Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоритический раздел умк (конспект лекций)

Поиск

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

 

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Заведующий кафедрой всеобщей истории   ____________________С.А. Черепко Декан исторического факультета   ______________Н.Н. Мезга
__ ______________ 2016 г. __ ____________ 2016 г.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО

ДИСЦИПЛИНЕ

“информационные технологии в музейном деле”

для специальности

1-23 01 12-04 «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия

(культурное наследие и туризм)»

 

Составитель:

ассистент кафедры всеобщей истории,

А.П. Шиляев

 

Рассмотрено и утверждено

на заседании кафедры всеобщей истории

___________2016 г., протокол №___

 

Рассмотрено и утверждено

на заседании научно-методического совета университета

__ __________ 2016 г., протокол №___

 


СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………… ТЕОРИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ УМК (кОнспекты лекцИй)……......... ТЕма: История информатизации деятельности музеев..................................... ТЕма: Информационно-поисковые системы..………………………...…. ТЕма: Коммуникационные технологии…………........................................ ТЕМА: Мультимедийные технологии............................................................ ТЕМА: Виртуальные экспозиции и выставки............................................... ТЕМА: Сотрудничество музеев в сфере информатизации………............ ТЕМА: Международные информационные проекты в музейной сфере.. ПрактИчЕСКИЙ раздзел УМК............................................................ Раздзел контролЯ ЗНАНИЙ УМК................................................... Вопросы для проверки знаний по темам, вынесенных на самостоятельное изучение студентов..…………………………………….. Вопросы к зачету……………………………………………………………... ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ раздзел УМК. учЕбная прОграмМа дИсцИплИны ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЕЙНОМ ДЕЛЕ.................................................................................        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время наблюдается широкое внедрение новейших информационных технологий во все сферы деятельности мирового сообщества, в том числе – в сферу культуры и в частности – в деятельность музеев.

Компьютер сегодня прочно вошел в музейную деятельность, однако наиболее актуальна не инструментальная роль новейших технологий, а возможности их использования для усиления потенциала музея. Более того, особенно интересно оценить, способны ли технологии принципиально повлиять на консервативный музейный институт, открыть новые горизонты в виртуальном пространстве, попытаться представить будущее музея, без сомнения, тесно связанное с общим ходом культурной эволюции.

Учебно-методический комплекс (УМК) курса «Информационные технологии в музейном деле» позволяет подготовить студента к современным условиям работы в музее, которые базируются на самом широком использовании новейших цифровых технологий. Начинается УМК с теоритического раздела, где представлен конспект лекций, тематика которых соответствует учебной программе. В лекциях раскрываются вопросы внедрения информационных технологий в музейное дело. Для каждой темы лекций рекомендована литература, которая позволяет студентам более полно изучить вопросы лекций.

Практический раздел УМК представляет собой руководство для проведения лабораторных занятий. Он включает в себя вопросы к занятиям, рекомендованную литературу, перечень основных понятий и терминов и контрольные задания к каждой из предложенных к изучению тем. Тематика практических занятий составлена в соответствии с учебной программой дисциплины.

Раздел контроля знаний включает в себя задания для тем, которые выносятся на самостоятельное изучение студентов. Все контрольные задания снабжены списком рекомендованной литературы. Также в этот раздел включены вопросы к зачету.

Вспомогательный раздел УМК представляет собой учебную программу дисциплины. Она позволяет студенту ориентироваться относительно объема знаний, которые он обязан усвоить при изучении курса. Также программа содержит список литературы, которая необходима студенту для полного усвоения учебного материала.

УМК предназначен для студентов специальности 1-23 01 12-04 «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (культурное наследие и туризм)»


ТЕОРИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ УМК (КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ)

Литература

1. Белл Д., Грядущее постиндустриальное общество. Опыт соц. Прогнозирования. М., 2004.

2. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Наука, 1958.

3. Дриккер А.С. Эволюция культуры: информационный отбор, С-Пб, Академический проект, 2001.

