По специальностям: 34. 02. 01. Сестринское дело; 31. 02. 01 Лечебное дело. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По специальностям: 34. 02. 01. Сестринское дело; 31. 02. 01 Лечебное дело.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНАМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МОДУЛЯМ

По специальностям: 34.02.01. Сестринское дело; 31.02.01 Лечебное дело.

Дмитров 2017

 

Введение

 

Самостоятельная работа определяется как форма организации учебного процесса, как объективное условие формирования познавательной, исполнительской, творческой активности и самостоятельности студентов при обучении. Са­мостоятельная работа студентов (СРС) формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования, возможность постоянно повышать свою квалификацию, а если нужно – переучиваться, быть сознательным и активным про­фессионалом.

В более полном и точном смысле внеаудиторная самостоятельная работа — это деятельность студентов по усвоению знаний и умений, про­текающая без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляемая им.

 

Пояснительная записка

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
  • развития познавательных способностей и активности обучающихся, творческой инициативы, ответственности и организованности;
  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развития исследовательских умений.

 

Условия, обеспечивающие результативность самостоятельной работы обучающихся:

  1. В процессе самостоятельной работы обучающийся приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.
  2. Обучающийся самостоятельно определяет режим своей внеаудиторной работы и меру труда, затрачиваемого на овладение знаниями и умениями по каждой дисциплине/ПМ, выполняет внеаудиторную работу по индивидуальному плану, в зависимости от собственной подготовки, бюджета времени и других условий.
  3. Ежедневно обучающийся должен уделять выполнению внеаудиторной самостоятельной работы в среднем не менее 3 часов.
  4. При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы обучающийся имеет право обращаться к преподавателю за консультацией с целью уточнения задания, правил оформления документов, формы контроля выполненного задания.
  5. При выполнении самостоятельной работы необходимо:
  • освоить вопросы, выносимые на самостоятельную работу и предложенные преподавателем в соответствии с программой по данной учебной дисциплине/ПМ.
  • планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем.
  1. Самостоятельную работу студент должен осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой по учебной дисциплине/ПМ; выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по самостоятельной работе студентов.
  2. Выполняя самостоятельную работу обучающийся может:
  • предлагать дополнительные темы и вопросы для самостоятельного изучения;
  • в рамках общего графика выполнения самостоятельной работы предлагать обоснованный индивидуальный график выполнения и отчетности по ее результатам;
  • предлагать свои варианты организационных форм самостоятельной работы;
  • использовать для самостоятельной работы учебные и методические пособия, другие разработки и ресурсы интернет сверх предложенного преподавателем перечня;
  • использовать контроль и самоконтроль результатов самостоятельной работы в соответствии с методами, предложенными преподавателем или выбранными самостоятельно.

Критерии оценивания результатов самостоятельной работы обучающихся

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются:

  • уровень освоения обучающимся учебного материала;
  • обоснованность и четкость его изложения в работе и при ответе;
  • умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических заданий;
  • умения обучающихся подобрать материал, способствующий изучению темы;
  • оформление материала в соответствии с требованиями.

 

Приложения:

Приложение 1 Методические рекомендации по работе с текстом

 

Основные виды систематизированной записи текста

1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;

2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;

3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;

4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;

5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.

Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.

Требования по конспектированию

1. Заглавия всех тем писать ярким, выделяющимся цветом.

2. Подзаголовки подчеркивать ярким цветом.

3. На каждой странице слева оставлять свободные поля (ширина полей до 1/3 ширины страницы) для записи даты конспектирования, заметок преподавателя и последующей проработки конспекта.

4. Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль. Абзац должен начинаться с «красной строки». Между абзацами оставлять чистую строку.

5. Главное, ключевое слово каждой отдельной мысли выделять подчеркиванием или иным способом.

6. Каждый учебный вопрос (по необходимости), тему каждого урока (обязательно) завершать обобщением (выводом), начиная словами: итак, таким образом или вывод.

