Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Молодежи с ограниченными возможностями здоровья
Если мы обратимся к рассмотрению структуры жизненных планов молодёжи с ограниченными возможностями здоровья, то сможем выделить две особенности, которые отличают жизненные планы обычной условно здоровой молодежи от планов молодежи с ОВЗ – это отсутствие в структуре жизненных планов молодых инвалидов ориентации на создание семьи. Планирование сексуальных отношений, построение семьи, рождение детей происходит позже, чем у условно здоровых молодых людей. Характерной чертой этого процесса у молодых инвалидов является концентрация на "среде своих". Специалисты по работе с молодыми инвалидами отметили, что семья занимает третье место в иерархии жизненных целей выпускников-инвалидов. Сами молодые инвалиды этой цели вообще не отметили, однако, создание семьи выступает у них ценностной ориентацией. Каждый десятый инвалид 24-30 лет определил семью как самую значимую жизненную цель, которую ему не удалось достигнуть. Среди них имеют семьи только 23,1%. Еще одной особенностью может являться и ориентация выпускников-инвалидов на иную нишу профессиональной деятельности по сравнению с выпускниками массовых школ. Для большинства молодых инвалидов это те виды профессиональной деятельности, которые не требуют высшего образования, высокой квалификации и территориальных передвижений. Вид заболевания прямым образом влияет на построение его жизненных планов. Так, согласно исследованию, важной жизненной ориентацией неслышащих выпускников (24,3%) и выпускников с умственной отсталостью (23,2%) отмечено желание начать трудовую деятельность сразу после окончания школы. Самый большой процент ориентированных на получение высшего образование выявлен у молодых инвалидов с заболеваниями внутренних органов (26,6%) [19]. Зоной риска для молодежи с ОВЗ в плане профессионального самоопределения является выбор профессии без учета своих индивидуальных возможностей. Это проявляется в переоценке собственной личности, своих склонностей и способностей, что в последствии может привести к дальнейшему ухудшению физического и психического здоровья. По мнению С.Н. Кавокина [20], круг профессий, доступных для обучения, неоднозначен для лиц, страдающих разными патологиями, например, для инвалидов с заболеваниями органов кровообращения и болезнями органов дыхания или иными заболеваниями. Это обусловлено различным характером нарушений функций органов при разных патологиях. В этой связи для инвалидов становится невозможным выполнение тех или иных трудовых операций, и, следовательно, ограничивается возможность обучения ряду профессий. Поэтому главная проблема заключается в том, что инвалид в силу имеющихся у него ограничений в здоровье не имеет возможности выбрать любую понравившуюся ему специальность.
Данные целого ряда исследований [21] свидетельствуют о низкой готовности молодых инвалидов к профессиональному выбору и необходимости целенаправленного воздействия на этот процесс. Причем такая работа должна проводиться с инвалидами своевременно, еще на этапе, предшествующему вузовскому обучению, а именно – в период довузовской подготовки при высшем учебном заведении. Поступление в образовательное учреждение профессионального образования в социальном плане – это значительный уровень достижения для учащегося, его семьи и школы, подготовившей его. Это значит, что компенсация имеющихся проблем в состоянии здоровья проходит относительно благоприятно. Получение профессионального образования это, с одной стороны, результат сознательного выбора в процессе профессионально-личностного становления, а с другой стороны – это новый этап по преодолению трудностей и решению более сложных задач по адаптации. Получение профессионального образования является одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности молодого человека с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание необходимо обратить на возможности молодежи с ОВЗ в получении знаний и неравные шансы получения образования. В настоящее время достойное и качественное образование является лишь одним из немногих гарантов, которые могут обеспечить молодым людям возможность социальной адаптации и самоактуализации в жизни. По статистике, среди молодых людей с ограниченными возможностями большое количество лиц с неполным средним и существенно меньше – со средним и высшим образованием. Исследования показывают, что изъявляют желание обучаться в специализированных школах – интернатах 42% молодёжи, обучаться на дому – 5% (в основном это молодые люди с ограничениями в передвижениях), и 46% молодых инвалидов пожелали обучаться в обычных образовательных учреждениях. Однако молодежь с легкими нарушениями здоровья, наоборот, стремится попасть в среду условно здоровых людей, чтобы быть «как все», учиться и работать в дальнейшем.
Совместное обучение дает многое как условно здоровым студентам, так и студентам с нарушениями в развитии. Интеграция способствует формированию у здоровых студентов терпимости к недостаткам здоровья одногруппниников, чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. У студентов с ограниченными возможностями в развитии совместное обучение ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения. Если стадия основного обучения проходит относительно благоприятно, то выпускник учебных заведений, имеющий ограниченные возможности здоровья, сталкивается с еще одной очень важной проблемой. Как показывает практика, одним из наиболее важных и в то же время проблемных вопросов в жизни людей с ограниченными возможностями является выбор профессии и трудоустройство. Профессиональное самоопределение в такой ситуации должно включать в себя два принципиально важных условия: активность субъекта профессионального выбора и обеспечение квалифицированной развивающей помощи с целью обоснованного и адекватного выбора профессии. В часто встречающихся случаях, когда затруднения человека с ограниченными возможностями в профессиональном самоопределении вызваны нерешительностью и неуверенностью в своих силах, особое значение приобретает помощь в осознании и правильной оценке своих особенностей с позиции их профессиональной значимости, а также информация о профессиях, в которых именно такие качества могут обеспечить успешность деятельности. Идеальным результатом представляется формирование у человека с ограниченными возможностями умения осознанно и самостоятельно планировать свой личный профессиональный маршрут и определять пути его реализации. Вместе с тем существует и ряд проблем, связанных с неготовностью учащихся с инвалидностью к получению профессии (отсутствие четких представлений о приобретаемой специальности или соответствующей мотивации в силу личностной незрелости), пробелы в знаниях по общеобразовательным предметам, недостаточная сформированность учебных навыков, которые требуются при обучении в высшем или среднем специальном учебном заведении, неумение адекватно взаимодействовать в коллективе одногруппников.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.007 с.) |