4. Лебедев А.В. Информационные технологии в музейном деле // Основы музееведения: Учебное пособие. М., 2005.

5. Морозевич А.Н. Основы информатики: Учебное пособие. - Издательство Новое знание, 2001.

6. Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея. М., 2007.

7. Степанов А.Н. Информатика для студентов гуманитарных специальностей. - Издательство Питер, 2002.

 

1. Бурный научно-технический прогресс во всех цивилизованных странах, усложнение экономических, производственных процессов и всего хозяйственного механизма, возрастание роли социокультурной деятельности – все это привело к тому, что трудовые ресурсы постепенно "перекачивались" из сферы производства материальных благ в информационную сферу и темпы этого процесса непрерывно нарастали. Если в конце XIX века соотношение этих двух категорий составляло 95% к 5%, в начале XX века – 85% к 15%, то к середине XX века это соотношение составляло примерно 50% к 50%, т.е. на каждого производителя материальных благ приходился один работник информационной сферы.

В то же время темпы роста производительности труда в непроизводственной сфере были в 20 раз ниже, чем в производственной, инструментовооруженность – в 10 раз ниже, а объемы информации, которые необходимо было обрабатывать, росли как снежный ком. Сфера информационной деятельности приобретала все больший вес, требовала вовлечения все новых трудовых ресурсов, все больших материальных затрат – возник информационный кризис. Выход из этой ситуации требовал принятия революционных решений, а единственное конструктивное решение заключалось в переводе информационной деятельности на интенсивный путь, в применении принципиально новых, компьютерных информационных технологий.

Следует заметить, что в истории человеческой цивилизации и ранее наблюдались подобные кризисные ситуации. Дело в том, что информационная среда и производительные силы общества тесно взаимосвязаны и в процессе исторического развития вступают в противоречие. По мере роста производительных сил противоречия усиливаются, в результате чего наступает революционная ситуация.

2. Информационный кризис оказал существенное влияние и на сферу культуры, о чем свидетельствуют, например, приводимые ниже цифры, характеризующие динамику изменений в музейной системе нашей страны: за десятилетие с 1975 по 1985 гг. количество музеев возросло в два раза (с 914 до 1886), объем фондов - на 18 миллионов единиц (с 35,5 до 53,4), причем эти 18 миллионов - новые поступления в музеи, и весь этот колоссальный объем данных необходимо было обработать.

В подавляющем большинстве музеев страны для обработки данных о музейных коллекциях в то время применялась традиционная технология, сложившаяся еще в конце девятнадцатого века. В ее основе лежит ручная обработка целой серии традиционных бумажных документов (книг, журналов, карточек и др.).

Еще в начале 1960-х годов зарубежные музейные специалисты осознали необходимость совершенствовать технологию работы с данными о музейных коллекциях.

Как свидетельствуют зарубежные источники, в начале этого же десятилетия американский ученый Дэвид Вэнс (David Vance) воспользовался услугами мощного компьютера, установленного в одном из американских университетов, с целью обработки данных о небольшой музейной коллекции. Описания музейных предметов, перенесенные на перфокарты, были введены в компьютер, обработаны и отсортированы по заданным критериям с помощью специально разработанной программы, и распечатаны на бумаге в форме каталога; это был первый музейный каталог, выпущенный с помощью компьютера.

В те годы наметились две тенденции в подходе к музейным компьютерным системам: создание централизованной базы данных, ориентированной на применение мощной центральной ЭВМ, соединенной по каналам связи с множеством терминалов (Франция), и создание децентрализованной системы, ориентированной на создание отдельных локальных баз данных (США).

Во Франции по инициативе и при непосредственном участии Министерства культуры была создана База Данных по Национальному Наследию – классический пример системно организованного проекта, который успешно функционирует до сегодняшнего дня.

На эти же годы приходится мощная волна компьютеризации американских музеев (в первую очередь – Smithsonian Institution), аналогичная работа проводилась в Канаде под контролем Канадской Информационной сети по Национальному Наследию (Canadian Heritage Information Network CHIN), в Великобритании – под руководством Ассоциации Музейной Документации (Museum Documentation Association MDA).