7. Тетрадь для конспектов должна быть достаточно объемной (оптимальное количество листов – 96).

8. Несколько листов в конце тетради следует отвести для справочного материала.

9. В тетради для конспектов недопустимы посторонние записи, рисунки, чертежи и наклейки, не относящиеся к изучаемому предмету.

10. Следует помнить: конспект в значительной степени отражает возможности, способности и даже характер студента, его отношение к предмету обучения; он является не только отчетным учебным документом, но и источником знаний, индивидуальным учебником.

 

Методические рекомендации по составлению конспекта

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

2. Выделите главное, составьте план;

3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Составление опорного конспекта - представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника. Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами. Основная цель опорного конспекта - облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) - опорные сигналы. Опорный конспект - это наилучшая форма подготовки к ответу и в процессе ответа.

Роль студента:

• изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;

• установить логическую связь между элементами темы;

• представить характеристику элементов в краткой форме;

• выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;

• оформить работу и предоставить в установленный срок.

Критерии оценки:

• соответствие содержания теме;

• правильная структурированность информации;

• наличие логической связи изложенной информации;

• соответствие оформления требованиям;

• аккуратность и грамотность изложения;

• работа сдана в срок.

Написание конспекта первоисточника

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ КОНСПЕКТА ПЕРВОИСТОЧНИКА

 

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

 

 

ФЕРГАНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

КАФЕДРА “БЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ”

 

КОНСПЕКТ

Первоисточника (главы монографии, учебника, статьи и пр.)

 

«_______________________________________________»

выполнил Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность

 

 

Фамилия автора, полное наименование работы, место и год издания

 

 

План написания конспекта:

 

1. ________________________;

________________________:

а) _____________________;

б) _____________________;

2. _______________________:

а) _____________________;

б) _____________________.

3. ________________________.

__________________ и т.д.

 

(далее раскрываются вопросы плана)

1.

а)

б)

а)

б)

3.

Требования к составлению логических схем

• простота (минимальное количество схемных элементов и их связей)

• целевая и смысловая значимость элементов и связей и их иерархическое расположение (основные, вспомогательные и т. д.)

• наглядность схемы (цветовое решение и т.д.)

Критерии оценки:

• соответствие содержания теме;

• правильная структурированность информации;

• наличие логической связи изложенной информации;

• соответствие оформления требованиям;

• аккуратность и грамотность изложения и представления работы;

• работа сдана в срок.

 

 

Образец графологической структуры

 

Графологическая структура

по теме «Здоровье детей и подростков и факторы, его определяющие»

 

Здоровье детей и подростков

 

Благоприятные факторы

 

Неблагоприятные факторы

 

 
 

Этапы работы над рефератом

1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.

2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 3-5).

3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.

4. Обработка и систематизация информации.

5. Разработка плана реферата.

6. Написание реферата.

7. Публичное выступление с результатами исследования на семинарском занятии, заседании предметного кружка, студенческой научно-практической конференции.)

Содержание работы должно отражать

· знание современного состояния проблемы;

· обоснование выбранной темы;

· использование известных результатов и фактов;

· полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;

· актуальность поставленной проблемы;

· материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.

Структура реферата

1. Титульный лист. На нем студент указывает название училища: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Дмитровское медицинское училище (техникум)», полное наименование темы реферата, свои фамилию, имя, отчество, номер группы, в которой он учится, а также (должность), фамилию и инициалы научного руководителя, а в самом конце — место и дату написания работы.

2. План (простой или развернутый с указанием страниц реферата) должен быть составлен таким образом, чтобы он раскрывал название работы.

3. Введение, в котором кратко обосновывается актуальность, научная и практическая значимость избранной темы

4. Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы, содержит суть проблемы и пути ее решения,

5. Заключение, где формулируются выводы, оценки, предложения.

6. Литература указывается по правилам составления библиографических описаний.

