 100 инвалидов, а количество студентов с инвалидностью во всех остальных вузах доходило до нескольких десятков [22]. По программам среднего профессионального образования проходили обучение 14184 человека (0,7% от общей численности студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования).
Соответствующие показатели для негосударственных учебных заведений таковы: 1428 человек (0,12%) – в высших учебных заведениях, 216 человек (0,22%) – в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. В среднем показатели подготовки студентов с инвалидностью в учреждениях высшего профессионального образования определяются состоянием и динамикой развития дневной формы обучения, по которой обучается подавляющее большинство студентов с инвалидностью (84%). Между тем устойчивая положительная динамика численности студентов с инвалидностью в учреждениях высшего профессионального образования, характерная до 2007 г. для всех форм обучения, сохраняется на протяжении 10 лет лишь по заочной форме обучения, которая постепенно получает все большее распространение среди студентов с инвалидностью. Развитие информационно-коммуникационных технологий постепенно переводит заочную форму обучения на новый уровень, повышая ее привлекательность для лиц с инвалидностью. В негосударственных высших учебных заведениях студенты с инвалидностью обучаются в основном заочно. Численность студентов-заочников превышает численность студентов очной формы обучения в 2,6 раза, что отражает общую ситуацию в негосударственной системе высшего образования [23]. 2.2. Инклюзивное образование: принципы и формы организации
Для оптимального развития и профессиональной социализации молодежи с ослабленным здоровьем необходимо создание комфортных развивающих условий в сообществе условно здоровых сверстников. На смену устаревшим подходам должны прийти новые – гуманистически ориентированные, предполагающие учет особых образовательных потребностей обучаемых, особый подход к ним при выстраивании индивидуальной образовательной траектории [24]. Отношение педагога к обучающемуся с ослабленным здоровьем как к развивающейся личности, индивидуальности, как к человеку, имеющему равные возможности наряду с другими при низких стартовых условиях, мы называем ценностным отношением. Этические принципы инклюзивного образования зафиксировали проявление ценностей, на которые должно ориентироваться сообщество научно-педагогических кадров и условно здоровых студентов [25]. 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 2. Каждый человек способен чувствовать и думать. 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 4. Все люди нуждаются друг в друге. 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Этические принципы инклюзивного образования исключают какую-либо дискриминацию и означают полное равенство обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с остальными людьми в отношении свободы выбора получения образования согласно склонностям и потребностям, исходя из личных профессиональных интересов человека, создание условий для самореализации, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, направленности образования и самой организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Принципы педагогической деятельности в инклюзивном образовании задают вектор направленности усилий научно-педагогического сообщества на профессиональную подготовку молодежи с ограниченными возможностями здоровья и определяют потенциал педагогических ресурсов высшего образования [26]. Принцип гуманизации образования Ключевым элементом нового педагогического мышления в условиях реализации инклюзивного образования, методологической основой развития современной отечественной науки и практики является гуманизация образования. Происходит понимание ведущей роли человеческих ресурсов в жизни общества, безусловное принятие ценности каждого человека независимо от его религиозных убеждений, расовой принадлежности, состояния здоровья, признание права каждого на самоопределение, уникальность и вариативность. Этот принцип основывается на современном гуманистическом мировоззрении, признающем право каждого человека независимо от его особенностей и ограниченных возможностей жизнедеятельности быть включенным в образовательный процесс. Принцип индивидуально-личностного подхода к учащимся В основе практики инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности каждого студента, и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого обучающегося с ОВЗ. Инклюзивное образование делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы. Принцип целостности социальных отношений Содержание принципа определяется особенностями взаимоотношений молодого человека, имеющего ограниченные возможности здоровья, с его социальным окружением. Молодой человек не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Он развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. Система отношений молодого человека с ОВЗ с окружающими людьми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности по формированию профессиональных компетенций, способы осуществления совместной деятельности составляют важнейший компонент профессиональной социализации инвалида. Принцип учета «зоны ближайшего развития» Понятие «зоны ближайшего развития» было разработано Л.С. Выготским [27] для обоснования научных принципов диагностики психического развития ребенка в контексте изучения проблемы обучения и развития. В самом общем виде указанное понятие представляет собой область еще несформированных профессиональных компетенций, находящихся в стадии становления и определяющих оптимальные сроки обучения. В свою очередь обучение под руководством и в сотрудничестве с педагогом является своего рода катализатором дальнейшего психосоциального и профессионального развития обучающегося и позволяет определить уровень его потенциальных возможностей, «высший порог обучения» - по Л.С. Выготскому. В высшей школе студент обучается не тому, что он умеет делать самостоятельно, а тому, чего он еще делать не умеет, но что оказывается для него доступным в сотрудничестве с педагогом и под его руководством. Иными словами, то, что студент умеет делать сегодня в сотрудничестве, он сумеет сделать завтра самостоятельно. Принцип активного включения в социальную жизнь общества Л.