Широкий размах приобретают контакты на межнациональном уровне. Уже тогда стало очевидно, что ни один, даже самый крупный музей, не в состоянии в одиночку осуществить сложнейший комплекс работ, необходимых для создания базы данных, которая отвечала бы требованиям музея. Поэтому музейные специалисты и специалисты в области информатики объединяются в рабочие группы, возникают национальные и межнациональные советы и ассоциации; наибольшим авторитетом пользуется, безусловно, Международный совет музеев (the International Council of Museums IСОМ), организованный еще в 1946 году при ЮНЕСКО. В рамках IСОМ был создан Комитет по музейной документации (International Documentation Committee CIDOC), который еще с 1960-х годов стал уделять самое серьезное внимание совершенствованию учета и научной обработки коллекций на основе применения компьютеров.

Основные черты периода (1960-е – начало 1980-х годов):

• экспериментальный, исследовательский характер работ, выполняемых отдельными энтузиастами,

• использование больших ЭВМ, принадлежащих научным или учебным организациям,

• использование сложных программно-технологических комплексов,

• результат - создание машинных каталогов фрагментов отдельных коллекций.

Можно считать, что с начала 1990-х годов начался новый этап информатизации музеев. В стране создаются профессиональные коллективы, ориентированные на разработку типовых аппаратно-программных комплексов для автоматизации учетно-фондовой работы в музее. Именно в эти годы появляются первые версии автоматизированных информационных систем для музеев: АБД «МУЗЕЙ» была разработана в ГПИ «ГИПРОТЕАТР» Минкультуры СССР и внедрялась в музеях союзного значения; коллектив Главного вычислительного центра Минкультуры РФ (ГИВЦ) предложил музейному сообществу систему «АИС-МУЗЕЙ», а команда специалистов ОАО «АльтСофт» Комплексную Автоматизированную Музейную Информационную Систему «КАМИС».

С внедрением новых информационных технологий в музейную практику возникли новые требования к знаниям и навыкам, которыми должен обладать музейный специалист.

Вторая половина 1990-х годов ознаменовалась как совершенствованием аппаратно-программного комплекса АИС, так и расширением их функциональных возможностей.

На смену программам для обработки текстов приходит технология мультимедиа, позволяющая обработать и представить в электронном виде не только текст, но и изображение, звук, анимацию, в результате чего область применения АИС существенно расширяется. Практически все музеи мира в той или иной степени используют сегодня эту технологию в своей деятельности,

Все большее внимание музеи стали уделять проблеме компьютерной коммуникации. С появлением глобальной информационной сети Интернет возможности коммуникации существенно расширились: появились электронная почта, списки рассылки, новостные разделы сайтов, электронные доски объявлений, телеконференции и многое другое. Интернет необходим музейным специалистам при комплектовании и учете коллекций, в научной, фондовой, экспозиционной и выставочной работе, в издательской деятельности, в работе со спонсорами, при решении административных задач и во многих других случаях.

3. Вступив в XXI век, мировое сообщество уже перешагнуло порог перехода от «индустриального» к «постиндустриальному» обществу, одной из моделей которого является «информационное общество» или «общество знаний». Этот процесс не мог не коснуться музейной деятельности: роль и место музеев в обществе меняется. Сохраняя свои традиционные функции (собирать, хранить, изучать и представлять культурное наследие), музей в XXI веке постепенно приобретает роль ведущей социокультурной ячейки общества.

Проблема, актуальность которой возрастает с каждым днем и к которой обращено пристальное внимание всей мировой общественности – это проблема доступности мирового культурного наследия для самых широких слоев населения и роли информационных технологий в решении этой проблемы. Эта проблема была озвучена ЮНЕСКО еще в 1996 году. Можно процитировать фрагмент из документа «ЮНЕСКО и информационное общество для всех» (ЮНЕСКО, май 1996):

«В области культуры технологии мультимедиа уже открывают огромные возможности для популяризации материального и нематериального культурного наследия и для межкультурных обменов. Доступ к культурной продукции и услугам мультимедиа через информационные магистрали обеспечит каждому неограниченные возможности для приобщения к мировой культуре во всем ее многообразии».