7. Приложения — это часть текста, которая имеет дополнительное (справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения темы. Приложений может быть несколько. В приложения могут быть вынесены копии подлинных документов, отдельные пункты из приказов, инструкций, статистические данные по заболеваемости, ассортимент с указанием полной информации о лекарственных средствах, схемы, таблицы, карты, фотодокументы и т.д.

Защита реферата

 

Изложение материала должно быть кратким, точным, последовательным. Необходимо употреблять термины, свойственные науке, избегать непривычных или двусмысленных понятий и категорий, сложных грамматических оборотов. Термины, отдельные слова и словосочетания допускается заменять принятыми текстовыми сокращениями, смысл которых ясен из контекста. Рекомендуется включать в реферат схемы и таблицы, если они помогают раскрыть основное содержание проблемы и сокращают объем работы.

Объем реферата — от 5 до 10 машинописных страниц.

На выступление дается примерно 10-15 минут, поэтому обучающийся дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).

Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: Как называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата – его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры? Например, во «Введении» - в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата? Какие источники использовал автор при написании своего реферата (дать краткую характеристику раздела – «Литература»)?

Особое внимание следует уделить оформлению научно-справочного аппарата и, прежде всего подстрочных сносок (внизу страницы, под чертой). Сноска должна быть полной: с указанием фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года ее издания, страницы, с которой взята цитата или соответствующее положение. Для статей из журналов, сборников указывают фамилию и инициалы автора, название статьи, затем название журнала или сборника статей с указанием года издания и номера (или выпуска). При ссылке на газетную статью кроме названия и года издания указывают дату. Оформляя нормативные источники, необходимо указывать полное и точное название нормативного акта, дату его принятия и редакции, а также изменений и дополнений. При этом обязательными являются название, год, номер и статья официального издания, где был опубликован нормативный акт.

Текст полностью написанной и оформленной работы подлежит тщательной проверке. Ошибки и описки, как в тексте, так и в цитатах, и в научно-справочном аппарате отрицательно сказываются на оценке.

Содержание реферата студент докладывает на семинаре, уроке, научной конференции. Предварительно подготовив тезисы доклада, студент в течение 10 – 15 минут должен кратко изложить основные положения своей работы. После доклада автор отвечает на вопросы, затем выступают оппоненты, которые заранее познакомились с текстом реферата, и отмечают его сильные и слабые стороны. На основе обсуждения студенту выставляется соответствующая оценка.

 

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА РЕФЕРАТА

 

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

 

 

ФЕРГАНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

КАФЕДРА “БЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ”

 

 

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ: “ _____________________________________________”

По дисциплине: “_________________________________________”

 

Выполнил: студент (ка) _______________________

(Ф.И.О и группа)

 

Рукводитель: _______________________________

(Ф.И.О)

 

 

Дмитров – 20____

 

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ РЕФЕРАТА

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение................................................................................................................................. 2

 

Глава 1.................................................................................................................................3

1.1.....................................................................................................6

Глава 2..................................................................................................................................8

2.1.....................................................................................................9

Глава 3............................................................................................................................... 12

3.1.................................................................................................. 15

Заключение................................................................................................................................17

 

Список литературы.............................................................................................. 20

 

Приложение 4 Методические рекомендации по подготовке доклада (сообщения)

 

Доклад – вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеаудиторных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками, систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения. Подготовка доклада требует от обучающегося большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшую пользу, если будет включать с себя следующие этапы:

- изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сам преподаватель;

- анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений разных ученых и научных положений;

- обобщение и логическое построение материала доклада, например, в форме развернутого плана;

- написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.

Построение доклада включает три части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, и т.п. Основная часть должна иметь четкое логическое построение, в ней должна быть раскрыта тема доклада. В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п.

На выступление дается примерно 10-15 минут, поэтому обучающийся заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада.