С. Выготский неоднократно указывал на то, что при всех своих достоинствах отечественная специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника, имеющего ограниченные возможности здоровья, в узкий круг коллектива обучающихся, создает отрезанный и замкнутый мирок, в котором все приспособлено к дефекту человека, все фиксирует его внимание на телесном недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Наша специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира, обычно развивает в этом ребенке навыки, которые ведут его к еще большей изолированности и усиливают его сепаратизм. Из-за этих недостатков не только парализуется общее воспитание ребенка, но и его специальная выучка иногда сводится почти на нет. Слова Л.С. Выготского могут быть отнесены не только к специальным общеобразовательным учреждениям, но и к специальным учреждениям любого уровня образовательной системы, в том числе к вузам. Проблема образования лиц с ОВЗ – это проблема социального характера. Психологический урон личности человека, имеющего особенности развития, наносит не физический или психический дефект как таковой, а его социальные последствия («социальные вывихи» по Л.С. Выготскому), являющиеся объектом педагогического воздействия. Поэтому задача инклюзивного образования заключается в том, чтобы ввести студента с ОВЗ в жизнь и научить методам профессиональной деятельности, доступным ему, компенсирующим его физический недостаток. Инклюзивное образование сводится к тому, чтобы нарушение связи с жизнью, возникшее в результате травмы или заболевания, было налажено каким-то другим путем. В настоящее время сформировались четыре основных направления деятельности вузов в области инклюзивного образования: специальные отделения в вузах; специализированные вузы для инвалидов; центры подготовки инвалидов для поступления в вуз; центры психолого-педагогической помощи инвалидам, обучающимся в вузах. При организации инклюзивного образования важно понимать, что в соответствии с подходом Министерства образования и науки РФ, студент и инвалид – это два разных статуса, предполагающих дополняющие друг друга отношения между индивидом, вузом и государством. В связи с этим высшее образование лиц с ограниченным возможностями здоровья в целом представляется развивающимся по двум сценариям. В первом случае студент с инвалидностью имеет в вузе статус обычного студента со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами. Положительные стороны подобной ситуации связаны, скорее, с моральной точкой зрения, которую транслируют сами инвалиды: речь идет о том, чтобы к инвалидам относились так же, как и ко всем остальным, так как это означает реальное равенство, уважение человеческого достоинства, партнерство. Вместе с тем при таком развитии событий многие студенты с инвалидностью оказываются исключенными из учебного процесса в силу неприспособленности вузовского образовательного пространства к их особенностям. Во втором случае студент с инвалидностью имеет в вузе статус не только студента, но и инвалида. Это отражается в учебных планах, методах преподавания, расчета нагрузки и особенностях штатного расписания высшего учебного заведения, а также в том спектре услуг и приспособлений вузовской среды, которые позволяют абитуриенту, а впоследствии студенту-инвалиду, обучиться навыкам учения, поведения в интегрированной среде, беспрепятственно добираться до нужного места в вузе, иметь доступ к специальной технике и библиотеке. При этом говорят о коррекционной составляющей учебного плана и реабилитационном компоненте высшего образования. В настоящее время выделяются [28] две базовые модели образовательных учреждений, обеспечивающих интеграцию обучающихся с ОВЗ в коллектив условно здоровых сверстников, – полное и частичное включение. При полном включении обучение студентов с ОВЗ организуется исключительно в студенческих группах совместно с условно здоровыми сверстниками. Для полного включения характерны максимальная индивидуализация процесса обучения и оказание дополнительной необходимой помощи непосредственно в условиях интеграции. Исключается любое выделение обучающихся с особыми образовательными потребностями в особую группу. Модель частичного включения представляет собой промежуточный вариант между обучением лиц с ограниченными возможностями исключительно в студенческих группах общего профиля и обучением в специальных учебных заведениях. Реализация модели частичного включения подразумевает сочетание двух организационных форм обучения – в условиях образовательной интеграции с условно здоровыми сверстниками и обучение в специально организованных группах (в пространстве университета). Аналогично с моделью полного включения в рамках описываемой модели все обучающиеся с особыми образовательными потребностями получают необходимую дополнительную психолого-педагогическую помощь. Разработаны три формы частичного включения студентов с ограниченными возможностями в коллектив условно здоровых сверстников – комбинированная интеграция, частичная интеграция, временная интеграция. Комбинированная интеграция позволяет студентам с ОВЗ обучаться в студенческих группах общего профиля, одновременно получая помощь тьютора на специально организованных занятиях. В рамках частичной интеграции студенты с ограниченными возможностями здоровья проводят с условно здоровыми сверстниками часть времени. Временная интеграция подразумевает объединение студентов с разным уровнем здоровья для проведения различных мероприятий (не реже 2 раз в месяц). При этом в обобщенном виде специальные образовательные условия, необходимые для студентов с ОВЗ всех категорий, вариантов, форм и выраженности отклоняющегося развития, подразделяются на [29]: - нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса; - финансово-экономические условия; - программно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса; - организационные и организационно-педагогические условия; - кадровое обеспечение; - материально-техническое обеспечение.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.039 с.) |