Проблема доступа к мировому культурному наследию является сегодня ключевой как на национальном, так и на межгосударственном уровнях.

Если 1970-е годы – это период отдельных экспериментов, 1980-е – активные исследования и создание текстовых баз данных, первая половина 1990-х – «парад мультимедиа», вторая половина 90-х – бум Интернета, то в XXI веке перед ними стоит новая задача, мы приступаем к созданию глобальной информационной сети о мировом культурном наследии.

Проблемы, с которыми нам уже пришлось и еще предстоит столкнуться в процессе реализации этого проекта, на порядок более сложны, чем те, с которыми мы сталкивались в прошлом.

На заре внедрения информационных технологий в музейную деятельность, 20-25 лет назад, основные проблемы состояли в дефиците машинного времени, дискового пространства, оперативной памяти. Сегодня – все в избытке. Однако скептики не без некоторых оснований заявляют, что за такой большой даже не по «компьютерным», а по человеческим меркам (20 лет) срок в области музейных баз данных принципиальных сдвигов не произошло, несмотря на фантастическое технологическое ускорение.

Положение дел в «музейной» информатике отражает общую ситуацию: технологический прогресс, как всегда, опережает идеологический, психологический. Распространение Интернета, появление огромных информационных массивов – замечательное достижение культуры. Но КПД этих достижений крайне низок, проблема релевантного отображения, поиска информации в Интернете ждет своего решения.

 

Литература

1. Лебедев Л.Я. Информационные технологии в музейном деле // Основы музееведения: Учебное пособие. М., 2005.

2. Мееров К.А., Кузьмина Е.С. К вопросу об унификации иконографического изображения в ИПС. Электронные библиотеки, 2001, т. 4, вып. 2.

3. Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея. М., 2007.

4. Перцев Д.Г Компьютер в музее и музей в компьютере. М – Милан, 1996.

 

1. Процесс поиска данных осуществляется с помощью информационно-поисковой системы ИПС. Под ИПС будем понимать автоматизированную поисковую систему, реализованную на средствах электронной вычислительной техники и предназначенную для поиска, а также выдачи пользователю необходимой информации по заданным параметрам.

В зависимости от вида получения выходных данных ИПС делятся на документальные, где результат поиска выдается в виде документа или ссылки на документ), фактографические (результат поиска – конкретные сведения, например, имя художника, или даты его жизни или др.) и докуметально-фактографические, когда два эти вида интегрированы; в последние годы именно этот класс систем приобрел популярность.

В основе работы ИПС лежит информационно-поисковый язык ИПЯ; это специализированный искусственный язык, предназначенный для:

• формализованного описания тех объектов, сведения о которых представляют интерес для пользователя (музейные предметы, авторы, коллекционеры, выставки и др.).

• формализованного выражения содержания информационных запросов при обращении к информационно-поисковой системе ИПС.

Ответ, основное содержание которого соответствует по принятым в ИПС критериям информационному запросу, называется релевантным, ответ соответствующий информационной потребности пользователя – пертитнентным. Оценку релевантности при работе ИПЯ производят по показателям полноты и точности выдачи информации, потери информации и информационного шума.

В зависимости от поставленной задачи в АИС могут быть использованы ИПЯ различных типов: классификационные, дескрипторные, фасетные, объектно-признаковые. Например, в Интернете в качестве ИПЯ широко используется «язык ключевых слов», представляющий собой совокупность ненормированных лексических единиц из заглавий, рефератов и полного текста документов.

Исследования и многолетний практический опыт показали, что для работы с музейными коллекциями наиболее подходящим является ИПЯ объектно-признакового типа.

 

2. Как уже говорилось, основное содержание текстовых БД составляют описания музейных предметов, информация о лицах и событиях, связанных с этими предметами, сведения о выставочной деятельности, а также и другие данные справочного и или нормативного характера.

