Вопрос 20: Суд в системе политических и социальных институтов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 20: Суд в системе политических и социальных институтов.



Суд, наряду с законодательной и исполнительной властью, является третьим, относительно самостоятельным государственным институтом. Можно сказать, что наиболее рельефно сущность современного государства, общеобязательный для всех режим права воплощается в судебной ветви власти, усилиями которой, в конечном счете, соблюдается обязательность исполнения закона, единообразие его интерпретации и применения. Судебная власть представляет собой, в соответствии с теорией разделения властей, систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. Она призвана охранять право, правовые устои государства, где правосудие осуществляется только судебными органами. Независимость и законность правосудия являются гарантиями прав и свобод граждан. Никто не может присвоить себе функции правосудия, в своей деятельности суд руководствуется только законом и не зависит от субъективных влияний. С одной стороны суд не может присваивать себе функции законодательной и исполнительной власти, а с другой осуществляет правовой контроль над нормативными актами этих властей. Кроме того, судебная практика обеспечивает совершенствование текущего законодательства, заполнение обнаруженной бреши в действующем праве, утверждение приоритета закона. Обязанностью суда является неукоснительное соблюдение верховенства конституции как основного закона государства. Утверждая правопорядок, борясь с правонарушениями, суд защищает законные интересы человека и общества, компетенцию институтов государственной власти. Но главное — он защищает сам закон, действует на его основе, в соответствии с его требованиями принимает решения и выносит приговоры по гражданским и уголовным делам. Суд — орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства процессуальном порядке. Суды делятся на обычные и чрезвычайные; создание чрезвычайных — прямо запрещается почти всеми современными конституциями. Обычные суды подразделяются на суды общей компетенции и специализированные: военные суды (в РФ называются военными трибуналами), арбитражные суды (торговые, хозяйственные), таможенные, налоговые (финансовые), по трудовым спорам и т. д. Особыми разновидностями суда являются конституционные и административные суды. В отдельных странах существуют также религиозные суды (шариатские суды в мусульманских государствах — Иране, Пакистане, Судане и др.) и суды обычного права (например, племенные суды в ряде стран тропической Африки и Океании). В некоторых государствах с федеративным устройством есть федеральные суды и суды субъектов федерации. Суды также делятся по инстанциям: первой инстанции, апелляционные, кассационные и надзорные, по территориальному уровню: напр., районные (городские), окружные и верховные. Помимо государственных существуют различные виды общественных судов: третейские суды, арбитражные комиссии, товарищеские суды в бывшем СССР, офицерские суды чести. В международной правовой системе действуют международные суды самого различного характера: Международный Суд ООН, Европейский суд по правам человека, трибуналы международные, постоянные международные третейские суды и т. д. Предназначение суда — охрана закона, соблюдение интересов государства, обеспечение торжества справедливости посредством отправления правосудия, т. е. утверждения приоритета права, закона, а стало быть, установления истины.

Вопрос 21: Виды и роль государственных силовых структур в современном обществе.

Военная составляющая любого государства имеет большое значение, так как защита от внешней агрессии зачастую является преградой от полного уничтожения любого этноса. Под понятием «силовые институты» следует понимать систему военизированных государственных учреждений, выполняющих функции по обеспечению внешней и внутренней безопасности государства и общества, деятельность которых регламентирована набором специфических норм и предписаний, а также другими предписаниями национального и международного права. К этому следует добавить, что силовой институт является носителем государственно-патриотических идей, которые реализуются и воспроизводятся в обществе, тем самым играя роль агента политической социализации. «Сила» как философская категория определяется в виде способности к действию, на которое аналогичным образом не способны другие. По словам современного немецкого философа Хаймо Хофмайстера: «…сила является как способностью к войне, так и способностью к миру, ибо сама жизнь есть сила. Отсутствие силы — это нехватка жизни». То есть сила — это способность к существованию, а сущее — это сила и ее проявление в движении. С точки зрения классической физики, силами называют обоюдные действия тел, создающие ускорения, к тому же эти ускорения могут оказаться различными как по величине, так и по направлению. Поэтому, сила есть векторная величина. «Для измерения величины силы необходимо, во-первых, выбрать эталон силы и, во-вторых, установить способ сравнения других сил с эталоном, то есть самый способ измерения сил». Поскольку сила всегда соотнесена с полем своего проявления, она нуждается в противной стороне, на которую может оказывать воздействие, а та в свою очередь при определенных условиях может стать противодействующей силой. «Действующая сила — это противоборство двух сил, обуславливающих друг друга. Противодействующие силы нуждаются друг в друге, как для своего проявления, так и для своей самостоятельности». Стратегия как искусство планирования, основанное на правильных краткосрочных и долгосрочных прогнозах, является составной частью военного искусства и представляет ее высшую область. Стратегия — это сила, которая необходима и реализуется тогда, когда ей противостоит чья-то другая стратегия. В данном случае возникает двойное управление ситуацией с обеих сторон. Таким образом, сущее постигается и удерживается в движении благодаря объекту противостояния; действие с участием минимум как двух субъектов, где один из этих субъектов препятствует другому, называется борьбой. Сила же, как обладание способностью распоряжаться, является предпосылкой насилия, которое, в свою очередь, представляет инструмент преодоления сопротивления своего антипода путем его устранения. Хофмайстер различает институты семьи, общества и государства посредством степени использования насилия как такового. Для семьи насилие чуждо, так как «ячейка общества» основана на симпатии и любви, для общества насилие — это непрямое средство для реализации своих интересов, поскольку применять прямое насилие — это прерогатива государства. Государство, как известно, обладает монопольным правом легитимного насилия (М. Вебер). Именно государству отводится задача по удержанию борьбы различных общественных сил в пределах своей юрисдикции и в рамках правовых норм, дабы обеспечить приоритетность блага государства в целом, благополучия всех в противовес партикулярным устремлениям каждого. Когда оно пытается уничтожить насилие, последнее не исчезает, а проявляется, в новой усиленной форме в государстве легитимированным в нравственном и правовом аспектах. Фундаментом государственной власти является использование насилия и его предотвращение. В случае невозможности предотвратить насилие, то есть исполнить свои защитные функции, государство теряет свою легитимность. Вооруженные силы с их институтами и служат осуществлению насилия от лица государства, поэтому по-военному организованное насилие существует лишь там, где существует государственный порядок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.7.85 (0.005 с.)