Вопрос: Особенности президентства в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос: Особенности президентства в России.



Пост президента РФ учрежден общенародным референдумом в апреле 1991 года. Первые выборы президента РФ были проведены 12 июня 1991 года, и первым президентом стал Б.Н. Ельцин. Согласно действовавшей Конституции (с учетом поправок) РСФСР 1978 г. президент избирался на пять лет. Он рассматривался как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти. Президент обладал правом вето на принимаемые Верховным Советом законы. В отношении актов съезда народных депутатов у него такого права не было. 21 сентября 1993 г. президент РФ в целях выхода из конституционного кризиса Указом «О поэтапной конституционной реформе в РФ» распустил и упразднил Съезд народных депутатов и Верховный Совет и временно сосредоточил всю полноту власти в своих руках. С 1993 года положение, функции и полномочия президента определяются уже новой Конституцией. Она была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в силу 25 декабря этого же года. Переход России после 1993 года к созданию президентского режима оказался не идеальным путем развития. Обнаружились те же недостатки президентских режимов, о которых давно предупреждал Хуан Линц, один из тех, кто создавал теорию перехода к демократии в Испании: 1) президентский режим неизбежно привносит в политику элементы популизма и тормозит формирование общественного согласия; 2) президентскому режиму не хватает гибкости и приспособленности к реальности; 3) не работающего президента сложно отправить в отставку, ибо в большинстве случаев импичмент в условиях президентского режима затруднен. Итак, согласно действующей Конституции РФ 1993 года, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Захват власти кем бы то ни было противоправен. Власть может осуществляться народом либо непосредственно (высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы), либо через посредство органов государственной власти и самоуправления. Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя России. Поскольку, согласно ст. 2 Конституции, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита составляют обязанность государства, то именно они должны вдохновлять и служить главным ориентиром для всех государственных органов. Это означает, что принцип разделения властей вовсе не исключает того, что основа и направленность деятельности у них единая, а также принцип разделения властей должен исключать возможность узурпации власти и попрания прав и свобод. Разделение властей облегчает взаимоконтроль деятельности государственных органов, не случайно теорию разделения властей определяют и как систему контроля и равновесия. Получается, что каждая власть обладает своей сферой полномочий, «закрытой» для других, но влияет и на смежную сферу, так как есть вопросы совместного ведения. Разделение властей сохраняется как гарантия против сосредоточения власти в одних руках, как потенциальное средство компромисса, если возникают острые разногласия. Президент РФ «не входит» в систему разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти. Объяснение этой конструкции связывается с тем, что институт «президентства», находясь вне системы разделения властей или над этой системой, «обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму». Следует добавить, что действующая Конституция РФ и специальное законодательство, посвященное выборам, ставят условия выдвижения кандидата, порядок проведения избирательной компании, условия избираемости и определения результатов голосования. Президентом может быть избран только гражданин Российской Федерации, пользующийся всеми избирательными правами, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Однако одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд. Первые и последующие действия второго российского президента В. Путина и его «окружения» показали, что политический (властный) процесс изменился в сторону социально-политической стабилизации. Он пошел в противоположном направлении, начался новый этап большей упорядоченности и централизации власти и управления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.005 с.)