Анализ существующих описаний музейных предметов позволяет выделить в их структуре две части, которые условно можно назвать "учетной" и "научной". Такое деление не только является отражением функциональных особенностей работы с описаниями памятников истории и культуры (каковыми являются и музейные предметы), но и определяется тем фактом, что учетная часть в большей степени универсальна и лучше поддается формальному описанию.

Большинство специалистов считают автоматизацию учета первоочередной, приоритетной задачей, как по времени ее решения, так и по значению. Именно ввод в БД учетных данных позволит получить необходимый минимум информации о состоянии фондов по тому или иному разделу, отработать основные технологические решения. Поэтому первым шагом к созданию БД о музейных предметах как правило бывает создание унифицированной структуры учетного описания музейного предмета, т.е. выделение множества признаков, которые описывали бы предмет с полнотой и точностью, соответствующими требованиям учета коллекций в музее.

Научная часть описаний характеризуется меньшей универсальностью, значительно слабее структурирована и труднее поддается формализации.

Требования к структуре специального научного описания в существеннейшей степени зависят от прагматических задач, которые ставит перед собой исследователь, от специфики тематической области и от целого ряда других причин. Разработка этой структуры в наибольшей степени требует участия специалистов в соответствующих тематических областях: архитекторов, историков, искусствоведов и др. При этом возникает весьма сложная система описания; так, в эксперименте по созданию научного описания сасанидских монет потребовалось более 100 специфических признаков. Естественно, что трудоемкость такого описания резко возрастает, для проведения этих работ как на этапе разработки структуры описания, так и при подготовке самих описаний необходимы специалисты очень высокой квалификации.

Сегодня вряд ли существует универсальный подход к структурированию научного описания музейного предмета. Выбор метода (конвенциональный, нормативный, с применением экспертных систем либо какой-либо другой) зависит от конкретной ситуации и предметной области.

3. Проблеме стандартизации структуры описания музейных предметов, и в первую очередь – учетной части, уделяется серьезнейшее внимание специалистами всего мира, так как ее решение является необходимым условием для создания музейной сети, которая позволила бы музеям осуществлять поиск необходимых данных и взаимный обмен данными. Именно поэтому специалисты, занимающиеся разработкой компьютерных информационных систем для музеев, первостепенное значение придают определению минимального набора данных, необходимых для создания “информационного ядра” описания предмета.

Еще в середине 1970-х Robert G. Chenhall (США) и Peter Homulus (Канада) впервые представили на обсуждение CIDOC проект стандарта описания музейного предмета на основе 16 информационных категорий.

Работа по совершенствованию и углублению исходного документа велась как в рамках CIDOC, так и организациями отдельных странах (особенно активно Ассоциацией по музейной документации Великобритании MDA). В 1994 году CIDOC подготовил и опубликовал документ “MICMO. Minimum information categories for museum objects: proposed guidelines for an international standard”. Этот документ следует рассматривать скорее как руководство по описанию музейного предмета, а не как официальный стандарт, и должен в этом качестве служить делу достижения консенсуса в музейном сообществе.

На основе MICMO были разработаны стандарты (точнее – инструкции, руководства и рекомендации) в различных странах.

Однозначности толкования лексики ИПЯ при описании музейных коллекций не удается добиться даже в рамках одного языка (не говоря уж о многоязычии), поэтому проблема терминологического и классификационного единства является одной из наиболее сложных и противоречивых, и над ее решением работают специалисты во всем мире. Сложности, возникающие при попытке создать единую терминологию при выработке лексического состава ИПЯ, объясняются неоднозначностью понимания разными специалистами терминов, используемых в музейной практике.

Для того, чтобы преодолеть терминологические и классификационные трудности за рубежом разрабатываются проекты терминологических словарей и словарей-тезаурусов. Эти словари-тезаурусы стали использоваться в музейных системах зарубежных стран, в том числе и в системах, созданных в рамках международных проектов стран ЕС. Например, система, занимающаяся изучением восточно-христианского искусства на компьютерной основе CODART-SYSTEM, использует тезаурус "Iconoclatura".