Докладчику в процессе выступления важно ответить на вопросы: Как называется доклад? Из каких элементов состоит его структура? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении», «Основной части», «Заключении»? Какие источники использовал автор при написании своего доклада (дать краткую характеристику раздела – «Литература»)?».

Алгоритм подготовки доклада (сообщения)

1. Перед подготовкой доклада, сообщения необходимо внимательно прочитать материал учебника по заданной теме.

2. Составить план своего рассказа.

3. Подобрать дополнительную литературу по данной теме.

4. Сообщение должно соответствовать теме и достаточно полно ее раскрывать.

5. Изложение материала должно быть последовательным, не должно содержать лишних фактов, не относящихся к теме.

6. Рекомендуется использование наглядного материала.

7. В конце доклада, сообщения должны быть сделаны выводы.

 

Роль студента:

• изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;

• установить логическую связь между элементами темы;

• представить характеристику элементов темы в соответствии со структурой доклада;

• оформить работу и предоставить к установленному сроку.

Критерии оценки:

• соответствие содержания теме;

• правильная структурированность информации;

• наличие логической связи изложенной информации;

• художественная выразительность, яркость и грамотность выступления;

• работа сдана в срок.

 

Приложение 5 Методические рекомендации по написанию эссе

Эссе – литературное произведение (связный текст), отражающее позицию автора по какому-либо актуальному вопросу (проблеме). Эссе также может быть написано на спорную тему (аргументированное эссе): в этом случае автор защищает свои некий тезис относительно которого можно привести доводы «за» и «против».

Критерии оценивания.

1. Сопряженность темы с заявленной проблематикой.

2. Обоснованность актуальности рассматриваемой проблемы (авторской точки зрения).

3. Наличие аргументации и фактологических поддержек (цитаты, факты, статистические данные, примеры из практики и т.д.).

4. Четкость выводов и заключений.

Объем эссе должен быть не более 3 страниц.

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ЭССЕ

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

 

 

ФЕРГАНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

КАФЕДРА “БЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ”

 

 

ЭССЕ

 

Тема эссе: ________________________________________________

Выполнил Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность

Цель эссе:

При формулировании цели обратите внимание на следующие вопросы:

• Почему выбрали эту тему?

• В чем состоит актуальность выбранной темы?

• Какие другие примеры идей, подходов или практиче­ских решений Вам известны в рамках данной темы?

• В чем состоит новизна предлагаемого подхода?

• Конкретная задача в рамках темы, на решение которой
направлено эссе?

Содержание ЭССЕ:

• Анализ актуального положения дел в выбранной об­ласти. Болевые точки, актуальные вопросы, задачи.

• Анализ мер, предпринимаемых государством, властя­ми, государственными учреждениями, частными лицами, для решения актуальных задач в выбранной области.

• Плюсы и минусы.

• Изложение собственного подхода / идеи.

• Необходимые ресурсы для воплощения данного подхода. План мероприятий по воплощению идеи.

• Практические рекомендации.

• Перспективы использования данного подхода / его разработки

• Плюсы и минусы предложенной идеи.

• Другое.

Приложение 6 Алгоритм работы с документом

1. Кто автор документа? Кто, кроме автора, участвовал в подготовке документа? Что вы знаете об этих людях? Что дополнительно вы смогли узнать об авторах из изучаемого документа?

2. Когда был написан или создан документ? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет время написания документа?

3. Где произошли события, о которых говорится в изучаемом документе? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет место, в котором произошли описываемые в документе события?

4. Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?

5. Почему был создан документ? Каков повод для его создания? Причины, по которым произошли описанные в документе события?

6. Как изучаемый документ помог вам узнать больше об историческом событии, к которому он относится?

