Вопрос: Глава государства в современном обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос: Глава государства в современном обществе.



В системе высших органов власти глава государства занимает юридически основное или первое место, хотя его фактическая роль не всегда соответствует этому положению. Он возглавляет государство, обладает в соответствии со своим статусом главы обширными полномочиями, наделен такими качествами, как безответственность, несменяемость, нейтральность. Принцип нейтральности выделяет институт главы государства за рамки триады властей, придавая ему «невластный», «полувластный» или «всевластный» статус. Он как бы стоит над ветвями власти не только в качестве лица, сосредотачивающего в своих руках властные полномочия других высших политических институтов, но и в виде арбитра в отношениях между ними, а также институтами власти и обществом в целом. Принцип нейтральности непосредственно связан со свойством безответственности. Свойство безответственности предполагает, что глава государства не несет политической (парламентской) ответственности за свои действия. Обосновывается это свойство первого лица государства по-разному, но, как правило, наличием института контрасигнатуры. Смысл этого правила состоит в том, что любой акт: решение, указ, которые исходят от главы государства, приобретают силу, если он подписывается председателем правительства или соответствующим министром. Без такой подписи закон не имеет силы. Поэтому ответственность за подписанный акт несет то должностное лицо, которое его подписало (парламентарные монархии и республики). В абсолютных монархиях политическая власть понимается как олицетворение божественной справедливости, а монарх — как земное воплощение этой справедливости на земле. Но в ряде стран (Россия, США) есть процедура импичмента по отношению к главе государства. Наконец принцип несменяемости означает, что глава государства призван исполнять свои должностные обязанности в интересах общества на тот срок, который ему определен традицией или легальным установлением (законом): богом, народом или органами представительной власти. Пост главы государства — индивидуален, но есть исключения, когда функции главы государства осуществляются коллегиальным органом. Регентские советы существуют в монархиях при вакансии престола или до достижения установленного возраста малолетним монархом. В Швейцарии функции главы государства и правительства выполняет Федеральный Совет. Традиционные функции главы государства исполняются и Федеральным Советом, и президентом. Таким образом, в этой стране функции главы государства и правительства сосредоточены в одном институте, который формируется так же, как избирается президент парламентской республики. Обычно глава государства рассматривается как носитель исполнительной власти. Но в европейских странах эти функции разделены: в Англии и других монархиях — монарх и премьер-министр, в государствах с республиканской формой правления (Россия, Белоруссия, Украина, Киргизия, Казахстан, Франция, Италия и пр.) — президент и премьер-министр. Глава государства является также высшим представителем в сфере международных отношений, он «возглавляет» и «представляет» государство. Функции глав государств являются схожими, но в различных странах есть и существенные различия. В реальной политике фактические полномочия главы государства (монарха, президента) в парламентских странах ограничены. В странах с монархической формой правления главой государства является монарх. В научной литературе порядок престолонаследования делится, как правило, на три системы: кастильская (отдается предпочтение мужской линии — Испания, Великобритания); салическая (наследование престола осуществляется по мужской линии — Япония, Бельгия, Норвегия); австрийская (женщина наследует престол только при полном отсутствии мужских линий). Известны и другие формы систем наследования трона: шведская система (с 1979 г.) уравняла мужчин и женщин в правах на престол; мусульманская, в условиях этой системы наследника престола определяет семья усопшего монарха при участии улемов — знатоков Корана. Как следствие, престол не всегда передается старшему сыну монарха. Более того, в соответствии с традицией, семья может и досрочно сместить монарха с престола (Саудовская Аравия); племенная — это такая система, когда наследника монарха избирает из числа его сыновей собрание вождей племен (Свазиленд). Некоторыми другими особенностями обладает порядок престолонаследования в современных арабских государствах.

13 вопрос: Институт президентства: общий обзор.

В странах с республиканской формой правления главой государства является президент. В современном значении президент — это единоличный глава государства получающий свои полномочия путем выборов, за исключением тех случаев, когда этот пост занимается в результате государственного переворота, «дворцовых» революций и антиправительственных путчей. Прямые выборы применятся в президентских, смешанных и некоторых парламентских республиках. В этих странах президент занимает свою должность в соответствие с процедурой, которая не предусматривает участие парламента или особых коллегий в процессе его избрания (Франция, Россия, Белоруссия, Исландия, Ирландия и др.). В выборах принимает все население. Результаты голосования за выдвинутых кандидатов определяются по мажоритарной избирательной системе относительного или абсолютного большинства. Многостепенные выборы имеют свои разновидности:

1. Президент избирается только общенациональным представительным учреждением — парламентом (Израиль, Турция, Ливан, Греция).

2. Для избрания президента создается специальная коллегия, которая включает депутатов парламента и представителей от местного самоуправления административно-территориальных единиц. Например, в Италии обе палаты парламента (палата депутатов и сенаторы), а также представители от областей (7% выборщиков) на совместном заседании избирают главу государства.