С 1993 года во Франции работает информационно-поисковая система описания и представления изображений в области живописи "NARCISSE (Net Art Research Computer Image Systems in Europe)". Позднее эта система стала использоваться для других видов изобразительного и прикладного видов искусства. В этой системе был применен стандарт описания музейного предмета с использованием многоязычных (15 языков) словарей-тезаурусов. Позитивные результаты, полученные в этом проекте, позволили перейти к решению более сложных задач, которые решаются в рамках проекта EROS, где используется в том числе и русскоязычная версия тезауруса; в работе над этими проектами активное участие принимает Государственный Исторический Музей.

В связи с развитием сети Интернет наметилась тенденция объединения ведущих специалистов в междисциплинарные рабочие группы для выработки общегосударственных подходов к решению проблемы широкого доступа к культурному наследию.

 

Литература

1. Лебедев А.В. Музейные представительства в Интернет: Российский и зарубежный опыт // Музей и новые технологии. М., 1999

2. Лебедев Л.Я. Информационные технологии в музейном деле // Основы музееведения: Учебное пособие. М., 2005.

3. Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея. М., 2007.

4. Перцев Д.Г Компьютер в музее и музей в компьютере. М – Милан, 1996.

5. Томпсон О.И. Новые технологии и культурное наследие. М., 2009

 

1. Интернет был рожден в США, и самое интересное, что толчком для его создания послужило то обстоятельно, что СССР якобы хотел напасть на США, или, по крайней мере, в США так думали. Вследствие этого, военные США в 1958 году приняли решение создать систему раннего оповещения о ракетной атаке со стороны СССР (система NORAD, North American Aerospace Defense Command). Поскольку наблюдательные пункты были разбросаны по стране, необходима была сеть, способная быстро передавать информацию.

В августе 1962 года Дж. Ликлайдер из Массачусетского технологического института (США) выступил с серией заметок, в которых содержалось документальное описание социального взаимодействия, которое станет возможным благодаря сети. Автор предвидел создание глобальной сети взаимосвязанных компьютеров, с помощью которой каждый сможет быстро получать доступ к данным и программам, расположенным на любом компьютере. По духу эта концепция очень близка к современному состоянию Интернет. В октябре 1962 года Ликлайдер стал первым руководителем исследовательского компьютерного проекта в Управлении перспективных исследований и разработок Министерства обороны США (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA).

Первым записанным описанием социальных взаимодействий, которые удалось наладить с использованием сетевых технологий, была серия заметок, написанных Дж. К. Р. Ликлидерoм из MIT в августе 1962 г., в которых обсуждалась его концепция «Галактической сети». Он предвидел появление глобального взаимосвязанного набора компьютеров, с помощью которых каждый мог бы быстро получать доступ к данным и программам с любого узла. По своему духу данная концепция очень сильно напоминала современный Интернет. Ликлидер первым возглавил научно-исследовательскую компьютерную программу в агентстве DARPA,4 начиная с октября 1962 г. Работая в DARPA, он убедил своих последователей в DARPA Ивана Сазерленда, Боба Тейлора и ученого из MIT Лоренса Дж. Робертса в важности этой концепции сети.

Леонард Клейнрок в MIT опубликовал первую статью по теории пакетной коммутации в июле 1961 г. и первую книгу по данной теме в 1964 г. Клейнрок убедил Робертса в теоретической возможности связи с использованием пакетов вместо цепей, что стало важным шагом в области развития компьютерных сетей. Другой важный шаг состоял в том, чтобы заставить компьютеры общаться друг с другом. Для изучения этого вопроса в 1965 г., работая вместе с Томасом Мерриллом, Робертс подключил компьютер TX-2, находящийся в штате Массачусетс, к компьютеру Q-32 в Калифорнии с использованием низкоскоростной телефонной линии. В результате этого была создана первая (пусть и небольшая) широкомасштабная компьютерная сеть.