 

Приложение 7 Памятка-алгоритм для анализа иллюстративного материала

  1. Определите, что изображено на иллюстрации, ее тему и сюжет.
  2. Установите время создания произведения (по одежде, зданиям, вещам).
  3. Определите тип изобразительного источника (иллюстрация книги, плакат, карикатура, фотография, художественная картина).
  4. Сделайте предположение о направленности авторской позиции (протест, печаль, ностальгия, патриотизм, восхищение, удовлетворение, ненависть).
  5. Опишите картину в деталях (люди, их возраст, профессии, одежда, настроение, взаимоотношения, вещи, место действия, композиция картины).
  6. Объясните иллюстрацию (история персонажей, символика вещей, замысел и главная идея, характер действия, форма выражения).
  7. Соотнесите содержание иллюстрации с авторской подписью к ней и дополнительным материалом.
  8. Расскажите о ценности и достоверности изобразительного источника.

Составление схем, иллюстраций (рисунков), графиков, диаграмм.

Составление схем, иллюстраций (рисунков), графиков, диаграмм – это более простой вид графического способа ото­бражения информации. Целью этой работы яв­ляется развитие умения студента выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход раз­вития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т. д. Второстепенные детали описатель­ного характера опускаются. Рисунки носят чаще схематичный характер. В них выделяются и обозначаются общие элементы, их топографическое соотношение. Рисунком может быть ото­бражение действия, что способствует наглядности и, соответ­ственно, лучшему запоминанию алгоритма. Схемы и рисунки широко используются в заданиях на практических занятиях в разделе самостоятельной работы.

ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ ГРАФИКОВ, ДИАГРАММ

Рис. 1. Урожайность местных сортов пшеницы и ячменя с посевом в сентябре и укосом в ноябре

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ

1. Первый слайд:

 

Тема информационного сообщения (или иного вида задания): _____________________________________________________   Подготовил: Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность Руководитель: Ф.И.О. преподавателя  

 

 

2. Второй слайд

 

План: 1. ______________________________. 2. ______________________________. 3. ______________________________.  

 

 

3. Третий слайд

 

  Литература:  

 

 

4. Четвертый слайд

 

Лаконично раскрывает содержание информации, можно включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы и другие способы наглядного отображения информации

 

Приложение 10 Правила составления библиографических описаний

Библиографический список содержит библиографическое описание используемых студентом источников литературы и Интернет-ресурсов с обязательной ссылкой на их номер в основном тексте курсовой работы: законы и иные нормативные акты, учебная и научная литература, периодические издания.

В списке литературы указывается только цитируемая по тексту литература. При этом объем источника дается полностью: если это монография, то следует указать, сколько страниц в этой работе; если это научная статья – на каких страницах в журнале она размещена.

Список литературы формируется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавиям публикаций. Источники на иностранном языке указываются после перечня всех источников на русском языке.

Ссылки на номер источника литературы указывается в квадратных скобках. Оформление списка литературы должно соответствовать требованиям, предъявленным в следующих документах: ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и практика составления»; для Интернет- ресурсов - ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов».

 

 

Общие правила библиографического описания устанавливаются государственным стандартом.

При библиографическом описании применяются следующие условные разделительные знаки:

• двоеточие (:) — ставится перед каждым отдельным сведением, относящимся к названию издания;

• одна косая черта (/) — отделяет сведения, не относящиеся к заглавию;

• две косые черты (//) — ставят после описания составной части издания и перед описанием издания;

• точка или тире (. —) — ставятся перед каждым примечанием аналитического описания.

 

1. Библиографическое описание книг и сериальных изданий

1.1. Описание однотомных книг, монографий, учебников, сборников статей:

а) одного автора: Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. с. 365—366.

б) в случае ссылки на весь источник: Чиркин В. Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997. 352 с.

в) двух авторов: Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1996. с. 118.

г) трех авторов: Бойков В. Э. и др. Общественное сознание. М., 1990. 286 с.

д) авторского коллектива: Конституционное право России в вопросах и ответах / Под ред. А. В. Малько. М., 1999.

1.2. Описание многотомных книг:

а) ссылка на весь источник: Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта: В 3-х т. М., 1991.

