Понятие общения. Формы общения. Структура общения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие общения. Формы общения. Структура общения.



Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга. Данное определение общения позволяет рассмотреть структуру и выделить функции общения.
Общение является слагаемым 3-х основных компонентов (структура общения): 1. Обмен информации – коммуникативная сторона общения. 2. Взаимодействие и взаимовлияние – интерактивная сторона общения. 3. Восприятие и понимание людьми друг другом – перцептивная сторона общения. Анализ структуры общения позволяет выделить функции общения: 1. Информационно-коммуникативная функция. 2. Регуляционно-коммуникативная функция. 3. Аффективно-коммуникативная функция. Эти три функции соответствуют трем основным структурным элементам общения.
В процессе общения удовлетворяются все основные социальные потребности человека: в социальных связях с другими людьми (принадлежность к какой-либо группе); потребность в привязанностях; в значимости или самоутверждении; в социальных ориентирах и объекте подражания; в самосознании, в самооценке.

Формы общения: Формы общения классифицируются на основе разных критериев. Критерий направленности общения -- общение как самоцель. например общение между друзьями, родственниками; общение как средство достижения какой-то внешней по отношению к нему цели: именно таким является любое деловое, в том числе управленческое, педагогическое общение. Можно выделить разновидности общения и по критерию состава его участников: «человек-природа» ( охота, рыбалка, туризм, отдых на даче, общение с домашними животными); «человек-вещь» ( материальное производство, торговля, такие занятия, как коллекционирование); «человек-человек» (взаимодействие людей).

 

Педагогическое общение.

 

Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.
Эффективность П.О. зависит от уровня профессиональных качеств учителя, критериями которого являются:

1) умение работать с людьми, владение высокой педагогической культурой и эрудицией;

2) умение ставить и решать конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом индивидуально-психологических и профессиональных интересов учащихся;

3) умение использовать разнообразные методы, формы и средства обучения.

Минимальной задачей П.О. является коммуникативный акт, в котором оба партнера по общению реализуют ряд задач педагогического характера. Известны различные приемы формирования педагогического общения учителя:

a) педагогические игры: создаются ситуации, когда один студент выступает в роли учителя, а другие –учеников и «проигрывается» поведение каждого в соответствии с ситуацией общения;

б) проведение фрагмента урока с небольшой группой учащихся с последующим его анализом, на каждом микро-уроке, как правило, используется один педагогический прием;

в) просмотр аудио- и видеозаписей уроков с их последующим обсуждением и анализом. Объектомнаблюдения являются как занятия, проводимые студентами (обычно во время педагогической практики), таки опытными преподавателями.

Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.


38.Межличностные отношения. Межличностная совместимость и привлекательность. Аттракция.


Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.
Межличностные отношения включают:

1) восприятие и понимание людьми друг друга;

2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое)
Компоненты межличностных отношений: когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение; эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания; поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом.
Межличностная совместимость – это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности. Другими словами – это когда два (три, шесть) индивидуумов просто дополняют друг друга. Такая совместимость ведет к удовлетворенности совместными взаимодействиями и их результатами. Межличностная привлекательность – это сложное психологическое свойство личности, которое как бы «притягивает к себе» партнера по общению и непроизвольно вызывает у него чувство симпатии. Обаяние личности позволяет ей располагать к себе людей. Привлекательность человека зависит от его физического и социального облика, способности к сопереживанию и так далее. Аттракция в психологии – понятие, которое определяет притяжение одного человека к другому, расположение к нему. Для того чтобы вызвать хорошее расположение к себе какого-либо человека, достаточно просто использовать приемы аттракции («Имя собственное» (обращение по имени); «Терпеливый слушатель»; «Личная жизнь» (интересоваться жизнью собеседника); «Золотые слова» (комплименты); «Жесты»; «Зеркало души» (приветливость); «Пространственное расположение»; «Расстояние»). Виды аттракции: Симпатия,

Влюбленность, Привязанность, Любовь и Зависимость.

 

39.Понятие конфликта. Причины возникновения конфликтов. Виды и формы проявления конфликта.

Конфликт -- определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин: собственно объективных, организационно-управленческих, социально-психологических, личностных. Первые две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвертая - главным образом субъективный. Субъективные причины конфликтов связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к выбору именно конфликтного, а не какого-либо другого способа разрешения создавшегося объективного противоречия. Объективные причины настолько разнообразны, что пока не поддаются строгой классификации. К числу наиболее часто встречающихся можно отнести следующие: 1) естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности; 2) слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей; 3) недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ; 4) образ жизни многих людей; 5) достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений граждан, способствующие возникновению конфликтов. Классификация конфликтов: По источникам возникновения (конфликты интересов, ценностей, идентификации); По социальным последствиям (успешные, безуспешные, созидательные или конструктивные, разрушительные или деструктивные); По масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, и мегаконфликты); По формам борьбы (мирные и немирные); По особенностям условий происхождения (эндогенные и эксогенные); По отношению субъектов к конфликту (подлинный, случайный, ложный, латентный); По использованной сторонами тактики (сражение, игра, дебаты). Виды конфликтов по отношению к отдельному субъекту: внутренние (личностные конфликты); внешние (межличностные, между личностью и группой, межгрупповые);

В психологии принять также выделять: мотивационные, когнитивные, ролевые, межличностные и пр. конфликты. Виды конфликтов по характеру: объективные, связанные с реальными проблемами и недостатками; субъективные, обусловленные различных оценок тех или иных событий и поступков.

Виды конфликтов по последствиям: конструктивные, предполагающие рациональные преобразования; деструктивные, разрушающие организацию.

 

 

40.Типы конфликтных личностей. Поведение в конфликтах.

Каждый день человек сталкивается в общении с различными видами людей. Каждая личность индивидуальна. Конфликтной личностью является вспыльчивый, раздражительный человек. Сложно найти людей, которые абсолютно в каждой ситуации будут вести себя уравновешенно и неэмоционально. Основные типы конфликтных личностей: Демонстративный тип (Сущность данного типа заключается в стремлении к вытеснению посторонних. Этим объясняется его желание всегда быть в центре внимания, слабо выражена рациональность в поведении, избегают кропотливой работы, не считают себя виноватым в возникновении конфликтной ситуации,); Ригидный (завышенная самооценка, подозрительно относится к собеседнику, очень обидчив, для общения нужно настроение); Сверхточный (повышенная скрупулезность, очень тревожны, предъявляют завышенные требования, зачастую сдерживают свои эмоции); Неуправляемый (непредсказуем, несамокритичен, слабо учится на своих ошибках, игнорирует нормы общественности в споре); Бесконфликтный тип конфликтной личности. Стратегии поведения в конфликте: Соперничество - наиболее часто применяемая стратегия. Оппоненты пытаются добиваться своих целей таким образом в более чем 90% конфликтов. Да это и понятно. Собственно, конфликт и состоит в противоборстве, подавлении соперника. Поэтому лицо или группа идут на конфликт, поскольку другими способами договориться с оппонентом не удается. Стратегия «выиграть-проиграть» (насилие или твердый подход). Она характеризуется желанием одной стороны подавить другую. В случае использования этого варианта поведения один участник конфликта становится победителем, а другой проигрывает. Стратегия «проиграть-проиграть». Сторона-конфликтер идет на проигрыш сознательно, но вместе с тем заставляет и другую сторону потерпеть поражение. Стратегия «выиграть-выиграть». Сторона-конфликтер стремится к такому выходу из конфликта, чтобы удовлетворить каждого из участников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.006 с.)