К концу 1969 года четыре компьютера были объединены в сеть, получившую название ARPANet. Предполагалось, что эта сеть будет объединять компьютеры военных научно-исследовательских и учебных заведений и использоваться для связи в случае третьей мировой войны. В последующие годы число компьютеров, подключенных к Arpanet, росло.

В 1973 году была начата работа над проектом Internetting Project (Проект объединения сетей). Руководитель этого проекта Роберт Кан высказал идею открытой сетевой архитектуры. Открытая сетевая архитектура подразумевает, что отдельные сети могут проектироваться и разрабатываться независимо. В ходе выполнения проекта был разработан протокол, удовлетворяющий требованиям окружения с открытой сетевой архитектурой. Этот протокол был впоследствии назван TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internet Protocol – Протокол управления передачей/Межсетевой протокол).

1 января 1983 года был осуществлен одновременный переход всех компьютеров в составе ARPANET на протокол TCP/IP. Так был установлен стандарт, согласно которому могла развиваться сеть Интернет, согласно которому она развивается и поныне.

В России первой сетью, связанной с Интернет, стала сеть RELCOM, созданная в 1990 г. на базе Курчатовского института атомной энергии в Москве. Создатели сети – физики – стремились получить канал оперативного общения со своими западными коллегами в первую очередь для проведения совместных исследований. Однако, как это часто бывает, созданная ими российская подсеть Internet вскоре приобрела самостоятельное значение. В 1996 г. эта сеть имела уже порядка 300 узлов и насчитывала десятки тысяч абонентов.

В мае 1994 года «Открытый контакт» приобрел статус администратора национальной доменной зоны by. Благодаря этому стали возможны белорусские сайты с окончанием на.by. В 1995-96 годах в сети начали появляться первые белорусские странички.

3 июля 1995 года было создано Республиканское государственное предприятие «Белтелеком», ставшее национальным оператором связи. В июле 1996 года заработала сеть «БелПак», имевшая в то время 18 узлов доступа в Интернет.

В марте 1997 года запущен в эксплуатацию спутниковый канал на 1024 кбит/с. (На середину 2003 года совокупный внешний канал связи РО «Белтелеком» составлял 79 Мбит/с)

В феврале 1999 года «Белтелеком» запустил общереспубликанскую систему беспарольного коммутируемого доступа, которая могла обслуживать до 15000 абонентов в месяц.

Беларусь стала одной из первых стран в мире, принявшей закон об электронном документе. Закон был подписан президентом 22 декабря 1999 г.

В конце 2002 года правительство Беларуси приняло Государственную программу информатизации «Электронная Беларусь».

2. Глобальные поисковые системы позволяют искать данные во всем пространстве сети Интернет. Можно, например, назвать поисковые системы на английском языке Yahoo (www.yahoo.com), AltaVista (www.altavista.digital.com) Google (www.google.com); одна из самых распространенных российских систем – РАМБЛЕР (www.rambler.ru), Апорт (http://www.aport.ru/), Яндекс (www.yandex.ru).

Работа поисковых систем основана на использовании так называемых ключевых слов или слов-концепций. Поиск осуществляется в некоторой индексной базе данных (ИБД), содержащей ссылки на соответствующие источники первичной информации. Для создания и поддержки таких баз данных применяются так называемые программы-роботы, задачей которых является регулярный обход всего информационного пространства и извлечение из встреченных документов заголовков, выделенных слов и ссылок, оглавлений, начальных абзацев и другой служебной информации.

Для поиска в ИБД используются различные алгоритмы поиска и ранжирования документов по степени релевантности, т.е. по мере близости к теме запроса содержащейся в них информации. Одним из таких алгоритмов является алгоритм, вычисляющий степень релевантности каждого документа по отношению к запросу, содержащему некоторый набор ключевых слов в зависимости от частоты появлений каждого ключевого слова в каждом документе, ее максимального значения, общего количества документов в собрании и количества документов, содержащих ключевое слово. После ввода запроса поисковая система определяет, какие документы, их индексы, хранящиеся в ИБД, обладают максимальной релевантностью, и возвращает пользователю список адресов, указывающих на места нахождения первоисточников,

На самом деле неважно, насколько хорош тот или иной алгоритм поиска и ранжирования, т.к. документ, обладающий максимальной степенью релевантности, может и не содержать нужной пользователю информации. Это может быть вызвано чрезмерно большим (малым) количеством ключевых слов в запросе, повторами синонимов, а также неудачной формулировкой самого запроса вследствие недостаточного понимания предмета поиска. Поэтому применение какой-либо конкретной поисковой системы требует разработки предварительной методики поиска.