б) описание отдельного тома: Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Отв. ред. Б. А. Страшун. В 4-х т. М., 1995. Т. 2. С. 196—199.

Монтескье Ш. Л. О духе законов // Избр. произведения: В 2-х т. М, 1955. Т. 1. С. 350—410.

 

В подстрочных сносках издательство не указывается.

 

Требования к нумерации страниц

  • нумерация страниц простанавливается последовательно, начиная с 3-й страницы (введение), т. е. после титульного листа, задания и оглавления работы, а также перечня сокращений, используемых в работе (если он имеется в работе);
  • далее последовательная нумерация всех листов, включая главы, заключение, список используемых источников и приложения (если они имеются в работе);
  • нумерация страниц, на которых даются приложения, является сквозной и продолжает общую нумерацию страниц основного текста;
  • номер страницы располагается в нижнем правом углу.

Требования к заголовкам

  • набираются полужирным шрифтом (шрифт 14 пт.);
  • выравнивание по центру;
  • точка в конце заголовка не ставится;
  • заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал;
  • заголовок не имеет переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно полным.

Требования к оформлению таблиц, схем, рисунков

  • название таблицы помещают над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире;
  • в конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся;
  • при переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят;
  • при заимствовании таблиц из какого-либо источника, после нее оформляется сноска на источник в соответствии с требованиями к оформлению сносок;
  • таблицы, схемы и рисунки, занимающие страницу и более, помещают в приложение, а небольшие – на страницах работы;
  • схема и рисунок подписываются снизу по центру.

Требования к оформлению ссылок и сносок

  • при цитировании или использовании каких-либо положений из других работ даются ссылки на автора и источник, из которого заимствуется материал;
  • если в работе приводится цитата для подтверждения рассматриваемых положений, то в её тексте сохраняются все особенности документа, из которого она взята: орфография, пунктуация, расстановка абзацев, шрифтовые выделения;
  • цитата внутри текста заключается в кавычки;
  • все цитаты, а также заимствованные из различных документов аргументы или статистические данные подтверждаются библиографической ссылкой на источник;
  • в курсовой работе используются постраничные сноскисо сквозной нумерацией по всей работе;
  • при повторных ссылках полное описание источника дается только при первой сноске, если несколько ссылок на один и тот же источник приводится на одной странице работы, то в сносках подставляют слова «Там же» и номер страницы, на которую делается ссылка;
  • если в работе при употреблении отдельных положений необходимо привести библиографические ссылки, то эти положения помечаются надстрочными знаками, сносками, внизу страницы с абзацного отступа приводят сам текст библиографической ссылки, отделенной от основного текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны;
  • порядок оформления ссылок на приложения по тексту курсовой работы такой же, как и порядок оформления ссылок на иллюстрации.

Требования к оформлению списка используемых источников

  • список используемых источников представляет собой перечень тех документов и источников, которые использовались при написании курсовой работы;
  • список используемых источников включает в себя не менее 7 наименований, расположенных в алфавитном порядке по разделам в следующей последовательности:
  1. Нормативно-правовые источники (акты органов законодательной и исполнительной власти, ведомственные правовые акты в хронологической последовательности);
  2. Учебники, монографии, брошюры;
  3. Диссертации и авторефераты диссертаций;
  4. Периодические издания;
  5. Иностранная литература;
  6. Электронные ресурсы.

Требования к оформлению перечня принятых сокращений

  • в курсовой работе используются общепринятые текстовые сокращения или аббревиатуры, например: РФ, ЦБ РФ и т.п.;
  • если в работе принята особая система сокращений слов или наименований, то перед Введением приводится перечень принятых сокращений,используемых в работе, который не нумеруется.

Требования к оформлению перечня принятых терминов

Если в работе принята специфическая терминология, то в конце работы (перед списком используемых источников) помещается перечень принятых терминовс соответствующими разъяснениями.

Требования к оформлению приложений



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.185 с.)