Вопрос: Институт представительной власти: история возникновения и современные формы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос: Институт представительной власти: история возникновения и современные формы.



Парламент — высший законодательный орган, осуществляющий представительство основных социально и политически активных групп населения. Начальные формы народовластия и представительства нашли свое воплощение в социальной организации и «стратификации» родоплеменных отношений. Для родовых отношений были характерны, обусловленные традициями общая собственность, круговая порука и кровная месть. Это тип человеческого общежития, когда весь народ, «люди», «власть», «община» обладали правом на участие в родовой и племенной собственности, представляли вооруженное силу, принимали непосредственное участие в системе власти и управления. Однако и в таком состоянии социума не существовало полного равенства, так как статус части людей, составляющих общину, определялся рядом обстоятельств. Более высокое положение было связано c личными заслугами (удачей, богатством) или возрастом (хранителями традиций), происхождением от знатных предков. Кроме того, неравенство проистекало из естественного соотношения между членами общины — родоначальники, старейшины, остальные мужчины, мужчины, женщины и дети. С начала становления государственности в различных странах «парламенты» представляли собой сочетание традиционных форм организации власти и собственно публичных ее отношений, которые складывались в общественной системе. Они могли воспроизводиться в виде периодически созываемых съездов для решения общих вопросов. Но это были «советы» родственников «князя» и аристократии, союзов князей и аристократии, которые объединяли в единое государственное образование автономные территориальные образования. На отдельных территориях (автономиях) «единого государства» официальная власть и свободное население организовывались в виде собраний. Но Совет господ и народное собрание не были параллельными государственными учреждениями и не являлись различными правительственными образованиями, а представляли собой две различные политические силы. Они отличались не столько правительственными функциями, сколько социально-политическими интересами (В.О. Ключевский). В средние века в Европе сословно-представительные органы государства выполняли функции «ограничения» власти монарха и поиска согласия между сословиями. Современный парламент как общенациональное представительное учреждение с законодательными, контрольными и другими функциями — сравнительно новый институт. Начало его становления связывается с практикой функционирования представительных собраний ряда европейских стран и теоретическим осмыслением природы этих собраний различными научными школами. Основные принципы современных либеральных политических систем можно свести к следующим признакам: личная свобода, правовое равенство, народное представительство, осуществляемое с помощью «свободных» выборов (согласие управляемых); иерархия юридически-правовых норм, основанная на принципах законности; разделение власти, обеспечивающее контроль правительства парламентом и др. Сегодня, в большинстве стран мира понятие «парламент» понимается и принимается. То есть, оно стало универсальным понятием, как и другие термины, характеризующие институты государства: «глава государства», «правительство», «глава правительства», «судебная власть» и др. В современных государствах название, а главное статус этого института, может быть различным. Компетенция и функции парламента определяются писаной и неписаной конституцией, конституционными традициями, конституционными соглашениями или конституционными практиками. Парламент как представительный институт государственной власти, наряду с другими властями, призван способствовать целостному процессу формирования и функционирования суверенной народной власти. Институт представительства — это, во-первых, делегирование полномочий; во-вторых, — типичность, обладание средними характеристиками некой группы лиц. В-третьих, представительство является символом государства (А. Бирч). В большинстве современных государств реальная политическая жизнь обусловила не всегда содержательно, но, по крайней мере, формально принцип представительного мандата как наиболее рационального с позиции социально-политической эффективности. Считается, что депутат должен представлять не своих избирателей, а все общество.Полномочия парламента складывались исторически. Они видоизменялись в ходе реальной исторической практики. В обобщенном виде функции парламента можно свести к некоторым характеристикам. Парламент: 1) формирует правительство партией (или коалицией партий) большинства, одержавшей победу на всеобщих выборах, утверждает главу и членов правительства; 2) оказывает поддержку политике правительства посредством принятия законов, предлагаемых правительством; 3) реализует право распоряжаться финансами (бюджетное право — от английского — сумка, содержимое) и контроля за его исполнением правительством; 4) ратифицирует важнейшие международные договора и соглашения; 5) осуществляет контроль над текущей деятельностью правительства в целом и отдельными министрами, обладает правом вынесения вотума недоверия правительству (требование отставки); 6) имеет право оппозиции (партий меньшинства) контролировать и критиковать деятельность правительства, предлагать альтернативы политическому курсу правительства; 7) осуществляет законодательную деятельность, т. е. разрабатывает, вносит, обсуждает и принимает законы; 8) предлагает внесение изменений и дополнений в конституцию квалифицированным большинством, в случае если законом не предусмотрен другой порядок. Начальным и конечным результатом деятельности представительного органа является создание той или иной правовой нормы. Законодательные полномочия парламента — это одна из важнейших его функций. Парламент, как правило, признается основным или единственным законодательным органом страны. Благодаря различным источникам права, в рамках особой процедуры принятия закона, соответствующей определенным требованиям, рождаются те правовые нормы, которые призваны реализовывать функции регулирования отношений между индивидами, социально-политическими институтами и т. д. Именно осуществление законодательной функции позволяет парламенту оказывать влияние на социальный и политический процессы. Однопалатные парламенты функционируют в большинстве государств современного мира: в Греции, Исландии, Люксембурге, Норвегии, Португалии, Финляндии, Дании, Швеции, Венгрии, Украине, Китае, Турции, Индонезии, Южной Корее, Пакистане и др. Своеобразна структура парламентов Исландии и Норвегии. Парламенты этих стран однопалатные, но состоят из двух частей (секций). Из общего числа депутатов 1/4 — в норвежском, и 1/3 — в исландском парламентах выделяются в отдельную палату. Обе палаты рассматривают и решают одни и те же вопросы, но в случае разногласий проводят общие рабочие заседания, тем самым реализуя принцип двойного контроля над принимаемыми решениями. Двухпалатные парламенты существуют во всех современных федерациях (Россия, Индия, США, ФРГ, Бразилия, Нигерия, Австралия, Бельгия, Швейцария, Австрия, Босния и Герцеговина и др.). Двухпалатные парламенты действуют и во многих унитарных образованиях — это Франция, Италия, Польша, Румыния, Чехия, Испания, Хорватия, Нидерланды, Словения, Италия, Белоруссия и др.