3. Необходимо заметить, что в силу ряда субъективных и объективных причин музейная область оказалась в привилегированном положении: вот уже много лет успешно функционируют специализированные сервера, ориентированные на музейных специалистов, учащихся и любителей искусства.

Сайт, созданный группой специалистов Дарвиновского музея под руководством Кирилла Наседкина в 1996 году и превратившийся в дальнейшем в портал «Музеи России».

Сайты Международного Совета Музеев ICOM www.icom.org, комитета CIDOC www.cidoc.icom.org, позволяют быть в курсе ситуации, касающейся мирового музейного сообщества.

Весьма популярны стали специализированные порталы, содержащие базы данных высококачественных электронных изображений предметов из музеев и частных коллекций, распространяемые через Интернет (на коммерческой ос-нове). В качестве примера: проекты корпорации Corbis www.corbis.com/ компании Scala www.scala.firenze.it/in.dir/default.htm.

 

Литература

1. Лебедев Л.Я. Информационные технологии в музейном деле // Основы музееведения: Учебное пособие. М., 2005.

2. Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея. М., 2007.

3. Перцев Д.Г Компьютер в музее и музей в компьютере. М – Милан, 1996.

4. Шлыкова О.В. Феномен мультимедиа. Технология эпохи электронной культуры. Московский государственный университет культуры и искусства. – М., 2003. - 267 с.

1. Мультимедиа – одновременное использование различных форм представления информации и ее обработки в едином объекте-контейнере.

Термин мультимедиа также, зачастую, используется для обозначения носителей информации, позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним (первыми носителями такого типа были CD – compact disk). В таком случае термин мультимедиа означает, что компьютер может использовать такие носители и предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, анимация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст.

Появление мультимедийных технологий нашло быстрое применение в области социально-культурного сервиса и туризма. Мультимедийная технология предоставляет возможность работы со звуковыми, графическими и видеофайлами, что открывает новые направления использования компьютерной техники в области социально-культурного сервиса и туризма, более наглядное преподнесение туристического продукта пользователю, вплоть до разработки виртуальных экскурсий и путешествий.

Самыми современными направлениями использования мультимедийных технологий в туризме являются мультимедийные презентации и экскурсии.

Мультимедийная презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Отличительной особенностью мультимедийной презентации является ее интерактивность, то есть создаваемая для пользователя современными компьтерными средствами возможность взаимодействия с мультимедиа изображением.

Мультимедийные презентации, прежде всего, предназначены для решения маркетинговых задач: информирование о товарах и услугах, выпускаемых компанией, в динамичной визуальной форме, максимально сфокусированной на конкретную целевую аудиторию; мультимедиа поддержка широкомасштабных рекламных кампаний по продвижению продукта или брэнда.

Преимущества мультимедийных презентаций:

интерактивность;

мобильность (возможность демонстрации рекламного ролика в любое время, в любом месте);

информативность;

экономическая эффективность.

2. Создание электронных публикаций ЭП (как на CD-ROM, так и сайтов в сети Интернет) – это длительный и дорогостоящий процесс, в котором должны участвовать специалисты разных профессий: музейщики, художники, программисты и др.

Все начинается с осознания того, что далеко не все, что хотелось бы рассказать о музее, о коллекции, о выставке, о художнике – да мало ли о чем возникает необходимость поведать музейщику – можно адекватно представить с помощью традиционных средств.

Более чем десятилетний опыт показал, что музею не под силу найти всех исполнителей в своем коллективе и собственными силами провести весь комплекс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.45 (0.021 с.)