3. В ФРГ для избрания президента также создается коллегия, состоящая из союзного парламента (бундестага) и представителей земель — ландтагов. Земли и бундестаг делегируют равное количество выборщиков главы государства. Подобная система существует в Индии. Но коллегия создается из равного числа выборщиков от обеих палат федерального парламента и нижних палат субъектов федерации — штатов.

В самом общем виде полномочия главы государства можно свести к следующим видам: 1) в области государственного управления (право участия в формировании правительства, право назначения гражданских и военных чиновников и др.); 2) в законодательной области (право законодательной инициативы, право вето и др.); 3) в области внешней политики и военных делах (представитель страны, право объявления войны и заключения мира и др.).

Политическая практика и нормы права ряда стран включают главу государства в качестве непосредственного или опосредованного участника законотворческого процесса. Как правило, юридическим выражением такого подхода выступает факт, что законопроект вступает в силу лишь тогда, когда он санкционируется главой государства. В случае отказа дать санкцию — вето ведет за собой определенные правовые последствия.

Исследователи выделяют три вида вето — абсолютное (резолютивное), относительное (отлагательное), выборочное. Суть абсолютного вето заключается в том, что отказ главы государства подписать или утвердить принятый законопроект является окончательным и преодолеть его невозможно. Такой тип вето допускается в государствах с монархической формой правления (Бельгия, Англия и др.). Относительное вето — это запрет, который налагается главой государства на соответствующий закон и который может быть преодолен парламентом (Россия, США). Наконец при выборочном вето главе государства предоставляется право отклонять только те части (статьи) законопроекта, с которыми он не согласен, одобряя в целом законопроект (Франция). В США таким правом обладают губернаторы некоторых штатов.

Институт «президентства» для своей адекватной интерпретации требует учета следующих обстоятельств: место президента во властных структурах; взаимоотношения президента с законодательной и исполнительной ветвями власти в условиях парламентской и президентской систем; его компетенция, «весомость» самой должности. Помимо вышеперечисленных обстоятельств особенности функционирования президентской власти обусловлены наличием комплекса факторов: социально-исторических, культурно-традиционных, политико-государственных. Кроме того, формула президентства определяется политической зрелостью общества. То есть для института президентуры характерны теоретическое и практическое многообразие.

Все эти факторы обуславливают разнообразие института президентства в государствах, которые возглавляются президентом. В связи с этим можно выделить несколько видов президентской власти: американскую, латиноамериканскую, афро-азиатскую и европейскую модели. Американская (классическая) включает сильную единоличную президентскую власть, которая совмещает в одном лице полномочия главы государства и главы правительства. Но власть президента ограничена сильными высшими институтами — законодательной и судебной властью. Латиноамериканский тип — этот такой вид президентства, который утверждает доминирование данного должностного лица в политических системах названных стран, а полномочия высших представительных органов и суда значительно уже, нежели в США. Еще одной особенностью представленной модели является существенное влияние армии на принятие политических решений, включая решения, принимаемые и утверждаемые президентом. Афро-азиатская форма президентской власти отличается еще большим авторитаризмом, в сравнении с латиноамериканской моделью, и может принимать вид диктатуры. Президентская власть в Европе, как правило, воплощается в двух ее видах — парламентской и смешанной формах правления. То есть президентские полномочия могут ограничиваться как парламентом, так и правительством. Но даже в тех государствах, где сложились институциально схожие модели президентской власти, практика политического управления может существенно отличаться. В президентской и смешанной республиках полномочия главы государства более широки («сильные президенты»), чем в парламентской («слабые президенты»). Роль президента в парламентской республике достаточно скромна. Его положение в системе властей обычно описывается такой же формулой, как и парламентарных монархиях: «царствует, но не управляет».

14 вопрос: Сравнительный анализ власти президента в США, Франции, ФРГ и Италии.