2.Федеральное собрание.

В отличие от ряда государств, становление и развитие представительных начал в России происходило в специфических формах и в другие сроки. Но это не означает, что утверждались представительные институты в полном отрыве от общих исторических процессов. Вместе с тем в нашей стране первое представительное собрание парламентского типа, в современном понимании этого термина, было образовано в 1906 году. Данное собрание получило имя — Государственная дума. Дважды она распускалась и просуществовала около 12 лет, до времени падения самодержавной власти. Государственное собрание имело четыре созыва — первая, вторая, третья и четвертая Государственные думы. В советский период наблюдалась эволюция взглядов на парламент как институт власти: от его отрицания до попыток обоснования в 70-е годы ХХ века в виде теории «социализации» парламентов и разработки мирных способов перерастания капитализма в социализм через завоевания трудовым народом большинства мандатов в парламентах. В согласии с данными юридическими актами вместо Верховного Совета образца 1936 г. Был создан новый орган высшей государственной власти — общесоюзный парламент (Съезд народных депутатов СССР), который должен был созываться не реже одного раза в год. В период между собраниями народных депутатов высшим органом государственной власти оставался Верховный Совет СССР, который состоял из двух палат и избирался съездом из своего состава в качестве постоянно функционирующего института государственной власти. Новая российская Конституция (от 12 декабря 1993 г.) изменила правовую природу высшего народного собрания. Парламент лишился распорядительных функций и является высшим представительным и законодательным органом Российской Федерации, возможности которого манипулировать исполнительными институтами уменьшились в сравнении со Съездом народных депутатов и Верховным Советом. Федеральное собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на 4 года из граждан, имеющих право участвовать в выборах и достигших 21 года по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе. Новый избирательный закон предусматривает только пропорциональную систему. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью. Функционирование палат строится раздельно, могут проводиться и совместные заседания, которые являются открытыми, но при необходимости могут быть закрытыми. Для организации работы палат избираются председатели и их заместители. В составе палат образуются комитеты и комиссии, каждая из палат принимает свой регламент. Совет Федерации назначает (утверждает): Генерального прокурора РФ: судей Конституционного Суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда; заместителя председателя Счетной палаты РФ и половину ее аудиторов. Компетенция Совета Федерации предусматривает: утверждение границ между субъектами Федерации, утверждение Указов президента о введении военного или чрезвычайного положения; возможность использования Вооруженных Сил государства за пределами собственных границ; назначение выборов президента Российской Федерации, отрешение его от должности. Верхняя Палата РФ имеет право законодательной инициативы. Совет Федерации рассматривает законы, принятые Государственной Думой по вопросам: федерального бюджета, налогов, сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров, статуса и защиты государственных границ, вопросов войны и мира. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членной палаты. Совет Федерации по вопросам своей компетенции принимает постановления. Государственная Дума назначает (утверждает) председателя правительства Российской Федерации, председателя Центрального банка РФ; председателя счетной палаты РФ и половину ее аудиторов; Уполномоченного по правам человека. Государственная Дума решает и другие задачи: объявляет амнистию; выдвигает обвинения против Президента для отрешения его от должности. Депутаты Государственной Думы имеют право законодательной инициативы. Законопроекты вносятся в Государственную Думу, принимаются большинством голосов, если иное не предусмотрено Конституцией. Отклоненный Советом Федерации закон считается принятым, если за его при повторном голосовании подано не менее двух третей голосов депутатов. Отклоненный Президентом закон, одобренный в ранее принятой редакции двумя третями состава палат Федерального Собрания, считаются принятыми и подлежат подписанию Президентом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.55.214.236 (0.092 с.)