Президент США. Президент — высшее должностное лицо в государстве. Особенность положения президента США в том, что он одновременно и глава государства, и глава исполнительной власти, а также главнокомандующий вооруженными силами страны. Такой статус наделяет данный политический институт значительной властью, и поэтому не случайно политическую историю страны делят на периоды правления того или иного президента. Несмотря на то, что американский президент обладает обширными полномочиями, власть «сама по себе зависит от связи президента с происходящим вокруг него событиями, а также от того, как его позиция соотносится с образом мыслей и целями тех людей, на которых эти события могут отразиться. Именно здесь таится подлинный источник президентской власти». Поэтому в народном сознании американские президенты делятся не на «либералов» и «консерваторов». Они не делятся на «теоретиков» и «практиков», а выступают в виде «сильных» и «слабых» глав американского государства. Что касается функций президента как главы государства, то они теперь незначительно отличаются от функций других президентов как глав государств («сильных» или «слабых»). Но вот в отношении президента как главы исполнительной власти можно сказать, что в этой роли он формирует администрацию, назначает высших должностных лиц и определяет их полномочия, назначает судей федеральных судов и генерального прокурора и вообще направляет всю деятельность государственного аппарата. Президент — единственное должностное лицо федерального правительства, которое избирается всеми избирателями (сроком на 4 года, но не более чем два раза подряд). В данном случае косвенные выборы незначительно отличаются от прямых, так как они также дают возможность главе государства противопоставить себя парламенту, что делает его положение не только престижным, но и независимым. Несмотря на определенный конституционный контроль со стороны законодательной власти, формально президент подотчетен избирателям, как «всенародно избранный». В законодательной области полномочия президента достаточно обширны. Согласно конституции, президент не наделен в прямом виде правом законодательной инициативы, однако в послевоенный период произошло значительное усиление его законодательной роли. В обязанности президента вошли разработка и внесение проекта федерального бюджета на рассмотрение Конгресса. Таким образом, он обладает правами, позволяющими ему в случае необходимости активно воздействовать на парламент, как через президентские послания, так и через использование института вето. Что касается посланий, то они представляют собой законодательную программу для Конгресса. То есть с точки зрения чисто юридической президентские послания не имеют никакой обязательной силы, но на практике их воздействие на Конгресс достаточно велико.В области внешнеполитических полномочий, одной из особенностей, которой обладают практически все президенты президентских республик, является то, что право объявления войны фактически осуществляется президентом, хотя по букве Конституции оно входит в сферу исключительных компетенций парламента. Президенту США принадлежит право «заключать международные договоры при условии их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов; с совета и согласия сената назначать послов и полномочных представителей и консулов». Эти полномочия закрепляют за президентом роль главного дипломата страны. Он, наконец, наделен правом, заключать международные договоры в форме исполнительных решений, которые не требуют ратификации сената. Средства воздействия президента на парламент — право вето, послания Конгрессу. Он не имеет права роспуска Конгресса. Средства воздействия парламента на президента — верхняя и нижняя палаты Конгресса могут осуществить процедуру импичмента. Президент является лидером политической партии. Формально президента избирает не партия, а избиратели, «народ», тем не менее, его кандидатуру выдвигает партия, благодаря активной кампании которой он побеждает на выборах. Вместе с тем президент США может «проявлять беспрецедентную власть в законодательном органе, но это не делает его реальным лидером партии. Его влияние основывается скорее на существенной поддержке общественного мнения, чем партийной системе

Президент Франции. Президент республики занимает вершину в иерархии государственных институтов. Конституция закрепляет за ним обязанность обеспечить своим «арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства». Президент является «гарантом независимости», территориальной целостности, соблюдения соглашений сообщества и договоров». Президент избирается без участия парламента (внепарламентский путь избрания, через систему прямых выборов) и назначает премьер-министра (который руководит политикой и работой правительства) и правительство из представителей партий парламентского большинства (хотя это может и не совпадать с его собственной партийной принадлежностью). Президент не несет ответственности, ни перед каким органом, никем не контролируется. Принцип неответственности предполагает контрасигнование актов премьером или министрами. Хотя существуют акты и свободные от контрасигнатуры (дискреционные полномочия): назначение премьера, министров, роспуск национального собрания, референдум. В соответствии с таким положением президента в иерархии государственных органов формально-юридические полномочия президента подразделяются на осуществляемые им лично и на полномочия, требующие контрасигнации премьер-министра или ответственными министрами. С контрасигнацией министров осуществляются право созыва парламента на чрезвычайные сессии, а также по его решению палаты образуют Конгресс для ратификации поправок.Часть полномочий президента, которые требуют контрасигнации главы правительства или министров также значительны. Глава государства председательствует в Совете министров, пописывает декреты и ордонансы, принятые на заседании правительства. Он принимает участие в рассмотрении законопроектов правительства, назначает на гражданские и военные должности, аккредитует послов и чрезвычайных посланников в других государствах. Президент обладает широкими прерогативами в области законодательства. Он наделен правом законодательной инициативы. В отношении парламента глава государства обладает правом досрочного роспуска нижней палаты парламента (национального собрания), а также правом на внеочередной созыв его чрезвычайных сессий и вынесения законопроектов на референдум. Из всех европейских глав государств президент Франции проявляет большую активность в руководстве внешней и военной политикой, принимает личное участие в переговорах и совещаниях на высшем уровне. Президент является главнокомандующим вооруженными силами, он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны. Только президент обладает исключительным правом принимать решения об использовании Францией ядерного оружия. В сфере международных отношений глава государства заключает и ратифицирует международные договоры, за исключением тех, которые требуют обязательной ратификации парламентом. В судебной области президент является обладателем традиционного права — права помилования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.211.148.68 (0.009 с.)